Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сбор насекомых и повреждений




 

Для лучшего знакомства с систематикой насекомых, видовым составом энтомофауны, особенностями личинок и взрослых форм, студентам-заочником рекомендуется в течение летнего периода, предшествующего очным занятиям и сдаче зачета и экзамена, коллекционировать насекомых и наносимые ими повреждения древесным и кустарниковым растениям.

При этом необходимо строго придерживаться правила: ограничить сбор самих насекомых только видами, наносящими вред лесу. Ни в коем случае сбору не должны подвергаться редкие и исчезающие виды, подлежащие охране и включенные в «Красную книгу» СССР и РСФСР.

Собранный материал, кроме лабораторных занятий, может быть использован для пополнения коллекций учебного Музея лесной энтомологии Лесотехнической академии, а также использоваться самими студентами, после уточнения видовой принадлежности, для организации уголков лесозащиты на своих предприятиях. Наиболее подходящими местами сбора насекомых служат различные части живых и отмирающих растений (листья, цветы, почки, побеги, кора и т.д.). Можно собирать насекомых также и при раскопках почвы и разделке заготовленной сухостойной древесины. Целесообразно использовать и различные приманки. Например, для стволовых вредителей - ловчие деревья. В случаях осуществления надзора с помощью ультрафиолетовых или феромонных ловушек, также можно успешно проводить сборы.

Пойманные насекомые консервируются и сохраняются по-разному. Взрослых представителей отряда жесткокрылых, двукрылых, перепончатокрылых полужесткокрылых и др. полагается первоначально умерщвлять в специальных морилках. В качестве морилки может быть использован любой широкогорлый стеклянный сосуд с герметически закрывающейся пробкой. В сосуд обязательно помещают узко нарезанные ленточки из бумаги, для того, чтобы по ним могли переползать помещённые в морилку насекомые, не повреждая друг друга. В качестве убивающего насекомое вещества в морилку помещается в маленьком сосудике, закупоренным плотным марлевым тампоном, серный или уксусно - кислый эфир, либо хлорофором. После умерщвления и высушивания насекомые должны раскладываться на ватные матрасики. Мелких насекомых можно быстро умерщвлять путём помещения в пробирку и опускания последней в горячую воду, так, чтобы вода не попадала в пробирку. Бабочек можно умерщвлять путём простого сжатия грудного отдела большим и указательным пальцами.

Высушенные мёртвые насекомые раскладываются на ватный матрасик следующим образом: на дно картонной или лучше деревянной коробки кладётся слой ваты толщиной не более 1 см, на который аккуратно раскладываются насекомые, ногами вниз или вбок так, чтобы они не касались друг друга. Поверх насекомых кладётся лист бумаги, на котором отмечаются место и дата сбора, характер наносимых повреждений и другие необходимые данные. Затем может быть уложен следующий слой ваты и т. д. до полного заполнения коробки. Коробки с ватным сбором следует держать в сухом месте во избежание загнивания и появления плесени. При раскладке на вату целесообразно крупных и мелких насекомых раскладывать отдельно.

Личинки, а иногда и взрослые насекомые могут консервироваться в специальных жидкостях. Наиболее доступными являются этиловый спирт в концентрации 70% и формалин в концентрации 2-4%.

В одном сосуде можно консервировать одновременно разных насекомых. Если необходимо избежать их перемешивания, обычно отдельные экземпляры или несколько экземпляров одного вида заворачивают в бумагу, обвязывают ниткой или складывают наподобие аптекарского порошка. На бумаге простым карандашом наносится соответствующая надпись.

Ватные сборы и законсервированный материал можно пересылать по почте или привозить с собой на кафедру для использования.

Повреждения листвы (выгрызание, скелетирование, минирование, галлообразование и др.) засушиваются теми же способами, что и при составлении гербариев. Образцы повреждений коры аккуратно вырезаются и подсушиваются под прессом. Образцы повреждений древесины выпиливаются.

Весь материал должен бать тщательно этикитирован.

Наиболее желательно производить одновременный сбор самих насекомых и наносимых ими повреждений.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

Целью изучения дисциплины является профессиональная подготовка инженеров лесного хозяйства специальности 1512 в области лесной энтомологии.

Задача дисциплины состоит в том, чтобы студенты овладели необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области лесной энтомологии, необходимыми для проведения мероприятий по защите леса и их научного обоснования.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать внешнее и внутреннее строение насекомых, основы их экологии и классификации;

уметь различать по основным систематическим признакам и внешнему виду главнейших насекомых – вредителей леса и наносимые ими повреждения;

знать образ жизни, распространение и причины массового размножения основных вредителей лесных насекомых;

знать основные группы болезней насекомых и их главнейших энтомофагов в целях использования для защиты леса;

освоить методы учёта вредных лесных насекомых, надзора за их появлением и прогнозирования их численности;

уметь проектировать системы лесозащитных мероприятий и производить оценку их экономической эффективности; знать главнейшие инсектициды, биопрепараты и другие средства активной защиты лесов и уметь их применять;

освоить технологию лесозащитных работ.

В процессе изучения дисциплины должны быть изложены достижения отечественной и зарубежной науки, рекомендуется использовать кинофильмы и телефильмы о новых достижениях в области защиты леса. Лекции и лабораторные работы рекомендуется проводить в специализированных аудиториях, имеющих наглядные пособия.

 

Введение

Возникновение энтомологии как науки о строении и жизни насекомых. Место насекомых в системе животного мира. Предмет и задачи лесной энтомологии. Её связь с другими биологическими дисциплинами и лесоводством. Роль энтомологии в выполнении продовольственной программы и повышении продуктивности лесов. Лесная энтомология как теоретическая основа лесозащиты. Место лесозащиты в общей системе лесного хозяйства, определённой «Основами лесного законодательства Союза ССР и союзных республик».

Краткий очерк истории лесной энтомологии. Русская лесоэнтомологическая школа. Роль Н. А. Холодковского и И. Я. Шевырева в развитии лесной энтомологии. Лесная энтомология на современном этапе её развития в СССР и за рубежом. Литература по лесной энтомологии.

 

Вопросы общей энтомологии

 

Строение насекомых.

Внешнее строение насекомых. Сегментация тела. Голова и её придатки: усики, ротовой аппарат, глаза. Грудь и её придатки: ноги, крылья. Брюшко и его придатки: яйцеклад, церки, грифельки. Наружный скелет. Кожные покровы; мышечная система, полость тела.

Анатомия и физиология.

Органы пищеварения. Механическая и химическая переработка пищи. Гидролиз. Роль ферментов в процессе пищеварения. Переваривание насекомыми древесины. Внекишечное пищеварение у хищных насекомых.

Кровеносная система. Строение кровеносной системы и её особенности у насекомых. Гемолимфа, её состав, свойства, функции.

Органы дыхания. Строение органов дыхания. Процесс дыхания, интенсивность газообмена, дыхательный коэффициент.

Органы выделения. Экскреторная система. Мальпигиевы сосуды, жировое тело, нефроциты. Функции органов выделения.

Железы и секреция. Экзокринные железы, их назначение. Эндокринная система насекомых и внутренняя секреция.

Нервная система. Строение и функции нервной системы. Основные типы нейронов и их строение. Надглоточный ганглий (мозг насекомых), его устройство и функции. Периферическая и симпатическая нервная система.

Органы чувств. Нервно-чувствительные сенсиллы. Механическое чувство (осязание). Органы зрения. Фасеточные глаза и их устройство. Химическое чувство (обоняние, вкус). Органы вкуса и их устройство.

Нервная деятельность насекомых. Таксисы, рефлексы, инстинкты.

Половая система и размножение насекомых. Строение половой системы, плодовитость, способы размножения.

Развитие насекомых. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Метаморфоз. Фазы метаморфоза, их характеристика. Гистолиз и гистогенез. Жизненный цикл насекомых, диапауза.

Общественный образ жизни, защитные приспособления, полиморфизм насекомых.

Основные принципы систематики. Классификация. Характеристика главнейших отрядов (термиты, прямокрылые, полужесткокрылые, равнокрылые, трипсы, жесткокрылые, сетчатокрылые, чешуекрылые, перепончатокрылые, двукрылые).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 201.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...