Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глобализация мировой экономики: сущность, признаки, факторы, последствия и противоречия. Международная «новая» экономика. Сетевая экономика.
Глобализация- процесс вовлечения всех стран в формирование единого экономического, социально-культурного пространства с возможностью обмена информацией, управления в реальном времени на основе или базе современных технологий и сетей интернет. Глобализация проявляется в сферах: · Производственной и Информационной; · Политической; · Социально-культурной и Экономической. Показатели глобализации: · Число ТНК, их доля на мировых рынках; · Число мигрантов в мире; · Объёмы иностранных инвестиций; · Участие в экономических интеграциях; · Темпы развития информационных технологий; · Число международных обязательств страны; · Показатель интернационализации капитала. Плюсы глобализации: · Рост МРТ (рост производства, уровня жизни); · Рост конкуренции; · Способствуют мобилизации значительных финансовых ресурсов; · Обеспечивает положительный эффект масштаба; · Формирует базу для решения проблем человечества. Минусы глобализации: · Даёт преимущество промышленно развитым странам. Целесообразно рассматривать "новую" экономику в трех аспектах. Первыйобъединяет в общее измерение "высокотехнологичные" компании, использующие Интернет в качестве основного ресурса. Второй представляется как набор новых электронных практик, инструментально базирующихся на Интернет-технологиях и направленных на создание новых моделей бизнеса и повышение производительности. Третий, чисто технологический, связан с созданием web-технологий, обеспечивающих первые два аспекта. Он может объединяться с первым и образует особую отрасль информационной промышленности. сетевая экономика - это хозяйственная деятельность, базирующаяся на горизонтальных длительных связях между всеми участниками совместной деятельности в информационно-коммуникационной среде сети Интернет. Сетевая экономика может жить только в среде сети Интернет.
Теории внешней торговли. Меркантилистская теория внешней торговли. Теории абсолютных и сравнительных преимуществ (А. Смит, Д. Риккардо). Теория международной торговли Хекшера-Олина. Парадокс Леонтьева. Мировая торговля возникает на основе МРТ и играет все возрастающую роль в международных экономических отношениях между странами. Школа меркантилизмаполагала, что государство должно поддерживать платежный баланс, т.е. вывозить товаров больше, чем ввозить, регулировать внешнюю торговлю с помощью тарифов, квот и других инструментов, запретить или строго ограничить вывоз сырья и разрешить беспошлинный ввоз сырья, которое не добывается в стране. В соответствии с теорией абсолютного преимущества А. Смита, правительствам не следует вмешиваться во внешнюю торговлю: Нации должны специализироваться на производстве тех товаров, в производстве которых у них есть преимущества, т.е. есть такой товар, которого на единицу затрат она может произвести больше, чем другие страны, и торговать им в обмен на товары, преимуществом в производстве которых обладают другие страны. Теория сравнительных преимущества Д. Риккардо утверждает, что даже когда страна не обладает абсолютным преимуществом, мировая торговля выгодна, так как у нее всегда найдется товар, производство которого более выгодно при существующих издержках, чем производство других товаров. Теория Хекшера-Олина:Страны будут экспортировать товары требующие в своем производстве высоких затрат факторов относительно избыточных для данной страны и импортировать товары в производстве которых используются факторы относительно дефицитные для страны. Парадокс В.Леонтьева:при анализе торговых потоков следует учитывать специфику факторов производства: их качество, внешнеторговую политику государства.
Экономия от масштаба как самостоятельный источник международной торговли. Международная торговля в теории жизненного цикла товаров Р. Вернона. Теория конкурентных преимуществ М. Портера. Теория жизненного цикла товара Р.Вернона объясняет мировую торговлю этапами жизненного цикла продукта: внедрения, роста, зрелости и упадка. Вначале, в фазе внедрения, в ответ на потребность, в стране (чаще промышленно развитой) разрабатывается новый товар. Его производство характеризуется мелкосерийностью, производитель – монополист. Требуется высокая квалификация производственного персонала. Товар производится преимущественно на внутренний рынок. В фазе роста производство расширяется, товар становится все более стандартизированным, растет конкуренция и начинается экспорт товара на внешний рынок. Стадия зрелости характеризуется крупносерийным производством, ценовой конкуренцией, распространением технологии. Страна-нововведения постепенно теряет конкурентное преимущество, и производство перемещается в развивающиеся страны с более дешевыми факторами производства. В стадии упадкаспрос на товар в стране-нововведения сокращается, производство и рынки сбыта перемещаются в развивающиеся страны, а страна-нововведения импортирует товар. В эту теорию не вписываются товары с коротким жизненным циклом, высокими затратами на перевозку, узкого круга потребителей и товары, имеющие возможность значительно дифференцироваться по качеству, др. признакам. Теория эффекта масштаба:приопределенной технологии и организации производства по мере роста объема выпускаемой продукции средние общие издержки производства сокращаются. Теория М. Портера - теория конкурентного преимущества нации. Конкурентные преимущества объясняются: А) факторными условиями Б) спросом на товары и услуги отрасли на внутреннем и мировом рынке В) стратегии фирм данной отрасли Г) характер родственных и поддерживающих отраслей Выигрыш от внешней торговли: интересы потребителей, производителей, страны в целом. Последствия для установления торговых отношений для остального мира. Выигрыш от внешней торговли распределяется неравномерно между странами и неравномерно внутри страны между потребителями, производителями или владельцами факторов производства. Площадь между линией цены и кривой спроса верхней части является выигрыш потребителя. Каждый объём производства требует затрат которые можно покрыть определённой ценой: Q1 P1, Q2 P2. Но от спроса и предложения все товары продаём по Р0, вместо P1 P2 P3. Площадь между линией цены и кривой предложения в нижней части является выигрыш производителя. Условия торговли – это соотношение экспортных и импортных цен в стране. Условия торговли зависят: -От уровня цены, колебания спроса на внутреннем мировом рынке. -От условий производства, степени монополизации рынка. -От валютного курса. -От эластичности спроса и предложения. Последствия установления торговых отношений для остального мира Очевидно, что воздействие международной торговли на производство, потребление и благосостояние во многом определяется установившимся соотношением мировых цен. Поэтому экономисты уделяют такое внимание условиям торговли, или отношению экспортных цен рассматриваемой страны к ее импортным ценам. Условия торговли для остального мира равны относительной цене на их экспортную продукцию, условия торговли для остального мира равны относительной цене на их экспортную продукцию.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 275. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |