Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТИПЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ




В этом разделе мы будем рассматривать главным образом действия толпы и людских масс. Затем мы обсудим в этой главе особенности социальных движений.

Социологи разработали ряд классификаций типов коллективного поведения. Одна из самых обширных классификаций предложена Джоном Лофландом (1981), который прежде всего устанавливает различие между массой и толпой. Толпа - это "относительно большое число людей, находящихся в непосредственной близости друг к другу (лицом к лицу)" /578/ (с.416). Массой называется "совокупность людей, которых волнует одна и та же тема, но они не находятся в непосредственной физической близости друг от друга" (с.416). Беспорядки в Уоттсе были проявлением поведения толпы, участники событий часто действовали в непосредственной близости друг к другу. Широко распространившаяся паника в связи с известием о крахе на фондовой бирже в 1929 г. была примером массового поведения, жители всей Америки реагировали на одно и то же событие.

Коллективное поведение может быть отмечено и на уровне толпы, и в массовом масштабе. Иногда оно наблюдается одновременно на обоих уровнях. В течение нескольких дней после захвата иранскими воинствующими элементами в конце 1979 г. примерно 60 заложников в американском посольстве в Тегеране американцы объединились, потрясенные насилием. В то же время в десятках городов США толпы людей проявляли враждебность по отношению к отдельным иранцам, преследуя и даже избивая их.

Лофланд выделяет три основных типа эмоций, присущих коллективному поведению: страх, враждебность и радость. Эти эмоции могут ощущаться и выражаться толпами и массами людей. Паника, вызванная пожаром в театре, - проявление страха толпы. Восторг миллионов американцев, когда в 1969 г. была впервые осуществлена посадка космического корабля на Луне, - пример массовой радости. Конечно, как и все эмоции, страх, враждебность и радость могут проявляться с различной степенью силы. Например,- слово "страх" может употребляться как обобщенное понятие, включающее переживание ужаса, испуга, тревоги, смятения, оцепенения, паники, жуткого страха, отвращения или трепета (Лофланд, 1981). Учитывая многообразие оттенков эмоций, тем не менее можно проанализировать, каким образом эти три основных чувства влияют на коллективное поведение толп и масс людей. (Шесть категорий этой классификации представлены в табл. 19-1.)

Таблица 19-1. Типы коллективного поведения

Основная эмоция

Условия

Толпа Масса
Страх Зрители, в панике убегающие из театра из-за пожара Заложники, захваченные группой террористов на борту самолета Стихийные бедствия Страх кровопролития Волны преступности Преследование сектантов
Враждебность Политические собрания, шествия Толпы линчующих людей Расовые беспорядки Объявление политических деятелей “Козлами отпущения” Перекрестный огонь
Радость Собрание членов секты Фашистские сборища в Нюрнберге Праздничный карнавал Рок-концерты Спортивные события Золотая лихорадка Низкопробная мода Утренний бег как физическое упражнение Диско Выступления любимых исполнителей рока

Источник: M. Rosenberg, R.H. Turner. Social Psychology: Sociological Perspectives, 1981.

Страх толпы

Самый знакомый пример страха толпы - паника, которая возникает, если люди оказываются в опасной ситуации. Такая ситуация сложилась вечером 3 декабря 1979 г. на большом стадионе Риверфрант в Цинциннати. Примерно в 13 часов 30 мин. толпа начала собираться у главного входа на стадион, где в 8 часов вечера должен был состояться концерт рок-группы "The Who", На большинстве билетов не были /579/ указаны места, поэтому люди пришли заблаговременно, чтобы занять место. Когда температура понизилась почти до 0°С и холодный ветер подул с реки Огайо, толпа стала увеличиваться и в 18.30 у входа было около 8000 человек. Перед ними два ряда из восьми дверей соединялись и одной точке в форме буквы "V".

Когда толпа услышала, что музыканты начали настраивать инструменты, она двинулась вперед, придавив людей к закрытым дверям. Наконец в 19.05 вечера открылись 4 из 16 дверей, началось долгое мучительное проталкивание вперед. Люди, стоявшие сзади, выкрикивали: "Раз, два, три, толкай!" Люди падали, а их топтали. Нескольких человек задавили насмерть, другие задыхались, когда им удавалось пробраться внутрь. К концу концерта было обнаружено 11 трупов (Флиппо, 1980).

Враждебность толпы

27 ноября 1978 г. бывший инспектор полиции Сан-Франциско Дэн Уайт вошел в здание муниципалитета и застрелил мэра Джорджа Москоуна и полицейского инспектора Харви Милка. Харви Милк был первым гомосексуалистом не скрывавшим этого, избранным на государственный пост в Сан- Франциско. /580/ Он был важным символом для большой общины гомосексуалистов, проживавших в городе. Уайт объяснил убийство мэра тем, что хотел быть переизбранным в коллегию инспекторов, но узнал о планах мэра назначить кого-то другого. Как заявил Уайт, он вошел в кабинет Милка, начал говорить с ним, а затем убил, потому что "Харви самодовольно ухмыльнулся". На судебном процессе по делу Уайта прокурор заявил, что обвиняемый совершил убийство при отягчающих обстоятельствах и должен быть приговорен к смертной казни. Однако 21 мая ему было предъявлено обвинение в преднамеренном убийстве и вынесен приговор: тюремное заключение - максимальный срок 7 лет и 8 месяцев.

В тот вечер небольшая толпа собралась на улице Кастро возле баров и клубов гомосексуалистов и двинулась к зданию муниципалитета в знак протеста против мягкого приговора. К 20 часам вечера шествие, уже достигшее 5000 человек, превратилась в разгневанную толпу; люди поджигала кусты, мусорные урны, газетные киоски. Небольшие группы бежали по переулкам, разбивая окна автомобилей, магазинов и домов. Прибыла полиция, но численность нарушителей порядка оказалась большей, полиции пришлось отступить в здание муниципалитета. Толпа швыряла в окна кирпичи, поджигала полицейские машины. "Дэна Уайта, сюда! Линчевать его!" - кричали они. Прибыли новые отряды полиции, воздух был пропитан слезоточивым газом. К полуночи толпу разогнали; беспорядки нанесли ущерб на миллион долларов; было подожжено 12 полицейских машин, ранено 119 человек, в том числе 59 полицейских (Тэрнер, 1979; Бек, Риз, 1979).

Радость толпы

В конце недели с 15 по 17 августа 1969 г. происходило уникальное событие, которое впоследствии стали называть просто "Вудсток". В тот прохладный дождливый уик-энд в Бетеле (Нью-Йорк) собралось от 300 000 до 400 000 человек, большинство из которых были моложе 30 лет, на Вудстокский музыкальный и художественный фестиваль - самый крупный фестиваль рока когда-либо проводившийся в Америке. "Никогда ни одно событие не собирало такое огромнейшее количество народа. И люди объединились - задушевно, с глубоким смыслом, с такой подлинной радостью, что воздействовали не только на всех окружающих, но и на средства массовой информации, а затем на миллионы других, молодых и старых, на тех, в частности, кто был против подобных мероприятий и не понимал сущности поп-культуры" (Сандер, 1969). Хотя /581/ ощущалась нехватка пищи, воды, туалетов, не было в достаточном количестве полиции, отчего на дорогах на протяжении многих миль происходили заторы транспорта, люди не падали духом. Они делились друг с другом пищей, водой, вином. Преобладало мирное настроение. Вот что рассказал один 19-летний юноша: "Суть не в том, что люди открыто передавали друг другу марихуану; главное, их почти не подавляли и не применяли силу, ведь полицейских было немного, и они дружелюбно относились к собравшимся. Огромная толпа людей вела себя прилично. Это было самое необычайное проявление того, какими хорошими люди могут быть и хотят быть на деле, если их оставят в покое. Здесь этические нормы соблюдала огромная масса людей" ("The New Yorker", 1969, Aug.30, p. 19).

Массовый страх

Утром 13 мая 1974 г. в конторе д-ра Джоэла Л.Нитцкина, директора Бюро защиты прав потребителей округа Дэйд (Флорида) при Министерстве здравоохранения раздался звонок - ему сообщили о тревожной ситуации, сложившейся в начальной школе в Бэй Харборе: прорвалась труба или произошла какая-то утечка и помещение школы заполнил ядовитый газ. Многие дети отравились, и некоторые срочно отправлены в больницу.

Первой жертвой таинственной болезни оказалась Сэнди -11-летняя ученица пятого класса. В 9 часов утра Сэнди и примерно 175 других школьников собрались в актовом зале (который использовался как кафетерий) для репетиции музыкальной программы. В середине репетиции Сэнди плохо себя почувствовала, и некоторые школьники видели, как она вышла из зала. Она пошла в школьную поликлинику и вдруг упала без сознания. Многие другие дети вскоре тоже плохо себя почувствовали. 7 школьников были отправлены в больницу, около 25 ушли домой, примерно сорока учащимся оказывалась помощь в актовом зале.

Проходя по залу и разговаривая с детьми, д-р Нитцкин ощутил в воздухе странный запах. У школьников проявлялись многие необычные симптомы: головная боль, головокружение, простуда, боль в области живота, затрудненное дыхание, слабость. У двоих детей наблюдалась гипервентиляция - они делали быстрые глубокие вздохи. Тем временем выяснилось, что запах исходил от клейкого вещества, использованного для сохранности ковра, уложенного в библиотеке целых две недели назад. Утечки газа не было. /582/

Д-р Нитцкин позвонил в больницу и узнал, что результаты лабораторных анализов детей соответствуют норме.

Школьники, у которых проявилась гипервентиляция, помогли ему найти ключ к разгадке, и его подозрения подтвердились. Дети действительно оказались жертвами эпидемии, но это была эпидемия массовой истерии, вызванная двумя совпадениями. Во-первых, когда Сэнди вынесли из школы на носилках, через холл проходили школьники у которых занятия начинались в 9 часов. Они увидели Сэнди на носилках. А раньше видели, что она вышла из комнаты, и теперь поняли почему. Один из детей сразу пожаловался на недомогание, и это стало началом "эпидемии". Потом произошло второе совпадение. Прибыл местный врач, увидел группу, оказывающую помощь пострадавшим, выслушал жалобы детей на различные симптомы и почувствовал запах клеющего вещества, исходивший от ковра. Ему показалось, что пахнет каким-то ядом, и он кому-то сообщил об этом. Распространился слух о болезни Сэнди и запахе яда в воздухе. Совпадение обоих обстоятельств способствовало массовой истерии (Роуэче, 1978).

Массовая враждебность

28 ноября 1942 г. в здании ночного клуба в Кокоанат Гроув (Бостон, Массачусеттс) возник пожар. Видимо, пламя разгорелось от искры, вспыхнувшей, когда помощник официанта менял электрическую лампочку. Эта искра попала на искусственную пальму, пламя быстро распространилось по всему клубу. Людей охватила паника, и они устремились к выходам. Но в здании их было мало, и произошло столпотворение. Многие люди сгорели или были задавлены насмерть. Погибли 491 человек. Во всей истории Америки мало было пожаров с таким количеством жертв. Вначале местные жители и население всей страны были потрясены. Однако на следующей неделе эту реакцию постепенно сменило некое чувство массового негодования, когда пресса и общественность стали обвинять в случившемся разных людей, которые, возможно, были ответственны за происшедшее. Указали на помощника официанта, на владельцев клуба, которые установили в нём так много предметов из легко воспламеняющихся материалов, кроме того, на инспекторов муниципалитета, закрывавших глаза на многие нарушения правил безопасности. Гнев общества был направлен на отдельных людей, именно их пытались обвинить в случившемся, хотя паника произошла в результате сложного совпадения причин (Вельтфорд, Ли, 1943). /583/

Массовая радость

Самые привычные формы массовой радости - общие увлечения, мода, мания, охватывающие целые общества, а иногда и весь мир. Например, в 60-е годы наблюдалось повальное увлечение группой "The Beatles". Тысячи подростков толпами окружали эту группу, где бы она не появлялась, и замирали от восторга у телевизоров, когда их кумиры пели: "Я хочу удержать твою руку". Позднее объектом массовой радости стала хоккейная команда США. Это произошло после её неожиданной победы над советской командой на зимних Олимпийских играх в Лейк-Плэсиде (Нью-Йорк, 1980). Через несколько секунд после победы команду окружила толпа зрителей, в то время как на улице люди скандировали: "Первые - мы!" Когда диктор восторженно объявил по радио, что эта победа стала величайшим событием в истории спорта за последние 20 лет, в тысячах баров всей страны царила праздничная атмосфера. Через несколько дней члены команды вместе с другими участниками Олимпийских игр были с почётом приняты в Белом доме. Они давали бесчисленные интервью во множестве газет. В заголовке газеты "Нью-Йорк пост" спортсменов назвали "Наши герои ".

Система классификации Лофланда, вероятно, охватывает многие типы коллективного поведения. Но чтобы понять, насколько она полезна, следует более подробно рассмотреть причины, особенности и результаты коллективного поведения. Вначале мы сосредоточим внимание на анализе поведения толпы.

ДИНАМИКА ТОЛПЫ

Исследователи выделили многие образцы поведения толпы. Однако, прежде чем начинать действовать, толпа должна образоваться. Действие, в результате которого люди из разных мест отвлекаются от своих дел и образуют толпу, называется процессом сбора.

Процесс сбора

Кто присоединяется к толпе? Несколько факторов влияют на вероятность вовлечения человека в незапланированные действия толпы. Лишь те, кому что-то известно о несчастном случае, пожаре, беспорядках или другом событии, стремятся попасть на место действия. Некоторые события немедленно вселяют тревогу. Визг шин, глухой стук, звук стекла, разбивающегося /584/ на улице, и пронзительные крики обычно привлекают внимание прохожих. Люди узнают о беспорядках по слухам, по радио или телевидению, а также из многих других источников. Когда толпа начинает собираться в одном месте, прохожие, вначале ничего не знавшие о событии, обычно проявляют к нему интерес и также присоединяются к толпе.

Они могут осознанно вступить в толпу, но многие делают это бессознательно. Люди, которые в прошлом участвовали в беспорядках, склонны затевать их снова. Большинство городских беспорядков, наблюдавшихся в США летом 1967 г., происходили по вечерам или в выходные дни. Именно тогда огромное множество людей не работает и имеет время для участия в действиях толпы. По-видимому, наличие свободного времени - главный фактор, способствующий процессу сбора. Люди, которые лишь в небольшой мере "разрываются" между семьей и работой наиболее склонны реагировать на известия, привлекающие толпу (Мак-Фэйл, Миллер, 1973).

Коммуникация

Если вы когда-нибудь оказывались вблизи толпы, наверное, в самом начале вы спрашивали: "Что происходит?". Вам могли ответить: "Мы идем к зданию муниципалитета; городской совет стремится навязать всем работающим в городе новый подоходный налог". В этих фразах раскрывается один из главнейших принципов динамики или процесса поведения толпы. Между членами толпы постепенно устанавливается коммуникация, благодаря которой события обретают смысл.

Маршалл (1947) исследовал панику среди американских войск в период Второй мировой войны. Он обнаружил, что паника могла быть вызвана простым фактом - видом человека убегающего с поля боя в направлении тыла. Солдаты считали это событие признаком массового отступления и сами тоже устремлялись в тыл. Этот пример показывает, что если толпа действует, как единое целое, члены ее должны понимать ситуацию одинаково.

Слух - самый распространенный тип коммуникации в толпах людей. Слухом называется утверждение, принимаемое на веру, но не подтвержденное официальными источниками (Кнапп, 1940). Наш рассказ о беспорядках в Уоттсе иллюстрирует роль слуха, который способствовал мобилизации толпы к действиям. В Уоттсе инцидент между полицейским и "беременной" женщиной был истолкован в соответствии с предубеждением местных жителей насчет жестокости полиции. Слухи осуществляют несколько важных функций. Помимо /585/ всего прочего, они придают значение ситуации, которую люди не понимают. На это значение глубокое воздействие оказывают верования и ожидания, которые люди уже восприняли. Слухи готовят людей к действиям. Они помогают им понять, что случилось и должно произойти, а также что и где надо предпринять.

Конвенционализация

Конечный результат динамики поведения толпы представляет собой процесс конвенционализации (Блумер, 1951; Тэрнер, Киллиан, 1972). В начале этой главы мы подчеркивали, что существует очень тонкая грань между коллективным и институциональным, или конвенциональным (традиционным), поведением. Поведение толпы становится общепринятым, когда коллективное возбуждение обусловлено определенным важным событием. Обычно такие события приятны - спортивные мероприятия, торжественные вечера или религиозные собрания. Согласно классификации Лофланда, они входят в категорию "радость толпы".

В США такого рода поведение нашло воплощение в праздновании 4 июля. В первые годы завоевания независимости 4 июля и последующие несколько дней опять как бы имитировалась война за независимость с опасными фейерверками и насилием. Однако позже в большинстве штатов было запрещено использование фейерверков без особого разрешения и приняты законы, не допускающие хулиганства во время празднования. Людей приучили себя вести прилично и эта церемония стала вполне организованной. Например, 4 июля американцы, придя на стадион, спокойно сидят и наблюдают фейерверк, устраиваемый специалистами, обученными соблюдению мер безопасности. После окончания грандиозного торжества зрители по очереди покидают стадион, находят свои автомобили и уезжают домой.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 283.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...