Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
Л.И.Чулицкая, профессор, доктор медицины, углубила педагогические взгляды П. Ф. Лесгафта и В. В. Гориневского. Она, опираясь на анатомо-физиологические и психологические особенности ребенка, определила гигиенические нормы его воспитания и обучения. А. И. Быкова разработала методику развития движений ребенка, определила ее значение, содержание, организацию. Подчеркивая воспитывающий характер обучения, А.И.Быкова рассматривала развитие движений в тесной связи с игрой, применением игровых методов. Она совместно с Н.А.Метловым, М.М.Канторович, Л.И.Михайловой разрабатывала программы по физическому воспитанию детей, выпускала сборники подвижных игр для дошкольных учреждений. Особое место среди специалистов в области физического воспитания детей дошкольного возраста занимает выдающийся педагог А.В.Кенеман (1896—1987). На базе новейших исследований в области педагогики и психологии А.В.Кенеман разрабатывает научную основу и значительно углубляет методические подходы к физическому воспитанию. Благодаря ее изысканиям в 1968 г. значительно расширяется объем курса «Гимнастика и подвижные игры» и его переименовывают в «Теорию и методику физического воспитания детей дошкольного возраста». А. В. Кенеман убедительно раскрывает важность формирования двигательной культуры с раннего детства, доказывая, что именно в физических упражнениях развивается подвижность нервных процессов, умение ребенка быстро реагировать на изменение условий, приспосабливаться к ним, развивать активность мысли, быстроту и четкость реакции, ориентировку в окружающей среде. Большое место в трудах А. В. Кенеман отводилось обучению двигательным действиям. Ее работы в этой области опирались на разработанный П.Ф.Лесгафтом принцип осознанности. Раскрывая закономерности, методы и приемы успешного обучения, А.В.Кенеман обосновала поэтапность разучивания движений. Под ее руководством в 1960 г. была создана методика использования сюжетного рассказа, мини-сказки при объяснении новых подвижных игр. Данная методика широко используется в работе с детьми до настоящего времени. Ценность ее в том, что, воздействуя на фантазию и воображение, она вводит ребенка в игровой образ. Методологические подходы к подвижной игре, созданные А.В.Кенеман, продолжили ее ученики, отразившие свои изыскания в кандидатских диссертациях на эту тему (Л.М.Коровина, Н.В. Полтавцева, Э.Я.Степаненкова). Особо следует отметить заслугу А.В. Кенеман в создании учебника «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста», изданного в соавторстве с Д.В.Хухлаевой. Он выдержал три издания (1975, 1978, 1985) и получил II премию за лучшую научную книгу и диплом ВДНХ. Учебник сыграл важную роль в совершенствовании подготовки специалистов по физической культуре. Под редакцией А. В. Кенеман и Т.И. Осокиной в серии: «Наука — практике» выходили многочисленные публикации по теории и методике физического воспитания детей. Значительный вклад в теорию и практику физического воспитания внесла Д.В.Хухлаева. Ее работы по формированию двигательных навыков у детей, разработка методов и приемов обучения метанию, создание программ и методических пособий для дошкольного учреждения в МГЗПИ, где Д.В.Хухлаева преподавала теорию и методику физического воспитания, способствовали подготовке огромной армии специалистов для дошкольных учреждений. 3. Задачи (оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи; взаимосвязь оздоровительных, образовательных и воспитательных задач) и средства физического воспитания (психогигиенические, эколого-природные и физические упражнения). ЗАДАЧИ В соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями физическое воспитание решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Они направлены на формирование у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений; накопление им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь. Одна из главных задач физического воспитания — оздоровление ребенка. Это обусловлено тем, что органы и функциональные системы у дошкольников еще несовершенны, слабо развиты защитные свойства организма, дети более подвержены неблагоприятным условиям внешней среды, часто болеют. Слабое развитие терморегуляции у детей дошкольного возраста вызывает необходимость повышения сопротивляемости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, т. е. закаливания. ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ направлены на охрану жизни и укрепление здоровья ребенка. Они способствуют гармоничному психосоматическому развитию, совершенствованию защитных функций организма посредством закаливания, повышению устойчивости к различным заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды, увеличению работоспособности ребенка. Оздоровительные задачи конкретизируются с учетом индивидуальных особенностей развития организма ребенка и направлены на: - формирование правильной осанки; - своевременное окостенение опорно-двигательного аппарата; - формирование изгибов позвоночника; - развитие сводов стопы; - укрепление связочно-суставного аппарата; - развитие гармоничного телосложения; - регулирование роста и массы костей; - развитие мышц лица, туловища, ног, рук, плечевого пояса, кистей, пальцев, шеи, глаз, внутренних органов - сердца, кровеносных сосудов, дыхательных мышц и др.; - особое внимание уделяется развитию мышц-разгибателей. Оздоровление ребенка предполагает также совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развитие умения приспосабливаться к меняющейся нагрузке и внешним условиям. Для этого необходимо в процессе физического воспитания ребенка развивать у него подвижность грудной клетки, увеличивать жизненную емкость легких, способствовать тренировке механизмов терморегуляции, обеспечить тренированность нервных процессов, совершенствовать деятельность двигательного анализатора, органов чувств. Кроме оздоровительных задач физическое воспитание включает в себя и образовательные задачи. Вторая группа задач исторически носит название «образовательные», хотя, по сути, характеризует лишь одну сторону образования — дидактическую и направлена на процесс обучения: формирование двигательных навыков и освоение специальных знаний. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ предполагают формирование двигательных умений и навыков; развитие психофизических качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, глазомера, ловкости); развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений). В процессе физического воспитания ребенок: - приобретает определенную систему знаний о физических упражнениях, их структуре, оздоровительном воздействии на организм; - осознает свои двигательные действия; - усваивает физкультурную и пространственную терминологию (как то: исходные положения, колонна, шеренга и др.; вперед—назад, вверх—вниз и др.), получает необходимые знания о выполнении движений, спортивных упражнениях и играх; - узнает названия предметов, снарядов, пособий, способы и правила пользования ими; - ребенок познает свое тело, у него формируется телесная рефлексия. Занимаясь физическими упражнениями, ребенок закрепляет знания об окружающей природе — деревьях, цветах, траве, животных и птицах. Он познает свойства воды, песка, снега; особенности смены времен года. У него значительно обогащается словарный запас, развиваются память, мышление, воображение. Физическое образование способствует приобщению ребенка и к большому спорту. Он приобретает знания о ведущих мировых и отечественных спортсменах, что значительно расширяет его кругозор. Таким образом, реализуя в дошкольном физическом воспитании образовательную задачу, педагог одновременно приобщает ребенка к основам кинестетического образования, готовит его к поступлению в школу. Особо следует подчеркнуть значение физического воспитания как средства, способствующего воспитанию творческой, разносторонне и гармонично развитой личности ребенка.
В процессе физического воспитания осуществляются следующие ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ: - потребность в ежедневных физических упражнениях; - умение рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности; - приобретение грации, пластичности, выразительности движений; - самостоятельность, творчество, инициативность; - самоорганизация, взаимопомощь. Кроме того, у ребенка воспитываются гигиенические навыки, привычка к самообслуживанию, помощи воспитателю в проведении и организации разнообразных форм спортивных игр. Благодаря физическому воспитанию -создаются благоприятные условия для формирования положительных черт характера (организованности, скромности, отзывчивости и т.п.); - закладываются нравственные основы личности (чувства собственного достоинства, справедливости, товарищества, взаимопомощи, ответственности за порученное дело, умение заниматься в коллективе); - осуществляется воспитание волевых качеств (смелость, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость в преодолении трудностей, самообладание); - прививается культура чувств, эстетическое отношение к физическим упражнениям. Таким образом, физическая культура подготавливает ребенка к жизни. Все вышеперечисленные задачи физического воспитания решаются в единстве. Они способствуют всестороннему воспитанию ребенка, направленному на физическое, интеллектуальное, духовное, эмоциональное развитие; психофизическую готовность к труду и учебе в школе. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 268. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |