Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предмет философии, ее место и роль в культуре человечества




Теоретические вопросы семинара:

1. Понятие мировоззрения, его структура. Социально-исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское.

2. Предмет, основные разделы и функции философии.

3. Философские направления, течения, школы, учения: виды классификаций.

4. Проблема соотношения философии, науки, религии, искусства. Место философии в системе знаний.

 

Практические задания:

1. В повседневной жизни слово «философия» употребляется в самых разных значениях, нередко очень далеких от научного определения этого понятия. Ниже приведены некоторые высказывания, взятые из художественной, публицистической литературы. Определите, в каких значениях употреблено слово «философия» в каждом из этих контекстов.

а) «У меня философия такая: жить, никому не мешая».

б) «Брось заниматься самоанализом, все это - философия!»

в) «Наша философия — это философия мира и международного сотрудничества».

г) «Все это - философия, а нам нужны конкретные предложения».

д) «Развели здесь философию, а вопрос-то простой и ясный...».

е) «Граф - человек хороший, но, правда, любит пофилософствовать».

2. Какие из перечисленных вопросов являются философскими? Ответ аргументируйте.

а) В чем смысл существования человека?

б) Каковы пути разрешения экологического кризиса?

в) Возможны ли небелковые формы жизни?

г) Что есть истина?

д) Как решить продовольственную проблему человечества?

е) В чем сущность гравитации?

ж) Возможно ли создание искусственного интеллекта?

з) Расширяется ли Вселенная?

и) Что такое свобода?

к) В какой мере нравственные качества личности обусловлены генетической программой?

3. Какие из приведенных ниже суждений относятся к философским?

а) Всякое явление причинно обусловлено.

б) Вечный двигатель невозможен.

в) Цель оправдывает средства.

г) Количество энергии в замкнутой системе сохраняется.

д) Все элементарные частицы должны иметь структуру.

е) Жизнь есть способ существования белковых тел.

ж) Мир познаваем.

з) Бог существует.

и) Сознание есть свойство высокоорганизованной материи.

к) Все материальные объекты имеют энергию.

4. Выделите признаки, обязательные для философского мировоззрения:

а) системность;

б) абстрактность;

в) логическая непротиворечивость;

г) простота;

д) эмпирическая обоснованность;

е) наглядность;

ж) конкретность;

з) максимальная общность;

и) оценочный характер.

5. Какие из приведенных суждений могут принадлежать только материалисту? *

а) Законы природы создаются мышлением человека.

б) Бог не существует.

в) Мир существует вне сознания людей.

г) Тела состоят из атомов.

д) Сознание есть свойство, продукт материи.

е) Основой мира является мировой разум.

ж) Бытие определяет сознание.

з) Все действительно разумно.

и) Материя существует независимо от какого бы то ни было сознания.

к) Материя и сознание — две основы бытия.

6. Выделите в упражнении № 5 суждение, которое может принадлежать только дуалисту*.

7. Определите, какие из приведенных ниже суждений правильны.

а) Если мысль истинная, то она материалистическая.

б) Если мысль материалистическая, то она истинная.

в) Если мысль идеалистическая, то она ложная.

г) Если мысль ложная, то она идеалистическая.

д) Истинными или ложными могут быть как материалистические, так и идеалистические мысли, суждения, теории.

8. Каждая наука имеет свои средства познания: у естественных наук - это различные приборы, у кибернетиков, математиков - это вычислительные устройства, у социологов - это анкеты, статистические данные. У философов нет аналогичных средств познания, поэтому философия не является наукой.

Найдите ошибку в этом рассуждении*.

9. Верно ли, что философия изучает общее, а другие науки частное?

10. Верно ли, что философия изучает абстрактное, а другие науки конкретное?

 

Объясните смысл высказываний:

1. В древности учились ради улучшения себя, ныне учатся, чтобы понравится другим (Конфуций).

2. Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед (Аристотель).

3. Моя философия не дала мне совершенно никаких доходов, но зато избавила меня от очень многих трат. (Артур Шопенгауэр).

4. Круглое невежество – не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже (Платон).

5. Философия и есть то учение, которое должно освободить человека от бесконечного множества конечных целей и намерений и сделать его равнодушным к ним (Георг Вильгельм Фридрих Гегель).

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое мировоззрение? В чем состоит его основной вопрос?

2. Каковы основные исторические типы мировоззрения?

3. Какие основные функции выполняет мировоззрение в жизнедеятельности личности и общества*?

4. Как соотносятся философия и мировоззрение?

5. Чем отличается философия от мифологии и религии с точки зрения их мировоззренческого содержания?

6. Что является предметом философии?

7. Перечислите основные функции философии и разделы философского знания, раскройте их содержание.

8. Назовите основные философские направления.

9. Приведите примеры философских направлений, течений, школ и учений*.

10. В чем заключается сходство и различие между философией и наукой?

11. Каковы место и роль философии в жизни человека и человечества*?

 

Самостоятельная внеаудиторная работа:

1. Конспектирование первоисточников.

2. Словарная работа над основными понятиями учебного модуля.

3. Индивидуальное творческое задание*.

а) Современные проблемы философии.

б) Место мифа в современном информационном обществе.

в) Философия как форма личностного мировоззрения.

г) Эволюция представлений о предмете философии.

д) Основной вопрос философии в трактовке различный философских школ.

е) Современные философские дисциплины: сущность и круг их проблем.

 

Основная литература:

1. Аблеев С.Р. Основы философии: вводный курс. – М.: ВЛАДОС, 2003.

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. – М.: ТОН-Остожье, 1999.

3. Введение в философию. Учебник для ВУЗов под ред. Фролова. В 2 т. М.: Политиздат, 1989, 1990.

4. Иконникова Г.И. Философия: учебник. / под ред. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 2007.

5. Кармин Философия: учебник. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009.

6. Кохановский В.П. Философия: учебное пособие. – 17-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002, 2008.

7. Кошарный В.П. Философия: предмет и основные исторические типы: учебное пособие для студентов нефилософских специальностей. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2010.

8. Марков Б.В. Философия для бакалавров и специалистов: стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2011.

9. Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Центр, 1998, 2003.

10. Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М.: Гардарики, 1999, 2001, 2002, 2008.

11. Философия: учебник. / под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008, 2010.

12. Философия: учебник / под ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2005, 2008, 2009.

13. Философия: в 2-х ч: учебное пособие для студентов нефилософских специальностей. / под ред. В.П. Кошарного – Пенза: Изд-во ПГУ, 2005.

14. Философия в вопросах и ответах: учебное пособие. / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, В.В. Юдин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

 

Справочная литература:

1. Алексеев А.П. Краткий философский словарь. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2006.

2. Кошарный В.П., Розенберг Н.В., Бабина В.Н. Самостоятельная работа студентов при изучении философских дисциплин: методические указания. Пенза: Изд-во ПГУ, 2009.

3. Новая философская энциклопедия. В 4-х т. / Ин-т философии РАН. – М.: Мысль, 2010.

4. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова, 6 изд. М.: Политиздат, 1991.

5. Философский энциклопедический словарь. / ред.-сост.: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: ИНФРА, 2009.

 

Электронный ресурсы:

1. Архив классической философской литературы http://abuss.narod.ru/Biblio/philo_zip.htm

2. Сайт ИФ РАН http://www.philosophy.ru

3. Официальный сайт философского факультета МГУ http://philos.msu.ru

4. Российская национальная библиотека http://www.nlr.ru/

5. Российская государственная библиотека им. В.И. Ленина http://www.rsl.ru/

6. Философский портал http://www.philosophy.ru

7. Портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование» http://www.humanities.edu.ru

8. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

9. Библиотека Русского гуманитарного интернет – университета http://www.i-u.ru/biblio/

10. Библиотека Гумер http://www.gumer.info/

11. Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/

12. Библиотека Максима Мошкова: философия http://lib.ru/FILOSOF/

13. Институт философии и права Сибирского отделения РАН www.philosophy.nsc.ru

14. Национальная философская энциклопедия http://terme.ru/

15. Электронная библиотека по философии: http://filosof.historic.ru

16. Электронная гуманитарная библиотека http://www.gumfak.ru/

17. Britannica - www.britannica.com

18. Stanford Encyclopedia of Philosophy http://plato.stanford.edu/

19. The Internet Encyclopedia of Philosophy (IEP) http://www.iep.utm.edu/

20. Философско-литературный журнал «Логос» www.ruthenia.ru/logos

Дополнительная литература*:

1. Автономова Н.С. Заметки о философском языке // Вопросы философии. 1999. № 11.

2. Берлин И. Назначение философии // Вопросы философии. 1999. № 5.

3. Бибихин В.В. Философия и религия // Вопросы философии. 1992. № 7.

4. Библер В.С. Что есть философия // Вопросы философии. 1995. № 1.

5. Вунд В. Введение в философию. – М., 1998.

6. Гильдебранд Д. Что такое философия? – М., СПб., 1997.

7. Желнов М.В. Предмет философии в истории философии. – М., 1981.

8. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991.

9. Ильин И.А. Что есть философия? // Ильин И.А. Путь к очевидности. – М., 1993.

10.Каган М.С. Философия как мировоззрение // Вопросы философии. 1997. № 9.

11.Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. – М., 1991.

12.Налимов В.В. Размышления о путях развития философии // Вопросы философии. 1993. № 9.

13.Никифоров А.Л. Является ли философия наукой? // Философские науки. 1989. № 6.

14.Ойзерман. Т.И. Исторические судьбы плюрализма философских учений // Вопросы философии. 1991. № 12.

15.Ойзерман. Т.И. Плюрализм философских учений как специфический познавательный процесс // Ойзерман. Т.И. Философия как история философии. – СПб., 1999.

16.Сурио Э. Искусство и философия // Вопросы философии. 1994. № 7-8.

17.Трубников Н.Н. Пределы философской проблемы (к вопросу о соотношении философии и науки) // Философия и разум. – М., 1990.

18.Чанышев А.Н. Начало философии. – М., 1982

19.Что такое философия (Материалы круглого стола) // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1995. № 2.

20.Шелер М. Философское мировоззрение // Шелер М. Избранные произведения. – М., 1994. С. 3-14.

21.Ясперс К. Введение в философию // Философские науки. 1993. № 4-6.

 

Ожидаемые результаты освоения учебного модуля:

В результате освоения модуля студенты должны

ЗНАТЬ:

1. Основные понятия: мировоззрение, мифология, религия, философия, наука, искусство, онтология, гносеология, антропология, социальная философия, философское направление, философское течение, философская школа, философское учение, мироощущение*, мировосприятие*, миропонимание*, знания*, убеждения*, ценности*, нормы*, оценки*, идеалы*, аксиология*, этика*, эстетика*, логика*, рефлексия*.

2. Структуру мировоззрения, его основные функции.

3. Исторические типы мировоззрения.

4. Соотношение мировоззрения и философии.

5. Отличия философии от мифологии и религии с точки зрения их мировоззренческого содержания.

6. Предмет философии.

7. Структуру философского знания.

8. Функции философии.

9. Основные философские направления.

10. Основные философские течения, школы, учения*.

11. Специфику философского знания.

12.  Соотношение философии и науки, философии и религии, философии и искусства*.

13. Место и роль философии в жизни человека и человечества*.

УМЕТЬ:

1. Сравнивать и выделять основные характеристики исторических типов мировоззрения.

2. Интерпретировать и формировать суждения по соответствующим философским проблемам*.

3. Различать научные и философские проблемы.

4. Собирать, обрабатывать и логически верно и ясно излагать теоретический материал модуля.

5. Использовать базовые знания в области гуманитарных наук.

ВЛАДЕТЬ:

1. Навыками публичного выступления.

2. Навыком обосновывать свою мировоззренческую позицию*.

3. Навыком применять полученные знания в конкретных ситуациях.

 



Тема 2










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 335.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...