Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Содержание методики воспитания основ самосохранения у пациентов, страдающих хроническими заболеваниями дыхательных путей ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Содержание методики – поэтапное формирование диспозиций и установок к самосохранительной деятельности, развитие потребности и мотивации к самосохранению; индивидуальной ответственности за ЗОЖ, а также включает понятия и правила организации здорового образа жизни (информированность о здоровье). 1 этап. Воспитание у пациента элементарных фиксированных самосохранительных установок. üДискуссия на тему: «Что значит для меня здоровье и здоровый образ жизни». Правила для пациентов-участников: отвечая на вопросы, излагать только собственное мнение, точку зрения, объяснять и обосновывать ее, приводить примеры. Высказываться по очереди, не перебивая друг друга. Выслушивать каждого, даже если не согласны с ним. Вопросы для обсуждения (преимущественно проблемного характера): 1. Что такое здоровье? 2. Есть ли люди, никогда не болеющие (редко болеющие) ОРЗ, бронхитом и другими заболеваниями органов дыхания? 3. Что в их жизнедеятельности примечательного? Цель дискуссии: выявить представление пациентов о здоровье, ЗОЖ и его сущности. üВоспитательная беседа на тему «Что я сделал для своего здоровья». Вопросы для обсуждения (преимущественно проблемного характера): 1. Какие факторы (условия) провоцируют болезни дыхательных путей? 2. Какие из этих факторов можно изменить, нейтрализовать? 3. Что я делаю для того, чтобы избежать рецидива, ухудшения здоровья? Цель воспитательной беседы: активизировать рефлексию у пациента, выявить и осмыслить бессознательные установки, провоцирующие заболевание дыхательных путей. Результат: осознание и осмысление пациентом особенностей собственной самосохранительной деятельности. 2 этап. Формирование и развитие когнитивного и аффективного компонентов самосохранительного аттитюда. ü Предложения, советы, рекомендации (разработка когнитивной схемы) о формах и методах сохранения и улучшения здоровья. Цель: сформировать представления об оптимальных вариантах самосохранительной деятельности для данного пациента с учетом его возраста, темперамента, социально-экономического статуса и других индивидуальных особенностей. ü Суггестия (недирективное внушение) для стимуляции воображения и эмоций с использованием сложившихся установок пациента и его конформности. Цель суггестии: создать положительный эмоциональный настрой для реализации программы поведения, обеспечивающей самосохранительную деятельность. С помощью недирективных методов внушения и т.п. производится когнитивная разработка стереотипных моделей разрушительного поведения пациента, устанавливается связь положительных ощущений и результатов самосохранительной деятельности, то есть формируется аффективный (эмоциональный) компонент аттитюда. Результат: пациент воспринимает здоровье как объект готовности к успешной жизнедеятельности и начинает ощущать положительные эмоции от самосохранительной деятельности. Этап. Изменение иерархии убеждений и ценностей пациента. Поскольку готовность к ССД сформирована на предыдущем этапе, становится возможным произвести сдвиг ценностных ориентаций пациента на цель воспитания – терминальную и инструментальную ценность здоровья как основу ССД. Это становится возможным в процессе игровой деятельности. • Ролевая игра «На работе» • Ролевая игра «В отпуске» • Ролевая игра «Выходной день» • Ролевая игра «Каждый вечер» • Ролевая игра «Я благополучен». Целиролевых игр: повысить ранг самосохранения здоровья в иерархии ценностных ориентаций, стимулировать самосохранительную деятельность у пациента путем выбора оптимальной формы самосохранительного поведения, освоить новые способы самосохранительной деятельности, закрепить инструментальную ценность ССД. Вопросы для обсуждения хода и результатов игр: • Что необходимо для сохранения здоровья? • Что представляет риск для здоровья в повседневной жизнедеятельности или исключительных обстоятельствах? • Какие проблемы для сохранения здоровья предстоит решить? • Как я оцениваю свою самосохранительную деятельность в игре? В реальной жизни? • Что в моей жизни можно критиковать как пример саморазрушительной деятельности? • Какие стереотипы мешают мне принимать ответственные решения для обеспечения здоровья? • Что мне нужно знать, чтобы быть здоровым? • Какое место занимает контроль над здоровьем в моей жизни? • В случае невозможности проведения ролевых игр может использоваться анализ воспитывающих ситуаций аналогично тематике игр с обсуждением вышеперечисленных вопросов. Этап. Воспитание личной ответственности за самосохранительную деятельность и ее результаты. Воспитательная беседа на тему «Правила самосохранительной деятельности». Цель: поддержать и закрепить аффективную положительную оценку саморегуляции и самоконтроля в сфере ССД у пациента. Техника и приемы беседы: выявление противоречий в суждениях пациента; техника «извлечения выводов» (аргументы представляют постепенно, добиваясь согласия на каждом этапе); прием акцентирования (опираться на высказывания пациента, соответствующие целям убеждения); поощрение и т.д. Результат: усиление у пациента интернального локуса контроля за улучшение или ухудшение своего здоровья. Условия достижения воспитательных целей 1) наличие у врача желания заниматься воспитанием пациентов и таких компетенций, как: • хороший уровень психолого-педагогической подготовки (владения современными технологиями воспитания и обучения, знание психологии, психофизиологии и физиологии); • владение здоровьесберегающими технологиями; • умение организовать воспитание в деятельностной парадигме; • умения организовать работу в группах; • умения проводить воспитательную работу с различными категориями пациентов; • владения общей культурой общения; • способности «видеть» многообразие пациентов, учитывать в воспитательном процессе их возрастные, индивидуальные и личностные особенности, в том числе пациентов с ограниченными возможностями здоровья и реагировать на их потребности; От руководства лечебного учреждения требуется поддержка проведения мероприятий и методик, не предусмотренных традиционной должностной инструкцией врача (выделение помещения, оборудования и дополнительного рабочего времени для групповых форм воспитательной работы). Сроки реализации и показатели достижения воспитательных целей Результаты воспитания пациента оцениваются по результатам выполнения задач и достижения целей. Устойчивые характеристики личности, готовность взрослого пациента жить и действовать в интересах сохранения собственного здоровья не подвержены выраженной динамике в короткие сроки. Влияние врача на разные элементы самосохранительной деятельности пациента может быть в разной степени эффективным и отсроченным. Необходимо учитывать, что субъекты, на которых направлено воспитательное воздействие врача, отличаются по полу, возрасту, темпераменту и характеру, социальному статусу и имеют длительную историю хронических заболеваний. Следовательно, каких-либо унифицированных норм самосохранительной деятельности не существует. Показателями достижения воспитательных целей служат положительные сдвиги в установках к самосохранительной деятельности, ценностных ориентациях пациента и локусе контроля над сферой самосохранительной деятельности. Резюме Педагогический смысл понятия «укрепление здоровья» заключается в овладении человеком в процессе воспитания стратегиями и навыками деятельности, способствующими: достижению здоровья и (или) улучшению; качества жизни у больных людей; а также в ориентации на здоровый образ жизни. Под воспитанием основ самосохранения здоровья понимается процесс педагогического взаимодействия, нацеленный на предмет воспитания, – индивидуальные основы самосохранительной деятельности. Цель формирования основ самосохранения – организовать и стимулировать активную деятельность человека по овладению им диспозициями, ценностями, отношениями, стратегиями и навыками поведения, способствующими здоровью (личностные и поведенческие основы здоровья). Содержание воспитания основ самосохранения составляют принципы и правила организации здорового образа жизни, методы предупреждения разных заболеваний, модели самосохранительной деятельности для снижения риска или упреждения заболеваний вследствие конституциональной и наследственной предрасположенности, способы предотвращения рецидивов заболевания, формирование диспозиций и установок к самосохранительной деятельности, развитие потребности и мотивации к самосохранению, индивидуальной ответственности за ЗОЖ, основанные на научных фактах и понятиях. Среди принципов воспитания наиболее важными являются: принцип связи воспитания с социокультурной средой, принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности и активности пациента, принцип гуманизма и уважения к личности пациента, принцип воспитания в коллективе (организации воспитательных воздействий на личность в группе), принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей пациента, а также принцип единства действий и требований врача, семьи и значимых для пациента социальных групп. Предметом воспитания являются основы самосохранительной деятельности, а в их структуре – готовность к самосохранительной деятельности, диспозиции, потребности, мотивы, ценности, связанные со здоровьем, самосохранительный аттитюд, поведенческие схемы и привычки, навыки и базовый ЗОЖ в целом, а также некоторые индивидуальные особенности личности, влияющие на ССД. При воспитании пациентов следует применять три группы методов: методы формирования и развития основ самосохранения в сознании личности; методы организации и развития опыта самосохранительной деятельности; методы стимулирования мотивации, контроля, самоконтроля и самооценки самосохранительной деятельности. Об эффективности воспитательного процесса можно судить по его результатам, которые могут быть выражены в наблюдаемых признаках поведения и динамике развития основ самосохранительной деятельности в сознании пациента. При этом наличие даже отдельных позитивных сдвигов и тенденций вышеперечисленных характеристик у пациента свидетельствует об определенных плодах воспитания. Они могут быть определены при помощи наблюдения, опроса, анкетирования и методов психолого-педагогической диагностики. Идеальным результатом самосохранительного воспитания можно считать активную грамотную самосохранительную деятельность пациента, стабильный здоровый образ жизни на основе наиболее благоприятной для него модели самосохранения здоровья (с учетом возможных ограничений и специфики для пациентов с хроническими заболеваниями).
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 690. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |