Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКИ




Вполне понятно, что интернационализация экономики во всем мире оказала решающее воздействие на страны, принимающие иностранные капиталовложения. Прежде всего транснациональные фирмы получали прибыли и вероятно способствовали интенсивному развитию международной торговли, происходившему в течение последних десятилетий. В настоящее время капитал перетекает из одной страны в /515/ другую в гораздо больших размерах, чем ранее. Кроме того, значительно ускорился прогресс в области технологии.

Что касается страны, принимающей инвестиции, то приток иностранного капитала обычно способствует созданию более эффективного производства и повышению заработной платы. Люди, которые обычно продавали на местном рынке циновки, изготовленные вручную, обнаруживают, что неквалифицированные рабочие на фабрике, производящей шины, имеют значительно более высокую почасовую оплату. Кроме того, им гарантируется регулярная фиксированная зарплата. В результате перестают развиваться местные ремесла, которые часто вытесняются более крупными предприятиями. В других отраслях промышленности руководители предприятий вынуждены повышать зарплату рабочих до уровня, установленного транснациональными фирмами.

Помимо этого, иностранные фирмы склонны действовать вопреки местным обычаям и традициям. Можно представить, как меняется статус женщины, которая всю жизнь не смела появляться на людях без паранджи, а теперь работает техником в международной нефтяной фирме. Но, несмотря на доброжелательное отношение руководителей фирмы к иностранным сотрудникам, местные жители всегда будут испытывать некоторое чувство неприязни к чужестранцам (Multinational Enterprises, 1973).

В последнее время американские профсоюзы стали проявлять подозрительность по отношению к международным торговым сделкам. По их мнению, дешевые импортные товары, наводнившие американские рынки, конкурируют с отечественной продукцией, что влечет за собой угрозу сокращения рабочих мест. Поэтому они призывают к ограничению обмена товарами и капиталом между странами. Они также утверждают, что экспортирование американской техники и капитала ослабляет экономику США, уменьшая ее техническое преимущество над другими странами. Деловые круги попытались опровергнуть эти утверждения, но профсоюзы продолжают выступать против прямых инвестиций за границей (Фатеми, Уильямс, де Сэйнт-Фалле, 1975).

Вопреки ожиданиям прямые иностранные инвестиции не оказывают позитивного воздействия на национальную экономику. Изучив данные из нескольких стран, Борнишер, Чазе-Дунн и Рабинсон (1978) показали, что в результате иностранных инвестиций и помощи слаборазвитым странам в них часто усиливалось экономическое неравенство. Экономическое развитие оказалось более выгодным для высшего и среднего классов, чем для бедных; вероятно, это объясняется /516/ тем, что прибыли увеличивались быстрее, чем заработная плата. В развитых странах вроде Германии, благодаря влиятельным и организованным профсоюзам, экономическое равенство соблюдается в большей мере.

Транснациональные фирмы могут оказывать влияние и на государство. Киндлебергер (1969) выделил три типа предприятий, действующих за пределами своей страны. К первому относится государственная фирма, вкладывающая часть своего капитала в зарубежные дела. Она считает себя частью государства, а иностранная коммерция играет лишь незначительную роль в ее деятельности. Второй тип представляет транснациональная фирма, сотрудники которой стараются стать "своими людьми" в каждой стране, где они работают. Она нанимает персонал из местных жителей, устанавливает хорошие отношения с местным правительством и соблюдает законы той страны, где создает свое производство. Третий тип можно назвать подлинно транснациональным: фирма не проявляет особой преданности какой-либо стране и нигде не чувствует себя дома. Поскольку она лишена национальных предрассудков в вопросе инвестиций за границей, ей ничто не мешает вкладывать капитал во многих странах. Таким образом, снижается потенциальный риск инвестирования и фирма получает огромные прибыли.

Деятельность фирм третьего типа более всего способствует усилению эксплуатации труда и подрыву экономики других стран. Но правительства этих стран не осуществляют прямого политического контроля за деятельностью транснациональных фирм. Имея с ними дело, правительства вынуждены идти на компромиссы. "По своей сущности международные корпорации противоречат традиционному понятию государства. Для укрепления их экономического влияния необходимо переосмысление традиционной экономической политики и теории" (Фатеми, 1975. С. 196-197).

В 1943 г. Уэнделл Уилки, неудачливый претендент на пост президента, написал книгу, названную "Один мир". В ней содержался страстный призыв к созданию единого всемирного правительства, имеющего более широкие полномочия, чем Организация Объединенных Наций. Но с тех пор прошло уже четыре десятилетия, а мечта Уилки так и не осуществилась - весь мир по-прежнему ничего не предпринял в целях создания единого правительства. Однако стала проявляться тенденция к объединению в ином смысле. В результате расширения международной торговли, появления многонациональных корпораций и роста международной коммерции народы стали зависеть друг от друга в большей мере, чем прежде. Эта /517/ взаимозависимость требует координации совместной деятельности и умелого управления. Интернационализация экономики приводит к тому, что одно государство не способно эффективно управлять ее развитием. Ни одна страна не может управлять своей судьбой, поскольку экономические события, происходящие в других частях мира оказывают на нее глубочайшее воздействие. Логика всемирного экономического развития требует создания более совершенной формы управления мировыми процессами по сравнению с той, которая существует в настоящее время.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

1. Американское общество основано на рыночной экономике, т.е. обмене товаров и услуг на деньги. Но это лишь один из многих типов экономических систем. Существует три основные типа - капитализм, демократический социализм и "коммунизм" (т.е. экономика советского типа. - ред.).

2. Капитализм - экономическая система, утверждающая право владеть собственностью, вкладывать ее в качестве капитала в производственные предприятия и получать прибыль от капиталовложений. Предприниматель - главное действующее лицо в развитии капитализма. Он распоряжается капиталом и рискует, вкладывая его в предприятие, сулящее возврат капиталовложений плюс прибыль.

Вначале правительство вело себя в духе невмешательства, не осуществляло контроль за развитием капитализма, победившего в результате промышленной революции. Но поскольку его развитие породило жестокую эксплуатацию, различные слои среднего класса стали обращаться к правительству за защитой. Постепенно и в Европе, и в США правительство усилило контроль за деятельностью капиталистов.

3. Демократический социализм - совокупность различных политических теорий, в какой-то мере основанных на принципе общественной коллективной собственности на средства производства и коллективном распределении. Социалистическая теория укоренилась как протест интеллектуальных сил против промышленной революции, которая произошла в конце XVIII - начале XIX в. В отличие от марксистов социал- демократы верили, что классовую борьбу можно урегулировать мирными средствами.

4. Как политический идеал, коммунизм - это социальная, политическая и экономическая система, при которой вся собственность принадлежит обществу. Коммунистическая теория в значительной мере сформировалась под влиянием произведений /518/ Карла Маркса. Он призывал к созданию бесклассового общества всеобщего изобилия, в котором нет эксплуатации. В нем живут труженики, не проводящие различий между умственным и физическим трудом. "Коммунистическая" экономика советского типа предполагала строгий контроль и составление подробных долгосрочных планов без учета стихии свободного рынка.

5. Линдблом классифицировал рыночные системы в зависимости от того, являются ли они государственными или частными, регулируются ли желаниями потребителей или плановиков. Он разделил экономические системы на четыре основные категории: а) традиционные системы частного предпринимательства; б) системы частного предпринимательства, в которых правительство облагает его налогом, субсидирует или закупает готовую продукцию; в) государственное предпринимательство, в котором цена регулируется спросом; г) государственное предпринимательство, регулируемое планом.

Согласно этой модели, все экономические системы включают рыночные принципы.

6. Как полагает Кузнец, в индустриальных обществах развитие экономики обычно сопровождается рядом перемен: переходом от сельскохозяйственного к несельскохозяйственному труду; расширением в первую очередь сферы услуг; объединением многих мелких предприятий в крупные организации.

7. В результате развития технологии не только ликвидированы некоторые виды труда; рабочие перестали управлять производственным процессами, эту функцию стали выполнять руководители высокого уровня. Одно из последствий технического прогресса - процесс отчуждения, включающий три элемента: а) чувство беспомощности; б) ощущение бессмысленности труда; в) отрыв от результатов труда. Блаунер исследовал характер труда рабочих четырех отраслей промышленности и установил, что отчуждение вызвано не самими условиями труда, а скорее особенностями социальной организации взаимоотношений между работниками.

8. Повышенную психическую напряженность работы управляющих создают три фактора: а) противоречивые требования; 6) необходимость принимать важные решения в сжатые сроки, часто не располагая нужной информацией; б) необходимость беспристрастного отношения к подчиненным. Уверенность в своих силах помогает управляющим выдерживать стрессовые ситуации и вызывающее поведение со стороны подчиненных или "экспертов". /519/

9. Одна из характерных особенностей постиндустриального общества - огромное распространение профессиональной деятельности. Иногда полупрофессионалы озабочены своим статусом, поскольку они занимают промежуточное положение между высоким статусом профессионалов и низким статусом квалифицированных рабочих.

10. Многонациональная транснациональная корпорация - предприятие, основанное в одной стране и действующее в других странах. Обширные иностранные инвестиции позволяют обойти препятствия, создаваемые действием тарифов и других предписаний. Кроме того, администрации Трумэна и Эйзенхауэра поощряли инвестиции за рубежом в целях сохранения американского влияния во всем мире на многие годы.

11. Среди проблем интернационализации экономики следует отметить упадок местных ремесел (поскольку более высокая зарплата привлекает ремесленников на фабрики); противоречия между требованиями иностранных фирм и особенностями местной культуры; угроза наводнения американского рынка дешевыми импортными товарами и сокращения рабочих мест на американских предприятиях. Другая проблема состоит в том, что вопреки ожиданиям прямые иностранные инвестиции часто способствуют усилению экономического неравенства.

12. Киндлебергер выделил три типа предприятий, действующих за границей: а) государственная фирма, вкладывающая часть своего капитала в зарубежные дела; б) многонациональная фирма, сотрудники которой стараются быть "своими людьми" в другой стране; в) подлинно транснациональная корпорация, проявляющая одинаковую лояльность ко всем странам. Правительства стран, в которые вкладывается иностранный капитал, не осуществляют политического контроля над транснациональными корпорациями. Хотя не существует единого всемирного правительства, в результате расширения международной торговли, возникновения многонациональных фирм и развития международных денежных отношений, государства больше, чем когда-либо, зависят друг от друга. /520/

Предыдущая | Содержание | Следующая

Политическая система

Политологи и политики-реформаторы давно уже осознали опасность подрыва государственной системы представительной демократии со стороны групп, выражающих особые политические интересы, например корпораций или профсоюзов. В конце XIX в. прогрессивные реформаторы утверждали, что Дж.П.Морган и другие финансовые и промышленные магнаты по своему желанию могли "покупать" представителей государственной власти. Критики Франклина Д.Рузвельта утверждали, что все основные политические решения ему приходится "обсуждать с Сидни". Речь шла о Сидни Хиллмане, руководителе комитета политического действия КПП * (* КПП - Конгресс производственных профсоюзов. (Ред.)), преданном стороннике Рузвельта. В результате расследования "уотергейтского дела" в начале 70-х годов было выявлено, что политические деятели регулярно получали огромные взятки за поддержку интересов взяткодателей.

В 1974 г. Конгресс принял закон, ограничивающий тайные платежи корпораций и профсоюзов. Согласно этому закону, комитетам политического действия разрешалось вносить по 5000 долл. на предварительные и всеобщие выборы. Подразумевалось, что с помощью этого закона можно будет направлять и регулировать денежные пожертвования такого рода. Никто не предвидел, что произойдет через 10 лет после принятия закона.

Число комитетов политического действия начало расти с бешеной скоростью. Их количество увеличилось со 113 в 1972 г. до 2551 в 1980 г. и 3149 в 1982 г. Они включали не только прочно укоренившиеся группы вроде Национальной стрелковой ассоциации и Национальной ассоциации торговцев автомобилями, но и такие специфические объединения, как "Уоте" КПД, представляющий корпорацию Уотербургера, а также КПД "румын, выступающих за сильную Америку", и КПД "Гавайских борцов за достойное правительство". Согласно подсчетам, одни лишь выплаты кандидатам на выборах в Конгресс возросли с 10 млн. долл. в 1972 г. до 80 млн. долл. в 1982 г., а общая сумма платежей на всех политических уровнях в 1982 г. достигла 240 млн. долл.

Эта тенденция привела к одному серьезному последствию - стало очевидно, что голоса на выборах в Конгресс можно "покупать" с помощью взяток. Например, Национальная ассоциация по торговле автомобилями вручила несколько тысяч долларов руководителям комитета по контролю торговлей и использованием энергии. Поэтому они проголосовали против предложения о том, что продавец должен сообщать покупателям об известных ему дефектах подержанных автомобилей. В конечном итоге это предложение было отвергнуто Конгрессом. Еще один пример. Профсоюзы и деловые круги заключили союз, способствовавший принятию закона о фиксированных ценах в судостроении (между прочим, они были повышены почти на 50 процентов). В целом эти группы выплатили почти 50 000 долл. членам комитета торгового /521/ флота. Комитет проголосовал за принятие закона (33 голоса - "за", 0 - "против"), и он был принят палатой представителей Конгресса (350 голосов -"за", 33 - "против"); обсуждение продолжалось лишь 40 минут (Изааксон, 1982).

Политическая поддержка групп, имеющих возможность платить за это большие деньги, не представляет собой ничего нового, однако распространение подобного явления угрожает двум традиционным принципам политического процесса в США. Во-первых, это еще больше ослабляет контроль политических партий над деятельностью их членов; члены партии заключают различные сделки с группами, преследующими свои особые интересы и иногда вследствие этого выходят из партии. Во-вторых, а это еще более серьезная проблема, - под влиянием извне политические деятели готовы предать интересы своих избирателей, что подрывает сам демократический процесс.

В этом проявляется не только тенденция к разрушению основных принципов американского политического процесса. Деятельность комитетов политического действия обнаруживает многие общие черты, характерные для политической жизни.

Отсутствие согласия

Политика - непростая вещь. Она не олицетворяет единую волю народа и не является объектом для применения знаний экспертов в решении социальных проблем. В любом обществе существует огромное множество конфликтующих между собой целей (агрессивный национализм versus * (* сохраняем здесь латинское "versus'' - противопоставление в логическом смысле. (Ред.)) пацифизм, свободное предпринимательство versus социализм, религиозная ортодоксальность versus гуманизм), также как и вытекающих из них противоборствующих интересов. Имея дело с политикой, мы неизбежно сталкиваемся с конфликтами.

Основы политического конфликта

Многие конфликтные интересы обусловлены структурой общества, в котором формируются многочисленные группы с разными целями, и могут быть вызваны различным социально-экономическим статусом (рабочие versus управляющие производители versus потребители), вероисповеданием (протестанты versus католики), возрастом (пожилые versus молодые), /522/ местом жительства (жители привилегированных районов versus непривилегированных), различием по полу (мужчины versus женщины)*. Разные причины конфликта часто раскрываются, когда спорный политический вопрос связан с принятием закона, затратой денег или одновременно с тем и другим. Например, при решении вопроса о финансировании школ за счет налогов семьи, не имеющие детей (или семьи, в которых дети уже закончили школу), проявляют больший консерватизм, чем родители школьников. На государственном уровне производители выступают против потребителей, когда дело касается затрат, повышающих безопасность автомобилей, или использования консервантов в продуктах питания.

Мобилизация к действиям

Иногда выразителями определенных интересов становятся постоянно действующие организации, контролирующие поведение избирателей. В качестве примеров можно привести комитеты политического действия и организации, воздействующие на членов Конгресса (т.е. лоббистские группы). В иных случаях мобилизация происходит путем постепенного объединения групп, имеющих общие интересы. Например, "организованная оппозиция" использованию ядерной энергии началась в конце 60-х годов главным образом под влиянием движения в защиту окружающей среды. Когда крупные организации наподобие клуба Сиерра и центров исследования общественного мнения, возглавляемых Ральфом Надером, объединились с небольшими местными группами, антиядерное движение стало важной политической силой. В настоящее время крупные влиятельные группы обсуждают многие аспекты применения ядерной энергии, включая себестоимость, загрязнение окружающей среды и использование отходов" (Касперсон и др., 1979). (* В этой главе автор не использует важное в политической социологии понятие "гражданское общество". Это понятие, впервые введенное Локком, развитое Гегелем и активно используемое в работах Маркса, означает примерно следующее. Гражданское общество - это общество не отождествляемое с государством. По существу, гражданское общество есть совокупность многообразных групп и организаций, которые структурируют общество и обеспечивают людям выход на политическую систему через эти структуры. (Ред.)) /523/

Урегулирование конфликта

Каким образом улаживается политический конфликт? Ответ на этот вопрос обусловлен политической структурой государства. Комитеты политического действия оказывали влияние на представителей политической власти: мэров, членов городских советов, государственных законодателей, членов палаты представителей и сенаторов. Эти люди занимаются разрешением конфликтов. Суды осуществляют такую же роль, когда наблюдают за конституционностью законов. Даже при диктаторских режимах, где законодательные органы и суды не имеют власти, на каком-то уровне можно найти некоторые механизмы урегулирования конфликтов; так Адольф Гитлер был вынужден улаживать конфликты, когда советы его генералов противоречили мнениям крупных немецких промышленников.

В этой главе мы рассмотрим компоненты политического процесса. Однако начнем с нескольких основных понятий и определений.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 220.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...