Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Социальный эксперимент, общая характеристика, применение и назначения экспериментального метода в науке.
Что выступает синонимом эксперименту? Эксперимент не надо путать по крайней мере с тремя следующими процессами: · испытание; · нововведение; · опыт. У этих понятий много общего с экспериментом. Действительно, во всех случаях происходит какое-то изменение первоначального состояния объекта. Во всех случаях кто-то отслеживает то, как изменение влияет на состояние объекта, а затем записывает результаты. Но есть серьезное различие. Только в научном эксперименте заранее разрабатывают программу исследования, формулируют цели, задачи, предмет и объект исследования, выдвигают гипотезы, операционализируют понятия и разрабатывают методические приемы проверки гипотезы. Только в научном эксперименте формируют так называемую экспериментальную группу, над которой и производят запланированные манипуляции и контрольную группу, остающуюся в своих обычных условиях и никаким манипуляциям не подверженную. Пример экспериментов, которые являются нововведениями, опытами, испытаниями, но не соответствуют научному пониманию. Из современных СМИ: · в Порто Алегро вот уже в течение 8 лет проходит эксперимент по налаживанию системы общественного самоуправления граждан на уровне города; · проводятся эксперименты дистанционного обучения; · музыкальная группа провела несколько экспериментов с нестандартными звуками и ритмами; · эксперимент по отработке модели прохождения альтернативной гражданской службы понимается как общественно-полезная деятельность в социальной сфере; · Самара на два года стала всероссийским полигоном для социального эксперимента, цель которого — решение конфликтов в социальной сфере без обращения в суд (проект разработан при участии британских специалистов); · эксперимент по переводу части маршрутных такси в обычные рейсы принес транспортникам значительные убытки; · языковая игра — лингвистический эксперимент поэта, и т.д. Эксперимент в социологии (от лат. проба, опыт)- это способ получения информации о количественном и качественном изменении показателей деятельности и поведения социального объекта в результате воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов (переменных). Виды эксперимента и методы отбора экспериментальных групп. Эксперименты различаются как по характеру экспериментальной ситуации, так и по логической структуре доказательства гипотез. По характеру экспериментальной ситуации эксперименты делятся на “полевые” и лабораторные. В полевом эксперименте объект исследования находится в естественных условиях своего функционирования. В условиях лабораторного эксперимента экспериментальная ситуация, а часто и сами экспериментальные группы формируются искусственно. Поэтому члены группы, как правило, осведомлены об эксперименте. По логической структуре доказательства гипотез различают линейный и параллельный эксперименты: · Линейный экспериментотличается тем, что анализу подвергается одна и та же группа, являющейся контрольной (её первоначальное состояние), экспериментальной (её состояние после изменения каких-либо её характеристик). То есть ещё до начала эксперимента чётко фиксируются все контрольные, факторные и нейтральные характеристики изучаемого объекта. · В параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы: контрольная и экспериментальная. Их состав должен быть идентичен по всем контрольным, а также по нейтральным характеристикам, которые могут повлиять на исход эксперимента. Характеристики контрольной группы остаются постоянными в течение всего периода эксперимента, а экспериментальной – изменяются. Метод попарного отбора используется преимущественно в параллельном эксперименте. Суть его заключается в следующем. Из генеральной совокупности выбираются две группы таким образом, чтобы они были идентичны по нейтральным и контрольным, но различались по факторным характеристикам. После этого для обеих групп одинаковые условия, а через некоторое время замеряется эффект эксперимента путём фиксации и сравнения параметров контрольных признаков в обеих группах. В линейном и в параллельном эксперименте можно использовать метод структурной модификации. В этом случае в линейном эксперименте группа отбирается так, чтобы она представляла собой микромодель генеральной совокупности по нейтральным и контрольным характеристикам. Метод случайного отбора идентичен ранее рассмотренным методам вероятностной выборки с заранее заданным объёмом. Как правило, его используют в полевых экспериментах при большой (до нескольких сот) численности экспериментальной группы Организация социологических исследований. Этапы социологического исследования: 1) подготовка исследования; 2) сбор первичной информации; 3) обработка информации; 4) анализ полученной информации, подведение итогов исследования, подготовка выводов и рекомендаций. программа социологического исследования выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную. · Программа представляет собой изложение теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с общими целями предпринимаемой работы и гипотез исследования, с указанием проведения процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки. · Программа должна четко установить изучаемую проблему, направление исследования, определить принципы их реализации, а также приемы, методы, средства, принципы получения и анализа информации. · Программа должна предписывать определенные действия по эффективности сбора информации, обеспечивать контроль этой деятельности. · В программе социологического исследования фиксируется инструментарий – система методических и технических приемов проведения исследования, заключающихся в определенных операциях и процедурах, которые оформлены и зафиксированы в инструкциях, анкетах, протоколах, диаграммах и других документах. · Программа дополняется рабочим планом исследования, где указываются этапы и сроки исследовательских работ, оцениваются и распределяются материальные средства и т.д. Требования к программе исследования 1. Она должна быть. 2. Эксплицитность программы. положения - четкие, все элементы - продуманные 3. Логическая последовательность всех элементов программы. 4. Гибкость программы. Планирование и организация в исследований СКД Основные этапы организации научного исследования: выбор и утверждение темы исследования, разработка плана научно-исследовательской работы, программы исследования, подготовка инструментария (бланков анкет, тестов и т.д.), сбор научной информации (теоретической и эмпирической), ее обработка, анализ и обобщение, формулирование результатов и выводов исследования, их обсуждение и внедрение в практику. Рабочий план исследования, его назначение и содержание. Рабочий план исследования. Современное социологическое исследование основывается на детальном разделении труда, поскольку количество вычленяемых операций или отдельных видов работ достаточно велико, а с развитием техники и технологии исследовании их число будет нарастать. Четкое выделение отдельных видов работ важно не только для планирования, но и для научной организации социологического труда, в частности для установления различных .нормативов деятельности. С этой целью наряду с программой социолог разрабатывает рабочий план исследования. Этот план составляется после завершения разработки программы социологического исследования и утверждается одновременно с программой. Завершения разработки программы является исходным пунктом составлении рабочего плана. Современное социологическое исследование основывается на детальном разделении труда, поскольку количество вычленяемых операций или отдельных видов работ достаточно велико, а с развитием техники и технологии исследования их число будет нарастать. Четкое выделение отдельных видов работ важно не только для планирования, но и для научной организации социологического труда, в частности для установления различных нормативов деятельности. С этой целью наряду с программой социолог разрабатывает рабочий план исследования. Этот план составляется после завершения разработки программы социологического исследования и утверждается одновременно с программой. Завершение разработки программы является исходным пунктом составления рабочего плана. По своему назначению рабочий план призван упорядочить основные этапы исследования в соответствии с его программой, календарными сроками, материальными и людскими затратами, необходимыми для достижения конечных целей исследования. Основными, звеньями этого плана являются пилотажное исследование (или проба) методик сбора первичных данных, полевое обследование (массовый сбор данных на объекте), подготовка первичных данных для обработки, обработка данных, их анализ и интерпретация, изложение результатов. Пилотажные исследованияпозволяют оценить качество вопросников, протоколов наблюдений, процедур анализа документов, модели выборки, а также внести необходимые коррективы и изменения. Итоги этих исследований фиксируются в рабочих документах: составляются окончательные варианты методик, инструкции по выборке и организации сбора исходных данных. Полевое обследованиеобеспечивает сбор основного материала на объекте. Планом, предусматривается обеспечение соблюдения инструкций, разработанных на стадии пилотажных исследований, контроль доброкачественности исходных данных по мере их поступления, организация системы хранения первичных данных. Подготовка данныхдля обработки (как правило, машинной) включает редактирование, кодирование, контроль качества данных после ввода в ЭВМ. Обработка данныхпланируется с учетом имеющихся средств: вручную, с применением малой механизации или ЭВМ. Анализ данных осуществляется в соответствии с решаемыми задачами и гипотезами исследования. Итоги исследования оформляются в виде отчета. Отчет — определенная форма подведения итогов эмпирического социологического исследования — выполняется по определенному плану. Он содержит в себе описание всех разделов программы исследования, изложение используемых теорий и методологического аппарата, а также описание и объяснение полученных данных.Отчет представляет собой вполне самостоятельный результат научной деятельности и нередко публикуется в печати полностью или с сокращениями. Рабочий план включает в себя временной (сетевой) график осуществления различных видов работ, подбор и подготовку исполнителей, расчеты необходимых материальных затрат на исследование, разъяснительную работу, разработку форм контроля за проведением исследования. Сетевой график проведения социологического исследования. Для того чтобы ввести фактор времени в организационно-методический, план исследования и обеспечить четкое и своевременное выполнение отдельных видов работ, обычно используется в том или ином виде схема сетевого графика. Каждый из названных видов работ состоит из ряда элементарных операций, которые выделяются в организационно-методическом плане исследования и представляются в виде сетевого графика. Укрупненные виды работ, предусмотренные организационно-методическим планом, вовсе не должны реализоваться в той последовательности, в которой они были представлены. Многие из этих работ могут и должны выполняться параллельно. Сетевой график непрерывно пересоставляется в течение реализации программы исследования с учетом накопленного опыта и изменения величины ресурсов. При помощи сетевого графика можно выявить так называемый критический путь, который предполагает выполнение работ, являющихся «узким» местом. Зная «критический путь», можно разумно маневрировать ресурсами и, в частности, пойти на удлинение сроков реализации тех видов работы, которые не находятся на критическом пути, за счет сокращения времени выполнения работ, оказавшихся на этом пути. Из опыта реализации программ социологического исследования известно, что «узким» местом часто являются тиражирование методических документов, кодировка, контингент-анализ, аналитическая работа и некоторые другие. Использование сетевого графика или более простых методов контроля за выполнением видов социологических работ предполагает создание определенной организационной структуры проведения исследования в целом и отдельных видов работ. Подбор и подготовка исполнителей для социологического исследования. При проведении полевого исследования и подготовке информации к обработке важнейшим вопросом является подбор и обучение исполнителей. В связи с этим приходится решать вопросы выбора типов исполнителей для проведения данного полевого исследования, обеспечения их подготовку, установления времени использования и численности исполнителей. Например, для проведения опроса необходимы анкетеры или интервьюеры. Их подготовкой в соответствии с требованиями программы и на основе рабочих документов занимается ответственный, назначенный из основного состава участников исследования. Необходимое число исполнителей предварительно устанавливается при определении размера выборки, но окончательно конкретизируется после построения выборки. Непосредственный набор исполнителей также зависит от типа выборки. Если она локально сосредоточена на постоянном объекте (что может иметь место при работе социологической службы в рамках одного предприятия), набор производится на месте. Если выборка географически разбросана, подбор исполнителей обычно производится в пунктах проведения полевого исследования. Срок, на который требуются исполнители, зависит от календарного плана проведения процедуры. Исполнители могут приглашаться на почасовую или временную работу. Задача обеспечения исследования исполнителями становится наиболее острой на этапе поступления первичных данных и их подготовки к обработке. Здесь речь идет главным образом о кодировщиках. Подготовка исполнителейпроводится непосредственно перед началом полевого этапа исследования. Она заключается в ознакомлении часто совершенно неподготовленных лиц с общими задачами той части исследования, которая имеет отношение к проведению определенной процедуры, с соответствующими методическими материалами и практическими руководствами для работы. Наиболее типичная процедура подготовки интервьюеров состоит в следующем. Будущим интервьюерам объясняются социально-психологические особенности интервью как формы общения; рассматривается опросный лист и инструкция интервьюеру; проводятся контрольные интервью между исполнителями; объясняются и анализируются наиболее типичные ошибки. После отсева лиц, неспособных к проведению интервью, дается одно-два контрольных задания на проведение интервью. Качество заполнения опросного листа является критерием для дальнейшего отсева. Как правило, если исполнители привлекаются со стороны, проводятся выборочные проверки. Нормирование труда исполнителей.Вопросы норм и нагрузок для исполнителей в ходе полевых исследований пока еще не получили необходимой разработки. Можно исходить из сравнения имеющихся в публикациях данных об организации и распределении работы между исполнителями7. Планируемая нагрузка на анкетера пли интервьюера должна учитывать сложность и длительность заполнения анкеты, процедуру поиска респондента, тип анкетера (добровольцы пли плановые) и другие конкретные факторы, влияющие на качество выполняемой работы. Опыт ИСИ АН СССР показывает, что при опросах населения с помощью анкет при средней продолжительности заполнения ан« кеты 50—70 мин. оптимальная нагрузка на одного анкетера составляет 4—6 интервью. Бюджет расходов на проведение социологического исследования. Проведение социологического исследования требует значительных затрат. Поэтому наряду с рабочим планом исследования следует составлять и смету расходов, необходимых для его проведения. Основные задачи разъяснительной работы.Проведение социологического исследования предполагает большую разъяснительную работу, которая включает инструктаж всех участников исследования, издание соответствующих приказов и распоряжений, использование средств массовой пропаганды и агитации, проведение бесед с участниками исследования на рабочих местах, организацию лекций. В крупном социологическом исследовании участвуют специалисты самых различных научных и практических направлений: социологи, экономисты, психологи, математики, инженеры, партийные, профсоюзные, комсомольские работники и т.д. Каждый из них должен знать и понимать общие цели и задачи исследования, быть в состоянии выполнять свою часть работ на соответствующем уровне. Инструктаж проводят специалисты, которые участвовали в разработке или всего исследования, или определенной его части. Чтобы обязать штат помощников с обследуемого объекта включиться в исследование необходимы соответствующие приказы и распоряжения. Объяснение обследуемым необходимости их участия в сборе информации должно фиксироваться в этих же документах, но не в виде приказа или распоряжения в их адрес, а в, виде просьбы с указанием значения проводимой работы для всего коллектива, в том числе и для каждого его члена. Всё приказы и распоряжения по этим вопросам обязательно согласовываются с партийной и общественными организациями. Приказы и распорядительные документы не исчерпывают всех возможностей разъяснительной работы. Они являются лишь начальными документами для ее развертывания. Выступления в печати, по радио и телевидению дают больший простор для разъяснения целей и задач, необходимости и пользы данного исследования. Эти средства дают возможность организовать разъяснительную работу среди различных категорий работников, членов семей сотрудников обследуемого объекта, среди широкой общественности. Проведение бесед с участниками исследования на их рабочих местах (или по месту жительства, если исследование проводится в микрорайоне, поселке, селе и т. д.) — необходимый элемент разъяснительной работы. Здесь участие руководителей, ученых и т. п. практически необходимо, а эффективность их деятельности зависит от инициативы и уровня всей организационной и общественной работы, как в исследовательской группе, так и на объекте исследования. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 276. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |