Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общие технические требования




5.1 Характеристики (свойства)

5.1.1 Требования назначения

5.1.1.1 Автоцистерна должна быть изготовлена в соответствии с требованиями настоящего стандарта по конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке.

Обозначения автоцистерны и конструкторских документов на нее присваивают в порядке, установленном для изделий автомобильной промышленности.

5.1.1.2 Автоцистерна, укомплектованная соответствующим оборудованием, должна обеспечивать выполнение рабочих операций, указанных в таблице 2.

 

Таблица 2

Наименование рабочей операции

Выполнение рабочей операции для автоцистерны типа

АЦ

АЦМ

ПЦ

ППЦ

ПЦМ, ППЦМ

АТЗ, ПТЗ, ППТЗ

АМЗ, АТМЗ, ПТМЗ, ППТМЗ

До 5 м3 включ. Св. 5 до 10 м3 включ. Св. 10 м3 До 1 м3 включ. Св. 1 до 10 м3 включ. До 5 м3 включ. Св. 5 м3 До 5 м3 включ. Св. 5 м3
Наполнение цистерны своим насосом* + + + + + - + - + + + +
Наполнение цистерны закрытым (основным)* и верхним (дублирующим) способами посторонним насосом + + + + + + + + + + + +
Опорожнение цистерны своим насосом, минуя фильтр** + + + + + - + + + + + +
Опорожнение цистерны посторонним насосом + + + + + + + + + + + +
Заправка техники фильтрованным нефтепродуктом с одновременным измерением выданного объема - - - - - - - - +** + +** +
Откачка нефтепродуктов из напорных (раздаточных) рукавов своим насосом** + + + + + - - - + + + +
Опорожнение цистерны самотеком + + + + + + + + + + + +
Перекачка собственным насосом между посторонними резервуарами, минуя свою цистерну** + + + + + - + - + + + +
Нагрев масла в цистерне* - - - + + - - + - - + +
Выдача нефтепродукта в мелкую тару (канистра, топливный бак, бочка)** - - - - - - - - + + + +

* По требованию потребителя (заказчика).

** Для автоцистерн, оборудованных насосами.

Примечание - Знак «+» означает выполнение операций на автоцистерне; знак «-» - невыполнение.

5.1.1.3 Все операции по наполнению автоцистерны осуществляют закрытым способом через герметичное устройство по ГОСТ 20772.

 

 

5.1.2 Требования надежности

5.1.2.1 Значения показателей надежности автоцистерны должны быть не ниже значений соответствующих показателей шасси АТС. Номенклатуру и конкретные значения показателей надежности, а также критерии отказов и предельного состояния устанавливают в технической документации.

5.1.2.2 Ресурс средств измерения, устанавливаемых на автоцистерну для контроля работы агрегатов, должен соответствовать ресурсу автоцистерны до капитального ремонта, если иное не предусмотрено в нормативных документах и технической документации на средства измерения.

 

 

5.1.3 Требования стойкости к внешним воздействующим факторам и живучести

5.1.3.1 Климатическое исполнение автоцистерн должно соответствовать исполнению У по ГОСТ 15150.

 

5.1.4 Требования эргономики

5.1.4.1 Устанавливаемые на автоцистерне рычаги управления и маховики, предназначенные для ступенчатых переключений при наполнении (опорожнении) нефтепродуктами, должны иметь надежную фиксацию и обозначение их промежуточных и конечных положений; при необходимости они должны быть ограничены специальным стопором (упором).

Рычаги управления и маховики устанавливают на одном рабочем месте в пределах зоны досягаемости оператора, за исключением задействованных при включении механизмов отбора мощности для привода насоса.

5.1.4.2 Для удобства работы обслуживающего персонала автоцистерна должна быть оборудована лестницами и площадками.

 

5.1.5 Требования технологичности

5.1.5.1 Конструкция автоцистерны должна обеспечивать демонтаж не менее 75 % технологического оборудования без предварительной разборки других узлов и систем.

5.1.5.2 Конструкция цистерны должна обеспечивать возможность очистки ее внутренней поверхности от загрязнений с помощью механизированных средств и вручную.

5.1.5.3 Конструкция волнореза не должна препятствовать наполнению (опорожнению) цистерны, а также возможности очистки ее внутренней поверхности.

5.1.5.4 Периодичность проведения технического обслуживания технологического оборудования, установленного на автоцистерне, должна совпадать с периодичностью технического обслуживания базового АТС и должна быть установлена в руководстве по эксплуатации.

 

5.1.6 Требования к конструкции

5.1.6.1 Конструкция автоцистерны должна обеспечивать неизменность массы и качества перевозимого нефтепродукта по ГОСТ Р 50559.

5.1.6.2 Цистерны должны выдерживать внутреннее давление, равное давлению наполнения (опорожнения) или максимальному рабочему давлению, на которое отрегулировано дыхательное устройство по ГОСТ 25560, но не менее 20 кПа (0,2 кгс/см2).

5.1.6.3 При проектировании цистерн следует учитывать следующее:

а) опорожняемые самотеком цистерны, предназначенные для транспортирования нефтепродуктов, давление паров которых при 50 °С не превышает 110 кПа (1,1 кгс/см2), следует рассчитывать на давление, равное удвоенному статическому давлению перевозимого нефтепродукта, но не менее удвоенного статического давления воды;

б) наполняемые (опорожняемые) под давлением цистерны, предназначенные для транспортирования нефтепродуктов, давление которых при 50 °С не превышает 110 кПа (1,1 кгс/см2), должны быть рассчитаны на давление, равное давлению наполнения (опорожнения), умноженному на коэффициент 1,3.

5.1.6.4 Цистерна и средства ее крепления на шасси АТС при номинальной загрузке нефтепродуктом должны выдерживать нагрузки, равные:

- удвоенной массе цистерны и нефтепродукта - в направлении движения;

- одной массе цистерны и нефтепродукта - в направлении, перпендикулярном направлению движения;

- удвоенной массе цистерны и нефтепродукта - в вертикальном направлении сверху вниз;

- одной массе цистерны и нефтепродукта - в вертикальном направлении снизу вверх.

5.1.6.5 Толщину стенок цистерны b, мм, рассчитывают по формуле

                                                    (1)

где Р - расчетное давление, МПа;

D - внутренний диаметр цистерны, мм;

σ - допускаемое напряжение, Н/мм2: σ ≤ 0,75σт или σ ≤ 0,5σв (где σт - предел текучести и σв - временное сопротивление разрыву, значения которых выбирают минимальными по нормативным документам на материалы);

λ - коэффициент, учитывающий возможное уменьшение прочности в сварных соединениях; λ ≤ 1,0.

5.1.6.6 Цистерны диаметром менее 1,8 м должны иметь толщину стенок не менее 5 мм, диаметром более 1,8 м - не менее 6 мм при изготовлении их из металла с временным сопротивлением разрыву σв ≥ 360 МПа (3600 кгс/см2), и относительным удлинением δ = 22 - 27 %.

5.1.6.7 Если цистерна имеет защиту от повреждений, вызываемых ударами сбоку или опрокидыванием, допускается уменьшение толщины стенок цистерны соответственно до 3 мм для цистерны диаметром до 1,8 м и до 4 мм - для цистерны диаметром более 1,8 м. Указанные толщины даны для металла со свойствами по 5.1.6.6.

Для цистерн с некруглым поперечным сечением (например, чемоданообразным или эллиптическим) радиусы кривизны должны соответствовать эквивалентным диаметрам, которые рассчитывают на основе цилиндрического сечения равной площади. При этом радиусы кривизны таких цистерн не должны превышать 2,0 м по бокам и 3,0 м сверху и снизу.

Защиту цистерн от повреждений, вызываемых ударами сбоку или опрокидыванием, считают обеспеченной при соблюдении одного из следующих условий:

- расстояние между двумя усиливающими элементами (перегородками, волнорезами, внутренними или внешними кольцами) ≤ 1,75 м;

- объем цистерны между двумя перегородками (волнорезами) ≤ 7,5 м3.

Поперечное сечение в вертикальной плоскости усиливающего кольца с элементом крепления должно иметь момент сопротивления ≥ 10 см3.

Толщина перегородок (волнорезов) должна быть не менее толщины стенки цистерны. Перегородки (волнорезы) должны соответствовать требованиям 5.1.6.8.

Цистерны с радиусом кривизны боковых стенок более 2,0 м, а также чемоданообразного и прямоугольного сечений считают обеспеченными защитой от повреждений, вызываемых ударами сбоку или опрокидыванием, при соблюдении следующих дополнительных условий:

- наличия дополнительной защиты с внешней стороны цистерны, расположенной по всему периметру на середине высоты цистерны, шириной не менее 30 % высоты поперечного сечения цистерны, и

- обеспечения жесткости этой дополнительной защиты не ниже жесткости цистерны в зоне размещения такой защиты с толщиной стенки цистерны 5 мм (для цистерны диаметром менее 1,8 м) или 6 мм (для цистерны диаметром более 1,8 м).

Допускается выполнять дополнительную защиту в виде листов, приваренных к боковым стенкам цистерны на середине высоты цистерны. Эти листы должны быть изготовлены из того же материала, что и цистерна, иметь ширину не менее 30 % высоты поперечного сечения цистерны и толщину не менее толщины стенок цистерны.

5.1.6.8 Перегородки (волнорезы) должны быть вогнуты с глубиной прогиба не менее 10 см или должны иметь гофры, или усилены другим способом для обеспечения эквивалентной прочности. Площадь волнореза должна составлять не менее 70 % поперечного сечения цистерны, в которой установлен волнорез.

5.1.6.10 Крышки люков, дверки шкафов, а также места для доступа к транспортируемому нефтепродукту должны быть приспособлены для опломбирования.

5.1.6.12 Конструкция автоцистерны должна обеспечивать предотвращение превышения давления в напорно-всасывающем рукаве, равного 50 % рабочего давления рукава, при перекрытии подачи топлива в наполняемую емкость.

5.1.6.13 Конструкция автоцистерны должна обеспечивать возможность отбора проб по ГОСТ 2517 для контроля качества транспортируемого нефтепродукта. Отбор проб непосредственно из цистерны производят сверху.

5.1.6.14 Остаток топлива в автоцистерне после его слива самотеком на горизонтальной площадке не должен превышать 0,1 % номинальной вместимости.

5.1.6.15 Оборудование для закрытого наполнения автоцистерны должно состоять из:

а) ограничителя наполнения. В качестве привода датчика ограничителя наполнения следует использовать энергию перекачиваемой жидкости. Схема и присоединительные размеры ограничителя наполнения приведены в приложениях 1 и 2 соответственно;

б) сигнализатора верхнего уровня налива. Сигнализатор должен обеспечивать вывод электрического сигнала на звуковой сигнал шасси автомобиля и на розетку по ГОСТ 9200, устанавливаемую на левой стороне автоцистерны в месте, удобном для подсоединения к автоматизированным системам налива. Схема подключения контактов розетки сигнализатора верхнего уровня налива приведена в приложении 3;

в) патрубка с обратным клапаном в случае крепления рукавов при помощи присоединительных устройств типа 4 по ГОСТ 20772 (механических захватов). Присоединительные размеры обратного клапана приведены в приложении 4. Место расположения патрубка - с левой стороны автоцистерны, расстояние - по ГОСТ 20772. По согласованию с заказчиком допускается установка патрубка с обратным клапаном сзади автоцистерны;

г) патрубка для газоотвода с огнепреградителем, запорной арматурой и присоединительным устройством. Огнепреградитель должен быть установлен на цистерне.

5.1.6.16 На горловине цистерны, изготовленной как мера вместимости, должно быть предусмотрено смотровое окно для контроля полноты налива нефтепродукта. Высота смотрового окна должна быть в пределах изменения уровня налива.

Допускается установка стекла «клинкер» вместо указателя уровня налива в горловине и смотрового окна.

5.1.6.17 Автоцистерна должна быть оснащена дыхательным устройством по ГОСТ 25560, обеспечивающим сохранение рабочего давления в цистерне и самозакрывание при опрокидывании, а также предохранительными устройствами, обеспечивающими автоматическое открывание их при достижении избыточного давления в цистерне, равного 100 кПа (1 кгс/см2).

При этом площадь сбросного сечения в зависимости от объема цистерны определяют в соответствии с таблицей 3а. Для цистерн объемом от 3 до 40 м3 допускается линейная интерполяция значений величин, приведенных в таблице 3а.

Таблица 3а

Наименование параметра

Значение параметра

Объем цистерны, м3 3 5 8 10 13 15 20 30 40
Сбросное сечение, см2 17 25 35 40 48 53 64 84 94

Примечание - Функции предохранительного устройства может выполнять дыхательное устройство при обеспечении величины сбросного сечения, предусмотренного таблицей.

 

5.1.6.18 На всасывающем трубопроводе автоцистерны, оборудованной насосом, должен быть установлен фильтр предварительной очистки.

5.1.6.19 Перед счетчиками количества нефтепродукта должны быть установлены фильтры тонкой очистки. Размещение фильтра должно позволять замену фильтрующего элемента и очистку внутренней полости без его демонтажа.

5.1.6.20 Номинальная пропускная способность счетчиков количества нефтепродукта должна соответствовать расходу раздаточной системы автоцистерны. Относительная погрешность счетчиков не должна выходить за пределы ±0,5 %.

5.1.6.21 При выполнении рабочих операций «заправка техники фильтрованным нефтепродуктом с одновременным измерением выданного объема» и «выдача нефтепродукта в мелкую тару (канистра, топливный бак, бочка)» допускается забор нефтепродукта осуществлять сверху из цистерны, минуя донный клапан. При этом запорную арматуру (обратный клапан) следует устанавливать в верхней части заборного трубопровода.

5.1.6.22 Напорно-всасывающие патрубки внутри автоцистерны должны быть оборудованы устройством, отражающим струю при наполнении цистерны нефтепродуктом и исключающим образование воронки при ее опорожнении.

5.1.6.23 При верхнем способе наполнения автоцистерны расстояние от нижнего среза патрубка подачи нефтепродукта в цистерну, находящегося внутри нее, до дна цистерны должно быть не более 100 мм.

5.1.6.24 В качестве запорной арматуры в технологической схеме автоцистерны используют затворы (заслонки) или задвижки с ручным управлением. Допускается применение запорной арматуры с дистанционным управлением с ручным дублированием.

5.1.6.25 Патрубки для наполнения (опорожнения) цистерны в транспортном положении должны быть закрыты заглушками.

5.1.6.26 В качестве средств измерения давления и разрежения на автоцистерне устанавливают соответствующие приборы. Для контроля указанных параметров допускается применять индикаторы.

Средства контроля должны быть размещены в месте, удобном для наблюдения, обеспечивающем их замену при проведении поверок или ремонта.

5.1.6.27 Присоединительные устройства (патрубки) автоцистерны для наполнения (опорожнения) нефтепродукта должны соответствовать требованиям ГОСТ 20772.

5.1.6.28 Технологические схемы автоцистерны приведены в приложении 5.

5.1.6.29 На автоцистернах, смонтированных на шасси автомобиля должно быть предусмотрено место для размещения комплекта специальной обработки.

5.1.6.30 На автоцистерне должно быть предусмотрено место для размещения эксплуатационной документации. Упаковка документации должна обеспечивать ее сохранность.

5.1.6.31 Автоцистерна должна быть оборудована кронштейнами или местом для крепления информационных табличек системы информации об опасности по ГОСТ 19433.

5.1.6.32 Автоцистерна должна быть оборудована ящиками для хранения рукавов, ящиками (местами) для укладки ЗИП. Конструкция ящиков для рукавов должна исключать попадание внутрь пыли и атмосферных осадков. Рукава должны быть укомплектованы заглушками, предотвращающими попадание топлива из рукавов в указанные ящики.

5.1.6.33 Расположение, цвет, количество и видимость сигнальных фонарей, установленных на автоцистернах всех типов, должны соответствовать требованиям ГОСТ 8769.

5.1.6.34 В части степени защиты внешние сигнальные фонари, выполняющие функции одного или нескольких световых приборов, предусмотренных ГОСТ 8769, должны соответствовать требованиям ГОСТ 6964.

5.1.6.35 Провода и жгуты для соединения приборов в части электрических параметров, армирования наконечниками и штеккерами, стойкости к климатическим воздействиям должны соответствовать требованиям ГОСТ 23544.

В местах прокладки проводов, где механическая защита обеспечивается конструкцией автоцистерны и исключается попадание нефтепродуктов в результате перелива или пролива, в качестве защитной оболочки допускается использовать трубки из поливинилхлоридного пластиката любого цвета по ГОСТ 19034.

Допускается использование кабелей с медными гибкими жилами с изоляцией жил оболочкой из поливинилхлоридного пластиката.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 144.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...