Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

III. Содержание курсовой и выпускной квалификационной работы




 

Содержание работы должно быть равномерно распределено по главам и параграфам, всесторонне освещать все вопросы объявленной темы.

Как уже говорилось выше, работа выполняется в соответствии с планом, который должен включать в себя:

- введение;

-наименование глав и параграфов теоретической части работы;

- заключение.

Введение.Здесь обычно обосновываются актуальность выбранном темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются объект и предмет исследования, указывается избранный метод (или методы) исследования, сообщается, в чем заключаются теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов, а также отмечаются положения, которые выносятся на защиту.

Таким образом, введение - очень ответственная часть работы, поскольку оно не только ориентирует читателя в дальнейшем раскрытии темы, но и содержит все необходимые ее квалификационные характеристики. Поэтому основные части введения к работе рассмотрим более подробно.

Структура Введения предполагает следующие разделы (каждый из разделов введения выделяется жирным шрифтом без сквозной нумерации):

Введениесостоит из следующих компонентов:

1) актуальность темы,

2) степень изученности темы исследования,

3) цель и задачи исследования,

4) объект и предмет исследования,

5) источниковая база (или характеристика нормативно-правовой базы исследования)

6) методология исследования,

7) структура работы.

Введение представляет собой своеобразную вступительную статью, в которой автор должен обозначить избранную тему, обосновать ее актуальность, выделить цели предстоящего исследования, тезисно изложить известные научные подходы к пониманию данной темы и свое отношение к ним.

1. Актуальность темы исследования (теоретическая и (или) социально-практическая);

Актуальность определяется наличием проблемы исследования. Нужно стремиться к тому, чтобы в ней получили как можно более точное отражение и проблемная ситуация, и существующее в жизни противоречие, определяющее ее. При этом надо избегать постановки мнимых проблем, т.е. таких, которые не отражают реальной социальной ситуации либо давно решены. Если проблемную ситуацию можно разрешить уже известными средствами, то речь идет о практической проблеме, о поиске способов приложения уже имеющихся знаний. Следствием же разработки научных проблем является получение нового знания, создание научной модели, объясняющей то или иное социальное явление.

Актуальность - обязательное требование к любой работе. Поэтому вполне понятно, что ее введение должно начинаться с обоснования актуальности выбранной темы.

В применении к курсовой и выпускной квалификационной работе понятие "актуальность" имеет одну особенность. Работа, как уже указывалось, характеризует научную зрелость и профессиональную подготовленность студента. Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах одной-двух страниц машинописного текста показать главное - суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы.

Таким образом, если студенту удается показать, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования, то ему бывает нетрудно и однозначно определить научную проблему, а следовательно, и сформулировать ее суть.

Проблему часто отождествляют с вопросом (т.е. положением, которое также нужно разрешить). Считается, что проблема - это тот же вопрос, только наиболее важный и сложный. Специфической чертой проблемы является то, что для ее решения необходимо выйти за рамки старого, уже достигнутого знания. Что же касается вопроса вообще, то для ответа на него вполне достаточно старого знания, т.е. для науки вопрос проблемой не является.

Степень изученности темы в отечественной и мировой теории и практике.

Чтобы читателю работы сообщить о состоянии разработки выбранной темы, дается характеристика степени изученности темы исследования в литературе. Обзор литературы в итоге должен привести к выводу о том, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и потому нуждается в дальнейшей разработке. Если такой вывод студент сделать не может, то он лишает себя права на разработку выбранной темы, поскольку ему, образно говоря, не имеет смысла изобретать уже изобретенный «велосипед».

Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической связи и последовательности, и потому перечень работ и их критический разбор не обязательно давать только в хронологическом порядке их публикации.

Поскольку работа обычно посвящается сравнительно узкой теме, то обзор работ предшественников следует делать только по вопросам выбранной темы, а вовсе не по всей проблеме в целом. В таком обзоре незачем также излагать все, что стало известно студенту из прочитанного и что имеет лишь косвенное отношение к его работе. Но все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие прямое и непосредственное отношение к теме исследования, должны быть названы и критически оценены.

Иногда студент, не находя в доступной ему литературе необходимых сведений, берет на себя смелость утверждать, что именно ему принадлежит первое слово в описании изучаемого явления, однако позднее это не подтверждается. Разумеется, такие ответственные выводы можно делать только после тщательного и всестороннего изучения литературных источников и консультаций со своим научным руководителем.

3. Цель (цели) и задачи работы.

От формулировки научной проблемы и доказательства того, что та часть этой проблемы, которая является темой данной курсовой и выпускной  работы, еще не получила своей разработки и освещения в специальной литературе, логично перейти к формулировке цели исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить.., описать.., установить.., выявить.., вывести формулу... и т.п.).

Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав курсовой и выпускной  работы. Это важно также и потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 161.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...