Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Пути оптимизации психологических свойств военно-полевого быта




Оптимизация психологических свойств военно-полевого быта возможна посред­ством:

1) предварительной психологической подготовки военнослужащих к жизнеде­ятельности в бытовых условиях военного времени;

2) повышения способности военно-полевого быта реализовать свои психоло­гические функции.

Г. Е. Шумков, создавая научные основы военной психологии, подчеркивал, что для психологической подготовки будущих бойцов к боевой обстановке необ­ходимо «честно, откровенно, правдиво и деловито познакомить воинов с их будущей деятельностью и обстановкой. Они должны отчетливо сознавать, что война не торжественная прогулка и даже не ряд возвышающих душу боев, а сплошные тяготы бивачной, походной, сторожевой службы с их трудностями, лишениями, болезнями и потерями» [192, с. 76].


Глава 17. Психологический анализ военно-полевого быта войск,.,_______________________ 407

Психологическая подготовка предполагает периодические полевые выходы частей и подразделений, в процессе которых военнослужащие адаптируются к условиям военно-полевого быта. При этом на короткое время создается обста­новка, которая но своим отрицательным психологическим свойствам превосхо­дит условия жизнедеятельности в современном бою.

Опыт боевых действий в Афганистане и Чечне показывает, что военнослужа­щие должны обучаться выживанию в крайне неблагоприятных обстоятельствах. Они должны уметь:

• строить временное полевое жилье из подручных материалов (шалаши, пере­крытые щели, «поры» и т. п.);

• выживать в условиях экстремально высоких и низких температур;

• добывать и обеззараживать воду;

• готовить пищу из продуктов сухого пайка;

• добывать и готовить пищу в условиях индивидуального и группового выжи­вания;

• употреблять растения и насекомых, традиционно не относящихся к пищевым;

• продуктивно отдыхать и спать по самоприказу и т. д.

Непосредственно в боевой обстановке командиры и другие должностные лица должны принимать меры к реализации психологических функций военно-поле­вого быта (иотребностная, коммуникативная, рекреационная, гедонистическая, личностного развития, психотерапевтическая)1.

Особенно важно заботиться о питании, тепле и возможности высушить про­мокшее обмундирование. Чрезвычайно позитивно влияют на самочувствие воен­нослужащих полевые бани, устраиваемые в походных палатках, землянках, капи­тальных строениях и т. д. Не случайно в книге Б. Колодзина «Как жить после психической травмы», в одной из лучших, посвященных проблемам посттравма­тического стресса, одной из наиболее действенных методик снятия симптомов стресса называется индейская баня [78].

Таким образом, военно-полевой быт включает в себя «не боевую жизнедеятель­ность в боевой обстановке». Выполняя конкретные психологические функции, он является важнейшим фактором морально-психологического состояния и боеспособности войск, а значит — победы и поражения в войне. Оптимизация психологических свойств военно-полевого быта предполагает предварительную психологическую подготовку военнослужащих к невзгодам и тяготам повседнев­ного бытия в боевой обстановке и целенаправленную работу по реализации его психологических функций.

Вопросы для самоконтроля

1. Что понимают под военно-полевым бытом?

2. Каково соотношение военно-полевого быта и отношения общества к вою­ющей армии?

См. также главу «Характеристика деятельности по психологическому обеспечению ос­новных этапов динамики боя полка».


408______________________ Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий

3. Каковы основные психологические функции военно-полевого быта?

4. Назовите пути оптимизации психологических свойств военно-полевого быта.



Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме

1. Василевский А. Дело всей жизни. — М., 1978.

2. Геродот. История /Историки античности. — М., 1989.

3. Джонс Д. Отныне и вовек. — М., 1986.

4. Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. — М., 1974.

5. Колодзин Б. Как жить после психической травмы. — М., 1992.

6. Плутарх. Избранные жизнеописания. — М., 1987.

7. Психология для Вооруженных сил. Учебник Вооруженных сил США / Под ред. Э. Боринга. — Вашингтон, 1943; Варшава,1960.

8. Сенявская Е. С. Психология войны в XX веке: исторический опыт России. — М., 1999.

9. Сенявская Е. С. Психология фронтового быта / Психология войны и боевых действий / Под ред. А. Г. Караяни, Э. П. Утлика — М., 2003.

 

10. Симонов К. Солдатские мемуары. Документальные сценарии. — М., 1985.

11. Ремарк Э. М. На западном фронте без перемен. — М.,1972.

12. Рокоссовский К. К. Солдатский долг. — М, 1968.

13. Фролов Ю. П. Предисловие к книге Г. Хаханьяна «Основы военной психоло­гии». - М., 1929.

14. ХаханъянГ. Основы военной психологии. — М., 1929.

15. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). — СПб., 1999.

16. Шумков Г. Е. Психика бойцов во время сражений. Выпуск 1. — СПб., 1905.

17. Шумков Г. Е. Пьяная храбрость или алкоголь в бою // Общество ревнителей военных знаний. 1909. № 1.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 238.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...