Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сбор насекомых и повреждений
Для лучшего знакомства с систематикой насекомых, видовым составом энтомофауны, особенностями личинок и взрослых форм, студентам-заочником рекомендуется в течение летнего периода, предшествующего очным занятиям и сдаче зачета и экзамена, коллекционировать насекомых и наносимые ими повреждения древесным и кустарниковым растениям. При этом необходимо строго придерживаться правила: ограничить сбор самих насекомых только видами, наносящими вред лесу. Ни в коем случае сбору не должны подвергаться редкие и исчезающие виды, подлежащие охране и включенные в «Красную книгу» СССР и РСФСР. Собранный материал, кроме лабораторных занятий, может быть использован для пополнения коллекций учебного Музея лесной энтомологии Лесотехнической академии, а также использоваться самими студентами, после уточнения видовой принадлежности, для организации уголков лесозащиты на своих предприятиях. Наиболее подходящими местами сбора насекомых служат различные части живых и отмирающих растений (листья, цветы, почки, побеги, кора и т.д.). Можно собирать насекомых также и при раскопках почвы и разделке заготовленной сухостойной древесины. Целесообразно использовать и различные приманки. Например, для стволовых вредителей - ловчие деревья. В случаях осуществления надзора с помощью ультрафиолетовых или феромонных ловушек, также можно успешно проводить сборы. Пойманные насекомые консервируются и сохраняются по-разному. Взрослых представителей отряда жесткокрылых, двукрылых, перепончатокрылых полужесткокрылых и др. полагается первоначально умерщвлять в специальных морилках. В качестве морилки может быть использован любой широкогорлый стеклянный сосуд с герметически закрывающейся пробкой. В сосуд обязательно помещают узко нарезанные ленточки из бумаги, для того, чтобы по ним могли переползать помещённые в морилку насекомые, не повреждая друг друга. В качестве убивающего насекомое вещества в морилку помещается в маленьком сосудике, закупоренным плотным марлевым тампоном, серный или уксусно - кислый эфир, либо хлорофором. После умерщвления и высушивания насекомые должны раскладываться на ватные матрасики. Мелких насекомых можно быстро умерщвлять путём помещения в пробирку и опускания последней в горячую воду, так, чтобы вода не попадала в пробирку. Бабочек можно умерщвлять путём простого сжатия грудного отдела большим и указательным пальцами. Высушенные мёртвые насекомые раскладываются на ватный матрасик следующим образом: на дно картонной или лучше деревянной коробки кладётся слой ваты толщиной не более 1 см, на который аккуратно раскладываются насекомые, ногами вниз или вбок так, чтобы они не касались друг друга. Поверх насекомых кладётся лист бумаги, на котором отмечаются место и дата сбора, характер наносимых повреждений и другие необходимые данные. Затем может быть уложен следующий слой ваты и т. д. до полного заполнения коробки. Коробки с ватным сбором следует держать в сухом месте во избежание загнивания и появления плесени. При раскладке на вату целесообразно крупных и мелких насекомых раскладывать отдельно. Личинки, а иногда и взрослые насекомые могут консервироваться в специальных жидкостях. Наиболее доступными являются этиловый спирт в концентрации 70% и формалин в концентрации 2-4%. В одном сосуде можно консервировать одновременно разных насекомых. Если необходимо избежать их перемешивания, обычно отдельные экземпляры или несколько экземпляров одного вида заворачивают в бумагу, обвязывают ниткой или складывают наподобие аптекарского порошка. На бумаге простым карандашом наносится соответствующая надпись. Ватные сборы и законсервированный материал можно пересылать по почте или привозить с собой на кафедру для использования. Повреждения листвы (выгрызание, скелетирование, минирование, галлообразование и др.) засушиваются теми же способами, что и при составлении гербариев. Образцы повреждений коры аккуратно вырезаются и подсушиваются под прессом. Образцы повреждений древесины выпиливаются. Весь материал должен бать тщательно этикитирован. Наиболее желательно производить одновременный сбор самих насекомых и наносимых ими повреждений.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Целью изучения дисциплины является профессиональная подготовка инженеров лесного хозяйства специальности 1512 в области лесной энтомологии. Задача дисциплины состоит в том, чтобы студенты овладели необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области лесной энтомологии, необходимыми для проведения мероприятий по защите леса и их научного обоснования. В результате изучения дисциплины студент должен: знать внешнее и внутреннее строение насекомых, основы их экологии и классификации; уметь различать по основным систематическим признакам и внешнему виду главнейших насекомых – вредителей леса и наносимые ими повреждения; знать образ жизни, распространение и причины массового размножения основных вредителей лесных насекомых; знать основные группы болезней насекомых и их главнейших энтомофагов в целях использования для защиты леса; освоить методы учёта вредных лесных насекомых, надзора за их появлением и прогнозирования их численности; уметь проектировать системы лесозащитных мероприятий и производить оценку их экономической эффективности; знать главнейшие инсектициды, биопрепараты и другие средства активной защиты лесов и уметь их применять; освоить технологию лесозащитных работ. В процессе изучения дисциплины должны быть изложены достижения отечественной и зарубежной науки, рекомендуется использовать кинофильмы и телефильмы о новых достижениях в области защиты леса. Лекции и лабораторные работы рекомендуется проводить в специализированных аудиториях, имеющих наглядные пособия.
Введение Возникновение энтомологии как науки о строении и жизни насекомых. Место насекомых в системе животного мира. Предмет и задачи лесной энтомологии. Её связь с другими биологическими дисциплинами и лесоводством. Роль энтомологии в выполнении продовольственной программы и повышении продуктивности лесов. Лесная энтомология как теоретическая основа лесозащиты. Место лесозащиты в общей системе лесного хозяйства, определённой «Основами лесного законодательства Союза ССР и союзных республик». Краткий очерк истории лесной энтомологии. Русская лесоэнтомологическая школа. Роль Н. А. Холодковского и И. Я. Шевырева в развитии лесной энтомологии. Лесная энтомология на современном этапе её развития в СССР и за рубежом. Литература по лесной энтомологии.
Вопросы общей энтомологии
Строение насекомых. Внешнее строение насекомых. Сегментация тела. Голова и её придатки: усики, ротовой аппарат, глаза. Грудь и её придатки: ноги, крылья. Брюшко и его придатки: яйцеклад, церки, грифельки. Наружный скелет. Кожные покровы; мышечная система, полость тела. Анатомия и физиология. Органы пищеварения. Механическая и химическая переработка пищи. Гидролиз. Роль ферментов в процессе пищеварения. Переваривание насекомыми древесины. Внекишечное пищеварение у хищных насекомых. Кровеносная система. Строение кровеносной системы и её особенности у насекомых. Гемолимфа, её состав, свойства, функции. Органы дыхания. Строение органов дыхания. Процесс дыхания, интенсивность газообмена, дыхательный коэффициент. Органы выделения. Экскреторная система. Мальпигиевы сосуды, жировое тело, нефроциты. Функции органов выделения. Железы и секреция. Экзокринные железы, их назначение. Эндокринная система насекомых и внутренняя секреция. Нервная система. Строение и функции нервной системы. Основные типы нейронов и их строение. Надглоточный ганглий (мозг насекомых), его устройство и функции. Периферическая и симпатическая нервная система. Органы чувств. Нервно-чувствительные сенсиллы. Механическое чувство (осязание). Органы зрения. Фасеточные глаза и их устройство. Химическое чувство (обоняние, вкус). Органы вкуса и их устройство. Нервная деятельность насекомых. Таксисы, рефлексы, инстинкты. Половая система и размножение насекомых. Строение половой системы, плодовитость, способы размножения. Развитие насекомых. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Метаморфоз. Фазы метаморфоза, их характеристика. Гистолиз и гистогенез. Жизненный цикл насекомых, диапауза. Общественный образ жизни, защитные приспособления, полиморфизм насекомых. Основные принципы систематики. Классификация. Характеристика главнейших отрядов (термиты, прямокрылые, полужесткокрылые, равнокрылые, трипсы, жесткокрылые, сетчатокрылые, чешуекрылые, перепончатокрылые, двукрылые).
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 201. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |