Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Пример оформления списка литературы




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕТОДИКА  ПРЕПОДАВАНИЯ  

КУРСА "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР"

Курсовая работа имеет следующую структуру:

1. Титульный лист

2. Содержание (См. прил. 1).

3. Введение.

4. Основное содержание работы.

5. Заключение.

7. Список литературы.

8. Приложение.

 

Рассмотрим подробно содержание каждого структурного элемента.

Содержание  – это перечень структурных элементов (глав, параграфов и т.п.), составленных в той последовательности, в какой они даны в работе. В содержании указывают номер страницы, на которой находится начало главы, параграфа и т.д.

Введение является очень важной частью курсовой работы, так как представляет собой обоснование причин выбора темы исследования. Объем этой части курсовой работы 3 страницы. Во введении приводится обоснование актуальности выбранной темы (ее важность и необходимость. Здесь не следует увлекаться ссылками на литературу и особенно цитатами.

Структурные компоненты введения могут быть определены в следующей последовательности:    

1. Актуальность исследования. Степень разработанности проблемы исследования.

2. Противоречие.  

2.   Проблема исследования.    

3.   Цель исследования.    

4.   Объект исследования.    

5.   Предмет исследования.    

6.   Гипотеза исследования.    

7.  Задачи исследования.    

8.   Методы исследования.    

9.   База исследования.    

10. Структура работы.

В актуальности  необходимо показать значимость выделенной проблемы и необходимость ее разрешения. Актуальные исследования, отражают социальный заказ общества педагогической науке, обнаруживают важнейшие противоречия, которые имеют место в практике. В обосновании актуальности исследователю необходимо ответить на вопрос: Почему данную проблему нужно изучать в настоящее время?

В качестве  объектаисследования. может быть педагогический процесс, область педагогической действительности или какое-либо педагогическое отношение.

Предметисследования – это те свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению.

Одним из самых ответственных моментов является разработка гипотезы.

Гипотеза (от греческого hypothesis - основание, предположение) есть предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. Формулировка гипоте­зы представляет собой предполагаемые пути (условия) решения пробле­мы. Она формулируется в начале курсового исследования, но по ходу его она уточняется, видоизменяется.

Задачи исследования пред­ставляют конкретизацию цели педагогического исследования в логике содержания работы. В педагоги­ческом исследовании ставятся несколько задач, последовательное выпол­нение которых образует программу действий исследователя. Формулиров­ка задач исследования обычно записывается в форме перечислений (описать ..., выявить ..., разработать..., определить ..., провести апробацию..., проанализировать ... и т. д.).

Введение содержит указание на методы исследования.

Теоретические методы:теоретический анализ, синтез, индуктивные и дедуктивные методы, моделирование и др.

Эмпирические методы:наблюдение, методы опроса (беседа, интервью, анкетирование), изучение школьной документации, метод диагностирующих контрольных работ, обобщение педагогического опыта, эксперимент.

Математические методы: мода, медиана, среднее арифметическое, коэффициент корреляции.

 

О с н о в н о е с о д е р ж а н и е р а б о т ы включает 2 главы: теоретическое обоснование проблемы исследования и описание опытно-экспериментальной работы. Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. В ней показывается умение автора сжато, логично и аргументировано излагать материал.

Впервой главе рассматриваетсятеория вопроса, дается критический анализ литературы, раскрывается сущность основных понятий, анализируются имеющиеся методические рекомендации по теме исследования.. Вначале студент изучает содержание основных понятий темы выбранного исследования по энциклопедическим словарям (философским, педагогическим, психологическим), затем – по основ­ным учебникам психологии и педагогики, а также методики преподавания естествознания (Л.И. Бурова, Е.Ф. Козина, В.М. Пакулова и др.) и учебно-методическим пособиям. 

Вторая глава состоит из двух параграфов:

1. Содержание и результаты констатирующего эксперимента.

2. Проект опытно-экспериментальной работы по проблеме исследования.

На констатирующем этапе используются диагностические методики, позволяющие выявить уровень образования, воспитания и развития младших школьников, состояние вопроса в практике изучения курса «Окружающий мир». Одновременно определяются методики фиксирования результатов экспериментальной работы, критерии оценки результатов, характеристика уровней изучаемого явления.

На втором этапе составляется проект опытно-экспериментальной работы по проблеме исследования. В проекте раскрывается содержание работы по реализации выделенных в гипотезе педагогических условий (одного из педагогических условий, комплекса методов, средств и т.д.) на примере конкретного класса. В данной части работы приводятся технологии, техники, фрагменты уроков и методический комментарий к ним, системы заданий, схемы, таблицы и др.

В выводах по второй главе должны быть представлены итоги экспериментальной работы.   

. Заключение должно быть кратким и обстоятельным. В нем, не повторяя дословно выводов по парагра­фам, делаются общие выводы по изученному вопросу в соот­ветствии с поставленными задачами исследования, указывается их практическая значимость, формулиру­ется положительный или отрицательный вывод по выдвинутой гипотезе. В целом заключение должно давать ответы на вопросы: Зачем предпринято данное исследование? Что сделано? К каким выводам пришел автор? Заключительная часть также предполагает наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы.

Список литературы включает 25-30 источников. В список включаются все использованные автором источники, независимо от того, где они были опубликованы (в отдельном издании, в сборнике, журнале и т.д.) и цитировались ли в работе. Цитируется 50 % от заявленных источников. Не следует включать в список те работы, которые фактически не были использованы.

Вспомогательные или дополнительные материалы, помещаются в приложении.

По содержанию приложения очень разнообразны. Это, например, могут быть копии документов, программы экспериментов, образцы ученических работ, конспекты и фрагменты уроков, содержание анкет и т.п. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, иллюстративный материал.

 

 

ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Текст курсовой работы по объему составляет 30-35 страниц машинописного текста.

1. Формат текста: Word for Windows, формат страницы А4, через полтора интервала.

2. Шрифт: размер (кегль) – 14; тип – Times New Roman (Cyril). По ГОСТу к рукописи предъявляются следующие требования: количество строк на каждом листе не должно пре­вышать 30, а в строке содержится до 60 знаков (считая пробелы между словами и знаки препинания).

3. Поля: слева – 30 мм, справа – 10 мм, сверху – 20 мм, снизу – 20 мм.

4. Все страницы текста, кроме титульного листа, должны быть пронумерованы; нумерация начинается с той страницы, на которой напечатано содержание (с. 2). Нумерация выставляется в середине верхнего поля страницы.

5.Заголовки, представленные в содержании, должны точно повторять заголовки в тексте, быть краткими, четкими, последовательно отражать внутреннюю логику работы.

Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце.

6. Текст основной части работы делится на главы и параграфы. Главы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всей работы, параграфы – в пределах глав и обозначаться арабскими цифрами с точкой.

7. Фразы, начинающиесяс красной строки, печатаются с абзацным отступом.

8. Заголовки отделяются от основного текста. Расстояние между заголовком и последующим текстом должно быть не менее 10 мм. Заголовки располагают симметрично тексту.

9. Каждая новая глава начинается с новой страницы. Это же правило относится к другим основным структурным частям работы: заключению, списку литературы, приложениям.

10. Приложения нумеруются арабскими цифрами (без знака №), с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение», например: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д. С новой строки пишут название приложения.

Нумерация страниц, на которых делается приложение, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста.

Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки по следующей форме: (см. прил. 5).

11. Все иллюстрации (диаграммы, графики, схемы, фотографии и т.п.) называются рисунками.    

Рисунки и таблицы размещаются сразу после ссылки на них в тексте. Они имеют названия и последовательную нумерацию арабскими цифрами. (Название рисунка размещается под ним, а название таблицы перед ней.)

12. Список литературы составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий произведений (при отсутствии фамилии автора). В списке применяется общая нумерация источников. (Образец оформления литературы см. в прил. 3).

13. Работа должна быть написана литературно грамотно, научным стилем.

Материал должен быть изложен логически последовательно, литературным языком. Не нужно употреблять как излишне про­странных и сложных предложений, так и чрезмерно кратких, лаконичных фраз, слабо между собой связанных, допускающих двойное толкование, и т.п.

Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «по моему мнению» и т.п. Корректнее использовать местоимение «мы». Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного лица, в которых исключается местоимение «мы», т.е. фразы строятся с употреблением слов «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». Можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», однако предпочтительнее писать «по мнению автора» (курсовой работы) или выражать ту же мысль в безличной форме: «изучение опыта свидетельствует о том, что...», «на основании выполненного анализа можно утверждать...», «проведенные исследования подтвердили...» и т.п.

В курсовой работе необходимо соблюдать единство стиля изложения, орфографическую, синтаксическую и стилис­тическую грамотность в соответствии с нормами современного

русского языка и соблюдать однозначность трактовки клю­чевых для данной работы понятий.

Внутритекстовые ссылки оформляются в скобках. Например: [28, с. 104], что означает: 28 – номер источника в списке литературы, 104 – номер страницы.

Пример оформления списка литературы

Список использованной литературы составляется в алфавит­ном порядке фамилий авторов или названий произведений (при отсутствии фамилий авторов). В список включают все исполь­зованные в процессе работы литературные источники незави­симо от того, где они опубликованы (в отдельном издании, в сборнике, журнале, газете и т.д.), а также от того, имеются ли в тексте ссылки на не включенные в список произведения или последние не цитировались, но были использованы автором.

В списке применяется общая нумерация литературных ис­точников.

При оформлении исходных данных источника указывают: фамилию и инициалы его автора, название работы, место и год издания, общее количество страниц. Например:

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Опи­сание, объяснение, понимание социальной реальности. - М., 2001.-596 с.

Статья оформляется так:

Трофимова Н.М., Еремина Е.И. Самообразование и творче­ское развитие личности будущего специалиста // Педагогика. -2003.-№2.- С. 42-47.

Если журнал не является центральным московским издани­ем, lo указывается место издания. Например:

Куликова СВ. Интеллигенция как образовательный фено­мен // Известия Волгоградского государственного педагогиче­ского университета. - Волгоград, 2003. - № 1. - С. 38 - 41.

 

Критерии оценки курсовой работы: актуальность темы; глубина изучения и анализа литературы; объективность методов исследования и достоверность результатов; обоснованность выводов; полнота и четкость проведения экспериментальной работы; самостоятельность выполнения курсовой работы; стиль и оформление работы.

 

 

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВЫХ РАБОТ

 

Тема: Формирование знаний о природе родного края у учащихся начальных классов.

Основное содержание. Сущность понятий «знание», «усвоение знаний», «формирование знаний». Особенности усвоения знаний о природе у учащихся начальной школы. Содержание знаний о природе родного края (анализ стандарта, программ курса «Окружающий мир»). Анализ методических рекомендаций по формированию и усвоению у младших школьников знаний о природе родного края.

Подбор или разработка диагностических методик для выявления уровня сформированности знаний о природе родного края (на примере конкретного класса). Проведение констатирующего эксперимента, обработка результатов. Разработка проекта экспериментальной работы по формированию знаний о природе родного края у младших школьников (на примере конкретного класса).

Тема:Развитие умения наблюдать у младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир».

Основное содержание.Сущность понятий «умение», «умение наблюдать». Значение формирования умения наблюдать у учащихся начальной школы. Структура умения наблюдать. Содержание и место наблюдений в процессе изучения курса «Окружающий мир» (анализ стандарта, программ курса «Окружающий мир», учебников, тетрадей юного эколога). Анализ методических рекомендаций по формированию умения наблюдать у младших школьников в процессе изучения окружающего мира.

Подбор, разработка диагностических методик для выявления уровня сформированности умения наблюдать у младших школьников (на примере конкретного класса). Проведение констатирующего эксперимента, обработка результатов. Разработка проекта экспериментальной работы по развитию умения наблюдать у младших школьников (на примере конкретного класса).

Тема:Развитие наблюдательности младших школьников в процессе внеурочной работы.

Основное содержание.Сущность понятий «наблюдательность», «развитие наблюдательности». Значение развития наблюдательности у младших школьников. Особенности восприятия младших школьников. Роль наблюдений в развитии наблюдательности учащихся. Сущность понятия «внеурочная работа». Виды, значение внеурочной работы. Анализ методических рекомендаций по развитию наблюдательности младших школьников.

Подбор, разработка диагностических методик для выявления уровня развития наблюдательности (на примере конкретного класса). Проведение констатирующего эксперимента, обработка результатов. Разработка проекта экспериментальной работы по развитию наблюдательности младших школьников в процессе внеурочной работы (на примере конкретного класса).

Тема:Использование опорных схем как средство формирования у младших школьников знаний об окружающем мире.

Основное содержание.Сущность понятий «знание», «усвоение знаний», «формирование знаний», «знания об окружающем мире». Содержание знаний об окружающем мире (на примере конкретного класса). Проблема усвоения младшими школьниками знаний об окружающем мире. Сущность понятия «опорные схемы». Виды, значение, методика использования опорных схем в курсе «Окружающий мир» (анализ методических рекомендаций).

Подбор, разработка диагностических методик для выявления уровня сформированности знаний об окружающем мире (на примере конкретного класса). Проведение констатирующего эксперимента, обработка результатов. Разработка проекта экспериментальной работы по формированию знаний об окружающем мире у младших школьников посредством использования опорных схем (на примере конкретного класса).

Тема:Дидактическая игра как средство экологического образования младших школьников.

Основное содержание.Сущность понятия «экологическое образование». Цели, содержание экологического образования младших школьников (анализ стандарта «Экология»). Экологическое образование младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир» (анализ стандарта, программ курса «Окружающий мир», методических рекомендаций). Сущность понятия «дидактическая игра». Значение дидактической игры в экологическом образовании младших школьников. Анализ методических рекомендаций по использованию дидактической игры в процессе экологического образования учащихся начальной школы.

Подбор, разработка диагностических методик для выявления уровня экологической культуры учащихся (на примере конкретного класса). Проведение констатирующего эксперимента, обработка результатов. Разработка проекта экспериментальной работы по экологическому образованию учащихся через использование дидактических игр (на примере конкретного класса).

Тема:Формирование у младших школьников представлений о природе ближайшего окружения в процессе проведения экскурсий.

Основное содержание.Сущность понятий «знание», «усвоение знаний», «формирование знаний». Знания о природе различного уровня обобщенности. Содержание знаний о природе ближайшего окружения (анализ стандарта, программ курса «Окружающий мир»). Формирование у младших школьников представлений о природе ближайшего окружения (анализ методических рекомендаций). Экскурсия: виды, содержание, значение. Роль экскурсий в формировании представлений о природе ближайшего окружения (анализ методических рекомендаций, учебников, тетрадей юного эколога).

Разработка диагностических методик для выявления уровня сформированности представлений о природе ближайшего окружения (на примере конкретного класса). Проведение констатирующего эксперимента, обработка результатов. Разработка проекта экспериментальной работы по формированию представлений о природе ближайшего окружения у младших школьников в процессе проведения экскурсий (на примере конкретного класса).

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 118.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...