Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Транспортная задача в сетевой постановке
Очень часто особенности исходной информации таковы, что возможно рассматривать их в сетевой постановке, и это позволяет иногда использовать более простые алгоритмы их решения. К числу таких задач относится и транспортная задача в сетевой постановке. Экономическая ситуация состоит в следующем. Пусть имеется N пунктов (производства, потребления, транзитной транспортировки грузов), связанных между собой некоторой транспортной сетью. В каждом пункте сети заданы числа ai . Если ai < 0, то в этом пункте продукция производится, если а, > 0, то продукция потребляется, а если ai = 0, то данный пункт является транзитным, т.е. все, что в него привезено, должно быть вывезено. Пусть транспортная сеть содержит s участков пути. Под участком пути понимается часть сети, соединяющая любые два ее пункта. Рассмотрим q-ый участок пути, на котором осуществляется перевозка: xq
iq cq jq
где: iq - пункт, из которого груз вывозится; jq - пункт, в который груз завозится; cq - стоимость перевозки единицы груза на этом участке пути: xq - объем перевозки из пункта iq в пункт jq. Стрелка → показывает направление перевозки груза. Требуется найти такой план перевозки груза, при котором из пунктов производства вывозится вся продукция, в пунктах потребления удовлетворяются их потребности, а суммарные затраты на перевозку грузов были бы минимальных, т.е. необходимо найти такой вектор X = (x1, x2, … xs), для которого: (5) при условии , ; , ; где - объем груза, ввозимого в пункт i, - объем груза, вывозимого из i . Необходимым и достаточным условием разрешимости данной задачи является ; (6) т.е. все, что произведено, должно быть потреблено. Решение задачи осуществляется методом потенциалов. Опорный невырожденный план транспортной задачи должен содержать ровно (N - 1) положительную перевозку, не иметь замкнутых маршрутов и «висячих» пунктов. Первоначальный опорный план строится по методу наименьшей стоимости. Затем для каждого пункта сети находятся потенциалы по формуле Vjq - Vjq =Cq, Xq > 0, (7) где Vjq и Vjq - потенциалы пунктов, ограничивающих один и тот же q-ьм участок пути, a Cq - стоимость единицы перевозимого по этому участку груза. Для оптимального плана транспортной задачи в сетевой постановке для всех участков пути должно выполняться условие: , . (8) Если условие (8) не выполняется, то для тех участков пути, где оно не выполняется, рассчитывается невязка по формуле: ; и на участке сети с наибольшей невязкой вводится ε-перевозка, определяется ε-маршрут, величина ε-перевозки, рассчитывается новый опорный план, который проверяется на оптимальность. Процедура повторяется до тех пор, пока не будет выполняться условие (8). Пример. Найти оптимальный план перевозки груза в следующей транспортной задаче в сетевой постановке. Рис. 1 Данная сеть содержит три пункта производства, пять пунктов потребления и два транзитных пункта. Проверяем условия разрешимости этой задачи (условие (6)): , и, таким образом, эта задача разрешима. Следовательно, начинаем строить опорный план с участка пути с наименьшей стоимостью перевозки. Для удобства решения поименуем все пункты латинскими буквами. Наименьшая стоимость перевозки находится на участках пути AG и FH. Так как А - пункт производства, то с участка AG и начинаем строить опорный план. Полученный план указан на рисунке 1. Всего получилось 9 перевозок, что точно равно N - 1, замкнутые маршруты также отсутствуют, следовательно, план является опорным. Теперь строим систему потенциалов, начиная с пункта А. Значение потенциала для этого пункта задаем произвольно, например, VА = 100. Используя условие (7), находим все остальные потенциалы: VB = 97; VC = 85; VD = 96; VE = 102; VF = 107; VG = 105; VH =112; VK = 103; VL = 93. Проверяем план на оптимальность, используя условие (8), которое нарушается один раз на участке BF (VF - VB > CBF = 8). Следовательно, на этом участке необходимо ввести ε -перевозку и произвести перераспределение плана. Направление Проверяем его на оптимальность, для чего сначала строим систему потенциалов: VA=100; VB=99; VС=87; VD=98; VE=104; VF = 107; VG = 105; VH =112; VK = 105; VL = 95. Проверяя условие оптимальности, приходим к выводу, что, поскольку условие (8) выполняется для всех участков пути, данный план является оптимальным, а целевая функция равна: т.е. суммарные затраты на транспортировку 90 единиц продукции составляют в оптимальном плане 985 единиц. Рис. 2 Таким образом, оптимальное решение предполагает транспортировку 16 единиц продукции из пункта А в пункт G, 19 единиц из пунктов Л и С в пункт АУ (14 и 5 единиц, соответственно, через пункт F), 20 единиц продукции из пункта С в пункт В, 5 и 13 единиц продукции из пунктов Си Lb пункт Е и, наконец, 17 единиц продукции из пункта L в пункт К.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 388. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |