Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глобализация мировой экономики: сущность, признаки, факторы, последствия и противоречия. Международная «новая» экономика. Сетевая экономика.




Глобализация- процесс вовлечения всех стран в формирование единого экономического, социально-культурного пространства с возможностью обмена информацией, управления в реальном времени на основе или базе современных технологий и сетей интернет.

Глобализация проявляется в сферах:

· Производственной и Информационной;

· Политической;

· Социально-культурной и Экономической.

Показатели глобализации:

· Число ТНК, их доля на мировых рынках;

· Число мигрантов в мире;

· Объёмы иностранных инвестиций;

· Участие в экономических интеграциях;

· Темпы развития информационных технологий;

· Число международных обязательств страны;

· Показатель интернационализации капитала.

Плюсы глобализации:

· Рост МРТ (рост производства, уровня жизни);

· Рост конкуренции;

· Способствуют мобилизации значительных финансовых ресурсов;

· Обеспечивает положительный эффект масштаба;

· Формирует базу для решения проблем человечества.

Минусы глобализации:

· Даёт преимущество промышленно развитым странам.

Целесообразно рассматривать "новую" экономику в трех аспектах.           Первыйобъединяет в общее измерение "высокотехнологичные" компании, использующие Интернет в качестве основного ресурса.          Второй представляется как набор новых электронных практик, инструментально базирующихся на Интернет-технологиях и направленных на создание новых моделей бизнеса и повышение производительности. Третий, чисто технологический, связан с созданием web-технологий, обеспечивающих первые два аспекта. Он может объединяться с первым и образует особую отрасль информационной промышленности.

сетевая экономика - это хозяйственная деятельность, базирующаяся на горизонтальных  длительных связях между всеми участниками совместной деятельности в информационно-коммуникационной среде сети Интернет. Сетевая экономика может жить только в среде сети Интернет.

 



Теории внешней торговли. Меркантилистская теория внешней торговли. Теории абсолютных и сравнительных преимуществ (А. Смит, Д. Риккардо). Теория международной торговли Хекшера-Олина. Парадокс Леонтьева.

Мировая торговля возникает на основе МРТ и играет все возрастающую роль в международных экономических отношениях между странами. Школа меркантилизмаполагала, что государство должно поддерживать платежный баланс, т.е. вывозить товаров больше, чем ввозить, регулировать внешнюю торговлю с помощью тарифов, квот и других инструментов, запретить или строго ограничить вывоз сырья и разрешить беспошлинный ввоз сырья, которое не добывается в стране. В соответствии с теорией абсолютного преимущества А. Смита, правительствам не следует вмешиваться во внешнюю торговлю: Нации должны специализироваться на производстве тех товаров, в производстве которых у них есть преимущества, т.е. есть такой товар, которого на единицу затрат она может произвести больше, чем другие страны, и торговать им в обмен на товары, преимуществом в производстве которых обладают другие страны.  Теория сравнительных преимущества Д. Риккардо утверждает, что даже когда страна не обладает абсолютным преимуществом, мировая торговля выгодна, так как у нее всегда найдется товар, производство которого более выгодно при существующих издержках, чем производство других товаров. Теория Хекшера-Олина:Страны будут экспортировать товары требующие в своем производстве высоких затрат факторов относительно избыточных для данной страны и импортировать товары в производстве которых используются факторы относительно дефицитные для страны. Парадокс В.Леонтьева:при анализе торговых потоков следует учитывать специфику факторов производства: их качество, внешнеторговую политику государства.

 



Экономия от масштаба как самостоятельный источник международной торговли. Международная торговля в теории жизненного цикла товаров Р. Вернона. Теория конкурентных преимуществ М. Портера.

       Теория жизненного цикла товара Р.Вернона объясняет мировую торговлю этапами жизненного цикла продукта: внедрения, роста, зрелости и упадка.

Вначале, в фазе внедрения, в ответ на потребность, в стране (чаще промышленно развитой) разрабатывается новый товар. Его производство характеризуется мелкосерийностью, производитель – монополист. Требуется высокая квалификация производственного персонала. Товар производится преимущественно на внутренний рынок. В фазе роста производство расширяется, товар становится все более стандартизированным, растет конкуренция и начинается экспорт товара на внешний рынок. Стадия зрелости характеризуется крупносерийным производством, ценовой конкуренцией, распространением технологии. Страна-нововведения постепенно теряет конкурентное преимущество, и производство перемещается в развивающиеся страны с более дешевыми факторами производства. В стадии упадкаспрос на товар в стране-нововведения сокращается, производство и рынки сбыта перемещаются в развивающиеся страны, а страна-нововведения импортирует товар.

В эту теорию не вписываются товары с коротким жизненным циклом, высокими затратами на перевозку, узкого круга потребителей и товары, имеющие возможность значительно дифференцироваться по качеству, др. признакам.

Теория эффекта масштаба:приопределенной технологии и организации производства по мере роста объема выпускаемой продукции средние общие издержки производства сокращаются.

Теория М. Портера - теория конкурентного преимущества нации.  Конкурентные преимущества объясняются:

А) факторными условиями

Б) спросом на товары и услуги отрасли на внутреннем и мировом рынке

В) стратегии фирм данной отрасли

Г) характер родственных и поддерживающих отраслей



Выигрыш от внешней торговли: интересы потребителей, производителей, страны в целом. Последствия для установления торговых отношений для остального мира.

Выигрыш от внешней торговли распределяется неравномерно между странами и неравномерно внутри страны между потребителями, производителями или владельцами факторов производства.

Площадь между линией цены  и кривой спроса верхней части является выигрыш потребителя.

Каждый объём производства требует затрат которые можно покрыть определённой ценой: Q1 P1, Q2 P2. Но от спроса и предложения все товары продаём по Р0, вместо P1 P2 P3. Площадь между линией цены и кривой предложения в нижней части является выигрыш производителя.

Условия торговли – это соотношение экспортных и импортных цен в стране. Условия торговли зависят:

-От уровня цены, колебания спроса на внутреннем мировом рынке.

-От условий производства, степени монополизации рынка.

-От валютного курса.

-От эластичности спроса и предложения.

Последствия установления торговых отношений для остального мира

Очевидно, что воздействие международной торговли на производство, потребление и благосостояние во многом определяется установившимся соотношением мировых цен. Поэтому экономисты уделяют такое внимание условиям торговли, или отношению экспортных цен рассматриваемой страны к ее импортным ценам. Условия торговли для остального мира равны относительной цене на их экспортную продукцию, условия торговли для остального мира равны относительной цене на их экспортную продукцию.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 275.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...