Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Исключение лишнего на невербальном материале




 

Цель. Анализ структуры невербальных заданий, изучение факторов, влияющих на скорость и успешность решения подобных задач.

Материал. 16 заданий невербального варианта «5-й лишний» (см. Приложение). Задания объединены в группы, характеризующиеся разной структурой.

Ход работы: Испытуемым предлагается найти решения к каждому заданию, после чего проводится групповое обсуждение, в ходе которого анализируются основные тенденции мыслительной деятельности при решении задач на обобщение.

Анализ заданий

Группа 1. Задания № 1, 2, 3, 4.

Характерно очевидное различие, основанное на отнесённости объектов к различным классам. Задания такого типа, как правило, очень просты и используются для детей младшего возраста или же для выявления умственной патологии. (В № 4 - чуть большая сложность, т.к. внутри широкого класса можно выделить несколько подклассов).

Тенденция - поиск очевидного, существенного сходства и различия между объектами в группе.

Группа 2. Задания № 5,6.

В задании № 5 объекты относятся к одному классу, несколько различаясь по внешним признакам (наблюдается видимое различие - толщина линий). В задании №6 объекты из разных классов воспринимаются однообразно (на перцептивном уровне).

Тенденция: если все объекты относятся к одному классу, то сравнение происходит на основе выделения деталей или внешних характеристик (разные формы, цвет, объём и др.).

Примечание. Склонность обращать внимание на видимые различия именно при работе с невербальным материалом может затруднять решение (в задании № 6 - нередко при быстром темпе решения как лишний элемент воспринимается объект №3, т. к. он меньше размером).

Группа 3. Задания № 7,8,9,10.

Характерно: существенным для решения задачи является количество деталей.

Тенденция: если все объекты относятся к одному классу и внешние различия неочевидны, то объекты сравниваются по количеству деталей (задания №7,8).

Однако если все объекты существенно отличаются друг от друга, то на количество деталей обычно не обращают внимания (в задании № 9 обычно обращают внимание на родовые различия, в задании №10 – на внешние различия).

Группа 4. Задания № 11,12,13.

Характерно: существенным для решения задачи является пространственное расположение.

В заданиях №11,13 различия выявляются на перцептивном уровне. Задание №12 более сложное, т.к. зависит от способности к оперированию пространственными представлениями.

Группа 5. Задания № 14,15.

Характерно: обобщение необходимо произвести на основе какой-либо несущественной детали.

Такие задания являются наиболее сложными, т.к. противоречат естественному ходу мыслительного процесса (к подетальному анализу сложных объектов испытуемые прибегают в последнюю очередь).

Группа 6. Задание № 16.

Характерно: возможность неоднозначной классификации. (Обычно это разнородные объекты, которые относятся к одному более общему классу).

Это пример «неудачного» задания. Таких заданий следует избегать при конструировании тестов.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое «обобщение».

2. Приведите примеры заданий на обобщение. Какие другие мыслительные операции поддерживают их выполнение.

АБСТРАГИРОВАНИЕ

         

Абстрагирование (лат. Abstractio – отвлечение) – обязательно предполагает отвлечение от ряда свойств и признаков объекта (отвлечься всегда «от» чего-либо). Для абстрагирования характерна концентрация на одном или нескольких признаках или свойствах и игнорирование остальных. Это могут быть как существенные, так и несущественные признаки.

Выделяют два типа абстрагирования.

1. Изолирующая абстракция – выделение отдельных свойств из некоторой целостности при полном отвлечении от остальных (например, можно абстрагироваться от формы и назначения предмета, выделяя только его цвет или размер).

2. Обобщающая абстракция – абстрагирование на основе существенных признаков. Такая абстракция даёт обобщенную картину явления и служит основой для формирования понятий.

Формой обобщающей абстракции считается идеализация. Идеализация – это предельная обобщающая абстракция на основе существенных признаков и их акцентирования (предельного выражения). Это конструирование понятий об объектах, процессах и явлениях, не существующих в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире (например: точка, абсолютно твёрдое тело, идеальный газ). Идеализация широко используется в моделировании как методе научного исследования.

 

Лабораторная работа

Исследование способности к абстрагированию

(изолирующая абстракция)

 

Цель. Исследование способности к абстрагированию на основе несущественных признаков.

Материал. Бланки с тестовыми заданиями для каждого участника эксперимента.

Ход работы. Испытуемым предлагается 25 заданий. Каждое задание включает ряд математических символов, расположенных в определённом порядке. Справа имеется 5 слов, из которых необходимо выбрать те, где последовательность букв соответствует послед овательности знаков. Необходимо соблюдать условие: одинаковые знаки, независимо от их значения, соответствуют одинаковым буквам. (При этом, в разных заданиях одни и те же знаки могут соответствовать разным буквам). В каждом ряду могут быть 1 или 2 ключевых слова. Для выполнения задания необходимо абстрагироваться от значений слов, букв и символов, сконцентрировав внимание только на их взаиморасположении.

Пример. * % ! * ? (волна кошка пирог сосна корка)

         

В специально заготовленных ответных листах отмечается порядковый номер ключевого слова (или двух слов) для каждого из 25 заданий. Время выполнения – 10 мин.

Ответный лист

№ задания №№ слов № задания №№ слов № задания №№ слов № задания №№ слов № задания №№ слов
1.   2.   3.   4.   5.  
6.   7.   8.   9.   10.  
11.   12.   13.   14.   15.  
16.   17.   18.   19.   20.  
21.   22.   23.   24.   25.  

 

 

Обработка результатов:

1. Подсчитывается количество правильных ответов.

2. Анализируется индивидуальная стратегия поиска ответа.

Возможны следующие стратегии:

а) поэлементное сравнение с эталоном;

б) выделение ключевых деталей и ориентация преимущественно на них.

 

Контрольные вопросы

1. Сравните два типа абстрагирования. Какой тип абстрагирования лежит в основе образования понятий.

2. Сформулируйте принцип построения заданий на исследование способности к абстрагированию.

 


Тема 2. ПОНЯТИЕ

 

Одним из наиболее существенных компонентов вербального мышления является процесс обозначения (или, как его еще называют «процесс наименования»).

Наш обычный язык, язык, на котором мы говорим, состоит из определенного запаса слов. Слово или выражение языка, обозна­чающее отдельный предмет, явление или некоторую совокупность предметов, явлений, объединенных общими признаками, являют­ся понятиями.

Понятие – это абстрактная категория для обозначения объектов некоторого класса. В понятии отражаются наиболее общие, существенные признаки обозначаемых объектов и выделяются их специфические признаки. (В понятии отражается то общее, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных объектов данного класса).

Понятия различаются между собой по объёму и содержанию.

Содержа­ние понятия – это совокупность существенных свойств, присущих всем предметам данного понятия и только им. Например, понятие «треугольник» объединяет в себе такие суще­ственные признаки: «плоская фигура», «замкнутая фигура», «фи­гура с тремя углами».

Объемом по­нятия называется множество предме­тов, каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию понятия. Понятие может обозначать один предмет, например: «солн­це», «Монголия», «М. Ю. Лермонтов». Понятие может обозначать группу предметов, например: «карандаш», «книга», «война». Понятие может не обозначать ни одного предмета – это пустое, беспредметное понятие, например: «житель Луны», «марсианин», «водяной».

С помощью понятия происходит своеобразный переход от невербального мышления к вербальному. Объект как бы «погружается» внутрь психики. И с каждым шагом такого «погружения» увеличивается степень обобщённости понятия, с каждым шагом оно всё дальше отстоит от реального объекта. Логическое действие обобщения можно считать исходным для любого понятия.

Между понятиями существуют родо-видовые отношения. Т. е. понятия могут располагаться в виде иерархического дерева, где для каждого понятия существует более общее – родовое и подчинённое, более частное – видовое (кроме самых конкретных). В такой иерархии каждый более высокий уровень является и более общим. 

 


 

Пример – схема 1

 

 

искусство

 

 

 

 

 

 

 

музыка

 

 

изобразительное

искусство

 

 

 

 

 

 

 

 

эстрадная

 

классическая

 

фольклор

 

живопись

 

графика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

симфоническая

 

камерная

 

масляная живопись

 

акварель

                                                               

 

Пример – схема 2

 

 

животные организмы

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 178.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...