Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Примеры оформления библиографического описания ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
а) Примеры описания самостоятельных изданий
б) примеры описания составных частей изданий
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Можно предложить студенту воспользоваться следующими методами сбора социальной информации: анализ документов, сравнительный анализ, опрос, позиционный анализ, наблюдение. Анализ документов. Документ является важным источником получения информации о явлениях и фактах социальной действительности. В нем зафиксированы результаты человеческой деятельности, отражены различные проявления общественного сознания. Документ предназначен для хранения и передачи информации. Документами служат государственные законодательные акты (конституция, законы, нормативные акты и т.п.), указы, постановления, приказы, распоряжения государственных исполнительных органов разного уровня, документы учреждений и предприятий (уставы, планы работы, отчеты, положения, штатные расписания и т.д.), уставы и программы общественных организаций, политических партий; архивные материалы, статистические данные, публикации прессы (газетно-журнальная периодика), личные документы (письма, автобиографии, мемуары, дневники, выступления и т.д.). Анализ документов может дать студенту богатую информацию для размышлений, оценки социальной практики. Рассмотрим это применительно к указанным раннее темам курсовых работ. Тема: «Деятельность любительских объединений в современных условиях». Анализ документов, например, региональных программ развития культуры и искусства (областных, районных, городских), материалов местных газет того же уровня, местной статистики поможет студенту выявить установки местных органов власти в отношении развития любительской деятельности в регионе, степень реализации их на практике, состояние общественного мнения по данному вопросу, удовлетворенность потребности населения в создании любительских объединений, найти примеры положительного опыта в этом плане, обратить внимание на трудности организационного, финансового, содержательного характера, препятствующие функционированию и развитию любительских объединений. Если студент располагает подобной информацией о каком-либо другом регионе или о стране в целом, он может, применив научный метод сравнительного анализа, определить место изучаемого им региона по выявленным показателям среди других. Сравнительный анализ – научный метод, заключающийся в сопоставлении разных явлений фактов социальной действительности по одинаковым показателям. Для уяснения степени соответствия любительской деятельности в регионе общегосударственным задачам студенту следует внимательно отнестись к государственному законодательству, нормативным актам федеральных исполнительных органов. При изучении опыта деятельности конкретного любительского объединения студенту поможет знакомство с уставом этого объединения, планом работы и другими материалами, в которых отражается данная деятельность. Аналогичными видами документов можно воспользоваться при работе над другими отмеченными темами: «Деятельность учреждений культуры по организации семейного досуга» и «Роль массовых праздников в эстетическом воспитании населения». Опрос. Опрос имеет немаловажное значение в сборе социальной информации. Он проводится с целью выявления мнения людей о фактах и явлениях социальной действительности. При изучении социально-культурной деятельности в качестве опрашиваемых могут выступить работники управленческих структур, методических служб, учреждений культуры, образовательных, социальных учреждений, лидеры и члены общественных организаций, руководители и участники любительских объединений, кружков художественной самодеятельности, технического творчества, студий, посетители культурно-досуговых учреждений, участники массовых мероприятий и т.д. Студенту можно рекомендовать проведение опроса в виде интервью, т.е. непосредственной беседы с опрашиваемым. Интервьюеру при этом целесообразно предварительно составить план беседы и определить круг вопросов, которые он будет задавать собеседнику, их очередность. Целью интервью может быть, например, выявление мнений разных категорий людей по поводу сложившейся социокультурной ситуации в конкретном регионе, условий и перспектив развития интересующего студента направления социально-культурной деятельности. При анализе полученной таким образом социальной информации можно, использовать научный метод позиционного анализа. Позиционный анализ – научный метод, позволяющий выявить социальные установки и позиции тех участников проблемной ситуации, которые могут влиять на поддержание или устранение существующих противоречий. Если студент владеет методикой социологического опроса или по роду своей работы принимал участие в подобном опросе (например, работник методической службы, научно-исследовательской лаборатории или НИИ), то он может провести анкетный опрос различных групп населения – субъектов социально-культурной деятельности или с разрешения организаторов социологического исследования сослаться на его результаты. Наблюдение. Суть наблюдения как метода сбора социальной информации заключается в непосредственном восприятии и прямой фиксации всего того, что связано с изучаемым объектом. В процессе восприятия происходит осознание наблюдателем объекта, получение о нем новых сведений, которые включаются в систему имеющихся у него знаний. Все, что воспринимает наблюдатель, он сравнивает с тем, что ему уже известно. Результатом наблюдения является описание фактов социальной действительности, отраженных в сознании наблюдателя. Анализируя увиденное, наблюдатель приходит к выводам, которые согласуются с его личным опытом и знаниями. Наблюдение часто применяется на начальном этапе исследования, когда нужно составить предварительное представление об объекте. Что касается социально-культурной деятельности, то здесь объектом наблюдения является какой-нибудь её фрагмент, т.е. деятельность определенной группы людей, вовлеченных в социокультурный процесс. Различают включенное и невключенное наблюдение. В первом случае, наблюдатель является непосредственным участником деятельного процесса, который он наблюдает. При невключенном наблюдении восприятие объекта происходит как бы со стороны: наблюдатель не вмешивается в ход происходящих процессов. Наблюдение предполагает выделение единиц наблюдения, т.е. отдельных элементов объекта, в отношении которого ведется сбор социальной информации. Детализируем данное положение на примере рассмотренных ранее тем курсовых работ. Тема: «Деятельность любительских объединений в современных условиях». При работе над данной темой единицами наблюдения могут быть: группа участников любительского объединения, их отношения между собой и к лидеру группы; обстановка, в которой собираются члены любительского объединения, содержательная работа объединения. Можно обратить внимание на частоту заседаний членов любительского объединения, их общий эмоциональный настрой, длительность их совместно проведенного свободного времени в рамках объединения и т.д. Тема: «Деятельность учреждений культуры по организации семейного досуга». В данном случае в качестве единиц наблюдения можно избрать деятельность работников одного или нескольких учреждений культуры, направленную на создание условий для совместного проведения свободного времени всеми членами семьи; поведение участников какого-либо мероприятия, в которое вовлечены родители и дети, отношения между родителями и детьми, между членами разных семей во время совместного отдыха и т.д. Тема: «Значение массовых праздников в эстетическом воспитании населения». Здесь единицами наблюдения будут: работа организаторов праздника по его подготовке, созданию сценария, оформлению сцены, территории, на которой предполагается провести массовое мероприятие; поведение участников праздника, их реакция на отдельные номера программы, художественное оформление праздника. В процессе наблюдения студенту целесообразно вести дневник, в который можно заносить нужные сведения, вызвавшие интерес высказывания, способы поведения людей, собственные размышления, оценки ситуации и т.д. Это поможет впоследствии увеличить объем социальной информации, полученной об объекте с помощью других методов и сделать более точные выводы.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 206. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |