Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Механизм воспитательного воздействия на личность пациентаСтр 1 из 2Следующая ⇒
Методика воспитания пациента в условиях лечебного учреждения (по С.И. Куликову) Ключевое понятие: Методика воспитания пациента – последовательное изложение условий, содержания воспитательного процесса, механизмов его реализации и основных показателей развития самосохранительной деятельности личности. Пример Методика предназначена для взрослых пациентов, страдающих хроническими заболеваниями дыхательных путей. Ее реализация рассчитана на календарный год. Цель методики: создать в процессе профессиональной медицинской помощи в лечебном учреждении условия для развития у пациентов индивидуальных основ самосохранительной деятельности в отношении здоровья. В отличие от программ обучения пациентов, которые делают акцент на интеллектуальной сфере обучаемых, программа воспитания нацелена на изменения в личности и поведении пациента. Задачи: 1. Развить у пациентов, страдающих хроническими заболеваниями дыхательных путей, готовность к самостоятельному выбору благоприятных для здоровья вариантов жизнедеятельности. 2. Оптимизировать у пациентов иерархию самосохранительныхценностей и способность реализовать их в практической жизнедеятельности. 3. Развить у пациентов убеждения в необходимости самосовершенствования самосохранительной деятельности. 4. Развить у пациентов ответственность за реализацию само сохранительной деятельности и ее результаты. Основополагающие принципы воспитания пациентов Принцип связи воспитания с социокультурной средой Воспитание основ самосохранительной деятельности у пациентов, страдающих заболеваниями дыхательных путей, должно учитывать социальные, культурные и прочие возможности индивида в контексте его общественной жизни. Врач не должен в процессе воспитательной работы выдвигать требования и условия ССД, которые пациент не в состоянии выполнить в силу возраста, социально-экономического статуса, финансового положения и других существенных условий социокультурной среды. Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности и активности пациента Врач руководит базисным лечением и организацией разных видов самосохранительной деятельности, стимулирует собственную активность пациента. Активность мотивации может создаваться различными педагогическими методами: убеждением, поощрением, вовлечением в дискуссию по поводу прецедента с другими пациентами и другими методами, поддерживающими самостоятельную деятельность пациента по улучшению качества жизни и саморегуляции эмоционального состояния. Рецептурный подход и пошаговые инструкции применяются ограниченно на начальной стадии лечения и в ситуации обострения заболевания. Принцип целостности и единства всех компонентов воспитательного процесса Необходимо задействовать максимально возможное число факторов и условий воспитания, чтобы оказать комплексное педагогическое влияние на пациента. При этом объем и качественные характеристики содержания процесса воспитания определяются, исходя из цели для данного пациента (группы). Целостность и единство воспитания достигается логической связью между целями, потребностями и мотивами пациента и целями, средствами и методами воспитательного процесса. Принцип гуманизма, уважения к личности пациента Воспитательную работу с пациентами может осуществлять толь ко тот врач, который верит в положительные результаты воспитания, хочет и может развивать у пациентов стремление к самосохранительной деятельности. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив Работа с пациентами в малых группах в условиях лечебного учреждения повышает эффективность воспитания, улучшает его динамику. Групповой эффект следует поддерживать за пределами больницы, поощряя общение пациентов «по интересам», создание микрогрупп и обмен информацией, так как это поддерживает сформированные в процессе воспитательной работы врача ценности и установки к ССД. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей пациента Выбор средств и методов работы с конкретными пациентами необходимо осуществлять с учетом возраста пациента. Методы формирования и развития основ самосохранительной деятельности более эффективны для молодых пациентов. Методы развития опыта самосохранительной деятельности эффективны для пациентов зрелого и старшего возраста. Выбор методов стимулирования мотивации, контроля, самоконтроля и самооценки ССД производится в зависимости от темперамента, характера, уровня интеллекта, особенностей воспитания и образования пациента. Принцип единства действий и требований субъектов самосохранительной деятельности Требования врача, семьи и значимых для пациента социальных групп должны быть едиными, согласованными и последовательными, исключать противоречивые правила деятельности в отношении здоровья. Предполагаемый результат Итоговым результатом реализации методики являются положительные сдвиги в состоянии здоровья пациентов, страдающих хроническими заболеваниями дыхательных путей. Этапы воспитания основ самосохранительной деятельности и их задачи Логика методики выстроена по степени сложности от формирования элементарных основ к системной готовности личности паци- ента к самосохранительной деятельности: Первый этап – воспитание у пациента элементарных фиксированных самосохранителъных установок (готовности к действиям, предшествующей деятельности), которые формируются на основе витальных потребностей (пища, сон и т.д.) и в простейших ситуациях и могут влиять на здоровье индивида. Эти готовности к действиям формируются на основе предшествующего опыта, лишены эмоциональной окраски (переживаний «за» или «против») и не содержат когнитивных компонентов, поэтому их разрушительная роль может не осознаваться пациентом. Задача врача в процессе воспитательной работы активизировать рефлексию у пациента, чтобы сознание включилось в анализ установки, а затем нарушить схему привычного действия одним из воспитательных методов (к примеру, запретом). Когда бессознательная установка наталкивается на преграду, личность объективирует собственное поведение, осознает его и само самосохранительное поведение становится предметом осмысления. Второй этап воспитания – развитие (изменение) самосохранителъных аттитюдов, которые стимулируют деятельность пациента и определяют ее вектор. Основной задачей второго этапа воспитания является анализ, формирование и (или) развитие когнитивного и аффективного компонентов самосохранительного аттитюда. Здесь необходимо учитывать возможность связи из нескольких различных установок внутри системы по отношению нескольких различных классов объектов, к примеру, здоровью, красоте и молодости. Следующая задача ставится в отношении когнитивного компонента установки к ССП: формирование восприятия здоровья как объекта установки, его концептуальная коннотация, развитие когнитивных схем-представлений об оптимальных вариантах и моделях СС деятельности для данного пациента с учетом его возраста, темперамента, социально-экономического статуса и других индивидуальных особенностей. Далее ставится задача установить связь положительных ощущений и результатов самосохранителъной деятельности (к примеру, удовольствие от дыхательной гимнастики). Ее решение становится возможным только тогда, когда с помощью воспитательных методов (убеждение, внушение и т.д.) произведена когнитивная разработка стереотипных моделей разрушительного поведения пациента и открывается путь к аффективному (эмоциональному) компоненту аттитюда – стержню самосохранительной установки, связанному с ощущением приятного или неприятного в самосохранительной деятельности пациента. Третий этап воспитания ориентирован на общую направленность интересов личности пациента в ту или иную сферу социальной активности. Здесь ставится задача выявить структуру и иерархию ценностей пациента, установить ранг терминальной ценности здоровья и ранг инструментальной ценности самосохранительной деятельности, выявить склонность пациента к риску в сфере здоровья. И затем, согласно теории воспитания в деятельности, – задача сдвига мотивов на цель воспитания основ ССД. На этом этапе врач пытается повлиять на систему ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности и средства-достижения этих целей, детерминированные общими социальными условиями жизни данного индивида. Воспитание ведется с учетом социальных условий, предоставляющих возможности реализации определенных социальных и индивидуальных ценностей пациента. В частности, необходимо устранить конкуренцию профессиональной деятельности, условий в семье и других социальных сферах жизнедеятельности с самосохранением и здоровьем. Таким образом, воспитание направлено на формирование и (или) развитие различных уровней предрасположенности или предуготовленности пациента к восприятию условий самосохранительной деятельности и его ценностных ориентаций, направляющих деятельность. Четвертый этап – воспитание личной ответственности за самосохранителъную деятельность и ее результаты. Задача врача на данном этапе – методами воспитания сформировать у пациента склонность приписывать себе ответственность за улучшение или ухудшение своего здоровья и поддерживать у пациента аффективную положительную оценку саморегуляции и самоконтроля в сфере ССД. Механизм воспитательного воздействия на личность пациента Реализация предлагаемой методики воспитания означает постепенный переход от рецептурного подхода к рекомендациям в отношении здоровья к антропоцентрической модели взаимодействия с пациентом, которая ориентирует врача на понимание пациента как открытой личности, способной к изменению и обновлению в процессе его активной деятельности. Механизм воспитательного воздействия заключается в создании в процессе взаимодействия врача и пациента ситуации, максимально благоприятной для саморазвития личностных основ самосохранительной деятельности у индивида. Поскольку когнитивные аспекты установок, в том числе знания или основанные на знании отношения, обладают свойствами обобщенности и могут переноситься с одного компонента на другой, то самосохранение относительно заболеваний дыхательной системы будет экстраполироваться на сосудистую, нервную и другие системы организма пациента. Воспитание будет эффективным, если его результаты будут сопровождаться положительными эмоциями пациента. А главное, в этой схеме воспитания действует принцип, согласно которому знания, настроения и оценки, желания и стремления индивида как бы «стремятся» к логической и психологической согласованности и тем самым способствуют его здоровью в целом, так как происходит регуляция самосохранительной деятельности субъекта в социальной среде. На каждом этапе воспитания происходит развитие (формирование) личностных и соответственно поведенческих готовностей в соответствии с уровнем деятельности. На низшем уровне это ситуативная поведенческая готовность, в более сложной, социальной ситуации – поведенческий план и на высших уровнях – поведенческие программы. Готовность к ССД – итог актуализации всех диспозиционных образований, адекватных условиям жизнедеятельности. Даже в тех случаях, когда активизируются элементарные установки к самосохранительной деятельности по ее «периферийным» аспектам, то высшие – убеждения (ценности) участвуют в согласовании поведенческого акта или для согласования поступка в рамках целенаправленного поведения в данной сфере деятельности и так дальше. Так, элементарная установка «ограничить контакты с больными ОРЗ» должна быть согласована с семейными ценностями и убеждениями в том, что необходимо быть рядом с больным родственником. И наоборот, низшие уровни диспозиционной иерархии перестраиваются так, чтобы обеспечить реализацию ССД, регулируемой адекватным ситуации более высоким диспозиционным уровнем. К примеру, изменение аттитюда «одеваться, чтобы выглядеть стройной», обусловленного групповыми молодежными и рядом других факторов, но аттитюд «одеваться для сохранения здоровья» должно регулироваться не вынужденной сменой гардероба вследствие хронического ринита, а приоритетной ценностью здоровья. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 1213. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |