Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методические указания для студентов очного обучения всех направлений




ФИЛОСОФИЯ

Издательство

Пензенского государственного университета

Пенза 2012

ББК 87я7

УДК 1 (075)

 

Планы семинарских занятий по дисциплине «Философия» составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения по направлениям подготовки бакалавров. Пособие составлено в соответствии с рабочей программой и психолого-педагогическими требованиям, содержит все дидактические единицы, необходимые для успешного освоения дисциплины «Философия». Вместе с рабочей программой настоящее пособие определяет содержание и структуру дисциплины, последовательность изучения отдельных тем курса, а также содержит необходимые материалы для подготовки и работы на семинарских (практических) занятиях, выполнения самостоятельной внеаудиторной работы, подготовки к зачету и экзамену.

 

Под общ. ред. д.ф.н., профессора В.П. Кошарного, к.ф.н., доцента В.Н. Бабиной.

 

Рецензент Е.Н. Синев, кандидат философских наук, доцент, зав. каф. философии и политологии Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского.

 

 

Составители: к.ф.н., доцент В.Н. Бабина, к.ф.н., доцент Волкова Р.А., к.ф.н., доцент Кириллов Г.М., д.ф.н., профессор В.П. Кошарный, к.ф.н., доцент Мартынова О.А., к.ф.н., доцент Носов В.И., к.ф.н., доцент Парменов А.А., к.ф.н., доцент Попова О.В., к.ф.н., доцент Хлопотова Е.В.


ПРЕДИСЛОВИЕ

Постоянное освоение философии – необходимое звено современного образовательного процесса в высшей школе. Актуальность изучения бакалаврами философии обусловлена нарастанием сложности общественной жизни, развитием и усложнением методов научного познания и практической деятельности. Философия формирует мировоззренческую и методологическую культуру будущих специалистов, дает им наиболее обобщенные представления о мироздании и месте в нем человека, является фундаментом всех других общенаучных, гуманитарных и специальных дисциплин, вооружает методологией познания и практически-преобразовательной деятельности.

Решая вопросы бытия, познания, смысла жизни человека, природы общественной жизни и общественного идеала, профессиональной морали, философия дает возможность студентам не только сформировать основы научного мировоззрения и профессиональной культуры, но также позволяет обрести основу для осознанной жизненной позиции и практического действия. Таким образом, изучение философии – это освоение ее содержания, формирование ценностно-ориентирующего мировоззрения и методологической культуры, обеспечивающих успех в последующей профессиональной деятельности. Выполняя в пространстве духовной культуры социума две главные функции – мировоззренческую и методологическую, – философия, в конечном счете, выступает незаменимой «школой жизни» и «школой мышления».

Цели и задачи дисциплины:

Формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами.

Изучение дисциплины направлено на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.

Работа студентов по изучению философии складывается из следующих основных компонентов: прослушивание лекций, участие в семинарских (практических) занятиях, самостоятельная работа с учебной и научной философской литературой, выполнение творческих заданий. Семинарские занятиямогут проводиться с использованием активных методов обучения, в частности, в форме деловых, эвристических игр, дискуссий, конференций, круглых столов и т.п. Каждый студент должен готовиться к каждому семинарскому занятию на основе указаний преподавателя и в соответствии с настоящим учебно-методическим пособием. Самостоятельная работаявляется основным методом глубокого и творческого усвоения философии, важнейшим путём приобретения и углубления знаний, незаменимым средством развития мышления. Важнейшими принципами самостоятельной работы являются: регулярность, целенаправленность, последовательность, практичность, критицизм. Для успешного выполнения самостоятельной внеаудиторной работы рекомендуется обращаться к методическому пособию: Кошарный В.П., Розенберг Н.В., Бабина В.Н. «Самостоятельная работа студентов при изучении философских дисциплин». Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2009. Творческие задания предназначены для развития творческого, нестандартного мышления, для углублённого освоения отдельных тем курса.

Планы семинарских занятий призваны способствовать успешному и эффективному изучению студентами предмета, углубленному его пониманию. Широкий круг источников, предлагаемый студентам, позволяет не только расширить эрудицию, но и проникнуть в содержание философских проблем во всей их специфичности.

С учетом требований, предъявляемых ГОС к организации учебного процесса, пособие включает в себя задания разного уровня сложности. Освоение базового уровня обеспечивает получение студентами знаний, умений и навыков, соответствующих обязательному минимуму содержания по дисциплине «философия». Усложненный уровень отличается повышенными требованиями, предъявляемыми к знаниям, умениям и навыкам студентов. Он не ограничивается простым воспроизведением знаний, а предполагает самостоятельное продумывание заданий, применение полученных теоретических знаний к конкретным ситуациям, решение нестандартных задач, требующих выбора на основе комбинаций методов решения, в непредсказуемо изменяющейся ситуации.

Вопросы и задания усложненного уровня отмечены знаком *.

Для более успешного освоения материала студентам предлагается следующая последовательность подготовки темы:

1. Внимательно ознакомиться с содержанием плана семинарского занятия.

2. Прочитать конспект лекции.

3. Познакомиться с соответствующими разделами учебных пособий.

4. Прочитать рекомендуемую по теме литературу и составить конспект прочитанного.

5. Провести самоконтроль через соответствующие вопросы.

6. Составить план изложения ответа на каждый вопрос плана занятия.

Во избежание механического переписывания материала рекомендованной литературы необходимо: представить рассматриваемые философские проблемы в развитии; провести сравнение различных философских концепций по каждой проблеме; отметить практическую ценность данных философских положений; для усложненного уровня - аргументировано изложить собственную точку зрения на рассматриваемую проблему.

Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие основных общекультурных компетенций: владеть наличием целостного представления о картине мира, ее научных основах; владеть знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности; владеть целостной системой научных знаний об окружающем мире, способности ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры;способности использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных наук; способности выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования; способности следовать этическим и правовым нормам; толерантность; способности к социальной адаптации; способности критически переосмысливать свой социальный опыт; способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, владение культурой мышленияи т.д.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: основные направления, проблемы, теории и методы философии, содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития.

Уметь: формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии; использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений.

Владеть: навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.




Тема 1










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 243.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...