Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержание методики воспитания основ самосохранения у пациентов, страдающих хроническими заболеваниями дыхательных путей




Содержание методики – поэтапное формирование диспозиций и установок к самосохранительной деятельности, развитие потребности и мотивации к самосохранению; индивидуальной ответственности за ЗОЖ, а также включает понятия и правила организации здорового образа жизни (информированность о здоровье).

1 этап. Воспитание у пациента элементарных фиксированных самосохранительных установок.

üДискуссия на тему: «Что значит для меня здоровье и здоровый образ жизни».

Правила для пациентов-участников: отвечая на вопросы, излагать только собственное мнение, точку зрения, объяснять и обосновывать ее, приводить примеры. Высказываться по очереди, не перебивая друг друга. Выслушивать каждого, даже если не согласны с ним.

Вопросы для обсуждения (преимущественно проблемного характера):

1. Что такое здоровье?

2. Есть ли люди, никогда не болеющие (редко болеющие) ОРЗ, бронхитом и другими заболеваниями органов дыхания?

3. Что в их жизнедеятельности примечательного?

Цель дискуссии: выявить представление пациентов о здоровье, ЗОЖ и его сущности.

üВоспитательная беседа на тему «Что я сделал для своего здоровья».

Вопросы для обсуждения (преимущественно проблемного характера):

1. Какие факторы (условия) провоцируют болезни дыхательных путей?

2. Какие из этих факторов можно изменить, нейтрализовать?

3. Что я делаю для того, чтобы избежать рецидива, ухудшения здоровья?

Цель воспитательной беседы: активизировать рефлексию у пациента, выявить и осмыслить бессознательные установки, провоцирующие заболевание дыхательных путей.

Результат: осознание и осмысление пациентом особенностей собственной самосохранительной деятельности.

2 этап. Формирование и развитие когнитивного и аффективного компонентов самосохранительного аттитюда.

ü Предложения, советы, рекомендации (разработка когнитивной схемы) о формах и методах сохранения и улучшения здоровья.

Цель: сформировать представления об оптимальных вариантах самосохранительной деятельности для данного пациента с учетом его возраста, темперамента, социально-экономического статуса и других индивидуальных особенностей.

ü Суггестия (недирективное внушение) для стимуляции воображения и эмоций с использованием сложившихся установок пациента и его конформности.

Цель суггестии: создать положительный эмоциональный настрой для реализации программы поведения, обеспечивающей самосохранительную деятельность.

С помощью недирективных методов внушения и т.п. производится когнитивная разработка стереотипных моделей разрушительного поведения пациента, устанавливается связь положительных ощущений и результатов самосохранительной деятельности, то есть формируется аффективный (эмоциональный) компонент аттитюда.

Результат: пациент воспринимает здоровье как объект готовности к успешной жизнедеятельности и начинает ощущать положительные эмоции от самосохранительной деятельности.

Этап. Изменение иерархии убеждений и ценностей пациента.

Поскольку готовность к ССД сформирована на предыдущем этапе, становится возможным произвести сдвиг ценностных ориентаций пациента на цель воспитания – терминальную и инструментальную ценность здоровья как основу ССД. Это становится возможным в процессе игровой деятельности.

Ролевая игра «На работе»

Ролевая игра «В отпуске»

Ролевая игра «Выходной день»

Ролевая игра «Каждый вечер» • Ролевая игра «Я благополучен».

Целиролевых игр: повысить ранг самосохранения здоровья в иерархии ценностных ориентаций, стимулировать самосохранительную деятельность у пациента путем выбора оптимальной формы самосохранительного поведения, освоить новые способы самосохранительной деятельности, закрепить инструментальную ценность ССД.

Вопросы для обсуждения хода и результатов игр:

Что необходимо для сохранения здоровья?

Что представляет риск для здоровья в повседневной жизнедеятельности или исключительных обстоятельствах?

Какие проблемы для сохранения здоровья предстоит решить?

Как я оцениваю свою самосохранительную деятельность в игре? В реальной жизни?

Что в моей жизни можно критиковать как пример саморазрушительной деятельности?

Какие стереотипы мешают мне принимать ответственные решения для обеспечения здоровья?

Что мне нужно знать, чтобы быть здоровым?

Какое место занимает контроль над здоровьем в моей жизни?

В случае невозможности проведения ролевых игр может использоваться анализ воспитывающих ситуаций аналогично тематике игр с обсуждением вышеперечисленных вопросов.

Этап. Воспитание личной ответственности за самосохранительную деятельность и ее результаты.

Воспитательная беседа на тему «Правила самосохранительной деятельности».

Цель: поддержать и закрепить аффективную положительную оценку саморегуляции и самоконтроля в сфере ССД у пациента.

Техника и приемы беседы: выявление противоречий в суждениях пациента; техника «извлечения выводов» (аргументы представляют постепенно, добиваясь согласия на каждом этапе); прием акцентирования (опираться на высказывания пациента, соответствующие целям убеждения); поощрение и т.д.

Результат: усиление у пациента интернального локуса контроля за улучшение или ухудшение своего здоровья.

Условия достижения воспитательных целей

1) наличие у врача желания заниматься воспитанием пациентов и таких компетенций, как:

хороший уровень психолого-педагогической подготовки (владения современными технологиями воспитания и обучения, знание психологии, психофизиологии и физиологии);

владение здоровьесберегающими технологиями;

умение организовать воспитание в деятельностной парадигме; • умения организовать работу в группах;

умения проводить воспитательную работу с различными категориями пациентов;

владения общей культурой общения;

способности «видеть» многообразие пациентов, учитывать в воспитательном процессе их возрастные, индивидуальные и личностные особенности, в том числе пациентов с ограниченными возможностями здоровья и реагировать на их потребности;

От руководства лечебного учреждения требуется поддержка проведения мероприятий и методик, не предусмотренных традиционной должностной инструкцией врача (выделение помещения, оборудования и дополнительного рабочего времени для групповых форм воспитательной работы).

Сроки реализации и показатели достижения воспитательных целей

Результаты воспитания пациента оцениваются по результатам выполнения задач и достижения целей.

Устойчивые характеристики личности, готовность взрослого пациента жить и действовать в интересах сохранения собственного здоровья не подвержены выраженной динамике в короткие сроки.

Влияние врача на разные элементы самосохранительной деятельности пациента может быть в разной степени эффективным и отсроченным. Необходимо учитывать, что субъекты, на которых направлено воспитательное воздействие врача, отличаются по полу, возрасту, темпераменту и характеру, социальному статусу и имеют длительную историю хронических заболеваний. Следовательно, каких-либо унифицированных норм самосохранительной деятельности не существует.

Показателями достижения воспитательных целей служат положительные сдвиги в установках к самосохранительной деятельности, ценностных ориентациях пациента и локусе контроля над сферой самосохранительной деятельности.

Резюме

Педагогический смысл понятия «укрепление здоровья» заключается в овладении человеком в процессе воспитания стратегиями и навыками деятельности, способствующими: достижению здоровья и (или) улучшению; качества жизни у больных людей; а также в ориентации на здоровый образ жизни.

Под воспитанием основ самосохранения здоровья понимается процесс педагогического взаимодействия, нацеленный на предмет воспитания,индивидуальные основы самосохранительной деятельности.

Цель формирования основ самосохранения – организовать и стимулировать активную деятельность человека по овладению им диспозициями, ценностями, отношениями, стратегиями и навыками поведения, способствующими здоровью (личностные и поведенческие основы здоровья).

Содержание воспитания основ самосохранения составляют принципы и правила организации здорового образа жизни, методы предупреждения разных заболеваний, модели самосохранительной деятельности для снижения риска или упреждения заболеваний вследствие конституциональной и наследственной предрасположенности, способы предотвращения рецидивов заболевания, формирование диспозиций и установок к самосохранительной деятельности, развитие потребности и мотивации к самосохранению, индивидуальной ответственности за ЗОЖ, основанные на научных фактах и понятиях.

Среди принципов воспитания наиболее важными являются: принцип связи воспитания с социокультурной средой, принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности и активности пациента, принцип гуманизма и уважения к личности пациента, принцип воспитания в коллективе (организации воспитательных воздействий на личность в группе), принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей пациента, а также принцип единства действий и требований врача, семьи и значимых для пациента социальных групп.

Предметом воспитания являются основы самосохранительной деятельности, а в их структуре – готовность к самосохранительной деятельности, диспозиции, потребности, мотивы, ценности, связанные со здоровьем, самосохранительный аттитюд, поведенческие схемы и привычки, навыки и базовый ЗОЖ в целом, а также некоторые индивидуальные особенности личности, влияющие на ССД.

При воспитании пациентов следует применять три группы методов: методы формирования и развития основ самосохранения в сознании личности; методы организации и развития опыта самосохранительной деятельности; методы стимулирования мотивации, контроля, самоконтроля и самооценки самосохранительной деятельности.

Об эффективности воспитательного процесса можно судить по его результатам, которые могут быть выражены в наблюдаемых признаках поведения и динамике развития основ самосохранительной деятельности в сознании пациента. При этом наличие даже отдельных позитивных сдвигов и тенденций вышеперечисленных характеристик у пациента свидетельствует об определенных плодах воспитания. Они могут быть определены при помощи наблюдения, опроса, анкетирования и методов психолого-педагогической диагностики. Идеальным результатом самосохранительного воспитания можно считать активную грамотную самосохранительную деятельность пациента, стабильный здоровый образ жизни на основе наиболее благоприятной для него модели самосохранения здоровья (с учетом возможных ограничений и специфики для пациентов с хроническими заболеваниями).

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 690.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...