Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Модуль 3. Интегралы, ряды, функции многих переменных дифференциальные




              уравнения.

Тема 11. Первообразная и интеграл.

Лекция 16.Первообразная и неопределенный интеграл

  Изучаемые вопросы: Первообразная. Определение неопределенного интеграла и его свойства. Интегралы от основных элементарных функций. Методы вычисления неопределенных интегралов (замена переменной, интегрирование по частям).   Литература: Кремер: гл.10, п.п. 10.1-10.4

 

Лекция 17.Определенный интеграл

  Изучаемые вопросы: Понятие определенного интеграла и его свойства. Теорема о среднем значении. Формула Ньютона-Лейбница. Вычисление определенных интегралов и геометрические приложения. Несобственные интегралы.   Литература: Кремер: гл.11, п.п. 11.1-11.7

Тема 12. Функции многих переменных.

Лекция 18. Функции многих переменных

  Изучаемые вопросы: Множества на плоскости. Множества в трехмерном пространстве. Множества в . Предел и непрерывность функции многих переменных. Частные производные.   Литература: Кремер: гл.15, п.п.15.1-15.3  

Лекция 19.Экстремумы функции многих переменных 

Изучаемые вопросы: Необходимые и достаточные условия экстремума. Условный экстремум. Нахождение наибольшего и наименьшего значений функции нескольких переменных.   Литература: Кремер: гл.15, п.п.15.6-15.8

Тема 13. Числовые и функциональные ряды.

Лекция 20.Числовые ряды.

Изучаемые вопросы:  Понятие сходимости числового ряда. Необходимое условие сходимости ряда. Расходимость гармонического ряда. Признаки сходимости рядов. Абсолютная сходимость.    Литература: Кремер: гл.13, п.п. 13.1-13.4  

Лекция 21.Функциональные ряды.

Изучаемые вопросы: Область сходимости степенного ряда. Формула Тейлора для многочлена. Формула Лагранжа для остаточного члена в формуле Тейлора. Ряды Маклорена некоторых элементарных функций.   Литература: Кремер: гл.14, п.п. 14.1-14.2

Тема 14. Дифференциальные уравнения.

Лекция 22. Обыкновенные дифференциальные уравнения

Изучаемые вопросы: Понятие дифференциального уравнения первого порядка. Общие и частные решения. Задача Коши. Разделение переменных. Однородные и линейные дифференциальные уравнения первого порядка. Уравнения в полных дифференциалах. Литература: Кремер: гл.12, п.п. 12.1-12.3

Лекция 23.Дифференциальные уравнения и системы с постоянными коэффициентами.

  Изучаемые вопросы: Линейные дифференциальные уравнения второго порядка с постоянными коэффициентами. Матричный метод решения систем дифференциальных уравнений.   Литература: Кремер: гл.12, п. 12.8  

 

Раздел 2. Обеспечение учебных занятий

 

 2.1. Методическое обеспечение

2.1.1.

 Методическое обеспечение аудиторной работы

На лекционных занятиях по желанию преподавателя  используется
мультимедийное оборудование. Презентации лекций и другие материалы по
дисциплине размещены в локальной сети Высшей школы менеджмента
по адресу: « wRk/Fs /Prepoddata/Другие преподаватели/ НарбутМА».

Практические занятия проводятся в учебной группах численностью 25 человек.

В подборе заданий к занятиям следует руководствоваться данной рабочей
программой, обращая внимание на вопросы, указанные в обязательных требованиях
 к содержанию курса в образовательном стандарте. На первом занятии преподаватель
обязан довести до студентов требования к текущей и итоговой аттестации, порядок
работы в аудитории и нацелить на проведение самостоятельной работы с учётом
количества часов, отведённых на неё учебным планом.

Рекомендуя литературу для самостоятельной работы, преподаватель должен
максимально использовать возможности, предлагаемые библиотекой университета.
Учёт посещаемости и текущей успеваемости является обязательным.

Преподавателю следует:

1. Выдавать студентам домашние задания в конце практического занятия.
В зависимости от сложности и трудности задания объем заданий может изменяться;

2. Обсуждать решение студентами домашних заданий в начале практического
занятия;

3. При необходимости на самостоятельной работе просматривать
выполненные студентами задания и давать рекомендации по их доработке
(если требуется);

4. После проведения контрольных работ подробно анализировать
выявленные ошибки.

 

 

 

2.1.2.

 Методическое обеспечение самостоятельной работы

Изучение данного курса должно опираться на уже имеющиеся у студентов
знания, полученные при освоении иных учебных предметов, указанных в п. 1.2.
Приступая к изучению учебной дисциплины, студенту полезно ознакомиться
с тематическим планом и содержанием данной программы, перечнем литературы
для самостоятельного изучения. Наличие у студента представления о структуре курса
и умения пользоваться источниками литературы является необходимым условием
успешной сдачи экзамена. Электронные источники информации по
дисциплине размещены в локальной сети Высшей школы менеджмента
по адресу: « wRk/Fs /Prepoddata/Другие преподаватели/ НарбутМА».

Изучение учебного предмета осуществляется в процессе активного участия
в практических занятиях, систематической самостоятельной работы по выполнению
самостоятельных заданий. Студены сдают экзамен в конце первого семестра.
 Успешная сдача экзамена предполагает правильные ответы на вопросы
письменного теста, оцениваемые по шкале, указанной в п. 2.1.3, на основе
изученного материала и рекомендованной литературы.

2.1.3. Методика проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации и критерии оценивания

На практических занятиях проводится обсуждение домашних заданий
предшествующего занятия. Затрачиваемое время – 15-20 минут. Контрольные работы
проводятся после прохождения материала, включаемого в модуль. Время, затрачи-
ваемое на проведение контрольной работы, составляет 90 минут. Контрольные работы
проводятся для того, чтобы преподаватель имел возможность контролировать
процесс усвоения студентами материала курса лекций и практических занятий.

Для того чтобы успешно сдать экзамен по учебной дисциплине «Математика для
менеджеров», студенты должны обладать знаниями и умениями, определёнными
в п. 1.4 настоящей рабочей программы.

    

 

Экзаменационный вариант  включает в себя 6 заданий – два по теории и четыре
задачи- упражнения на применение изученных методов линейной алгебры и
математического анализа. Ответ на теоретический вопрос должен быть полным.

Один из вопросов по теории содержит доказательство утверждения, теоремы или вывод

формулы.

 Решение задачи должно быть подробным, в частности, оно должно содержать
необходимые преобразования и ссылки на факты и утверждения теоретического курса.
Продолжительность экзамена 90 мин. Выход из аудитории во время экзамена запрещен.
Не допускается использование технических средств и каких бы то ни было источников
информации

Итоговая оценка знаний студентов складывается из баллов за работу в семестре (выпол-нение домашних, контрольных и самостоятельных работ), максимум 40, минимум 0 баллов

и итоговой экзаменационной работы ( максимум 60 баллов).. Интервальная и абсолютные шкалы по системе ESTS устанавливаются ректоратом СПБГУ.  

2.1.4. Методические материалы для проведения текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации  (контрольно-измерительные материалы)

Приводятся варианты контрольных и экзаменационных работ (образцы выложены в локальной
сети ВШМ по указанному выше адресу)

Первая контрольная работа:

  1. Вычислить .

2. Найти след матрицы .

3. Найти следующие определители: , , , , .

4. Найти матрицы, обратные следующим матрицам: , .

5. Решить следующие системы линейных уравнений: , , , , .

6. Выяснить, являются ли векторы , , , линейно независимыми.

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

Вторая контрольная работа:

 

1. Найти пределы функций

a.

b.

c.

d.

2. Найти производные функций:

a. ;

b. .

c. .

d. .

 

3. Найти экстремумы функции

.

4. Провести исследование и построить график функции

.

 

Третья контрольная работа:

 

  1. Найти экстремумы функции .
  1. Найти интеграл .
  2. Найти интеграл .
  3. Вычислить определённый интеграл .
  4. Вычислить определённый интеграл методом интегрирования по частям:

.

 

Теоретические вопросы к экзамену:

 

1. Понятие матрицы. Квадратные матрицы. Диагональные матрицы. Единичная матрица.

2. Действия над матрицами: сложение, умножение на число.

3. Умножение матриц. Пример, иллюстрирующий  некоммутативность умножения.

4. Транспонирование матрицы.

5. Определители второго и третьего порядка.

6. Минор и алгебраическое дополнение элемента квадратной матрицы

7. Разложение определителя произвольного порядка по строке.

8. Свойства определителей

9. Понятие обратной матрицы. Формула для вычисления обратной матрицы.

10. Системы линейных уравнений. Понятие решения линейной системы.

Совместные и несовместные системы. Определенные и неопределенные системы

11. Системы линейных уравнений в матричной форме. Запись решения с использованием
обратной матрицы.

12. Метод Гаусса. Понятие расширенной матрицы системы линейных уравнений.
Элементарные преобразования строк расширенной матрицы.

13. Правило Крамера.

14. Линейные системы двух уравнений с двумя неизвестными.

15. Однородные и неоднородные системы линейных уравнений.

16. Ранг матрицы. Теорема Кронекера-Капелли (без доказательства).

17. Векторы. Действия над векторами (сложение, умножение на число,
скалярное произведение векторов)

18. Векторы на плоскости

19. Векторы в трехмерном пространстве

20. Ортогональные векторы

21. Линейная комбинация векторов. Линейно независимые векторы.

22. Базис в трехмерном пространстве R3

23. Ортонормированный базис в n-мерном пространстве Rn

24. Уравнение прямой на плоскости

25. Уравнение плоскости.

26. Уравнения прямой в пространстве.

27. Функции (отображения). Область определения и множество значений функции.
Инъекция, сюръекция, биекция. Взаимно обратные функции.

28. Функции arcsin x , arctg x, их графики.

29. Модуль (абсолютная величина) действительного числа. Неравенство

30. Предел числовой последовательности. Понятие бесконечно малой. Теоремы о сумме
и произведении бесконечно малых.

31. Теоремы о пределе суммы, произведения и частного

32. Предел монотонной последовательности.

33. Предел функции. Определения на языке окрестностей и последовательностей.

34. Непрерывные функции. Теорема Вейерштрасса.

35. Замечательные пределы  

36. Замечательные пределы  

.

37. Производная. Механический и геометрический смысл производной.

38. Производная. Экономический смысл производной (средние и предельные издержки,
предельный доход, производительность труда).

39. Производная суммы, произведения и частного.

40. Производная сложной функции.

41. Производная обратной функции.

42. Производные функций , ex , ln x.

43. Производные функций sin x, cos x, tg x.

44. Производные функций arcsin x, arctg x.

45. Теоремы Ферма (необходимое условие экстремума) и Лагранжа.

46. Правило Лопиталя.

47. Производные высших порядков

48. Признаки возрастания и убывания функции.

49. Экстремум функции. Достаточные условия экстремума (по производной первого порядка).

50. Экстремум функции. Достаточные условия экстремума (по производной второго порядка).

51. Выпуклость графика функции и точки перегиба. Достаточные условия выпуклости
дважды дифференцируемой функции.

52. Асимптоты графика функции (вертикальные, горизонтальные, наклонные).

53. Дифференциал и приращение функции одной переменной. Геометрический смысл
дифференциала

54.  Первообразная и неопределенный интеграл.

55.  Определенный интеграл. Формула Ньютона-Лейбница.

56.  Свойства определенных интегралов.

57.  Теорема о среднем для определенных интегралов.

58.  Дифференцирование определенного интеграла по верхнему пределу.

59.   Замена переменной в определенном интеграле

60.   Формула интегрирования по частям.

61. Вычисление площадей плоских фигур.

62.   Вычисление объемов.

63.   Несобственные интегралы с бесконечными пределами.

64.   Несобственные интегралы от неограниченных функций.

Числовые ряды. Сумма ряда. Сходимость числового ряда.

65.  Необходимое условие сходимости числового ряда.

66.  Признаки сходимости Д’Аламбера и Коши.

67.  Интегральный признак сходимости числового ряда.

68.  Признак сходимости Лейбница знакочередующихся рядов.

69.  Абсолютная и условная сходимость числового ряда.

70.  Степенные ряды Тейлора и Маклорена.

71.  Область сходимости степенного ряда. Радиус сходимости.

72.  Разложение функции  в ряд по степеням x.

73.  Разложение функции  в ряд по степеням x.

74.  Разложение функции  в ряд по степеням x.

75.  Разложение функции f(x)=(1-x)-1 в ряд по степеням x.

76.  Разложение функции f(x)=(1+x)-1 в ряд по степеням x.

77.  Разложение функции f(x)=(1+x2)-1  в ряд по степеням x.

78.  Разложение функции f(x)=(1+x2)-1  в ряд по степеням x.

79.  Разложение многочлена (1+x)n по степеням  x. Разложение многочлена (a+b)n
 по степеням a и b.

80. Понятие множества. Подмножество. Равенство двух множеств. Объединение и
пересечение множеств.

81.  Множества на плоскости. Расстояние между точками плоскости. Уравнение
  окружности и эллипса.

82.  Уравнения гиперболы и параболы.

83.  Множества в R3. Расстояние между точками в R3. Уравнение сферы.
Множества в Rn. Расстояние между точками в Rn. Уравнение сферы в Rn.
Уравнение плоскости в Rn

84. Функции двух и более переменных. Понятие линий уровня для функции двух
        переменных.

85.  Частные производные и дифференциал.

86.  Необходимый признак экстремума функции многих переменных.

87.  Достаточный признак экстремума функции многих переменных.

88.  Условный экстремум. Метод множителей Лагранжа.

89.  Комплексные числа. Действия над комплексными числами в алгебраической форме.

90.  Модуль и аргумент комплексного числа. Тригонометрическая форма комплексного   числа.

91. Формула Муавра. Формула Эйлера. Показательная форма комплексного числа.

92. Дифференциальные уравнения первого порядка. Общее и частное решение.
Задача Коши. Пример: уравнение .

93. Дифференциальные уравнения второго порядка. Задача Коши. Пример: уравнение
y”+y=0.

94. Однородные линейные уравнения второго порядка с постоянными коэффициентами.

95. Квадратичные формы

96. Задача на собственные значения

 

 

Пример экзаменационного билета:

  1. Дайте определение модуля (абсолютной величины) действительного числа  .
    Для каких чисел  выполняется неравенство  ?
  2. Сформулируйте теорему о среднем для определенных интегралов.
  3. Дайте определение скалярного произведения n-мерных векторов. Приведите пример.
  4. Вычислите произведение матриц

                            

  1. Решите систему уравнений

                                      

  1.  Вычислите предел

                                   

  1. Вычислите интеграл

                                     

  1. Постройте график функции

                                               

 

 

 2.2. Кадровое обеспечение учебной дисциплины

2.2.1.

Требования к образованию и (или) квалификации штатных преподавателей

и иных лиц, допущенных к преподаванию дисциплины

 

Кандидат наук, доцент.

2.2.2.

Требования к обеспеченности учебно-вспомогательным и (или) иным
персоналом

 

Нет

2.2.3.

Методические материалы для оценки обучающимися содержания и
качества учебного процесса

 

 

Нет

 

 

 

 2.3. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины

2.3.1.

Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий

 

Стандартно оборудованная аудитория, желательно с водопроводом

2.3.2.

Требования к аудиторному оборудованию, в том числе к неспециализированному

компьютерному оборудованию и программному обеспечению общего пользования

 

Стандартный пакет Микрософт Офис

 

2.3.3.

 Требования к специализированному оборудованию

 

Нет

2.3.4.

Требования к специализированному программному обеспечению

 

Нет

2.3.5.

Требования к перечню и объёму расходных материалов

 

Мел (500 кусков в год), тряпки, бумага формата А4 для принтера (1 пачка), картридж

для лазерного принтера, компьютер, подключённый к Интернету для рассылки учебных

 материалов, оповещения студентов о результатах контрольных работ, объявлений

о предстоящих мероприятиях.

 2.4. Информационное обеспечение учебной дисциплины

2.4.1.

Список обязательной литературы

 

  1. Высшая математика для экономистов: учебник для студентов вузов,

обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. Н.Ш. Кремера,

М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006.-479 с.

  1. Практикум по высшей математике для экономистов. / Под ред. Н.Ш. Кремера,

М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005.-423 с.

2.4.2.

Список дополнительной литературы

 

  1. Шипачев В.С. Высшая математика. М.: Высшая школа, 1996, 479 с.
  2. Шипачев В.С. Задачи по высшей математике. М.: Высшая школа, 1996, 304 с.      
  3. Осипов А.В. Курс лекций по высшей математике. Факультет менеджмента СПбГУ:

ч.1.- 2003-102 с.; ч.2 -2005, 76 с. (электронная версия доступна по указанному

выше адресу)

4. Красс М.С. Математика в экономике. Основы математики. М.: ИД ФБК-ПРЕСС,
        2005 – 472 с.

 

2.4.3.

Перечень иных информационных источников

 

Возможность консультаций с преподавателем с помощью Интернета.

Раздел 3. Процедура разработки и утверждение










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 132.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...