Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ




Для решения задач физического воспитания дошкольников используются различные средства: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ (режим занятий, отдыха, сна и пита­ния, гигиена помещения, площадки, одежды, обуви, физкуль­турного инвентаря и др.) повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм. Гигиенические факторы представляют собой обширную группу разнообразных средств, условно разделяемых на две подгруппы.

В первую подгруппу входят средства, которые обеспечивают жизнедеятельность ребенка вне процесса занятий физическими упражнениями. Например, доброкачественное и регулярное пита­ние обеспечивает своевременную доставку всем органам необхо­димых питательных веществ, содействует нормальному росту и развитию ребенка, а также положительно влияет на деятельность пищеварительной системы и предупреждает ее заболевание. Нор­мальный сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы. Соблюдение режима дня приучает детей к орга­низованности, дисциплинированности.

Вторую подгруппу составляют средства, включаемые в процесс занятий физическими упражнениями: оптимизация режима на­грузок и отдыха в соответствии с гигиеническими нормами, со­здание внешних условий для занятий физическими упражнения­ми. Если упражнения проводятся в чистом, светлом помещении, то у детей возникают положительные эмоции, повышается работоспособность, облегчается освоение этих упражнений и разви­тие физических качеств.

Правильное освещение предупреждает возникновение заболеваний глаз (близорукость и др.) и создает наиболее благоприятные условия для ориентировки детей в про­странстве. Чистота помещения, физкультурного оборудования, инвентаря, игрушек, атрибутов, одежды, обуви, тела детей так­же служит профилактикой заболеваний.

Гигиенические условия пребывания ребенка в дошкольном учреждении и дома определены медицинскими рекомендациями.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ СИЛЫ ПРИРОДЫ (солнце, воздух, вода) повышают функциональные возможности и работоспособность организма. Они имеют огромное значение в закаливании организма, тренировке механизмов терморегуляции.

Во время занятий физическими упражнениями на воздухе при солнечном излучении у детей возникают положительные эмоции, больше поглощается кислорода, увеличивается обмен веществ, повышаются функциональные возможности всех орга­нов и систем. Солнце, воздух и вода используются для закалива­ния организма, для повышения приспособляемости организма к повышенной и пониженной температуре. В результате упражняет­ся терморегулирующий аппарат, организм человека приобретает способность своевременно реагировать на резкие и быстрые изме­нения метеорологических факторов. При этом сочетание естествен­ных сил природы с физическими упражнениями увеличивает эф­фект закаливания.

Естественные силы природы используются и как самостоятель­ное гигиеническое средство. Вода применяется для очищения кожи от загрязнения, для расширения и сужения кровеносных сосудов, механического воздействия на тело человека. Воздух лесов, садов, парков, содержащий особые вещества (фитонциды), способству­ет уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом. Солнеч­ные лучи благоприятствуют отложению витамина С под кожей, охраняют человека от заболеваний. Важно применять все естествен­ные силы природы, наиболее целесообразно сочетая их.

Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усилива­ют эффективность влияния физических упражнений на организм ребенка. Использование природных факторов в сочетании с физическими упражнениями повышает обменные процессы, приспособительные и защитные функции организма ребенка.

Основное средство развития физической культуры дошколь­ников — ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ. Сопутствующими средствами, повышающими эффективность использования физических упраж­нений, выступают гигиенические факторы и естественные силы природы.

Физическим упражнением называется двигательное действие, созданное и применяемое для физического совершенствования человека, которое направлено на решение педагогических задач и подчинено педагогическим закономерностям.

Физические упражнения оказывают на человека многосторон­нее воздействие: они изменяют его физическое состояние, а так­же способствуют решению задач нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания.

Выделение характерных свойств физических упражнений, рас­пределение их на взаимосвязанные классы (классификации) по­могает педагогу в процессе поиска тех физических упражнений, которые в большей мере отвечают педагогической задаче. Каждое из физических упражнений обладает не одним, а не­сколькими характерными признаками. Поэтому одно и то же фи­зическое упражнение может быть представлено в разных класси­фикациях.

Обязательным условием полноценного решения задач физи­ческой культуры является комплексное использование всех средств при правильном их соотношении. Так, в первые три месяца жиз­ни ребенка наибольшее значение имеют гигиенические факторы и естественные силы природы, безусловные рефлексы. В дальней­шем на первом году жизни используются массаж, пассивные, пассивно-активные и активные упражнения, основные движения (ползание и др.). С возрастом ребенка роль гигиенических факто­ров, естественных сил природы не снижается, но затрачивается меньше времени на сон и питание, создаются условия для ис­пользования более сложных видов физических упражнений.

4. Методы и приемы обучения    детей физическим упражнениям (классификация и общая характеристика методов и приемов обучения. Наглядный метод. Приемы обеспечения зрительной наглядности: показ физических упражнений, прием имитации, применение зрительных ориентиров, демонстрация наглядных пособий. Приемы обеспечения тактильно-мышечной наглядности: помощь воспитателя, использование подводящих упражнений. Приемы обеспечения слуховой наглядности: использование музыки, ударных инструментов, других звуковых сигналов. Словесные приемы: объяснение, пояснение, указание, распоряжение, команда, вопросы, беседы. Практические: повторение упражнений, игровой и соревновательный метод).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 254.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...