Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КОРПОРАТИВНЫЙ КАПИТАЛИЗМ В США




Капитализмом называется экономическая система, утверждающая право владеть частной собственностью, вкладывать ее в качестве капитала в производственные предприятия и получать прибыль от этих капиталовложений. Сторонники этой системы ценят активность и конкурентоспособность.

Промышленная революция была движущей силой для развития современного капитализма. Развитие промышленности требовало капиталовложений в новые заводы и оборудование. /495/ Внедрение новых видов продукции и создание новых рынков сбыта, успех которых не был гарантирован, требовали готовности идти на риск. Банкиры, промышленники и т.д. пришли на смену землевладельцам и стали наиболее могущественным классом общества.

Предприниматель - главное действующее лицо в развитии капитализма. Предприниматели распоряжаются капиталом, они наращивают капитал - свой и чужой. Деньги вкладываются в предприятие, сулящее возврат затраченной суммы плюс прибыль. Предприниматель должен уметь предвидеть степень риска и проявлять готовность к нему.

Капиталистическая система, возникшая в результате промышленной революции, была относительно независимой от правительства, по крайней мере вначале. Эту свободу предпринимательства французы называют laissez faire - невмешательством, т. е. "возможностью действовать по собственному усмотрению". Капитализм требовал от государства лишь немногого - обеспечить контроль за соблюдением контрактов и защиту частной собственности. Однако бурное развитие капитализма в XVIII и XIX в. породило жесткую эксплуатацию и широкое движение за осуществление реформ. По мере того как политические органы, например парламент, становились более демократичными и даже рассматривали жалобы среднего и низшего слоев среднего класса, предприниматели стали рассчитывать не только на то, что правительство милостиво не будет обращать на них внимания, но и защитит их интересы.

Начал меняться характер капитализма. Постепенно и европейский, и американский капитализм подпадал под контроль правительственных органов. Этому в значительной мере способствовали проблемы, возникшие в период Великой депрессии, которую многие считали ярким свидетельством краха системы свободного предпринимательства. В США осуществлялось перераспределение доходов путем налогообложения и мероприятий по социальной защите граждан - были введены пособия по социальному обеспечению, безработице и, в дальнейшем, на медицинскую помощь. В промышленности, на транспорте, в системе коммуникаций, на фондовой бирже были установлены новые, контролируемые государством, правила.

В настоящее время правительство США стремится сохранить конкурентоспособность предприятий, даже когда естественный ход развития предполагает возникновение монополии. Например, законы, направленные против трестов, призваны препятствовать господству корпораций над конкурентами, не дают их продукции монополизировать рынок. /496/

Однако самая поразительная черта современной американской экономики - сохранение и даже рост влияния огромных корпораций, а также возникновение транснациональных компаний, которые не подвергаются контролю со стороны правительства той или иной страны. В дальнейшем мы рассмотрим эту тенденцию более подробно. А сейчас, в заключение, отметим, что корпоративный капитализм в большей мере, чем любая другая экономическая система, способствовал обеспечению жителей промышленно развитых стран материальными благами, включая товары и услуги.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ

Теория социалистической экономики в демократических странах не представляет собой четко определенной идеологии вроде марксизма, и правительства таких стран не берут за основу какую-то одну точно сформулированную модель. Скорее демократический социализм - это совокупность различных политических теорий, которые основываются (в различной степени) на общественной собственности на средства производства и распределении товаров. Они охватывают множество теорий - начиная с тех, которые предусматривают ограниченную общественную собственность (например, только на крупные предприятия), до тех, которые требуют всестороннего государственного контроля в сфере экономического планирования и управления.

Теория демократического социализма укоренилась как протест интеллектуальных сил против промышленной революции конца XVIII-начала XIX в. Маркс и его последователи подчеркивали неизбежность классовой борьбы между капиталистами и рабочими, в то время как другие ученые, например Роберт Оуэн, были скорее склонны к утопизму. Они считали идеалом общества небольшое сельскохозяйственное объединение, устроенное на кооперативной основе. В XIX в. наблюдалось глубокое противоречие между некоторыми социалистами и Марксом в вопросе о способах реформирования общества: или постепенное осуществление реформ, или революция, основанная на насилии. Сторонники радикального марксизма отказывались верить в то, что классовую борьбу можно урегулировать мирными способами.

В конце XIX - начале XX в. произошел раскол в социалистическом движении. В Великобритании преобладал реформизм, ставший основой политики современной лейбористской партии. В Советском Союзе партия большевиков, призвавшая /497/ к насильственной революции, одержала победу в 1917 г. В странах Европы образовалось множество социалистических партий различных типов.

МЕТОДЫ И ИЗМЕРЕНИЯ

Измерение в сравнительном контексте

Для определения уровня общественного богатства или экономической активности общества экономисты обычно подсчитывают валовой национальный продукт (ВНП). Валовой национальный продукт - сумма всех товаров и услуг, произведенных за определенный период (обычно в течение одного года), вычисленная в долларах. По ВНП мы можем проследить изменения, происходящие в любой отрасли экономики и экономическом развитии стран.

Измерение экономической деятельности с точки зрения денежной стоимости весьма полезно, но некоторые ее виды невозможно фиксировать таким образом. Например, домохозяйки могут работать даже 100 часов в неделю, не получая зарплаты. В экономических системах, связанных с производством сельскохозяйственной продукции для собственного потребления (когда люди сами изготавливают для себя предметы домашнего обихода), такой метод пригоден еще меньше. Ведь люди производят, распределяют и потребляют товары, не меняя их на деньги. В периоды расцвета экономики возрастает число людей, которые прекращают производить для себя все необходимое и начинают покупать товары за деньги. Когда страна, в которой преобладает тенденция к самообеспечению, переходит к рыночной экономике, повышение курса ее денежной единицы (не измеряемой в долларах) может считаться показателем значительного прогресса. Однако на самом деле экономический прогресс может наблюдаться и на стадии самообеспечения, просто его нельзя измерить и денежных единицах.

Для решения этих проблем при подсчете национального дохода экономисты предложили несколько способов учета неоплачиваемой экономической деятельности. Чтобы определить вклад "неоплачиваемого труда, выполняемого в семье", в развитие промышленности, Симон Кузнец (1956) подсчитал общий объем промышленной продукции (включая оценку неоплаченного труда), а затем вычислил то же самое, без учёта вклада работников, не получающих зарплату. (В XIX в. в Норвегии и Дании в течение многих лет при определении общей производительности труда учитывался неоплачиваемый домашний труд) (Ванек, 1978). Другие экономисты считают целесообразным оценивать экономическую деятельность и единицах времени, а не денег. По этот метод тоже сталкивается с проблемами сравнения. Проблема сопоставимости возникает не только в сфере экономики. Например, подобные трудности существуют и при сравнении политических процессов, происходящих в различных обществах.

"Политический плакат во Франции, часто играющий важную роль в проведении политических кампаний, по своим целям отличается от политического плаката в США, поэтому нет смысла сравнивать воздействие таких плакатов на людей в обеих странах. Подобным же образом государственный контроль над французскими авиалиниями свидетельствует о различиях в управлении средствами коммуникации во Франции и США. Этот факт, а также меньшая доступность радиоприемников и телевизоров во Франции показывают, что в сущности невозможно по одним и тем же показателям сравнивать /498/ интерес к политическим телепрограммам французской и американской публики" (Конверс, Дюпе,1962. С.З).

Некоторые политологи считали целесообразным применять другие методы сравнения государственных систем. В исследовании политической активности руководителей различных стран (Польши, Югославии и США) учитывались национальные особенности этих стран. Например, в Польше политическая активность предполагала участие индивида в деятельности местной партийной организации. В США многие проявляют политическую активность в своих общностях, но необязательно принадлежат к политическим партиям. То, что исследователи учитывали эти различия, позволило получить более достоверные данные о политической активности, что было бы невозможным, если бы различные общества измерялись одинаковой меркой (Прзеворский, Тьюнэ, 1966).

Несмотря на эти первые попытки, сравнение различных феноменов по-прежнему вызывает немалую головную боль исследователей в области социологии, экономики и политической науки.

КОММУНИЗМ СОВЕТСКОГО ТИПА *

(* В западноевропейской литературе было принято именовать режимы советского типа "коммунистическими" главным образом потому, что их политическую основу составляло господство компартий. (Ред.))

Как политический идеал коммунизмпредставляет собой социальную, политическую и экономическую систему, при которой вся собственность принадлежит обществу. Теория коммунизма в значительной мере сформировалась под влиянием произведений Карла Маркса, призывавшего к созданию бесклассового общества. Предполагается, что общество всеобщего изобилия свободно от эксплуатации; в нем живут труженики, в этом обществе нет противоречия между умственным и физическим трудом.

На практике "коммунистическая" экономика (например, советская) - это незыблемое политическое господство одной партии, строгий контроль, подробные долгосрочные планы, а не стихия свободного рынка. Хотя некоторые цены в современных капиталистических странах регулируются правительственными органами, в "коммунистическом" обществе это касается практически всех цен, а законы спроса и предложения лишь незначительно влияют на экономику. Советскому правительству удавалось добиваться подъема экономики в течение длительных периодов, но это отнюдь не означает, что "коммунистическая" экономическая система также эффективна и продуктивна как капиталистическая или социалистическая. /499/

ПОДХОД ЛИНДБЛОМА

Все рассмотренные нами экономические системы в какой-то мере включают рыночные принципы. Правительство США иногда устанавливает цены на транспорте и в системе коммуникации. В Советском Союзе крестьянам в небольшой мере было разрешено частное предпринимательство - сдав установленную часть своей продукции государству, они могли оставшейся частью торговать на рынке. В других социалистических странах, например в Югославии, покупательная способность потребителя играет еще более важную роль при определении целесообразности продажи тех или иных товаров.

Некоторые экономисты, которых не удовлетворяют названия "капитализм", "социализм" и "коммунизм", пытались создать альтернативные модели. Например, Хоузлитц (1960) выделил два типа взаимодействия между политической и экономической системами: автономный и зависимый. В первом случае государство не вмешивается в экономическую деятельность. Во втором случае государство оказывает на нее давление или осуществляет контроль. Этот контроль может осуществляться путем прямого владения собственностью и повседневного управления государственными органами и всеми процессами производства (так происходило во многих коммунистических странах). Государство может владеть собственностью и осуществлять общий политический контроль (как это имеет место в Великобритании). Возможно также косвенное влияние государства на экономику, например, с помощью определенной финансовой и налоговой политики.

Применяя такой подход, Линдблом классифицировал рыночные системы, исходя из следующего:

1. являются ли они государственными или частными по своей сущности?

2. доминируют ли в них потребители или планирующие органы?

Таким образом, он выделил четыре основных категории. Во-первых, существуют традиционные системы частного предпринимательства (какие сложились в Западной Европе и Северной Америке), которые руководствуются главным образом интересами потребителей. Во-вторых, имеются системы частного предпринимательства - правительство облагает его налогом, субсидирует или покупает готовую продукцию. Хотя они остаются частными, на них в значительной мере воздействуют планирующие органы. Ярким примером такой системы служит оборонная промышленность США. В-третьих, государственное предпринимательство (например, в Югославии), в котором цена регулируется спросом. В-четвертых, существует /500/ государственное предпринимательство, подчиненное плану. Оно получило распространение в Советском Союзе и Восточной Европе. Эти четыре категории представлены в табл.16-2.

Таблица 16-2.Классификация экономических систем, предложенная Линдбломом

  Независимая потребительская система (производство приспосабливается к потребителю) Независимая планирующая система (производство и сбыт регулируются планирующими органами)
Частное предпринимательство 1.Система частного предпринимательства, распространенная в Западной Европе и Северной Америке 2. Наблюдается в системах частного предпринимательства, на предприятиях, где правительство делает закупки, производит налогообложение или субсидирование, регулируя спрос
Государственное предпринимательство 3. Югославия и в какой-то мере Венгрия 4. Поддерживается реформаторами в СССР и Восточной Европе

Источник: Lindblom, 1977. P.100.

Категории, предложенные Линдбломом, имеют преимущество по сравнению с традиционными классификациями, поскольку в них нашел отражение тот факт, что во всех экономических системах присутствуют рыночные принципы. Вероятно, и в американском обществе можно одновременно выявить рыночные и нерыночные механизмы, хотя в нем все же преобладает система частного предпринимательства.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 242.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...