Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Система информирования пользователей




Признак 9

Сегодня нелепо убеждать кого-либо в значимости рекламы и пропаганды библиотечных ресурсов и услуг.
Проще дать разовую рекламу. Сложнее наладить систему взаимного информирования, при которой читатели одной библиотеки располагали бы информацией об услугах, предоставляемых другими.
Один из способов распространения информации о работе и услугах всех библиотек ЦБС – сектор справок в центральной библиотеке (включая справки по телефону). Здесь собрана вся печатная реклама, визитные карточки, каталоги услуг и прайс-листы специализированных информационных служб, планы массовых мероприятий на текущий месяц, печатные каталоги на нетрадиционные ресурсы (аудио- и видеоматериалы, CD-ROM), списки или брошюры с телефонами управления или отдела культуры, библиотек ЦБС, располагающих специализированными фондами, и более крупных специализированных библиотек, местные телефонные справочники.
Можем предложить вариант книжной закладки, которая кладется в одну из книг при выдаче читателю. В ней указываются нетрадиционные услуги ЦБС, распределенные по библиотекам, с адресами и телефонами. Пользователю предлагается на выбор: предъявить эту закладку в библиотеке, где будет выполнен заказ, и получить 5-процентную скидку либо сделать заказ в библиотеке, где он записан как читатель, – это удлинит срок выполнения заказа на один день, лишит его скидки, зато он получит заказ здесь же. Это выгодно и библиотеке, принявшей заказ, – она получит 10 процентов от его стоимости. Подразумевается, что в каждой библиотеке есть прайс-листы и каталоги услуг других библиотек.
Еще один известный способ рекламирования библиотеками друг друга – визитные карточки специализированных служб, набор которых предлагают посетителям в каждом филиале.
И все-таки дело не только в том, чтобы о ваших услугах узнал уже пришедший в библиотеку читатель. Важно оповестить о них платежеспособного клиента, который испытывает потребность в той или иной информации, но не подозревает, что может получить ответы на свои вопросы в вашей библиотеке.
Выше уже приводился пример того, как студенты-практиканты из МГУКИ занимались разноской по фирмам конвертов с информационными письмами для руководителей. Это способ донести информацию о библиотеке непосредственно до главы фирмы и получить пусть краткую, но достоверную информацию о ней. В условиях Москвы лишь немногие из студентов достойно справились с задачей.
Рекламирование услуг, так сказать, коммерческого плана осложняется отсутствием средств на оплату популярных, доступных большинству потребителей рекламных каналов (газетные объявления, реклама на радио и ТВ). Даже местная газета с готовностью напечатает статью, заметку о произошедшем событии, список литературы или план массовых мероприятий, но может отказаться «Бескорыстно» рекламировать платные услуги.
Проще информировать население относительно бесплатных услуг (их и газеты согласны пропагандировать). Хорошо, если у вас нормальные взаимоотношения с органами местной власти. Так, информационная служба для населения ЦБС «Киевская» сразу откликнулась на предложение районной управы ежемесячно размещать ЛЮБУЮ свою рекламу на информационных стендах управы, которые есть в каждом ЖЭКе и в каждой школе, а также непосредственно в помещении управы.
В принципе любое упоминание о библиотеке (подчас даже негативного порядка) может сыграть ей на пользу. В 1999 году было принято решение ввести в структуру детской библиотеки размещенную в ее помещении Компьютерную библиотеку (последняя некоторое время являлась подразделением центральной библиотеки). Заведующая детской библиотекой, ярая противница компьютеров, была с этим категорически не согласна и призвала на помощь телевидение. Появился трогательный сюжет о том, как ЦБС пытается лишить детей книг и создать в библиотеке коммерческий компьютерный клуб. Для создания баланса мнений тележурналисты обратились к руководству ЦБС. В итоге появился новый сюжет, рассказавший о перспективах библиотеки уже в позитивном плане. Это была отличная реклама: в момент демонстрации сюжета у телевизоров собралось множество «Болельщиков".
Определенный рекламный эффект имеют и систематические выступления директора ЦБС по кабельному телевидению, например, в рубрике «Встречи в студии», на которые приглашает сама студия по совместному плану с управой района.
Надо сказать, что и выступления представителей библиотеки на районных собраниях (особенно если не «прорываешься» сам на трибуну, а тебя представляет глава управы) тоже весьма способствуют распространению информации о ее услугах и возможностях.
А вот ЦБС «Кунцево» (Москва), став учредителем и издателем газеты «Библиотека. Москва-Запад", получила эффективный канал информирования населения своего района о библиотеках, их ресурсах, технологиях и услугах.
Хорошее представление о техническом и информационном уровне библиотеки, действенным средством информирования различных профессиональных групп о ее возможностях дает CD-ROM с рекламно-информационными материалами о библиотеке. (Материалы небольшого объема удобно (и очень модно) размещать на CD-ROM в формате визитной карточки. Емкость его в 10 раз меньше, чем обычного, но вполне достаточна для рекламных целей.)
Для тех, кто планирует разработку электронного рекламно-информационного издания, несомненно, будет небезынтересно узнать, а что, собственно, может быть включено в такое издание. Приведем в качестве примера CD-ROM Саратовской областной библиотеки для детей и юношества. На нем представлена такая информация:

  • вступительная статья директора библиотеки;
  • полная справочная информация;
  • история библиотеки;
  • информация о фондах: редкие и ценные книги, книжные коллекции;
  • описание локальной компьютерной сети, информационных ресурсов, баз данных и пр.;
  • путеводитель по отделам библиотеки;
  • документы: устав библиотеки и правила пользования;
  • полные тексты статей о библиотеке; книга гостей библиотеки;
  • информация о сети детских библиотек Саратовской области;
  • две базы данных из электронного каталога – новые книжные поступления и аналитическая роспись статей.

