Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Потребности и платежеспособный спрос населения




Содержание

От автора

Муниципальные библиотеки России – на пути в информационное общество
Приложение. Система информационного обслуживания Городской публичной библиотеки Колумбуса

Потребности и платежеспособный спрос населения. Признак 1
Приложение 1. Анкета для избирателей
Приложение 2. Анкета для руководителей

Планы, программы, проекты. Признак 2
Приложение 1. Содержание «программы создания на базе ЦБС г. Мончегорска Распределенной информационно-библиотечной сети (РИБС)»
Приложение 2. «Система информирования и просвещения населения по вопросам местного самоуправления на базе ЦБС г. Протвино Московской области»

Ресурсы и системы навигации. Признак 3
Приложение 1. Электронные библиотеки в Интернет
Приложение 2. Комплектование через Интернет-магазины

Технологии. Признак 4
Приложение 1. Что такое Интернет сегодня?
Приложение 2. Интернет в ЦГПБ имени В. Маяковского (г. Санкт-Петербург)

Профессионалы в библиотеке. Признак 5

Услуги. Признак 6

Грамотные пользователи. Признак 7
Приложение. Компьютерные обучающие и развивающие игры для малышей на CD-ROM

Специализированные подразделения. Признак 8
Приложение 1. Центр социальной и деловой информации (ЦСДИ)
Приложение 2. Информационная служба «Образование»
Приложение 3. Компьютерная библиотека для молодежи
Приложение За. Билль о правах пользователей Интернет-клуба «На Дорогомиловской»
Приложение 4. Алгоритм создания деловой библиотеки (ДБ) семейного профиля на базе детской библиотеки ЦБС

Система информирования пользователей. Признак 9
Приложение. Web-сайты зарубежных публичных библиотек

Признание библиотеки местной властью и населением. Признак 10

Список основных источников

















От автора

Посвящается Евгении Николаевне Голубевой, заведующей
детской библиотекой-филиалом Южно-Сахалинской ЦБС

В России существует большая группа общедоступных публичных библиотек. Ими пользуется основная часть населения страны. От степени информатизации этих библиотек зависит уровень информированности граждан, а значит, реальная возможность вхождения страны в информационное общество.
Понятие «Информатизация» достаточно четко определено в словарях библиотечных терминов. Это «процесс широкого использования информации и знаний как третьего вида ресурсов (в дополнение к материалам и энергии) и связанного с ним внедрения систем автоматизированной обработки и использования информации во всех сферах жизни общества». (Терминологический словарь по библиотечному делу и смежным отраслям знания. М., 1995, С.73) Ему не противоречит определение: «Информатизация – реализация комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования достоверных знаний во всех общественно значимых видах человеческой деятельности. Информатизация в библиотечной деятельности включает, в частности, вопросы внедрения новых информационных технологий». (Библиотечное дело: Терминологический словарь. М., 1997, С. 46)
Городские и районные библиотеки России уже в значительной степени продвинулись в области информатизации. Появились новые библиотечные структуры, ориентированные на удовлетворение информационных потребностей населения в области бизнеса, права, образования, социальной работы, краеведения, экологии, местного самоуправления, приобщения к новым компьютерным технологиям и др. Их фонды комплектуются информационными ресурсами на печатных и электронных носителях. Многие (даже сельские) библиотеки создают собственные электронные каталоги и картотеки, все чаще библиотеки выходят в Интернет. Появились первые Web-сайты городских библиотек. Библиотеки учатся взаимодействовать с органами местной власти и приобретают популярность у жителей как информационные центры. И все же... Проблем пока больше, чем реальных решений.
В книге делается попытка ответить на вопрос: «В каком случае можно назвать библиотеку местным информационным центром для населения?" Автор предлагает ряд признаков, наличие которых дает основание библиотеке – реально, а не на словах – считать себя таковой. 10 признаков -10 разделов книги, в которых с учетом опыта лучших российских и зарубежных общедоступных публичных библиотек подробно освещаются различные аспекты данной проблемы.


Перечислим эти признаки.

· Наличие у населения информационных потребностей и платежеспособного спроса на библиотечные услуги.

· Наличие стратегического плана, целевых программ, инвестиционных проектов.

· Наличие информационных ресурсов и системы информационной навигации.

· Наличие информационных и компьютерных технологий.

· Наличие персонала, профессионально работающего с информацией и технологиями.

· Наличие услуг, связанных с предоставлением информации и использованием технологий.

· Наличие пользователей, подготовленных для работы с информационными ресурсами и технологиями.

· Наличие специализированных информационных подразделений.

· Наличие системы информирования пользователей о ресурсах и услугах библиотеки.

· Признание библиотеки как информационного центра местной властью и населением.

На материале инновационной деятельности централизованной библиотечной системы «Киевская» (г. Москва) решаются сложные проблемы, связанные с принятием управленческих решений: Где границы возможного и целесообразного в движении публичных библиотек в сторону усиления информационной функции? Чего можно добиться (пусть ценой титанических усилий)? Что остается за пределами возможностей (и полномочий) библиотеки и за что в принципе не стоит браться?
Пусть библиотечных практиков не смущает то, что в основу книги положен так называемый «Столичный» опыт, ведь, согласитесь, главное – это методическое осмысление подходов к работе библиотеки на рынке информационных ресурсов и услуг. Важно получить представление о том, что можно – при определенном напряжении сил, четко видимых целях и просчитываемых результатах на каждом этапе движения к цели – сделать за достаточно короткий срок в самой обычной, ничем не примечательной библиотеке?
Вот несколько фактов, только перечисление которых способно привлечь к книге внимание теоретиков и практиков библиотечного дела, преподавателей вузов и начинающих специалистов.
Начиная с 1996 года на базе пяти библиотек ЦБС, расположенных в одном из районов столицы, была создана скоординированная сеть информационных служб для населения:

· Центр социальной и деловой информации, состоящий из информационной службы для населения, бизнес-зала, зала делового сотрудничества, бюро социальной рекламы, мини-типографии;

· Информационно-аналитическая служба, в структуре которой также служба Интернет и служба формирования информационных ресурсов;

· Информационная служба «Образование»;

· Компьютерная библиотека с Интернет-клубом для детей-инвалидов и музеем истории персонального компьютера;

· Экскурсионно-краеведческая информационная служба;

· Медиатека по искусству с видеостудией.

Относительно остальных двух библиотек ЦБС, расположенных в другом районе, достигнута договоренность с органами местной власти о создании там муниципального информационного центра с историко-краеведческой экспозицией и центра информации и компьютерных технологий для детей и юношества.
С того же периода ЦБС работает по целевым социальным программам с районной управой, за счет финансовых средств которой была проведена глобальная компьютеризация библиотек, появилась возможность издавать книги и снимать видеофильмы. Объем средств, инвестированных за 5 лет районной управой в реализацию библиотечных проектов, превысил 115 тыс. долларов (в пересчете по соответствующим курсам).
В настоящее время ЦБС располагает, наряду с другими нетрадиционными носителями информации, крупнейшим среди российских библиотек фондом CD-ROM (1000 названий), все пять библиотек имеют доступ в Интернет по качественному каналу связи. ЦБС имеет свой сайт, на котором размещены, среди прочей информации, каталоги с возможностью удаленного заказа документов из дома или офиса. Во всех библиотеках, наряду со специализированными отделами, есть универсальные книжные фонды, хотя не стало традиционного разделения на абонемент и читальный зал – есть универсальные залы. В формировании фондов ЦБС участвуют около двадцати специалистов отраслевых отделов, у отдела фондов и каталогов лишь функции координатора комплектования. Существует межфилиальная корпоративная библиографическая роспись периодики. Специалисты ЦБС – в соответствии с социальной программой – обучают детей-инвалидов работе с ресурсами Интернет. Удачно решается и проблема привлечения в библиотеку молодежных кадров.
Это и многое другое дало основание районному собранию района Дорогомилово придать ЦБС «Киевская» статус единого распределенного муниципального информационного центра.
Пожалуй, главный недостаток книги – ее небольшой объем, поэтому многое изложено тезисно, о чем-то есть лишь упоминание. В этом издании названо немало библиотек, имеющих любопытный, перспективный опыт работы. Нас интересовали прежде всего примеры конкретных программ, ресурсов, услуг, специализаций. Но не меньшее число городских и районных библиотек, идущих тем же путем, что и ЦБС «Киевская», оказались «за кадром». Именно благодаря контактам с их руководителями и ведущими специалистами складывалось представление автора о предмете разговора с читателями данной книги, вот лишь география этих библиотек: Чита, Череповец, Николаев (Украина), Северодвинск, Новокузнецк, Нижний Тагил, Иркутск, Городищи Волгоградской обл., Новоуральск Свердловской обл., Зеленогорск Красноярского края, Мурманск, Выборг Ленинградской обл., Черняховск Калининградской обл. и др.
Надо отметить: у этой книги много умных и знающих соавторов. Это прежде всего А. Пурник, Б. Самохин, г. Цесарская, непосредственно помогавшие в сборе и обработке материала. Сначала мы составляли коллектив научно-внедренческого центра «Библиомаркет», затем вместе пришли работать в ЦБС «Киевская». Активно участвуют в работе ближайшие друзья – коллеги по ряду разработок – М. Самохина, Л. Бахурина, Р. Панова, А. Чалисова, В. Бондаренко.
Один из главных «персонажей» книги – коллектив ЦБС «Киевская». Это, прежде всего, Н. Кретова, Т. Самолыго, Т. Силицкая – специалисты, благодаря усилиям которых серьезный хозяйственный и социальный механизм ЦБС не дает сбоев, а традиционная для библиотеки работа выполняется на высоком профессиональном уровне. А какими замечательными работниками оказались приехавшие из «провинциальных» Екатеринбурга и г. Спасского Приморского края Н. Балашова и И. Ефимова, ныне заведующие основными информационными службами! Но и без молодежного информационного «Костяка» (Д. Боганова, М. Колесникова, В. Соколова, О. Демина, А. Пурника) в ЦБС не были бы реализованы многие перспективные проекты.
Централизованной библиотечной системе «Киевской» повезло с руководством. Именно начальник управления культуры Западного административного округа г. Чумикова посоветовала нам начать работу в ЦБС с разработки целевой программы в адрес районной управы и вместе с О. Козик и И. Лимонадовой продолжает активно содействовать всем начинаниям. А глава управы района Дорогомилово Ю. Ермолов, один из наиболее социально ориентированных и , как мы говорим, «продвинутых» муниципальных руководителей, не только поддерживает все программы ЦБС, но и на определенном этапе стал предлагать библиотеке все новые и более сложные задачи.
Наконец, становление ЦБС «Киевская» как учебно-методической базы Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма МК РФ происходило при деятельном, заинтересованном участии заведующей кафедрой академии Т. Кузнецовой, начальника отдела библиотек Минкультуры России Е. Кузьмина, его заместителя Т. Маниловой и шеф-редактора сборника «Независимый библиотечный адвокат» Ю. Гриханова.

Муниципальные библиотеки России –
на пути в информационное общество

До 17 января 1995 года, когда был принят Федеральный закон «О библиотечном деле», муниципальные библиотеки официально назывались государственными массовыми (до октября 1917 года в России были публичные, народные, общественные или земские библиотеки). Ныне, в соответствии с порядком учреждения и формами собственности, библиотеки, учрежденные (и соответственно финансируемые) органами местного самоуправления, именуются муниципальными.
Библиотеки двух столичных городов – Москвы и Санкт-Петербурга, являющихся субъектами РФ, формально не подходят под этот новый статус. Они находятся в собственности городов федерального значения и соответственно финансируются из городского бюджета. Но по всем другим основаниям, касающимся содержания работы и заявленной в книге темы, эти библиотеки вполне соответствуют определению «Муниципальные». Поэтому мы позволим себе, с некоторой долей условности, называть их приравненными к муниципальным.
До 1995 года системы районирования Москвы и Санкт-Петербурга были сходны. Сейчас они различаются: если Москва поделена на административные округа, а те – на районы, то Санкт-Петербург, напротив, поделен на районы, а те, в свою очередь, на муниципальные округа.
Если в Москве на территории одного округа работают две-четыре ЦБС, чьи филиалы размещаются в нескольких муниципальных образованиях (районах), то в Санкт-Петербурге в одном районе работает только одна ЦБС, имеющая филиалы также в нескольких муниципальных образованиях (округах). Ситуация в Санкт-Петербурге более логична и проще с точки зрения установления контактов библиотек с местными администрациями.
Отличие столичных библиотек от библиотек регионов дает им определенное преимущество, увеличивая общее число потенциальных источников финансирования: город – бюджетное; район, округ, район РФ – дополнительное. Но добиться этого непросто: библиотекам приходится прикладывать значительные усилия, чтобы завоевать внимание местных властей и получить от них дополнительные средства.
По данным ГИВЦ МК РФ (См.: Общедоступные библиотеки Российской Федерации в цифрах. За 1998 год. М., 1999), на 1 января 1998 года библиотечная сеть насчитывала 49 092 библиотеки. Из них 10 131 – городские, 38 961 – сельские муниципальные (и приравненные к ним) библиотеки. Число их читателей достигало практически 50 млн человек.
Большинство этих библиотек объединены в централизованные библиотечные системы. Централизация массовых библиотек осуществлялась в 70-е годы по единой принципиальной схеме. Варианты объединения (и разъединения), действительно представляющие интерес, появились только сейчас. Объединяются детские муниципальные и школьные библиотеки, взрослые и детские библиотечные системы; возникают библиотечные комплексы; некоторые библиотеки-филиалы выходят из своих ЦБС и переходят либо на более низший уровень (сельских администраций), либо – на более высокий (городские библиотеки). Наряду с централизованными библиотечными системами, получающими различные названия (муниципальное объединение библиотек, муниципальное учреждение, муниципальная библиотечная система, система муниципальных библиотек, муниципальная информационная библиотечная система), полноправно существуют библиотеки с особым статусом, выделившиеся из их структуры (например, Московская городская деловая библиотека). Некоторые московские ЦБС выходят с инициативой преобразования своей центральной библиотеки в окружную библиотеку.
По справедливому мнению заместителя начальника отдела библиотек Минкультуры России Т. Маниловой, для библиотек до недавнего времени был характерен примат государственных интересов; сейчас же должен установиться примат интересов общества и личности как потребителей библиотечных услуг. Очевидны две линии реформирования: «От государственной к муниципальной» и «От массовой к публичной». Первая линия предполагает приведение ресурсов и услуг в полное соответствие с потребностями местного сообщества и муниципального образования. Вторая учитывает, что понятия «Массовая» и «публичная» не синонимичны. «Нам представляется, что между массовой и публичной библиотекой, если говорить образно, такая же разница, как между массой (безликой толпой) и публикой (совокупностью личностей). Сходство между ними заключается в том, что они относятся к числу общедоступных». (Манилова Т. Л. Меняются правилы игры // Библиотека. 1999. № 12. С. 19)
Доктор педагогических наук М. Дворкина, опираясь на словарные статьи, пояснила, почему при определенной смысловой близости эти термины все же различаются: «Словарь С. И. Ожегова в дефиниции «Массовый» подчеркивает предназначенность для широких масс, т.е. массовый как бы противопоставляется элитарному, особому (применительно к массовой библиотеке это ориентация на типичные потребности, пропаганду массовых идей и неумение учесть и удовлетворить личностные потребности). А в слове «публичный» словарь фиксирует значение «Открытый», «Общественный», т.е. акцент делается не на какой-либо ангажированности, а на открытости для каждого». (Дворкина М. Я. От массовой библиотеки – к публичной//От массовой к публичной библиотеке. М., 1993. С. 8) Нас такая трактовка вполне устраивает.
В основном переориентация библиотек в сторону усиления информационной составляющей их работы произошла в последнее десятилетие – с постепенным внедрением в работу библиотек рыночных, маркетинговых принципов, когда они уже не ориентировались только на запросы реальных читателей, а стали строить свою работу с учетом также потребностей потенциальных пользователей.
Поскольку нет абстрактных потребностей в абстрактной информации, можно даже достаточно точно назвать рубеж, когда библиотеки начали реально осознавать себя информационными центрами. Это 1993-1994 годы.
Именно тогда достигли своего апогея стремительно набравшие силу отраслевые специализации библиотек (например, у Екатеринбургской МИБС и ЦБС «Кунцево» – библиотечные центры искусств, «здоровье», «Дом семьи», культурно-образовательный центр, библиотеки «Детектив", «Истоки», «Тинейджер»). Активизировалась организация досуговой сферы жизни населения (библиотека-клуб, библиотека семейного чтения). Вариантов библиотечных специализаций было множество. Это было модно и, видимо, своевременно.
Тогда же появились первые информационные специализации. Это были деловые (бизнес) библиотеки. Назывались они по-разному: информационно-деловой центр, бизнес-центр, деловой информационный центр, агентство деловой информации. Впервые массовые библиотеки выдвинули понятие «Информационный» на первый план, сблизив его с понятием «Библиотечный».
Именно в связи с этой специализацией, способной, как полагали библиотекари, принести им дополнительный доход, в полной мере вошли в библиотечный обиход такие понятия, как информационные потребности населения и платежеспособный спрос на библиотечные услуги. Именно тогда библиотекари осознали, что пользователю все чаще нужен не документ (за исключением произведений, имеющих абсолютную ценность), а некое знание, или иначе – информация, и что при определении информационной специализации библиотечного подразделения стоит ориентироваться не на фонд, а прежде всего – на потребности населения.
В 1993 году нас часто спрашивали библиотекари, желавшие создать бизнес-библиотеку: с чего начинать. А мы сами толком не знали. И спросили голландского студента, проходившего стажировку в ВГБИЛ. Он ответил, не задумываясь: «С изучения потребностей населения». И все тут же встало на свои места.
В том же году специалисты НВЦ «Библиомаркет» по просьбе управления культуры Западного административного округа создали на базе Центральной библиотеки ЦБС «Киевская» первый в Москве Информационно-деловой центр «Кутузовский» (зная о существовании Делового информационного центра в Екатеринбурге, но не подражая ему).
В начале 1994 года вышла книга «Библиотека и бизнес». В ее основе лежало представление о библиотеке как об информационном центре. В этом же издании были опубликованы первые анкеты потребителей деловой и социально-бытовой информации, а также план-проспект (для того времени еще преждевременный) «программы создания и эксплуатации муниципальной (городской, районной) службы социально-бытового и делового информирования малообеспеченных слоев населения (на основе бесплатного доступа)".
Проследить движение муниципальных (ранее – массовых) библиотек к «Информационной идее» можно, прочитав – с учетом нынешних знаний – выступления участников ежегодной Международной конференции «Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества» (Крым, 1994-2000 гг.). А как это происходило на практике, можно представить, обратившись к публикациям журнала «Библиотека» за последнее десятилетие.
В 1994 году на конференции прозвучали доклады специалистов ЦГБ имени А. Пушкина г. Евпатория (где еще в 1988 году был создан кабинет научно-технической информации в помощь производству, спрос на которую постепенно шел на убыль). Представители НВЦ «Библиомаркет» А. Пурник и И. Михнова дали общее представление о месте публичной библиотеки в информационно-деловой среде мегаполиса. В качестве перспективных направлений были выделены информационное обеспечение учебного процесса и работа с деловой информацией; работа с научно-технической информацией была признана не перспективной для публичных библиотек. (Идеи, звучавшие в докладах представителей НВЦ «Библиомаркет», а затем ЦБС «Киевская» на крымских конференциях в последующие годы, вошли в эту книгу.)
В 1995 году была организована секция «Бизнес-информация и информационный менеджмент». Своими намерениями (пока не осуществленными) создать в Кемерово муниципальную автоматизированную информационную библиотечную сеть поделился представитель ЦГБ. В следующем, 1996 году заявил о себе Центр деловой информации Новосибирской ОЮБ. О проекте создания сети залов информационной поддержки образования, или залов делового чтения, рассказала директор МОДБ Екатеринбурга. Систему читальных залов для делового чтения подростков представила директор Саратовской ОБДЮ. В одном из докладов говорилось о создании на базе Ленинградской ОДБ Детского библиотечного компьютеризированного центра. О месте центральной городской библиотеки в библиотечно-информационной инфраструктуре крупного города (прежде всего, в связи с проблемами автоматизации) говорила представитель МГПБ имени Н. Некрасова.
В 1997 году по-прежнему мало внимания уделялось проблемам обеспечения информационных потребностей пользователей, а значит, усиления информационной функции библиотеки в ее сегодняшнем понимании. Выделялись только деловая, образовательная, информационная ориентации и привлечение молодежи к компьютерным технологиям. Фактически только в 1998 году в связи с организацией в рамках конференции семинара «Библиотека, муниципальная и краеведческая информация: опыт работы» публичные библиотеки громко заговорили о своих возможностях выполнять функции информационных центров для населения.
Главное же внимание на конференции в первые годы уделялось именно автоматизации, а затем компьютеризации библиотечных процессов, электронным каталогам, сетевым, мультимедийным и Интернет-технологиям. И очень мало – информационным ресурсам, а тем более информационным потребностям и информационным специализациям библиотек, которые в сферу внимания ГПНТБ – идеологов и устроителей конференции – не входили.
Общественное внимание к проблемам не автоматизации, а именно информатизации библиотечного дела было привлечено выступлением Е. Кузьмина на конференции «Крым-96". Мы бы выделили два положения его доклада:
«Одним из важнейших условий развития образования, науки и культуры в России, ее социально-экономического прогресса является возможность оперативного, беспрепятственного по-лучения нужной информации, которая может быть обеспечена только через систему общедоступных библиотек при развитии и внедрении в них новейших электронных технологий обработки, хранения и поиска информации, обмена ею по современным надежным каналам связи. Информатизация библиотечного дела в России имеет не только профессиональное, но и ярко выраженное политическое значение, так как ныне, когда возрастает децентрализация и происходит регионализация жизни в такой громадной стране, как наша, информационные взаимосвязи между регионами и центром во многом должны взять на себя компьютерные библиотечные сети». (Кузьмин Е. И. // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы работы: Материалы междунар. конференции. М., 1996. С. 10-11)
А теперь посмотрим, как, судя по публикациям журнала «Библиотека», проходило становлении муниципальной (массовой) библиотеки как информационного центра для населения за де сять лет, прошедших с момента выхода «положения о новом хозяйственном механизме», которое от крыло дорогу платным библиотечным услугам. Итак, вспомним, какими мы были, о чем размышляли.
1989 год. В официальном разделе сообщалось, что в декабре 1988 года на заседании комиссии МК СССР был рассмотрен вопрос о ходе перестройки библиотечного дела и задачах органов культуры по совершенствованию деятельности библиотеки. В выступлениях как позитивное явление отмечалось массовое создание на базе массовых библиотек новых типов библиотек. Констатировалось отставание материально-технической базы этих библиотек от мировых стандартов на 15-20 лет.
В одной из статей описывался опыт Кировоградской ОЮБ, оснащенной компьютерной техникой открытие там клуба «Компьютер» и ставился вопрос о необходимости оснащения юношеских библиотек компьютерами.
В письме Лениногорской ЦБС (Каз. ССР) высказывалось мнение о том, что массовая библиотек, не может предоставлять на своих фондах и СБА справочно-информационные услуги ни платно, ни бесплатно. Оренбургская ОУНБ, напротив, полагала, что библиографическая работа может приносить доход.
Литовские библиотекари выступили с предложением отказаться от малоэффективных форм работы, например от бюллетеней новых поступлений. Вместо этого они публиковали списки в газетах а в одной из библиотек для информирования о новых поступлениях уже использовались телефоны автоответчики.
Б. Володин сделал общий для всех вывод: беда библиотечного дела в том, что у значительной части населения нет потребности в информации, в библиотеке. И пока эти потребности не сформируются, у нее будет низкий статус. И не все зависит от библиотеки.
На прошедшем в Туле совещании директоров республиканских, краевых, областных библиотек говорилось о том, что главным условием начала перестройки библиотечного дела в 90-х годах должны стать автоматизация информационного поиска и библиотечные технологии, механизации основных библиотечных процессов.
В одном из номеров был опубликован проект «Концепции развития библиотечного дела в РСФСР до 2005 года» (группа РНБ). В нем прозвучало суждение: директивный подход привел к необоснованному возможностями преувеличению научно-информационной работы массовые библиотек в ущерб другим функциям. И отмечалось новое ее качество – центр духовного межличностного общения и культурного досуга.
1990 год. В этот период общественность беспокоили три проблемы, связанные с массовыми библиотеками: централизация, трудности с комплектованием и взаимоотношения с бибколлектором Обсуждались вопросы о платных услугах, о возникающих библиотечных ассоциациях, проблемах руководства чтением. Появилась рубрика «Новое, передовое – в практику!", знакомившая библиотекарей с новыми технологиями.
В одной из статей говорилось о разрыве между накоплением информации и физическими возможностями массовых библиотек, которые не могут переработать ее рутинным способом. Поэтому они должны быть включены в единую библиографическую информационную систему с выходом на региональный и более высокий уровни.
В. Соколов выдвинул проект альтернативной концепции развития библиотечного дела, предлагая несколько областей библиотечных технологий, где оправданно и желательно использование технических средств.
1991 год. В первом номере высказывалась мысль, что бездумная автоматизация только увеличивает трудозатраты: одновременно с введением библиографических записей в электронный каталог продолжает вестись печатный. Библиотеки должны покупать готовые БД и уже сами «Доводить» их. А в целом нужна государственная концепция централизованной подготовки автоматизированных массивов вторичной информации.
Активно обсуждались проблемы автоматизации, рассказывалось о достоинствах телефакса, микрографии, автоматизации подписки. О массовых библиотеках в связи с автоматизацией вопрос пока не стоял.
1992 год. В информации о коллегии МК культуры и туризма РФ «О разработке государственной политики в области библиотечного дела» поставлен вопрос о подготовке государственной программы информатизации библиотечного дела в РФ на 1993-й и последующие годы. Главное – экспертиза научных разработок и практика информатизации библиотечного дела. Массовые библиотеки в контексте информатизации по-прежнему не упоминались.
1993 год. Вновь возникла дискуссия о централизации массовых библиотек. В нее включились г. Фонотов, М. Дворкина, Ю. Столяров, Н. Карташов, В. Серов, С. Бачалдин, Р. Зотова, Е. Фенелонов, Н. Бессонова. (Дискуссия активно продолжалась в последующие годы и не затухает до сих пор.)
Дальновидным оказалось суждение библиотекаря рядовой сельской библиотеки: нужны не ЦБС с сетью бесправных филиалов, а централизованные системы информации. Нужны оперативная информация; СБА, в составлении которых участвуют работники не только ЦБ, но и филиалов; хорошо отлаженная информационно-библиографическая связь и книгообмен между различными библиотеками.
С собственной концепцией публичной библиотеки выступила Н. Тюлина, фактически утверждая необходимость создания единого библиотечно-информационного пространства отдельной личности. Публичная библиотека, резонно считала она, выполняет не абстрактные библиографические и фактографические справки, а в связи с повседневными нуждами конкретных людей, проживающих в данной местности.
1994 год. «первая ласточка» рыночного подхода к информационному обслуживанию – директор Херсонской ОУНБ, фактически первый практик, заявивший со страниц журнала, что "едва ли не главнейшая функция библиотеки – информативная», «Мы должны осознать, что информация – это настоящий капитал". В библиотеке был создан отдел информирования местных органов власти, который предлагал им не привычные рекомендательные списки, а реферативную информацию по конкретным темам. Создавались и другие хозрасчетные подразделения, и все же главным источником прибыли считалась продажа информации.
Опубликована статья Е. Кузьмина – по сути, первый материал, где четко сказано, что среди приоритетов МК первое место занимает информатизация.
Появились первые публикации о массовой библиотеке в информационном аспекте (в частности, описывался опыт их работы в области деловой информации, привлечения молодежи к компьютерным технологиям).
1995 год. Впервые опубликован сводный план мероприятий управления по делам библиотек МК РФ, среди которых – международные конференции по информационным технологиям (куда и хлынули библиотечные специалисты). Между библиотековедами опять возникли разногласия относительно понятий библиотечный менеджер, библиотечный маркетинг и соотношения понятий «Массовая» и «публичная» библиотека. Появился первый материал о ценности для библиотек CD-ROM.
1996 год. Основными темами для обсуждения и выступлений в этом году были: межбиблиотечная кооперация в области каталогизации; российские сводные каталоги; электронные (виртуальные) библиотеки; информация на CD-ROM; Интернет. Массовые библиотеки упоминались только в связи с проблемой автоматизации Дмитровской ЦБС (Московская обл.).
1997 год. На страницах журнала библиотековеды оживленно обсуждали понятия «Информация» и «Документ». Опубликована программа ЛИБНЕТ («Создание общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети»). По-прежнему в центре внимания – проблемы виртуальной библиотеки, Интернета, автоматизации библиотек, а также правовые аспекты информатизации.
Подведены итоги конкурса «Библиотека на пороге XXI века», проводимого при поддержке Института «Открытое общество». В нем, среди прочих, приняли участие шесть городских библиотек. Опубликованы статьи о работе в области информационного обслуживания ЦБС "Юго-Запад" г. Москвы и ЦБС г. Дмитрова Московской обл.
1998 год. «заговор молчания» вокруг массовых библиотеках сменился их активной пропагандой. Была опубликована целая серия материалов: о создании МОБ г. Екатеринбурга, МГДБ, об Ижевской ЦГБ, о Читинской ЦБС, Жердевской ЦБС Тамбовской области, о ЦБС Краснодарского края.
Опубликованы условия конкурса «Системы информирования и просвещения населения по вопросам организации местного самоуправления, действующие на базе муниципальных библиотек». И тут же – Программа ЦБС «Кунцево» (Москва) «Библиотека – муниципальный общедоступный информационный центр», на которую сориентировались многие библиотеки, разрабатывая свои документы для конкурса.
Таким образом, к 1998 году о ЦБС как информационных центрах для населения заговорили громко и отчетливо. В следующие годы эта тема стала в той же мере значимой, что и все другие.
Мощным стимулом в работе каждой библиотеки, ориентированной на удовлетворение информационных потребностей жителей своего города, района, села, стало известное Письмо из Администрации Президента РФ и Правительства России «Об организации в муниципальных библиотеках (централизованных библиотечных системах) сбора, хранения и предоставления в пользование информации по вопросам местного самоуправления» от 26 сентября 1997 года. В Письме четко обозначен круг тем, проблем, видов документов, с помощью которых может решаться задача повышения уровня информированности населения.
В частности, проблемы информатизации публичных библиотек всерьез обсуждались на первом заседании научно-исследовательского семинара в Российской государственной библиотеке. (См.: Библиотековедение. 1999. № 1. С. 60-69) Прозвучавшие на нем суждения точно отражают проблемы, с которыми сталкиваются муниципальные библиотеки в первую очередь. Вот некоторые из суждений:

«У одних больше компьютеров, у других – меньше, но степень информатизации библиотек зависит скорее от того, какой информационный массив и в какой степени доступен для пользователя» (О. Лавренова);

"...До сих пор основная функция библиотек заключалась в том, чтобы гарантировать физический доступ к документам. Но ведь на самом деле читателям не столько нужен сам документ, если, конечно, это не специалисты по истории книги, а та информация, которая в нем содержится» (М. Дворкина);

«Для читателя важно только, насколько быстро и полно он получит информацию в той форме, в какой он привык. И не обязательно с помощью библиотеки» (Я. Шрайберг);

«Небольшие библиотеки могут и должны быть потребителями информационных продуктов и технологий. Когда же они пытаются выступать как производители, это может мешать, а не помогать их развитию" (Б. Семеновкер);

«за последние годы многие региональные, городские и другие библиотеки также сделали рывок вперед, у них имеются компьютеры, интернет-классы, они создают электронные каталоги и т.д., но в соседней библиотеке или даже в целом городе, не говоря уж о селе, нет ничего. Что будет завтра?" (В. Стельмах).

От себя добавим проблему, затрагивающую интересы огромного множества небольших библиотек России: может ли муниципальная библиотека, не располагающая компьютерной, множительной техникой, стать для населения своего города, села информационным центром? В прямой или опосредованной зависимости от наличия у нее компьютеров и всего, что связано с ними, находится способность библиотеки обеспечивать гражданам свободный доступ к информации?
Вопрос об информатизации муниципальных библиотек России не может рассматриваться в отрыве от мирового процесса информатизации библиотечного дела.
Например, какое место информационной функции публичных библиотек отводится в библиотечных законодательствах северных стран Европы? Сошлемся на законы двух стран. Закон Королевства Дания «О публичных и других библиотеках»: основная задача публичных библиотек – содействовать просвещению, образованию и культурной деятельности населения путем предоставления в бесплатное пользование книг и других аналогичных материалов; публичные библиотеки должны распространять муниципальную и общегосударственную информацию, а также информацию о положении в обществе. (Библиотека и закон. Вып. 5. М., 1998. С. 83) Библиотечный закон Финляндии в качестве основных задач определяет "удовлетворение общественных потребностей в общем образовании, информации и досуге и в содействии исследованиям и независимым поискам знаний, интересу к литературе и изобразительным искусствам». (Там же. С.96)
Определенная метаморфоза произошла с немецкими публичными библиотеками. До второй мировой войны они развивались в основном как воспитательно-образовательные учреждения. В послевоенные годы библиотеки Западной Германии сориентировались на англо-американское направление и развивались как информационные учреждения для любого пользователя. Однако где-то с середины 70-х годов было отдано предпочтение другим направлениям деятельности. Поэтому сегодня такие аспекты работы библиотеки, как "центр коммуникации», «Культурная работа города», «Социальная библиотечная работа», «Содействие чтению", преобладают над информационным обслуживанием населения. (См.: ТунХ.-П. Введение в библиотечное дело в Федеративной Республике Германии. Берлин, 1996) (Однако в последние годы – в связи с финансовыми трудностями, изменением структуры потребностей населения, развитием информационной и компьютерной индустрии – немецкие публичные библиотеки «Обратились лицом» к информационному сектору рынка).
Движение российских муниципальных библиотек к информационному обществу – это путь, по которому с успехом идут американские публичные библиотеки. Это подтвердили наблюдения, сделанные автором при непосредственном знакомстве с публичными библиотеками Вашингтона, Нью-Йорка, Берлингтона (штат Вермонт), Талсы (штат Оклахома), Колумбуса (штат Огайо), Сиэтла (штат Вашингтон). На основе документов и материалов, любезно предоставленных американскими коллегами, была подготовлена и издана (при содействии Информационного агентства США) книга «Библиотека. Население. Информация. Опыт публичных библиотек СШа» (Пер. с англ. яз. / Ред.-сост. И. Б. Михнова. М.: ЦБС «Киевская», 1999. 178с.).
Сделать библиотеку информационным центром для населения – такова общенациональная задача правительства США. Она напрямую связана с установкой на общедоступность информации, что зафиксировано в «принципах публичной информации» (приняты Национальной комиссией США по библиотекам и информационной науке 29 июня 1990 г.). В преамбуле документа сказано: «Мы определяем публичную информацию как информацию, которую создает, собирает и поддерживает федеральное правительство. Мы утверждаем, что публичная информация – это информация, принадлежащая народу, которая передана им в управление своему правительству и должна быть доступной народу во всех случаях, кроме запрещенных законом». (Библиотека. Население. Информация. Опыт публичных библиотек США. М., 1999. С. 10-11)
По ходу книги мы еще не раз обратимся к опыту американских библиотек, в частности к опыту информационного обслуживания Городской публичной библиотеки Колумбуса (штат Огайо). В Приложении к разделу показано, как информационные ресурсы, компьютерные технологии и технические приспособления помогают библиотеке войти в информационное общество на правах равной среди равных.

Приложение

Система информационного обслуживания
Городской публичной библиотеки Колумбуса

I. Система справочного информирования
В столе справок читатели получат информацию о фондах и услугах библиотеки. Сотрудники показывают, как пользоваться онлайновым каталогом, где найти необходимый отдел, в котором есть ответы на запросы. Здесь принимается заказ на межбиблиотечный обмен книгами, статьями из газет и журналов, микрофильмами по генеалогии.
Сотрудники стола читательских справок отвечают на библиографические запросы. У них есть возможность навести справки по справочникам и каталогам, спискам новейшей литературы.
Набрав один из пяти телефонных номеров, можно с помощью информационной линии получить справки по телефону о материалах и услугах библиотеки, об общественной жизни города, а также ответы на многие другие вопросы. Для поиска ответов используются энциклопедии, телефонные справочники других городов – в целом свыше 150 информационных изданий. Вопросы максимально формализуются – на них даются нормативные ответы, на поиск которых затрачивается до 5 минут. Более сложные вопросы переадресуются в специализированные отделы. Сотрудники принимают также заказы на книги, отсутствующие в библиотеке, и получают их по межбиблиотечному обмену.
Служба «Справки по факсу" дает пользователю возможность посылать запросы сотрудникам в библиотеку в любое время суток. Сотрудники отвечают на краткие запросы по телефону или факсу в течение 24 часов (кроме воскресений). Здесь выдается та же информация, что и в других справочных службах.

II. Корпоративный электронный каталог
В библиотеке имеется компьютеризированный каталог Дискавери Плейс, работающий в онлайновом режиме. В нем содержатся сведения о книгах, аудио- и видеокассетах, компакт-дисках, нотах и журналах, имеющихся в ЦБ и ее филиалах, в университетской и в публичных библиотеках двух других городов штата (все вместе они называются Библиотеками Дискавери Плейс).
Система дает возможность разместить заказ на материалы с помощью библиотечной карты, получить тысячи журнальных статей. При наличии дома или на работе компьютера с модемом пользователям до-ступны еще две бесплатные базы данных (содержащие полные тексты журнальных и газетных статей, аннотации и индексы номеров публикаций, цитаты из местных и региональных газет).

III. Электронный расчет за услуги библиотеки
Библиотечная, или дебетовая, карта библиотеки дает возможность пользоваться материалами и печатать копии из компьютерных баз данных и с микрофильмов. Она экономит пользователю 5 центов с каждой фотокопии, сделанной в библиотеке. Библиотечная карта имеет такую же ценность, как и кредитная карточка. Компании, агентства, школы и организации могут воспользоваться корпоративной библиотечной картой.
Пользуясь библиотечной (дебетовой) картой системы Дискавери Плейс, можно брать материалы и заказывать их в любой из библиотек, входящих в систему Дискавери Плейс. По всему зданию библиотеки и на копировальных аппаратах расположены «Расчетные узлы».

IV. Электронный заказ и резервирование материалов
Заказ материалов по каталогу Дискавери Плейс делается с помощью библиотечной карты. Разместить заказ можно по телефону и с помощью домашнего или офисного компьютера, снабженного модемом. Для этого в течение суток можно позвонить в онлайновый каталог одной из библиотек системы Дискавери Плейс. Список резервного заказа охватывает все библиотеки этой системы. Заказы ставятся в очередь по мере поступления, независимо от места заказа и его последующего получения.
Если необходимо получить материал в тот же день, читатель должен позвонить в соответствующую библиотеку, удостовериться, действительно ли материал имеется на полке, и попросить отложить его.

V. Автоматизированное оповещение читателей и доставка заказанного материала
О том, что заказанные в библиотеке материалы готовы, пользователю сообщит новая автоматизированная телефонная система Метролайн. Она будет звонить три раза вдень в течение двух дней; сообщение может быть оставлено на автоответчике читателя. Если в течение двух дней до клиента не дозвонятся, к нему придет по почте открытка.
Можно воспользоваться также телефаксом. Такая информация, как, например, журнальная статья, будет сразу выслана в любую библиотеку города. Плата берется с библиотечной карты клиента при получении статьи.
При необходимости сотрудники библиотеки, воспользовавшись межотдельским или межбиблиотечным обменом, получают нужные читателю, но отсутствующие у них материалы из других филиалов или из других библиотечных систем, в том числе не входящих в число Библиотек Дискавери Плейс.
(Обратите внимание! В часы работы библиотеки можно сдать материалы в любой библиотеке. Если библиотека уже закрыта, их оставляют в уличном контейнере для возврата книг любой библиотеке.)

VI. Предоставление читателям компьютерной и копировальной техники для самостоятельной работы
В Центральной библиотеке есть Медиацентр с оборудованием для копирования, ламинирования, изготовления диапозитивов и слайдов. Здесь же имеются пишущие машинки и компьютеры.

VII. Компьютерные услуги для детей
Городская библиотека Колумбуса помогает юным гражданам освоить новые технологии. В Центральной библиотеке предоставляют интерактивные компьютерные программы на CD-ROM дошкольникам и школьникам младших классов. В центре подготовки к чтению дети могут одновременно учиться читать и управлять своим процессом чтения. Компьютеризированным рабочим местом дети могут пользоваться бесплатно до 1 часа в день.

VIII. Техническое обеспечение работы с материалами людей с физическими недостатками
К информационной линии библиотеки подсоединено телекоммуникационное оборудование для глухих. Люди с недостатками слуха могут звонить в библиотеку, задавать вопросы и получать ответы по телефону. В распоряжении читателей – карманные слуховые аппараты. Говоря по общему телефону библиотеки, они пользуются специальным телефонным усилителем. В отделе АВ-материалов Центральной библиотеки и во всех филиалах есть видеокассеты с кодированными субтитрами.
Аппарат "Arkenstone Open Book" предназначен для людей с плохим зрением и считывает печатные материалы и каталог Дискавери Плейс. Аппарат сканирует страницы и зачитывает их отчетливым голосом либо записывает на диск. В отделах обслуживания можно воспользоваться телевизорами, увеличивающими объекты в 60 раз. Во всех филиалах и отделах имеются настольные и ручные увеличительные приборы, ко-торыми можно пользоваться в библиотеке. Лица с плохим зрением, которым приходится работать с текстами, напечатанными мелким шрифтом, могут получить увеличенные копии необходимых страниц. Во всех библиотеках, а также в отделе внестационарного обслуживания есть книги с крупным шрифтом, на дом можно получить специальные видеокассеты с голосовым сопровождением, книги на микрофильмах как с сокращенными, так и с полными текстами, иллюстрированные книги, имеющие вставки с текстом по Брайлю. Тех, кто не может читать или переворачивать страницы, снабжают бесплатными проигрывателями или видеомагнитофонами.
В Центральной библиотеке людям с недостатками опорно-двигательного аппарата для передвижения по библиотеке предоставляется электрическая самоходная коляска.
































































































Потребности и платежеспособный спрос населения

Признак 1

Сразу оговоримся. Речь идет не обо всех имеющихся у населения информационных потребностях, а лишь о тех, что не могут быть удовлетворены ни коммерческими информационными службами (прежде всего из-за дороговизны их услуг), ни самостоятельно – вне библиотеки (из-за отсутствия у пользователей навыков поиска информации и зачастую из-за отсутствия элементарного доступа к ней).
Для того чтобы точно выявить именно те потребности, с которыми предстоит «Работать» библиотеке, надо иметь четкое представление о ее информационном окружении: кто и какие информационные услуги предлагает (информационные продукты, как правило, приобретают и библиотеки, и их пользователи).
Затем, пользуясь терминологией маркетинга, предстоит позиционировать библиотечный товар (товаром может быть как продукт, так и услуга) – наложить результаты анализа информационного рынка на выявленные потребности населения. При этом важно учитывать приоритеты, которые выстраивают для себя инвесторы (в частности, органы местной власти, грантодатели), финансирующие информационную деятельность библиотеки. Ниже мы остановимся на этом подробнее.
Общее представление о том, какие сектора российского информационного рынка действуют в настоящее время, можно получить, обратившись к компетентному мнению специалистов. (Нечипоренко В. П., Цветкоеа В. А., Полунина Т. К, Некоторые итоги анализа инфрастуктуры России // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: Материалы междунар. конференции. Т. 2. М., 1998, С. 393)

 

Это:










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 175.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...