Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Фонема в Ленинградской фонологической школе.




Введение

Основоположником фонологической теории русского языка является Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ, крупнейший русский и польский лингвист. В 70-х годах 19 века он противопоставил понятию звука понятие фонема. В 20 веке  на основе его теории в русской фонологии складываются две основные школы: Московская и Ленинградская (Петербургская). Данные школы отличало различное пониманием сущности фонемы, ее основных признаков и характеристик, сохранившееся и в наши дни.

Актуальностьданной проблемы заключается в том, что данный вопрос о фонеме не решен окончательно до сих пор.

Цель данной работы – рассмотреть и сравнить основные положения о фонеме в Московской и Ленинградской фонологических школах.

Цель диктует необходимость реализации следующих задач:

1) изучить  специальную  литературу по теории фонемы;

2) выделить основные подходы к пониманию фонемы в Московской фонологической школе;

3) выделить основные подходы к пониманию фонемы в Ленинградской фонологической школе;

4) сравнить подходы двух фонологических школ;

5) сделать выводы.

 

 

Теория фонемы в Московской и Ленинградской школах.

Понятие фонемы.

Фонема (от греч. phonema – звук) — минимальная  единица звукового строя языка, служащая для опознавания и различения значимых единиц — морфем, в состав которых она входит, а через них — н для опознавания и различения слов. Фонема как абстрактная единица языка соответствует звуку речи как конкретной единице, в которой фонема материально реализуется.Она не имеет самостоятельного лексического или грамматического значения и в живой речи в чистом виде не встречается. Мы произносим или воспринимаем ее вариации (аллофоны) или варианты.Общие признаки двух или более фонем называются интегральными (сходными), а различительные – дифференциальными.

Различают сильные и слабые позиции фонем. Те положения, в которых фонема наиболее отчетливо может проявить свои признаки, называется сильной позицией. Сильной позицией для гласных фонем является позиция под ударением.

Слабой позицией называется такое положение фонемы слова, в котором происходит нейтрализация признаков данной фонемы (аккомодация (приспособление),ассимиляция (уподобление), дессимиляция (расподобление)). Это - комбинаторныефонетические процессы.Позиционные  фонетические процессы связаны с позицией фонемы в слове. К ним относятся:редукция гласных ( под гору - [п`одгъру]) и оглушение согласных на конце слова (хлеб — [хл’э́п]).

Изучением фонемы занимается наука фонология.

 

Фонема в Московской фонологической школе.

Московская фонологическая школа - одно из направлений в исследовании звукового уровня языка. Ее основателями были Р.И. Аванесов, А. А. Реформатский, П. С. Кузнецов, В. Н. Сидоров. Их последователями стали Г. О. Винокур, М. В. Панов и др. В своих трудах они опирались на идеи И.А.Бодуэна де Куртенэ.

Фонема - это ряд позиционно чередующихся звуков, представляющие собой модификации одной и той же единицы.Важнейшей характеристикой фонемы, согласно МФШ, является позиция, т.е. условия употребления и реализации фонем в речи.Например, гласные фонемы русского языка могут употребляться в ударной позиции, в позиции первого предударного, других предударных, а также заударных слогов.Разграничиваются вариации фонем, не влияющие на функцию смыслоразличения, например, разные оттенкиа в словах мат, мать, мят, мять, и варианты фонем, влияющие на эту функцию. Примеры вариантов фонем – о/а в воды-вода ([вада]) или г/к в луга-луг ([лук]). Позиции максимального различения фонем (в русском языке это ударная позиция для гласных и интервокальная, т.е. позиция между гласными, для согласных) называются сильными, а позиции, где фонемы могут частично совпадать, – слабыми. Согласно МФШ, звуки, занимающие одно и то же место в морфемах, например, овводы и а в вода, являются вариантами одной фонемы независимо от того, насколько сильно они различаются фонетически.Фонему необходимо выделять в морфеме.Определяющим является тождество фонем.

Бывают случаи, когда фонема в составе морфемы употребляется только в слабой позиции, например первая гласная в слове собака. В таком случае выделяется особая единица, именуемая в МФШ гиперфонемой (термин предложен Сидоровым). В гиперфонеме частично нейтрализуются фонемные противопоставления, например, в первом слоге слова собака имеется гиперфонема а/о.

Согласно учению МФШ, фонема осуществляет две основных функции:

- перцептивную — способствовать отождествлению значимых единиц языка (слов и морфем) ;

- сигнификативную — способствовать различению значимых единиц.

С точки зрения МФШ, в русском языке насчитывается пять гласных фонем: <и э а о у>. В сильных позициях (под ударением) они реализуются в своих основных вариантах или вариациях. Звук [ы] рассматривается как вариант фонемы <и> после твердых согласных.

Сторонники МФШ выделяют в русском языке 34 согласных фонемы. В их число включаются:

губные:

- губно-губные: <п п' б б' м м'>;

- губно-зубные: <ф ф' в в'>;

язычные:

- зубные: <т т' д д' с с' з з' ц л л' н н'>;

- нёбно-зубные: <ш ж ш'ː ж'ː ч' р р'>;

- средненёбный: <j>;

- задненёбные: <к г х>.

Задненёбные мягкие звуки [к' г' х'] признаются в МФШ вариациями соответствующих твёрдых фонем <к г х> и не выделяются в самостоятельныефонемы.

Фонемная транскрипция МФШ обычно заключается в угловые скобки.

 

 

            

 

Фонема в Ленинградской фонологической школе.

Ленинградская фонологическая школа - одно из направлений в исследовании звукового уровня языка. Основоположником школы был выдающийся лингвист Л.В. Щерба. В соответствии с его определением фонема рассматривается как единица, способная дифференцировать слова и их формы. Языковую функцию фонемы Щерба также связывал с ее способностью участвовать в образовании звукового облика значимой единицы языка - морфемы, слова. Последователи Щербы (Л. Р. Зиндер, С. И. Бернштейн, М. И. Матусевич) развили его идеи о том, что система фонем того или иного языка - не просто результат логических построений исследователя, а реальная организация звуковых единиц, обеспечивающая каждому носителю языка возможность порождения и восприятия любого речевого сообщения.

Согласно учению ЛФШ, различные звуки, представляющие одну фонему, должны встречаться в неодинаковых фонетических условиях. В случае, когда различные звуки встречаются в одинаковой фонетической позиции, их следует признать представителями (аллофонами) различных фонем. При этом, чтобы установить возможность для различных звуков встречаться в одной позиции, достаточно так или иначе убедиться в том, что различие звуков не обусловлено позицией; так, чтобы определить, что в русском языке [p] и [б] принадлежат к разным фонемам, достаточно пары почта — бочка.

Редуцированные гласныев ЛФШ «возводятся к ближайшим по фонетическому качеству фонемным эталонам»: [ъ] и [ʌ] считаются аллофонами фонемы /a/.

Для представителей ЛФШ определяющим является звучание. Фонема находится в словоформе.

Сторонниками ЛФШ выделяются следующие функции фонемы:

§ конститутивная — создание звукового облика значащих единиц языка (со стороны говорящего);

§ опознавательная —«расшифровывание» значения слушающим;

§ различительная (дистинктивная) — использование своеобразия фонемного состава значащих единиц для их различения;

В фонематической транскрипции ЛФШ, как и в других фонемных транскрипциях, фонема обозначается одни и тем же знаком, вне зависимости от её варьирования. Знаки фонематической транскрипции в ЛФШ заключаются в косые скобки.

В рамках Ленинградской фонологической школы в русском языке рассматривается наличие шести гласных фонем: /a o и e у ы/.

С точки зрения ЛФШ, в русском языке насчитывается 36 согласных фонем:

- губные: /p p’ b b’ m m’ f f’ v v’/;

- переднеязычные: /t t’ d d’ n n’ s s’ z z’ š ž š’: č c l l’ r r’/;

- среднеязычный: /j/;

- заднеязычные: /k k’ g g’ x x’/.

Как мы можем увидеть, мягкие варианты заднеязычных звуков [ г к х ] рассматриваются как самостоятельные фонемы.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 157.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...