Однако, приступая к определению набора информации для размещения на CD-ROM, нужно учитывать, что информацию туда, как и в книгу, добавлять нельзя. Поэтому наличие оперативного, требующего регулярного обновления или быстро теряющего актуальность информационного материала крайне сокращает «жизнь» данного электронного продукта.
Чрезвычайно перспективный и эффективный способ представления библиотеки во внешнем мире – размещение информации о библиотеке в Интернет. В этом случае пользователь, живущий в любом уголке страны и всего мира, получит исчерпывающую информацию о библиотеке, ее ресурсах и услугах прямо из дома или офиса. (Кстати говоря, копия сайта на CD-ROM тоже может быть неплохим рекламно-информационным продуктом.)
Сегодня почти все федеральные, университетские, большинство областных научных библиотек, многие специальные библиотеки представлены во Всемирной сети. Большинству из них финансовую помощь оказали различные благотворительные фонды. В штате этих библиотек, как правило, есть подготовленный персонал.
Ряд ЦБС и городских библиотек тоже располагают собственными страницами в Интернет. Это ЦГБ Зеленогорска, Нижнего Тагила, Ярославля, Владикавказа, Каменск-Уральска, Новокузнецка, Санкт-Петербурга, ЦБС Сургута, Саратова, Сочи, Таганрога, Омская ЦСМБ, ЦРБ Сергие-ва Посада Московской области, Тверская МБС, Томская МИБС, Екатеринбургское МОБ, московские Библиотека-читальня имени Тургенева, ЦБС «Киевская», ЦБС «Люблино», ЦБС «Кунцево», ЦБС "Юго-Западная», ЦБС "Гагаринская». Каждую неделю в сети появляются названия новых библиотек.
Можно констатировать, что Интернет уже не кажется чем-то недостижимым даже для библиотекарей отдаленных сельских районов!
В мае 2000 года мы проводили учебный семинар для директоров муниципальных библиотек Нижегородской области. Хотя на сервере Нижегородской областной научной библиотеки уже дана краткая информация о каждой ЦБС области (год основания, объем фонда, число филиалов, режим работы и реквизиты), семинар завершился бурным разговором библиотекарей о том, каким образом им самим лучше разместить в Интернет расширенную информацию о своей библиотеке: обратиться к помощи университетского Интернет-центра, областной библиотеки или искать возможности уже в своем городе.
Давайте посмотрим, кто чаще всего предоставляет муниципальным библиотекам место в Интернет и кто помогает им в разработке «Домашних страниц".
Несколько примеров. Страница Тверской МБС (структура, краткое описание деятельности, фотография библиотеки) размещена на сайте областной научной библиотеки, наряду с семью другими ЦБС Тверской области. На сайте Архангельской ОУНБ также приведены краткие информационные справки о районных ЦБС.
Страницы Екатеринбурского МОБ размещены на официальном сервере городской администрации. Страницы ЦГБ Нижнего Тагила и ЦГБ Таганрога есть в разделе «Культура» официального городского информационного сервера. На городском сервере разместила свои страницы, разработанные информационной фирмой «ОМЕГА плюс», ЦГБ имени А.С. Пушкина г. Каменск-Уральского Свердловской области.
Страница Саратовской ЦБС расположена на сервере «Библиотеки Саратова в Интернет», созданном при финансовой поддержке фонда "Евразия» и технической поддержке Центра Интернет СГУ.
ЦСМБ г. Омска, а также все районные ЦБС (по одной странице на каждую из 32 ЦБС) размещены на сервере «Информационно-библиотечные ресурсы Омской области».
При создании сервера ЦГБ имени Н. В. Гоголя г. Новокузнецка использован фирменный стиль библиотеки, разработанный рекламным агентством "Realpro". (В планах агентства было создание и поддержание сайта силами молодежного компьютерного клуба «Магистраль», краеведческого музея, СибГИУ при поддержке НТТС. Однако последнее обновление его было в феврале 1999 года.)
Нескольким московским ЦБС помогла подготовить информационные страницы и разместила их на своем сайте ЦБС «Люблино».
Остро стоит вопрос об обновлении информации на сайте. Немногие библиотеки постоянно добавляют новые разделы и «Освежают» информацию в сети. Как правило, сил (и, возможно, средств) хватает только на создание и выведение сайта в Интернет. Постоянно «Работают» сайты Ярославской ЦГБ, Томской МИБС, ЦБС «Люблино», Библиотеки-читальни имени И. Тургенева, ЦБС «Киевская», недавно созданный сайт ЦБС «Кунцево».
Российские муниципальные библиотеки находятся только на начальной стадии освоения Интернет как канала информирования о себе, своих ресурсах и услугах. Поэтому структура и содержание их сайтов находятся в стадии разработки. Объем информации, размещенный на них, крайне невелик. Как правило, у всех есть некий набор обязательных элементов (общие сведения, контактные реквизиты, описание структуры и порядка работы филиалов или отделов, ресурсов и услуг, реже – историческая справка, проекты и программы, тексты докладов и выступлений, иногда – ссылки на «Чужие» сайты – партнеров или города...).
Если разработка библиотечного сайта финансируется за счет гранта и ей занимаются внештатные сотрудники или специализированные фирмы (рекламная фирма, дизайн-студия, Web-мастерская или группа профессионалов), информация на нем, как правило, «замораживается» на неопределенное время.
Более продуктивен (хотя порой не так удачен по дизайну) вариант, когда информацию выводят в Интернет сотрудники библиотеки. Тогда сайт мобилен и действительно выполняет роль рекламно-информационного канала.
Анализ внешнего вида (дизайна) сайта и его технологических характеристик не входит в нашу задачу. Это отдельный, весьма «Больной» для библиотеки вопрос, ведь она не имеет достаточных средств, чтобы нанять профессионалов.
В содержании (так называемом контенте) и дизайне сайта отчетливо видны ценностные ориентации, приоритеты библиотеки, ее представление о своей значимости.
Посмотрим, для кого и с какой целью информация о библиотеке выставляется в Интернет. Учтем, что мы ничего не знаем о тех, кто заходит на наши страницы. В лучшем случае – определим страну, тип компьютера.... Если поставим счетчик посещений, то сможем вычислить их динамику, количество повторных обращений, определить популярность того или иного раздела.
В большом городе или столице весьма большой круг пользователей Интернет. В небольшом городе доступ в Интернет есть у очень малого числа горожан, да еще совсем не у тех, кто нуждается в услугах библиотеки и кому она адресует свою информацию. Как быть этим библиотекам?
Как иногда бывает? Управление культуры одного из округов столицы предлагает пользователям Интернет познакомиться с ежемесячными планами работы библиотек, клубов, галерей округа. Как правило, это массовые мероприятия, обращенные к социально не защищенным группам населения, детям, то есть к тем, кто с Интернет дела еще или уже не имеет. Читать эти планы будут сами вышестоящие организации и учреждения культуры (конечно, если у них есть доступ в Сеть).
Иной пример. Кого из пользователей Сети бывшего «закрытого» города может всерьез интересовать информация о «Директорском корпусе» библиотеки за все десятилетия ее существования, о ее ветеранах труда, о важных только для библиотеки событиях (типа присуждения группы по оплате труда)?
Странно выглядят размещенные на «Страницах» другой библиотеки кулинарные рецепты сотрудников, фотографии юбилейных, праздничных вечеров, КВНов.
Многочисленные примеры такого рода отражают одну из сторон «жизни в паутине», когда ее обитатели предлагают своим сетевых собратьям не то, что тем интересно, а что кажется привлекательным им самим.
А вот пример переоценки библиотекой своей значительности. При подготовке "главной страницы» разработчиками в качестве «прототипа» была взята страница одной из федеральных библиотек; в центре ее размещен «Чужой» логотип (эмблема), при формировании «Внешнего облика» использованы стандартные дизайнерские элементы... Несмотря на это, библиотека сопроводила "главную страницу" вот такой «Страшилкой»:
«ВСЕ ПРАВА на авторские работы, публикации, web-design ЗАЩИЩЕНЫ. Копирование любых кон-тентов является нарушением действующего законодательства. Копирование картинок, логотипов, текстовых и графических составляющих ЗАПРЕЩЕНО. Если Вы увидите контенты этого сайта на других страницах, пожалуйста, свяжитесь с Webmaster'oм по электронной почте.
Если мы обнаружим составляющие этого сайта на других страницах – мы настойчиво порекомендуем стереть их... Если этого не произойдет, мы свяжемся с доменодержателем и порекомендуем ему убрать вашу страницу ИЗ СИСТЕМЫ из-за нарушения ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВа». И т. д.
Дело здесь даже не только и не столько в том, что такого рода угрозы звучат из уст специалистов, забывших о собственном плагиате, а в том, что закон о защите авторских прав в Интернет пока просто отсутствует. Эта проблема находится на стадии жарких обсуждений и столкновений различных суждений. (В Интернет "ходят слухи», что самостоятельные сайты будут подлежать регистрации как средства массовой информации.)
И тем более бессмысленно рекомендовать доменодержателю расстаться со своим клиентом только потому, что тот некорректно обошелся с чужой «Собственностью". Разумеется, ни на одном серьезном, уважающем себя сайте таких "угроз" не встретишь.
А вот другие – позитивные – примеры, когда Интернет используется с абсолютно четко определенными целями.
Уже говорилось, что на сайте ЦБС «Люблино» размещены материалы Информационного центра Юго-Западного округа, функции которого выполняет библиотека. Кроме того, это место для оперативной информации Ассоциации библиотек и организаций информационно-образовательного профиля московского региона «Содружество», чьим председателем является сотрудник ЦБС, и Учебного центра Управления культуры округа, каковым является ЦБС. На сайте выставлены разработки, доклады, статьи специалистов ЦБС. Наконец, ЦБС предложила библиотекам Москвы, не имеющим своих страниц в Интернет, место у себя на сайте.
Екатеринбургское МОБ всегда активно стремится к утверждению своего места в библиотечно-информационной среде. Не стал исключением и его сайт. Поэтому в каждом разделе размещены «Рекламные лозунги»: «Наши возможности не безграничны, но наше кредо: «Комфорт и отличный сервис!"; «Служба библиотечных инноваций – лучший банк творческих идей и новаций!"; «Максимум информации при минимуме усилий»; «Абонемент популярной литературы – это удобство, быстрота и качество!"; «Медиатека – это возможность использовать все средства для решения ваших информационных проблем»; «Агентство деловой информации – лучшая информация, лучший сервис, лучший результат»; «Мы создаем информационный комфорт!". (Пожалуй, сегодня использование подобных «Словесных клише» уже «Не работает» – ведь в равной мере они могут относиться и к другим организациям, предлагающим аналогичные услуги, в том числе к магазинам.)
Новокузнецкая ЦГБ мудро ввела раздел «Работа со спонсорами, благотворительная помощь», предварив перечень спонсорских даров заставкой «Библиотека выражает самую глубокую и искреннюю признательность всем своим помощникам и спонсорам и желает всем успехов и процветания!".
Ярославская ЦГБ, сайт которой профинансирован Институтом «Открытое общество», выставила подробное описание поддержанных Институтом проектов. А Омская ЦБС представила Программу развития библиотек Омска, утвержденную мэром города.
В основе сайта ЦБС «Киевская» – идея выдвижения на первый план информации не о библиотеке, как это принято, а о том, что может быть в принципе интересно широкому кругу пользователей Интернет. Такая непривычная трактовка была предложена заведующим сектором Интернет ЦБС «Киевская», Web-дизайнером Д. Богановым.
Учитывая, что значительная часть пользователей заходит по адресу www.library.ru, ориентируясь на значение слова "library", мы пошли по линии придания сайту функций библиотечной информационной службы (хотя и виртуальной). Этим продиктованы отбор и организация материала. В информационном наполнении сайта, разработке его контента участвуют многие специалисты, главным образом из отдела маркетинга, из информационно-аналитической службы и из отдела фондов и каталогов.

Предлагаем вашему вниманию карту сайта ЦБС «Киевская»:

Левая сторона главной страницы сайта


Проекты для российских библиотек: семинары, стажировки, авторские школы, издания (рекламные предложения библиотеки)
Справочно-информационные ресурсы ЦБС:

· Аннотированные каталоги CD-ROM/видеоматериалов/музыкальных компакт-дисков/книг по компьютерной тематике/статей по образованию.

· Рекомендательные указатели книг, CD-ROM, музыкальных компакт-дисков и видеоматериалов: «Ваш путь к Библии»/ «Россия: Прошлое! Настоящее... Будущее?".

· Новые поступления в фонд ЦБС.

Информационная поддержка образования:

· Полнотекстовые базы данных: Рецензии и аннотации на учебно-методическую литературу; Сценарии уроков и мероприятий; Методика преподавания и инновации; Правовое обеспечение образовательной деятельности;

· Адресно-реквизитные базы данных: Образование и досуг в районе «Дорогомилово» (Москва).

Навигация по Интернету:

· Каталог библиотечных сайтов (адреса 190 российских библиотек).

· Каталог электронных версий печатных периодических изданий (аннотации на 80 изданий. Поиск по рубрике и алфавиту названий).

· Каталог Интернет-магазинов (аннотации на 90 магазинов, торгующих книгами, электронными и видеоматериалами. Поиск по рубрике и алфавиту названий).

· Каталог поисковых серверов электронных библиотек.

· Каталог электронных библиотек художественных изданий.

· Сайты организаций сферы образования (обзор более 40 сайтов образовательных организаций).

· Литературные встречи в Интернет: А. С. Пушкин в Интернет/ Ф. М. Достоевский в Интернет/ Русская литература конца XIX – начала XX в. А. Аверченко, И. Бунин, В. Вересаев, А. Куприн/ Поэзия Серебряного века Ч. 1/ Поэзия Серебряного века Ч. 2 (обзоры сайтов и фрагментов сайтов).

· Театральные встречи в Интернет (обзор сайтов и фрагментов сайтов).

· Музыкальные встречи в Интернет (обзор сайтов и фрагментов сайтов).

Библиотека дискографий (ссылка на авторский сайт Д. Боганова, содержащий каталог компакт-дисков российских музыкальных групп и исполнителей с описанием их содержания. Обложки дисков. Тексты песен. Словарь музыкальных терминов).
Сайт района Дорогомилово (общие сведения/ история/ описание герба района/ телефоны/ социальная работа/ фотогалерея/ ссылки на сайты с упоминаниями о районе и др.).
Библиотечная афиша: Что? Где? Когда? (ссылка на сайт управления культуры Западного административного округа, где размещены ежемесячные планы ЦБС).
Межрегиональная ассоциация деловых библиотек (Учредители; Члены; Программы; Мероприятия). ЦБС «Киевская» – один из ее учредителей.
Виртуальная справка (виртуальные филиалы информационных служб ЦБС. Работа в режиме off-line).

Правая сторона


Общие сведения о ЦБС; ЦБС в вопросах и ответах; ЦБС в лицах; Издания ЦБС; Социальные программы; Контакты; ЦБС в печати; Новости.
Библиотеки: отдельные страницы каждой из семи библиотек;
Информационные службы: отдельные страницы каждой из девяти служб.
(На стадии разработки – отдельный сайт: Музей истории персонального компьютера Компьютерной библиотеки)
Если с российскими Web-сайтами вы можете познакомиться, выйдя в Интернет, то работе с зарубежными может препятствовать незнание языка. Поэтому приведем в Приложении к данному разделу описание Web-сайтов двух зарубежных публичных библиотек – американской и немецкой.
Стоит отметить, что первый из них по объему и набору информации, выставляемой в Интернет, типичен для американских публичных библиотек. Здесь есть все, что имеет отношение к ней. Знакомство с ним подтвердит суждение, которое мы пытались донести до вас на примере городской библиотеки Колумбуса: американцы воспринимают свои библиотеки прежде всего как центры разнообразной информации, полезной для разных категорий населения города и штата.
Сайты европейских публичных библиотек значительно скромнее – и по объему информации, и по структуре. Одна из причин – более позднее, нежели в США, обращение к Интернет.
Вчитайтесь в материал о Web-сайтах зарубежных публичных библиотек, и вы наверняка почерпнете свежие идеи, способные сделать более впечатляющим «Виртуальный аналог" вашей библиотеки.

Приложение

Web-сайты зарубежных публичных библиотек

Предлагаем вашему вниманию фрагмент сообщений, размещенных на web-сайте Городской публичной библиотеки г. Талсы (США, штат Оклахома) http://www.tulsalibrary.org/.
На главную страницу сайта, с которой начинается знакомство с информацией, представленной во Всемирной сети Городской библиотекой Талсы, вынесены разделы: Введение; Спросите нас; Каталог библиотеки T-cat; Расположение и часы работы; Web-страничка читателя; Услуги и фонды; Карта сайта; Поисковые ресурсы; Сочинения подростков; Все о Талсе и Оклахоме; Видео; CD-ROM; О библиотеке; Что происходит в библиотеке; Последние новости; Детский уголок и др.
Отметив раздел Введение, можно получить сведения о том, что библиотека Талсы является информационным центром для Талсы и штата Оклахома.
В разделе Продажа книг по минимальной цене предлагаются художественная литература, книги для детей, учебники, познавательная литература из фондов библиотеки. Дан телефон и электронная почта сотрудника службы.
В разделе Политика библиотеки в области Интернет и правила пользования, наряду с рассказом о безграничных возможностях, которые предоставляет пользователям «Всемирная паутина», есть предупреждение для родителей о том, что здесь можно встретить нежелательные для детей материалы. Оговорено также следование авторскому и лицензионному правам. Приведены расценки на специальные виды услуг.
В разделе Вакансии в библиотеке можно получить данные о том, какие должности и в каких филиалах свободны, а также узнать о должностных инструкциях, месте и режиме работы, денежном вознаграждении, адресе и телефоне, электронной почте для предложений. Приводится также электронная форма заполнения резюме.
В разделе Общество «Друзей библиотеки» изложены проекты общества (в частности, повышение квалификации сотрудников, сбор книг для библиотеки, лоббирование интересов библиотеки и т. д.) Названы имена руководителей Общества «Друзей библиотеки»" за последние годы. Оговорена сумма вступительного взноса, даны контактные реквизиты.
Обратившись к разделу Как стать читателем библиотеки Талсы, пользователь узнает, что читательский билет предоставляется бесплатно любому жителю города. Зарегистрироваться можно в любом филиале библиотеки, заполнив регистрационную форму и предъявив удостоверение личности. Семья может пользоваться как единым читательским билетом, так и индивидуальным на каждого члена семьи. Указаны также сроки возврата материалов и размеры пени.
В разделе Расположение филиалов библиотеки, адреса, телефоны, время работы приведены их реквизиты. Карта-схема Талсы позволяет увидеть, на какой улице находится та или иная библиотека. Из этой схемы можно «попасть» в окно с подробной информацией об этой библиотеке, ее фондах и услугах.
Раздел Услуги библиотеки сообщает о том, что информацию по всем вопросам можно получить лично или по телефону. Представлены различные программы для читателей всех возрастов, указаны помещения для групповых занятий, автоматизированные рабочие места для пользователей, где есть доступ к электронному каталогу библиотеки и библиотек штата Оклахома, к файлам с местной информацией, к Интернет и базам данных. Сказано о работе обучающих компьютерных групп.
В разделе Обучение компьютерной грамотности отражены темы и расписание занятий во всех филиалах библиотеки. Даны сведения о том, какие навыки и умения можно получить в ходе занятий, на какой уровень подготовки они рассчитаны: Интернет, электронная почта, Word, Excel, PowerPoint, навигация по Интернет (как найти расписание транспорта, заказать место в отеле, машину, узнать о культурных событиях, найти адреса, телефоны, карты и т. д.), подготовка электронного варианта резюме.
Здесь же демонстрируются возможности электронного каталога, изложены правила заполнения электронного заказа на различные виды документов (печатные и электронные издания). Начинающим пользователям адресованы рекомендации по изучению основных программных продуктов Microsoft Word-97, Office-97. Рассказано об основных терминах (о чатах и электронной почте, о бесплатных ресурсах Интернет и о терминологических сокращениях), указаны адреса основных информационных систем. Даются сведения о печатающих устройствах.
В разделе Нестационарное обслуживание отражены такие услуги, как предоставление "говорящих» книг слабовидящим, доставка книг в больницы, интернаты, тюрьмы, обучение чтению неграмотных силами волонтеров и др. Представлен Центр экономической информации. Отражены здесь и летние чтения для детей, совместная работа библиотеки и школы по подготовке школьников к учебе в институте, экскурсии для групп читателей.
Один из разделов рассказывает об "INFO-11" – информационно-аналитической службе по вопросам экономики, маркетинга и менеджмента, работающей в рамках специализированного отдела «Бизнес. Наука. Технология».
Здесь же даны отсылки к сайтам, рассказывающим о налогах в Талсе и в США, о том, как начать свой бизнес в данном штате, а также к Web-сайту штата Оклахома.
Ряд разделов рассказывает о специализированных отделах библиотеки (например, Афро-американский центр, Центр генеалогических материалов).
Раздел Трастовый фонд библиотеки информирует о средствах, которые передают в качестве пожертвований для библиотеки граждане Талсы. Здесь же приведен список жертвователей. Даны контактные реквизиты.
Раздел Задайте вопрос позволяет в режиме реального времени задать любой вопрос сотруднику справочной службы библиотеки и получить ответ в течение часа. Размещена также база данных наиболее часто встречающихся вопросов. Пользователь может отправить в электронной форме свои замечания и предложения по работе библиотеки. В разделе Дискуссии о книгах рассказано об изданиях, которые выносятся на обсуждение в группах в тех или иных библиотеках (с указанием адресов, дат и часов). Даны материалы для обсуждения: вопросы, отзывы в прессе, биографии авторов и т. д. Изложены правила ведения литературной дискуссии. Указаны Web-сайты с обзорами книг в Интернет для юных любителей литературы.
На Детской страничке размещены материалы для детей и созданные самими детьми. Это подборки книг детских писателей Оклахомы, книги, награжденные читателями-детьми, перечень лауреатов премий в области детской литературы. Здесь же – забавные сайты для детей, подсказки для домашних заданий. Отдельно – детский уголок для тех, кто только научился читать.
На страничке Для подростков: именная награда за лучшее произведение юношеской литературы, лауреаты конкурса на лучшее юношеское сочинение, книги для юношества, отмеченные литературными премиями, рекомендательные списки литературы, предложенные юными читателями, обзоры книг для юношества.
В целом следует отметить, что Web-сайт библиотеки Талсы представляет собой серьезный информационный продукт. Оформленная в его разделах информация позволяет пользователю Интернет получить самые разнообразные сведения не только из области, непосредственно связанной с библиотечной тематикой Талсы, штата, страны. Библиотека предстает в этом освещении как модель целого мира, с его разнообразными знаниями, переживаниями, потребностями, запросами. Создатели сайта сумели оформить его таким образом, что многочисленные ссылки, отсылки к следующему источнику информации (библиотечному или интернетовскому) позволяют получить полное представление об интересующем человека предмете.
Широко известная Городская библиотека Гютерсло (Германия) разместила на своем Web-сайте – http://www.stadtbibliothek-guetersloh.de/ – следующую информацию, адресованную прежде всего 60-тысячному населению города:

Идея (цели и задачи деятельности библиотеки Гютерсло. Есть ссылки на сайты города Гютерсло и Фонда Бертельсмана – соучредителя библиотеки).
Концепция библиотеки (стратегия развития и политика в обслуживании пользователей).
Архитектура и история создания (особенности планировки и оформления здания, созданного по оригинальному проекту. С фотоиллюстрациями).
Путеводитель по библиотеке; Библиотека в цифрах; Правила пользования библиотекой; Услуги; Каталог в режиме реального времени; Актуальная библиотека (основной фонд); Детская библиотека; Библиотека для родителей; Отдел по обслуживанию школ; Компьютерная библиотека; Кафе-читальня; Интернет-кафе; Артотека; Афиша компьютерной библиотеки; Афиша детской библиотеки (Интернет); Календарь событий; Актуальное; Интернет в библиотеке; Как стать нашим читателем; Как нас найти; Попробуйте (приведены адреса в Интернет по некоторым темам).

Практически не выходя из дома, можно ощущать себя погруженным в актуальные проблемы, которыми живет город и страна. Таким образом, благодаря сайтам, библиотеки вписываются в общее информационное пространство планеты.

Перевод с английского и немецкого языков и комментарии Г. Цесарской

Признание библиотеки местной властью и населением

Признак 10

Библиотека может иметь все, о чем в говорилось в предыдущих разделах, но если она не признана в качестве информационного центра населением и органами местной власти, она таковой не является.
Ресурсы, которые не используются, услуги, на которые нет спроса, это не ресурсы и не услуги. Иными словами, продукт тогда становится товаром, когда на него есть платежеспособный спрос. (Лучше, если спрос индивидуальный, а плательщик – групповой.)
Чтобы узнать мнение жителей и представителей власти, надо их просто спросить об этом. Когда в Центре социальной и деловой информации ЦБС «Киевская» проходила встреча главы районной управы с руководителями региональных администраций, один из гостей спросил, какие каналы информирования населения он считает основными. Глава управы назвал районную газету и библиотеку.
Даже не победа, а только участие в конкурсе регионального, а лучше – российского масштаба положительно влияет на имидж библиотеки. По условиям конкурса, объявленного в 1998 году Московским общественным научным фондом «Системы информации и просвещения населения по вопросам организации местного самоуправления, действующие на базе муниципальных библиотек», в числе представляемых документов были рекомендательные письма глав муниципальных образований. Известно, как составляются эти письма, откуда в них появляются подробности, о которых известно только библиотеке. Но факт того, что администрация согласна с оценкой (или самооценкой) работы библиотеки с населением подписывается под ней, положительно сказывается на имидже этой библиотеки.
Разве управляющий делами мэрии г. Протвино (Московская область) не отметил еще раз для себя значимость библиотеки, в помещении которой "функционирует общественная приемная, где муниципальные служащие совместно с работниками библиотеки информируют посетителей по вопросам организации местного самоуправления»?
Заместитель главы города Стрежевой (Томская область), несомненно, отвечал за свои слова, когда писал в ходатайстве в адрес конкурсной комиссии, что деятельность «Библиотечной информационной службы по предоставлению населению информации о работе всех уровней городской власти благотворно сказалась на общей городской атмосфере. Повысился авторитет думы...".
«В настоящее время вследствие дефицита финансовых средств в городе и районе сложилось такое положение, при котором основным источником информации является городская библиотека», – утверждает первый заместитель главы администрации г. Старая Русса (Новгородская область).
Полезно, когда представители библиотеки являются советниками управы, депутатами районного (городского) собрания или входят в постоянные комиссии. ЦБС «Киевская», несомненно, помогает то, что представители библиотеки являются членами трех постоянных комиссий районного собрания (по культуре, по образованию, по малому бизнесу), а директор, будучи советником, – председатель постоянной комиссии по информированию населения района. Это – свидетельство признания значимости библиотеки как информационного центра.
Участие представителя библиотеки в комиссии по информированию населения города (района) – это еще и реальная возможность подключиться к финансируемым органами местной власти «Информационным» проектам. Во всяком случае оформление предложений о создании информационной службы в виде целевой социальной программы заставит местную власть внимательнее присмотреться к библиотеке как к организации, способной справляться с серьезными задачами.
По итогам выборов (19 декабря 1999 года) в 10 округах Москвы в советники (депутаты) районных собраний прошли 20 библиотечных работников, причем некоторые во второй раз. Советникам предстоят четыре года работы. Каковы их полномочия и возможности в создании информационно-культурной среды района? Как может вписаться библиотека в приоритеты районного собрания и районной управы? Что и в какой форме может она предложить для получения целевого финансирования из бюджета района?
Эти вопросы спустя месяц после выборов обсуждали участники круглого стола «Библиотекарь – советник районной управы: его возможности и полномочия». В разговоре, состоявшемся в Центре социальной и деловой информации ЦБС «Киевская», приняли участие библиотекари-советники районных собраний Москвы, специалисты отдела библиотек МК России, окружных управлений культуры, АПРИКТа, Московской библиотечной ассоциации, журнала «Муниципальная власть», директора и главные специалисты столичных ЦБС.
Позиция управления культуры Западного административного округа, выраженная на круглом столе, следующая: готовясь к выборам в органы местного самоуправления, надо четко продумывать кампанию по выдвижению в советники (депутаты) представителей культуры (проводить консультации для кандидатов, организовывать телепередачи, готовить плакаты под девизом «поддержите культуру"). Надо отметить, что по итогам выборов, состоявшихся в Москве в декабре 1999 года, представители всех ЦБС этого округа вошли в состав районных собраний. Как оптимистично заявила одна из директоров ЦБС, если бы в Москве было не 20, как сейчас, а 400 советников (от каждой библиотеки), то культура бы процветала.
Свою линию отношений с управой выстраивают многие московские ЦБС. В некоторых районах прием населения советниками районного собрания ведется в библиотеке, и советник-библиотекарь может использовать это для информирования о ее услугах. В свою очередь справочные ресурсы библиотек помогают сотрудникам юридических и социальных служб отвечать на самые сложные вопросы.
ЦБС №1 имени Пушкина (Центральный административный округ г. Москвы, район Басманный) никогда не ставит вопроса о предоставлении управой материальной помощи – средства выделяются под конкретные программы. Так, в 1998 году – под большую пушкинскую программу (юбилейный год) и программу сохранения культуры. При участии библиотеки были подготовлены карта достопримечательностей района, альбом, документальный фильм «пушкинская тропа Басманного района», проведены экскурсии для советников районного собрания и населения. Прошла встреча представителей библиотек России, носящих имя Пушкина. В результате глава управы, строитель, человек весьма далекий от проблем культуры, должным образом оценил усилия библиотеки.
Своим путем в установлении контактов с местными властями идут ЦБС г. Санкт-Петербурга.
Чтобы сблизиться с главами тех или иных муниципальных округов, управлением культуры Санкт-Петербурга была проведена выездная коллегия в целях демонстрации работы и материальной базы ЦБС Кировского района (1З библиотек ее располагаются в семи округах). На встречу были приглашены депутаты окружных собраний.
В тот момент законодательное собрание города поставило перед муниципальными образованиями вопрос о передаче системы социальной защиты населения органам местного самоуправления. Поэтому вопрос: «Чем могут помочь библиотеки органам местного самоуправления в области социальной защиты населения?" – оказался уместным.
В результате библиотеки районной ЦБС приступили к решению ряда социальных задач.
Во-первых, к созданию информационной базы для обеспечения запросов муниципальных работников, выполнения юридических запросов населения. По просьбе муниципальных округов была организована доставка литературы на дом инвалидам.
Во-вторых, библиотеки взялись за реализацию библиотерапевтических задач. В одной из библиотек к оказанию помощи населению привлекли врача-психолога. Это направление заинтересовало местные власти. С их помощью в одной из библиотек была организована группа пенсионеров, которая постепенно переросла в партию пенсионеров. Библиотека стала проводить ежемесячные благотворительные акции, участвовать в оказании материальной помощи малоимущим и блокадникам, организовывать бесплатные культурные мероприятия.
На базе другой библиотеки создается Муниципальный центр адаптации для людей, вышедших на пенсию. Работа ведется совместно с территориальным центром социальной помощи населению при муниципальном округе и Комитетом защиты матери и ребенка.
В-третьих, это организация досуга населения. Для инвалидов, ветеранов, многодетных и малообеспеченных семей в библиотеках проводятся Декады инвалидов, День матери, День семьи. Для детей-инвалидов организуются посещения театров. (А вот акции, в рамках которых силами библиотеки совместно с благотворительным обществом осуществляется раздача гуманитарной помощи малообеспеченным и многодетным семьям, наверняка, неоднозначно воспримутся библиотекарями других библиотечных систем.)
Было еще множество социальных акций, они в целом достаточно типичны для муниципальных библиотек, особенно средних и малых городов, сельских районов.
В результате активизации своих контактов с муниципалитетами и ярко выраженной социальной направленности своей работы Невская ЦБС привлекла к себе внимание местной администрации и получила неплохую финансовую и материальную поддержку.
Это вариант, когда ЦБС работает с администрацией муниципального образования низшего уровня.
Нестандартным (сугубо петербургским) каналом дополнительного финансирования деятельности воспользовалась ЦБС Выборгского района. Это резервные фонды депутатов Законодательного собрания и глав местных администраций.
Вот что по этому поводу говорит директор ЦБС Н. Кабанова : «Встречаясь с депутатами Законодательного собрания (в нашем районе их пять – по числу округов), я не могла взять в толк, почему они внимательно выслушивают нас, а результата никакого. Пока не поняла, что каждый депутат готов помогать библиотеке только того округа, который избирал его в Законодательное собрание. Тогда каждая библиотека ЦБС обратилась к своему депутату с письмом и тщательно обоснованной сметой необходимых расходов. И в результате с 1997 года мы регулярно получаем дополнительные ассигнования».
Этих средств хватило, помимо прочего, на 10 компьютеров в 7 из 9 библиотек ЦБС. С тех пор при составлении бюджета на новый год каждый филиал «Идет» к своему депутату с письмами-обоснованиями и сметами. В одной из библиотек выделена комната для общественной приемной депутата. По итогам работы библиотекари совместно с депутатами выступают с отчетами перед населением, и те воочию убеждаются в «полезности» своих избранников для округа.
И, наконец, третий способ установления контактов с местной властью, предложенный петербуржцами. В течение двух месяцев, прошедших после выборов в феврале 1998 года, библиотекари побывали на каждом из шести муниципальных советов, познакомились со всеми депутатами, рассказали о возможностях библиотек. В ответ услышали: "Где же вы были раньше? Вы нам так нужны».
Первое, что было востребовано, – списки официальных документов об органах местного самоуправления, затем пошли другие запросы.
Регулярно на совещаниях в территориальном административном управлении района библиотекари знакомили председателей муниципальных советов с новыми поступлениями. По просьбе депутатов готовили дайджесты прессы, библиографические списки. Выполняли индивидуальные запросы депутатов (они учатся в вузе, аспирантуре, интересуются конкретными проблемами).
Работа велась ответственно, в итоге на совещании глав территориальных административных управлений Петербурга глава Адмиралтейского района специально остановился на работе библиотеки с муниципальными советами и подчеркнул важность библиотеки для населения.
Информационная деятельность библиотек была организационно оформлена. В рамках методико-библиографического отдела ЦРБ был выделен Информационный центр органов управления (ИЦОУ).
Финансовая помощь поступает от всех трех уровней власти: от депутата Законодательного собрания, главы районной администрации и местных советов.
Что касается отношения к библиотеке населения, то его можно выявить путем прямых опросов и путем анализа библиотечной статистики. При этом надо учитывать, что население, а не читатель все более становятся основным объектом внимания библиотеки.
Но вспомним наши отчетные показатели: в них фигурирует именно читатель. В этом смысле немецкие библиотеки давно мудро поступили – их количественные показатели выводятся из расчета на одного жителя (книговыдача, посещаемость библиотеки и отдельно массовых мероприятий, число обращений в библиотеку). Даже зарегистрированные пользователи (или читатели) считаются в процентах от населения (подробнее см.: Борхард П. и др. Концепция маркетинга для публичных библиотек: Пер. с нем. М.: НВЦ «Библиомаркет», 1993. С. 110-113).
Между тем одним из показателей может быть число обращений в информационную службу и динамика их изменения, соотношение информационных запросов и справочно-библиографических.
В частности, Комитет по культуре г. Москвы уже три года при решении вопроса об отнесении библиотеки к той или иной группе по оплате труда руководителей, наряду с привычными объемными показателями, руководствуется качественными критериям. (Подробнее об этом см.: Публичная библиотека: нормативно-правовая, организационная и методическая база: Сб. док. и материалов. М., 1999, С. 21-27) Так, ЦБС «Киевская», имеющая только семь библиотек, по объемным показателям (числу читателей и книговыдач, объему фонда) могла претендовать только на вторую-третью категории, но добавив к ним качественные критерии (22 балла при норме 16-20), подтвердила свое право на первую категорию.
Симптоматично, что качественные критерии, в сущности, отражают именно информационную составляющую деятельности публичной библиотеки.
Это: 1) исследовательская, методическая деятельность, ориентированная на округ или город; 2) информационная деятельность; 3) развитие нестационарных форм обслуживания; 4) развитие специализированного профиля библиотечного обслуживания; 5) мемориальное значение библиотеки как историко-культурного памятника Москвы или России. (Последние два критерия определяются наличием фонда и справочно-библиографического аппарата, также ориентированных на углубленное раскрытие какой-либо темы, отрасли, организационной, методической, информационной, научно-исследовательской деятельности.)
Подводя итог, констатируем: проблема обретения библиотекой статуса информационного центра усложняется тем, что и жителям, и местным руководителям надо отрешиться от привычного стереотипа восприятия библиотеки ТОЛЬКО как учреждения культуры. А это требует не только взаимных усилий, но и просто времени.

































































































































Список основных источников

Андреева И.А. Экономический и политический потенциал Интернета // Информационные ресурсы России. – 1999. – №5. – С. 7-15.

Арский Ю.М., Гиляревский Р.С., Егоров В.С. и др. Информационный рынок в России. – М.: ВИНИТИ, 1996. – 293 с.

Багрова И. Библиотека и образование. Обзор зарубежной литературы за 1990- 1998 гг. // Библиотековедение. – 1999. – № 7-12. – С. 152-163 с.

Библиотека и закон: Справочник. Документы, комментарии, консультации, юридич. советы на каждый день. Вып. 5. – М.: Либерея, 1998. – 384 с.

Библиотека. Население. Информация. Опыт публичных библиотек США: Пер. с анг. / ЦБС «Киевская», Межрегиональная ассоциация деловых библиотек; Ред.-сост. И. Б. Михнова. – М., 1999. – 178 с. – (Публичные библиотеки: идеи, концепции, разработки).

Библиотека. Население. Местная власть. К проблеме информационного сотрудничества: Сб. материалов и документов / Ред.-сост. И. Б. Михнова; МОНФ. – М., 1999. – 126 с. – (Б-ка муниципального служащего. Вып. 10).

Библиотечное дело-2000: Проблемы формирования открытого информационного пространства: Тезисы 5-й Междунар. научной конференции (Москва 25-26 апр. 2000 г.). – М. 2000.
Ч.1.- 251с.;Ч.2.- 214с.

Библиотечное дело и проблемы информатизации общества: Тезисы докладов Междунар. научной конференции (Москва 27-28 апр. 1999 г.). Ч. 1 / МГУК; ЦНСХБ; ББФ; ГЦНМБ. – М.,1999. – 202 с.

Борхард П. и др. Концепция маркетинга для публичных библиотек: Пер. с нем. Е. М. Ястребовой; Науч.ред. И. Б. Михнова. – М.: НВЦ «Библиомаркет», 1993. – 144 с. – (Маркетинг некоммерч. орг.).

Бубекина Н. Экономические аспекты деятельности библиотек на современном этапе: Метод, пособие. – М.: Либерея, 1999. – 87 с.

Воройский Ф., Шрайберг Я. О необходимости развития законодательства Российской Федерации в сфере информации и информатизации в связи с реализацией межведомственной программы «Электронные библиотеки России» // Информационные ресурсы России. – 2000. – № 2. – С. 26-28.

Гиляревский Р.С., Залаев Г.3., Родионов И.И. и др. Современная информатика: наука, технология, деятельность. – М.: ВИНИТИ, 1998. – 220 с.

Деловые библиотеки России: от проектов к внедрению: Сб. материалов и документов/ Ред.-сост.: И. Б. Михнова, Г. Л. Цесарская ; ЦБС «Киевская»; МАДБ. – М.: ЦБС «Киевская». – 191 с. – (Публичные библиотеки: идеи, концепции, разработки).

Дворкина М.Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность: Лекции. – М.: Изд-во МГУКИ: ИПО «профиздат». – 48 с.

Зяблов Ю. Спроси, что хочешь // Независимый библиотечный адвокат. – 1999. – № 1. – С. 56-66. О правовых БД.

Интернет. Общество. Личность: Тезисы докладов на Междунар. конференции (июль 1999 г.).-СПб., 1999. -375с.

Информационное обеспечение социально-экономического развития крупного города: Метод, рекомендации/ГБЛ – М., 1991. – 20с.

Карташов И.С., Скворцов В.В. Общее библиотековедение: Учебник: В 2 ч. – М.: Изд-во МГУК.
Ч.1. Скворцов В.В. Теоретические основы библиотековедения. – 1996. – 94 с.
Ч.2. Карташов Н.С. Общая теория библиотечного дела. – 1997. – 256 с.

Кузьмин Е.И. Библиотечная Россия на рубеже тысячелетий. Государственная политики и управление библиотечным делом: смена парадигмы. – М.: Либерея, 1999.-224с.

Михнова И.Б., Пурник А.В., Антонова О. И. Библиотека и бизнес. – М.: НВЦ «Библиомаркет», 1994. – 168 с. – (Рос. б-ки: идеи, концепции, разработки).

Михнова И.Б., Цесарская Г.Л. Как делать рекламу библиотеки: теория, методика, практика. – М.: НВЦ «Библиомаркет», 1996. – 220 с.

От массовой к публичной библиотеке: Материалы семинара (10-11 нояб. 1992 г., г. Москва) / Моск. библ. ассоц.; Рос. гос. б-ка слепых. – М., 1993. – 137 с.

Публичная библиотека: нормативно-правовая, организационная и методическая база: Сб. документов и материалов / Сост. О. Осипова. – М.: Либерея, 1999. – 88 с.

Служба деловой информации в библиотеке: Отечественная и зарубежная практика /Под общей ред. И.Б. Михновой. -М.: НВЦ «Библиомаркет», 1996. – 112с.- (Публичные библиотеки: идеи, концепции, разработки).

Степанов В. Практические уроки: Интернет для библиотекарей // С компьютером на «ты». Вып. 2 – М.: Либерея, 1998.- 64с.

Столяров Ю. Что такое библиотека? (О ее сущности и исходных функциях) // Библиотековедение. – 1999. – № 7-12. – С. 20-33.

Формирование информационной культуры читателей: роль новых технологий: Материалы науч.-практ. конференции (27-29 сент.1999 г.). – Новоуральск, 2000. – 145с.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 272.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...