Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Исследование процесса сравнения понятий




ОГЛАВЛЕНИЕ

 

   
ВВЕДЕНИЕ  
Часть 1. МЫШЛЕНИЕ  
 Тема 1. Мыслительные операции  
         Сравнение  
         Обобщение  
         Абстрагирование  
 Тема 2. ПОНЯТИЕ  
          Обобщение и ограничение понятия  
          Определение понятия  
          Классификация понятий  
          Исследование связей между понятиями  
                    А. Аналогии  
                    Б. Последовательности  
 Тема 3. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ,          МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ  
         Процесс формирования понятий  
         Исследование лабильности мыслительных процессов  
         Влияние прошлого опыта на способ решения задач  
         Умозаключения  
Тема 4. ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ  
Часть 2. РЕЧЬ  
 Тема 1. Общие принципы исследования речи  
 Тема 2. АССОЦИАТИВНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ  
         Свободный ассоциативный эксперимент  
         Цепной ассоциативный эксперимент  
         Направленный ассоциативный эксперимент  
 Тема 3. СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ  
ЛИТЕРАТУРА Приложение  

 

 

 



ВВЕДЕНИЕ

 

Объединение мышления и речи в одном разделе не явля­ется случайным. Мышление и речь тесно взаимосвя­заны. Слово выражает понятие, его обобщение, поскольку является формой существования мысли. При этом, однако, меж­ду мышлением и речью существуют различия, которые не по­зволяют эти два понятия отождествлять. Согласно С. Л. Рубинштейну, «мышление – это опосредованное – основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований – и обобщенное познание объективной реальности». Мышление возникает на основе практической деятельности из непосредственного (чув­ственного) познания и выходит за его пределы. Через ощуще­ния и восприятия мышление непосредственно связано с внеш­ним миром, но в отличие от них – и это прежде всего – оно является как процессом, так и продуктом социально опосре­дованного отражения. Что же касается речи, то она, будучи, как и мышление, связана со всеми психическими процессами, выполняет в отношении их интегративную функцию, выходя за пределы мышления.

Мышление относительно поздно стало предметом экспери­ментального исследования. Первые опыты были проведены представителями Вюрцбургской психологической школы. В на­стоящее время именно под влиянием экспериментальных исследований мышление рассматривается как умственное дей­ствие, в котором можно выделить:

- ряд мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);

- ряд мыслительных процес­сов (планирование, проектирование, предсказывание, оценива­ние, понимание, умозаключение).

 Можно считать уста­новленным, что начальным моментом мышления является про­блемная ситуация, возникающая, всякий раз, когда необходимо найти наиболее рациональные способы достижения цели. Эта проблемная ситуация определяет фазовый характер мысли­тельных процессов.

В разделе «Мышление» будут обсуждаться следующие основные вопросы:

1. Мыслительные операции, их взаимодействие в ходе мыслительного процесса.

2. Типовые задания для исследования мышления, репрезентация основных мыслительных операций в тестовых заданиях, влияние содержания тестового материала на ход мыслительного процесса.

3. Мыслительные стратегии.

4. Роль задачи в мыслительном процессе.

5. Факторы, влияющие на ход мыслительного процесса.

Экспериментальные исследования речи значительно про­двинулись лишь в наши дни, когда с этой целью произошло объединение средств экспериментальной психологии со сред­ствами психолингвистики. Взаимосвязь мышления и речи обус­ловлена тем, что речь есть процесс выражения определенного мыслительного содержания средствами системы языка. В на­стоящее время особое значение имеет выявление связей, суще­ствующих между значением слов и их смысловым содержа­нием, для чего чаще всего используют методики ассоциатив­ного эксперимента.

Общим для всех видов ассоциативного эксперимента явля­ется то, что в качестве критериев оценки результатов исполь­зуется время ассоциативной реакции и характер (смысловое содержание) этой реакции. Эти критерии позволяют изучить динамические особенности речемыслительных процессов и структуру так называемого ассоциативного поля субъекта. Вре­мя ассоциативной реакции отражает скорость протекания нервных процессов, что чаще всего служит индикатором эмоционального состояния субъекта, позволяя выявить значи­мость для него того или иного стимула. Характер ассоциативной реакции позволяет выявить, прежде всего, интенсивность ассоциативных реакций у испытуемого. Исследованиями А. Н. Леонтьева показано, что кроме значения и смысла слов в качестве важнейших составляющих семантики речи боль­шую роль играет их аффективная (эмоциональная) окраска. Аффективный компонент проявляется как в содержательных характеристиках речи, так и в ее интонационных и мелодиче­ских составляющих. Именно поэтому одно и то же высказы­вание, зачастую даже нейтрального содержания, может быть субъективно по-разному оценено в зависимости от того, в ка­ком эмоциональном состоянии оно произнесено.

В разделе «Речь» основными вопросами для обсуждения стали:

1. Общие принципы и основные показатели исследования речи.

2. Ассоциативные эксперименты, их некоторые особенности.

3. Факторы, влияющие на характер словесных реакций.

4. Индивидуальное и групповое понимание содержания понятий, эмоциональных отношений и т.д.

5. Смысловые связи между словами.

Часть 1. МЫШЛЕНИЕ

Ведущий параметр интеллекта – мышление. Для познавательных целей существенно то, что мышление определяется как процесс решения проблем и задач посредством использования различных мыслительных операций. В реальной учебной деятельности все мыслительные операции взаимодействуют в едином акте мышления. Поэтому первым критерием для отбора тестовых заданий становится максимальное включение в них комплекса основных мыслительных операций.

Обычно выделяются следующие мыслительные операции:

1. Сравнение – сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различий между ними.

2. Анализ – мысленное разделение предметов и явлений на части или свойства (форма, цвет, размер, вкус и т.д.)

3. Синтез – мысленное объединение частей или свойств в единое целое.

4. Абстрагирование – выделение одних признаков и отвлечение от других (осуществляется на основе анализа).

5. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим признакам (обобщение на основе существенных признаков лежит в основе образования классов явлений).

     Кроме того, важна модальность (качество) материала, с которым работает мышление. В процессе мыслительной деятельности учащиеся оперируют различным материалом: образами, понятиями, абстракциями. Все эти различные виды материала можно разделить на два качественно различных класса – невербальный (несловесный) и вербальный (словесный). Считается, что работа с данными видами материала требует различных способностей, поэтому в измерительной практике тестовые батареи интеллекта включают как невербальные задания, так и вербальные.

Задания первого типа чаще всего описывают как аналог работы с образной информацией или же, как способность к решению так называемых кросскультурных задач.

Вербальные задания традиционно связывают с решением задач, требующих опыта знакового обучения.

 

Тема 1. МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ

СРАВНЕНИЕ

 

Сравнение является простейшей и генетически первой мыслительной операцией. С помощью сравнения человек способен устанавливать тождество и различие между объектами, а так же степень различия. Простейшее сравнение может происходить на перцептивном уровне (на уровне восприятия). Если же различия неочевидны, для сравнения обязательно привлекается операция анализа. С помощью анализа выделяется признак (или несколько признаков), на основе которых и происходит сравнение. Поэтому, в собственно мыслительной деятельности операции сравнения чаще всего «сопутствует» операция анализа.

Для исследователей мышления интересен вопрос, как происходит процесс сравнения: что берётся за основу сравнения, с какой частотой привлекаются те или иные признаки, какие признаки выделяются в первую очередь, зависит ли это от характера сравниваемых понятий, от структуры задачи или от индивидуальных особенностей испытуемого.

 

Лабораторная работа

Исследование процесса сравнения понятий

 

     Цель. Определить характер признаков, которые берутся за основу сравнения и их зависимость от объективных связей, существующих между понятиями.

     Задачи.

1. Определить, какие признаки спонтанно выделяются в первую очередь:

а) признаки сходства или различия,

б) родовые, функциональные или внешние признаки.

2. Описать последовательность возникновения признаков (см. п. 1) для пар понятий, характеризующихся разными объективными связями:

а) относящихся к одному классу (родовое сходство),

б) имеющих внешнее сходство,

в) имеющих функциональное сходство,

г) имеющих общий эмоциональный оттенок или метафорическое сходство,

д) не имеющих явного сходства.

Материал. 25 пар понятий, разделённых на 5 групп.

Ход работы. Эксперимент проводится в групповой форме. Испытуемым предлагается сравнивать пары понятий, выделяя при этом как можно больше признаков сходства и различия в любом порядке. Экспериментатор последовательно зачитывает пары. Испытуемые записывают возможные признаки сходства или различия. Записи производятся в специально заготовленной таблице, в клетке, соответствующей порядковому номеру пары. На запись признаков для каждой пары отводится 30 сек. Сами пары понятий не записываются. (В среднем, за указанное время взрослые испытуемые обычно записывают от 2 до 6 признаков).

Таблица для записи выделенных признаков:

1 1). . . . .   2). . . . .      . . . . .    6). . . . . 2 1). . . . .   2). . . . .      . . . . .    6). . . . . 3 1). . . . .   2). . . . .      . . . . .    6). . . . .       4 1). . . . .   2). . . . .      . . . . .    6). . . . . 5 1). . . . .   2). . . . .      . . . . .    6). . . . .
6 . . . . . 7 . . . . . 8  . . . . . 9  . . . . . 10 . . . . .
11 . . . . . 12 . . . . . 13 . . . . . 14 . . . . . 15 . . . . .
16 . . . . . 17 . . . . . 18 . . . . . 19 . . . . . 20 . . . . .
21 1). . . . .   2). . . . .      . . . . .    6). . . . . 22 1). . . . .   2). . . . .      . . . . .    6). . . . . 23 1). . . . .   2). . . . .      . . . . .    6). . . . . 24 1). . . . .   2). . . . .      . . . . .    6). . . . . 25 1). . . . .   2). . . . .      . . . . .    6). . . . .

 

(!) Необходимо обязательно записывать признаки именно в том порядке, как они возникают, независимо от того, признак сходства или различия появляется первым.

Чтобы выполнить это условие, с испытуемыми предварительно проводится тренировка (устно).

Материал для тренировки:

жираф - небоскрёб,

карандаш - ручка,

сосна - дуб,

груша - велосипед,

обман - ошибка

 

Обработка результатов.

Испытуемые заполняют таблицу индивидуальных результатов. Для этого необходимо:

1. Определить для каждой колонки, какие признаки: сходства или различия чаще появляются первыми.

2. Описать наиболее часто встречающуюся последовательность возникновения различных типов признаков для пар понятий, характеризующихся разными объективными связями (для каждой колонки).

Типы признаков для сравнения:

а) родовое сходство (или различие): выделен общий класс, к которому относятся оба сравниваемых понятия или обозначены два различных класса, к которым они принадлежат;

б) функциональное сходство (или различие): общее (или различное) назначение, способ действия или способ употребления;

в) внешнее сходство (или различие): одинаковые (различные) детали, цвет, форма, размер, качества и т.д.

3.Сравнить индивидуальные данные с таблицей групповых результатов.

Таблица групповых результатов (данные эксперимента)

колонка   тип признака 1 внешнее сходство 2 родовое сходство 3 нет сходства 4 функциональное сходство 5 эмоциональное сходство
1. сходство - различие сходство сходство различие сходство сходство
2.последова­тельность признаков 1)внешнее сходство 2)функциональ­ное различие 3)родовое различие 1)родовое сходство 2)функциональное или внешнее различие 1)функциональное разл ичие 2)внешнее различие 3)родовое различие 4)внешнее сходство 1)функциональное сходство 2)родовое различие 3)внешнее различие 1)функциональное или внешнее сходство 2)внешнее различие 3)родовое различие

Контрольные вопросы

1. Что такое «сравнение». Какие мыслительные операции «сопутствует» сравнению.

2. Назовите типы признаков для сравнения. Какие признаки спонтанно выделяются в первую очередь и с чем это связано.

 

ОБОБЩЕНИЕ

 

Обобщение происходит на основе сравнения объектов и выделения общих признаков (анализ). При этом признаки могут быть существенными и несущественными.

Типовым заданием для исследования способности к обобщению является ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО    

Испытуемому предъявляется несколько объектов (слов, фигур, чисел и т.д.), среди которых он должен выбрать то, что в этой группе лишнее.

 

Примеры.

- Воробей, скворец, гусь, летучая мышь, ласточка

- Ранний, мокрый, грязный, быстро, пушистый

- 25, 64, 10, 49, 36

Варианты заданий на обобщение

1. Приводится группа элементов с общими характеристиками. Испытуемые должны выбрать из другой группы элементов те, которые характеризуются тем же.

2. Приводится группа элементов с общими характеристиками. Испытуемые должны выбрать из другой группы элементов те, у которых этих характеристик нет.

     Мыслительные операции, обеспечивающие выполнение задания

1. Сравнение: нахождение нескольких похожих объектов.

2. Анализ: выделение признаков для сравнения.

3. Обобщение: объединение похожих элементов в класс.

После этого происходит исключение элемента, не попадающего в класс. (Если различия очевидны, то исключение может происходить только на основе сравнения и установления тождества и различия: «не такой, как другие»).

         

Лабораторная работа










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 187.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...