Исследование уровня предметно-практической деятельности
Задание 1
«Тест с кубиками». Предложите ребенку четыре кубика размером 8 см* и попросите его построить башню. Если он не может это сделать самостоятельно, покажите ему, как поставить один кубик на другой, чтобы сложить башню. Затем попросите его построить поезд (четыре кубика в ряд), мост (один кубик стоит на двух других). Каждый раз наблюдайте за действиями ребенка, не торопитесь поправлять его
Здоровые дети
В 18 месяцев хорошим результатом для ребенка будет умение построить башню из трех- четырех кубиков
Дети с РДА
Легкая стадия
Может самостоятельно построить башню, но чаще выполняет эти постройки в свободной игре, а не по инструкции
Средняя
стадия
Слабо реагирует на речевую инструкцию, но может следить за действиями психолога. Может построить башню из кубиков в вертикальном положении в свободной игре. Отмечаются затруднения в горизонтальном расположении кубиков, конструировании дорожки, поезда. Не умеет обыгрывать постройку. Наиболее привычной формой обыгрывания постройки является ее разрушение
Тяжелая
стадия
Не реагирует как на речевую, так и на «зрительную» инструкцию. Постоянно уходит от контакта. В свободной игре может расставлять кубики, но без учета формы постройки. Стереотипные манипуляции с кубиками
Цель
Исследование уровня дифференцировки форм
Задание 2
«Тост с геометрическими фигурами». Используется доска, куб или шар с прорезями для круга, треугольника и квадрата. Выньте фигуры из прорезей и предложите ребенку вложить их обратно, чтобы доска снова стала гладкой
Здоровые дети
Ребенок в 18 месяцев обычно вкладывает круг правильно, а на него накладывает две другие фигуры
Дети с РДА
Легкая стадия
В свободной игре может правильно соотнести с местом не только круг, но и другие фигуры. Однако при просьбе психолога выполнить задание проявляет негативизм, уходит от общения
Средняя стадия
Может случайно вложить фигуру в нужное отверстие в свободной игре. Отмечаются хаотичные манипуляции, уход от выполнения задания
Тяжелая стадия
В свободной игре может «вытряхнуть» фигурки из отверстий, нецеленаправленно с ними манипулирует: кидает, крутит в руках. Контакт с психологом затруднен, уходит от выполнения задания
Цель
Исследование уровня дифференцировки величины предметов
Задание 3
Тест с пирамидкой. На глазах у ребенка рассыпьте пирамидку и попросите его собрать ее вновь (пирамидка состоит из двух колец). Понаблюдайте за самостоятельными действиями ребенка: способен ли он осуществлять целесообразную деятельность, обнаруживать ошибки и исправлять их
Здоровые дети
Ребенок к 18 месяцам собирает пирамидку, но учесть правильную последовательность еще не может, то есть собирает пирамидку без учета размеров колец
Дети с РДА
Легкая
стадия
В свободной игре может собрать пирамидку с учетом величины колец. Например, начать с самого большого кольца. Однако соблюдение последовательности затруднено. В процессе общения со взрослым может уйти от задания, могут наблюдаться хаотичные манипуляции с кольцами
Средняя
стадия
Успешно разбирает пирамидку, особенно в свободной игре. Испытывает существенные трудности в сборе колец, особенно с учетом размера. В свободной игре может собрать кольца, но без учета величины. Наблюдается повышенная отвлекаемость при выполнении заданий
Тяжелая
стадия
Уходит от выполнения задания, не смотрит на психолога. В свободной игре не выполняет функциональных действий с игрушкой. Кидает, кусает ее, раскидывает кольца. Испытывает оживление при выполнении этих действий. Затрудняется собрать кольца на стержень, отвлекается на другое задание
Цель
Исследование уровня развития двигательной сферы (крупной погорит)
Задание 4
Ребенка просят спуститься, подняться по лестнице, принести игрушки, перешагнуть через небольшой предмет
Здоровые дети
В полтора года ребенок обычно может сам подниматься и спускаться по лестнице, способен нести с собой игрушки, перешагивать через палку, лежащую на полу
Дети с РДА
Легкая стадия
Наблюдается двигательная заторможенность или расторможенность, в зависимости от обстановки. В привычной обстановке движения достаточно координировании. В непривычной обстановке наблюдается скованность или импульсивность движений
Средняя стадия
Может наблюдаться неустойчивая походка, трудности ходьбы по лестнице, особенно при спускании с нее. Движения слабо координированны
Тяжелая стадия
Часто наблюдается задержка в развитии ходьбы. Одновременно начинает бегать и ходить. Бег отличается импульсивностью, порывистостью. Характерен бег с широко расставленными руками. Нередко ходит на цыпочках
Цель
Оценка развития тонкой моторики
Задание 5
Дайте ребенку лист бумаги и мягкий карандаш. Покажите, как можно провести горизонтальную и вертикальную линии. Попросите его повторить ваши действия
Здоровые дети
Ребенок полугора лет повторяет штрих, отдаленно напоминающий прямую линию
Дети с РДА
Легкая стадия
Затруднив имитация движений взрослого. Сопротивляется при оказании помощи. В свободной игре может карандашом провести вертикальные и горизонтальные линии. Отмечаются стереотипии (повторяющиеся движения)
Средняя стадия
Не может повторить любое движение взрослого из-за трудностей контакта. В свободной игре может удерживать карандаш и наносить неопределенные линии. Наблюдается хаотичность, нецеленаправленность графических движений. Редко обращает внимание на результат. Карандаш удерживает в кулаке, но делает это неуверенно
Тяжелая стадия
Инструкцию не воспринимает, отвлекается. Удерживает карандаш, но часто использует его не по назначению: берет в рот, кусает, кидает, пачкается, перекладывает из руки в руку
Цель
Оценка развития памяти
Задание 6
Попросите ребенка выполнить несколько действий подряд: встать со стула, обойти стол кругом, взять книгу, передать ее маме
Здоровые дети
Ребенок в полтора года уже может запомнить и воспроизвести 3-4 действия, по памяти
Дети с РДА
Легкая стадия
Затруднено выполнение действия по памяти. Наблюдается высокое развитие зрительной и слуховой памяти. Более доступно запоминание маршрута на прогулке, расположение знаков на грампластинке или на кассете (безошибочно выбирает нужную музыку). Запоминает стихи, тексты
Средняя стадия
Действия не повторяет, так как с трудом сосредоточивается на инструкции (уходит от контакта). Кроме того, может испытывать трудности при слуховом восприятии инструкции. Между тем демонстрирует хорошее развитие зрительной памяти. Запоминает песни, любит слушать музыку
Тяжелая стадия
Контакт невозможен, хотя действия может запомнить. Возможны отсроченные реакции (г1овторение отдельных действий в свободной игре). Проявляет недовольство, когда не включают музыку. Капризничает, бегает, но свои просьбы не выражает даже жестом
В полтора года ребенок может назвать как минимум один предмет
Дети с РДА
Легкая стадия
Слабость или отсутствие реакции на речь взрослого, не смотрит в лицо говорящему. Лучше реагирует на шепот. Предлагаемые предметы не называет. Может быть развита фразовая речь, но не обращенная к человеку. Эхолалии не только отдельных слов, но и фраз
Средняя стадия
Задание не выполняет, так как нет реакции на речь взрослого. Могут наблюдаться эхолалии и аффективные слова
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 291.
stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...