Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЗаконодательнаябазаразвитияВИЭвРФ




 

Спринятием10ноябрярешенийправительствапоразвитиюВИЭвстранезавершилсябольшойиважныйэтапформированиязаконодательнойинормативнойбазыподдержкиэтоговидагенерациивстране.Считаемважнымподвестипервыеитогикакформированиянормативнойбазыразвитияэтойподотраслиэлектроэнергетики,такиразвитиясамойподотрасливРоссиипослезапускасистемыееподдержки.

СтановлениесистемыподдержкивозобновляемыхисточниковэнергиивРоссииимеетсвоюисторию,иперваяпопыткаеесозданияотноситсяксередине1990-хгг.,когдав1997г.группойспециалистовподруководствомд.т.н.П.П.Безрукихбылразработанпервыйпроекттакогозаконодательногоакта,вдальнейшемотклоненныйПрезидентомРФ.

Попыткиразработатьновыйзаконопроектначалисьв2004г.ужепоинициативеРАО«ЕЭСРоссии».Работагруппыспециалистовзакончиласьпринятиемвноябре2007г.неотдельноготематическогозакона,апоправоквдействующийФедеральныйзаконот26.03.03№35-ФЗ«Обэлектроэнергетике»,которыевпервыезафиксировалиосновныеположениясистемызаконодательнойподдержкиразвитияВИЭвРоссии.

Следуетотметить,чтосамаяперваяверсияпроектазаконасодержалаобабазовыхподходакподдержкеВИЭ,составляющихосновуаналогичногозаконаГермании:1)обязательствопокупкиэнергиинаосновеВИЭсетевымиорганизациямии2)установлениегосударствомвзаконефиксированныхтарифовнапокупкутакойэнергииугенераторов.Однакоперваяидеябылавдальнейшемразработчикамиограниченадообъемовтакогообязательства,непревышающеговеличинытехнологическихпотерьнаосноведействующегопотребованиямзакона«Обэлектроэнергетике»такогожеограничениявозможностейсетевыхорганизацийвРоссиинапокупкуипродажуэнергии.Втораяидеятрансформироваласьвсхемуфиксированнойнадбавкикрыночнойценеэнергии.

ВдальнейшембольшихправоквзаконодательныеосновыподдержкиВИЭвРоссииневносилось,заисключениемновогоположения,предусматривающеговозможность,кроменадбавкикцене,использоватьмеханизмплатызамощность,окоторомподробнеебудетрассказанониже.

ВходеработынадзаконопроектомпередегосоздателямистоялонесколькопринципиальныхметодологическихвариантовэкономическогорешенияотносительноподдержкиразвитияВИЭвстране.Кругвсехвозможныхметодологическихпроблемэкономическихаспектовразвитиявозобновляемойэнергетики,которыедолжныбылинайтисвоеотражениевзаконодательныхнормах,достаточноширок,новданной работе рассмотреныдвеизних,которые,помнениюавторов,былииявляютсянаиболееактуальными.

ПерваяпроблемазаключаетсяввыборемеждупрямымстимулированиемгенераторовзапроизведеннуюэлектроэнергиюнаосновеВИЭикосвеннойподдержкойгенерирующихобъектовВИЭпутемнормативногопринужденияпотребителейкиспользованиюименноэнергиинаосновеВИЭ,которые,всвоюочередь,вынужденыбудутподдерживатьсвоимизакупкамитакиегенерирующиеобъектыВИЭ.ВпервомслучаепроизводителиэнергиипоощряютсязавесьпроизведенныйобъемэлектроэнергиинаосновеВИЭчерезтотилиинойинструментвыручки.Вовтором—устанавливаетсянормативноетребованиекпотребителямэлектроэнергии,чтобыкакая-точастьэтогопотреблениябыланаосновеэнергииВИЭ,идестимулируютсяпотребителивслучаеневыполненияэтогонормативноготребования.

ВтораяметодологическаяпроблемасостоитввыборемеждуотносительносвободнымвариантомопределенияобъемовпроизводстватакойэнергиииместоположениягенерирующегообъектаВИЭегоинвестором(оператором)ивариантом,прикоторомгосударствокаким-тообразомлимитируеттакиеобъемыиконтролируетместарасположениятакихгенерирующихобъектов.ПрипервомвариантепоощряетсяпрактическилюбоепроизводствоэнергиинаосновеВИЭпопринципу«чембольше,темлучше».Привторомвариантегосударствоустанавливаеттеилииныеограничениянаобъемыпроизводстватакойэнергииилинаобъемывводимоймощноститакихустановок,чтобыконтролироватьуровеньдополнительнойнагрузкинаконечныхпотребителейиуровеньсоциальнойприемлемостипринятыхмерподдержкиВИЭ.

Обеэтипроблемытесносвязанымеждусобой,хотяимогутрешатьсясамостоятельнонаосновеотдельныхметодическихинструментов.

Вконечномсчетеразработчикамизаконодательныхмерподдержкибылопринятосмешанноерешение,предполагающееразныеметодологическиеподходынаоптовомрынкеэлектроэнергииимощностиинарозничномрынкеэлектроэнергии.Наоптовомрынкебылвыбранметодологическийподход,которыйпредполагаетосуществлениеподдержкинаосновеобъемапроизведеннойипроданнойнарынкеэнергии,новпределахустановленныхправительствомограниченийпообъемамвводовмощностейгенерациипогодамипотехнологиямгенерации.НарозничномрынкеэлектроэнергииметодологиясистемыподдержкигенерациинаосновеВИЭосновананаобязательствезакупкиэтойэнергиисетевымиорганизациямипоповышеннымтарифам,обеспечивающимокупаемостьпроектов.Методическиэтотподходнепредполагаеткаких-либонормативныхограниченийпообъемамвводов,ноиспользуетограничениепообъемамэнергииВИЭ,обязательнойкпокупкесетевымиираспределительнымикомпаниямирегиона:неболее5%объемаихтехнологическихпотерь[19].

Идляоптового,идлярозничногорынковправительствомустановленыпредельныезначениякапитальных(включаязатратынатехнологическоеприсоединениестанцийксетям)иэксплуатационныхзатрат,которыепринимаютсянаоптовомрынкедлярасчетавеличиныплатызамощность,анарозничном—длярасчетавеличинспециальных(повышенных)тарифовнаэнергиюВИЭ.

ВнастоящеевремякорпусфедеральныхзаконодательныхинормативныхактовпоподдержкеВИЭнаоптовомрынкеэлектроэнергииимощностивключаетвсебяследующиедокументы:

-ДополнениявФЗ№35«Обэлектроэнергетике»от04.11.07—установиливпервыевисторииРоссиизаконодательныеосновысистемыподдержкиобъектовВИЭ.ОсновнымусловиемполученияподдержкиявляетсяквалификацияобъектовВИЭ;

-ПостановлениеПравительстваРФот03.06.08№426«Оквалификациигенерирующегообъекта,функционирующегонаосновеиспользованиявозобновляемыхисточниковэнергии»споследующимидополнениями—установилопринципыикритерииквалификациигенерирующихобъектовВИЭ,уполномоченныморганомпопроведениюкоторойявляетсясозданныйвоисполнениеФЗ№35Советрынка(полноенаименованиевнастоящеевремя—Ассоциация«НПСоветрынка»);

-РаспоряжениеПравительстваРФот08.01.09№1-р—определилоосновныенаправлениягосударственнойполитикивобластиразвитияэлектроэнергетикинаосновеиспользованиявозобновляемыхисточниковэнергиинапериоддо2020г.иустановилоцелевыепоказателииспользованияВИЭвсфереэлектроэнергетики:увеличениедолииспользованияВИЭдо2,5%к2015г.(невыполнено)идо4,5%к2020г.;

-ПостановлениеПравительстваРФот20.10.10№850,которымбылиутвержденыкритерииииндикаторыдляпредоставленияизфедеральногобюджетасубсидийдлякомпенсациистоимоститехнологическогоприсоединениягенерирующихобъектовнаосновеВИЭсустановленнойгенерирующеймощностьюнеболее25МВт;

-ПриказМинэнергоРоссииот22.07.13№380—утвержденыосновныеправилапредоставлениявышеназванныхсубсидийвпорядкекомпенсациистоимоститехнологическогоприсоединениягенерирующихобъектовнаосновеВИЭ;

-ПостановлениеПравительстваРФот28.05.13№449—установилопорядокподдержкигенерирующихобъектовВИЭнаоптовомрынкеэлектрическойэнергииимощностипосредствомпроведенияконкурсныхотборовинвестиционныхпроектов,начинаяс2013ипо2020г.,вотношениикоторыхбудутзаключатьсядоговорыопредоставлениимощности;

-РаспоряжениеПравительстваРФот28.05.13№861-р—зафиксировалобазовыеиндикаторыподдержкигенерирующихобъектовВИЭнаоптовомрынкеэлектроэнергии,включаяежегодныеобъемывводовипредельныепоказателикапитальныхиэксплуатационныхзатратдлятакихобъектов;

-ПостановлениеПравительстваРФот17.02.14№117«Онекоторыхвопросах,связанныхссертификациейобъемовэлектрическойэнергии,производимойнафункционирующихнаосновеиспользованияВИЭквалифицированныхгенерирующихобъектах»,котороеустановилопорядоквыпускаиобращения«зеленых»сертификатовнаобъемпроизведеннойэлектроэнергииобъектамиВИЭ(однакорынок«зеленых»сертификатоввРоссиинеполучилсвоегоразвитияпорядупричин,очембудетупомянутодалее);

-ПостановлениеПравительстваРФот10.11.15№1210«ОвнесенииизмененийвнекоторыеактыПравительстваРоссийскойФедерацииповопросамиспользованиявозобновляемыхисточниковэнергиинаоптовомрынкеэлектрическойэнергииимощности»,котороеопределилопорядоккорректировкивеличинвозмещаемыхкапитальныхзатратсучетомвалютногокоэффициента,рассчитываемогонаосновестоимостибивалютнойкорзиныпоотношениюкрублюспоправкойнастепеньлокализации,длячастичнойкомпенсациивалютныхрисковинвесторамвобъектыгенерациинаосновеВИЭ;

-РаспоряжениеПравительстваРФот10.11.15№2279-р«ОвнесенииизмененийвраспоряжениеПравительстваРоссийскойФедерацииот8января2009г.№1-р»,котороеввелопорядоккорректировкипредельныхкапитальныхзатрат,определяемыхдляцелейпроведенияконкурсногоотборапроектовВИЭ,сучетомвышеописанноговалютногокоэффициента.


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 151.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...