Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Деловая этика

Программа, методические указания и контрольные задания

Для студентов заочной форм обучения

 

Казань 2010


УДК 301.151

ББК 88.5

П86

П86 Н.А. фон Эссен Деловая этика. Программа, методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения специальности «Экономика»/ Н.А. фон Эссен – Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2010. – 38 с.
  Пособие содержит программу дисциплины, методические указания по изучению разделов дисциплины и выполнению контрольных заданий. Предназначено для самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения.

УДК 301.151

ББК 88.5

 

 

© Казанский государственный энергетический университет, 2010.




ВВЕДЕНИЕ

 

Дисциплина «Деловая этика» относится к группе специальных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Целью дисциплины является изучение психологических механизмов взаимодействия, способов и условий эффективной коммуникации, целесообразного поведения на индивидуальном и групповом уровне, принципов и подхода к выработке и реализации управленческого решения, тактики и стратегии переговорного процесса, а также этических психологических механизмов, причин, условий, способов прогнозирования, оценки и разрешения конфликтных ситуаций.

Дисциплина призвана осветить принципы, рассмотреть этику, виды, стили и специфику делового общения, а также объяснить механизм коммуникативных отношений в организационно-управленческой деятельности.

Прослушав дисциплину «Деловая этика», студент должен знать:

· основные понятия этики, психологические процессы и явления делового общения, а также важнейшие общепсихологические, социально-психологические концепции;

· характерные моменты поведения и организационно-управленческой деятельности человека;

· понимать и уметь охарактеризовать специфику деловых отношений и психологический механизм этих отношений;

· различные стили делового общения, личностные качества руководителя, реализующего конкретный стиль управленческого взаимо-действия;

· особенности ситуации, в которой реализуется данный стиль;

· целесообразность, достоинства и недостатки реализованного стиля общения и адекватность этого стиля требованиям ситуации.

Студентами-заочниками по итогам дисциплины пишется контрольная работа, направленная на выявление уровня знаний студента по дисциплине «Психология делового общения». Форма итоговой аттестации – дифференцированный зачет.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ "ДЕЛОВАЯ ЭТИКА"

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.

№ п/п Раздел дисциплины Всего часов на раздел Семестр Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов
и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
          лк. пр. сам.  
1 Предмет, основные категории и задачи этики делового общения 8 1 1,2 2 2 4 часа Подготовка к контрольной работе лекция№1   Контрольная работа
2 Психология общения 8 1 3,4   2 2   4 часа Подготовка к опросу лекция№2   Устный опрос
3   Деловое общение в рабочей группе 8 1 5,6 2 2 4 часа Подготовка к тесту Лекции №1-3 Тест – предмет этики делового общения, психология общения, деловое общение в рабочей группе
4 Факторы успешного делового общения. 8 1 7,8 2 2 4 часа Подготовка к опросу лекция№4 Устный опрос
5 Конфликты и пути их разрешения 8 1 9,10 2 2 4 часа Подготовка к контрольной работе лекция№5 Контрольная работа
6 Стрессы и стрессоустойчивость в деловом общении. 8 1 11,12 2 2 4 часа Подготовка к тесту Лекции №4-6 Тест - стиль руководства, конфликты, стрессоустойчивость в деловом общении
7 Манипулятивные приемы общения 8 1 13,14 2 2 4 часа Подготовка к контрольной работе лекция№7 Контрольная работа
8 Этика делового общения 8 1 15,16 2 2 4 часа Подготовка к опросу лекция№8 Устный опрос
9 Речевая коммуникация 8 1 17,18 2 2 4 часа Подготовка к тесту Лекции №7-9 Тест – манипулятивные приемы общения, этика и культура делового общения
  Зачет             Тестирование по всем темам
  Экзамен (1 з.е.)              
  Итого: 72     18 18 36  

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

 

1. Предмет, основные категории и задачи Деловой этики

1. Основные принципы и понятия дисциплины «Деловая этика».

2. Общение как восприятие.

3. Идентификация, эмпатия и рефлексия.

4. Факторы, препятствующие правильному восприятию в процессе общения.

 

2. Психология общения

1. Теория каузальной атрибуции.

2. Установка и три ее измерения.

5.  Обратная связь в общении.

6. Особенности вербальной и невербальной коммуникации. Жесты и позы.

 

 

3. Деловое общение в рабочей группе

1. Определение делового общения.

2. Кодекс делового общения.

3. Тактика делового общения.

4. Стили и типы собеседников.

 

4. Факторы успешного делового общения.

1. Эффект первого впечатления.

2. Привлекательная внешность.

3. Телосложение.

 

5. Конфликты и пути их разрешения

1. Конфликты: виды, структура, стадии протекания

2. Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения

3. Стратегия поведения в конфликтной ситуации

4. Конфликты в личностно-эмоциональной сфере

5. Правила поведения в условиях конфликта

6. Методы снятия психологического напряжения в условиях конфликта

6. Стрессы и стрессоустойчивость в деловом общении

1. Стресс и его природа. Дистресс

2. Причины и источники стресса

3. Профилактика стрессов в деловом общении

4. Индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения

 

7. Манипулятивные приемы общения

1. Синтоническая модель общения.

2. Репрезентативные системы.

3. Теория трансактного анализа общения. Определение.

4. Вертикальное и горизонтальное пространство взаимодействия.

5. Дистанции общения и позиции.

 

8. Этика делового общения

1. Ключевые понятия. Эволюция этики делового общения.

2. Позиция и дистанция Лицом к лицу.

3.  Открытая и закрытая позы.

4. Выражение лица. Визуальный контакт. Кивки головой.

5. Тон, темп и громкость голоса. Паузы и молчание. 

6. Подтверждение и повторение. Отрицание или запутывание.

7. Усиление и акцентирование. Контроль и регуляция.

 

9. Речевая коммуникация

1. Виды устноречевого и письменноречевого общения. Виды устноречевого и письменноречевого общения.

2. Реакции, приемы и такт слушания.

3. Виды слушания.

4. Правила эффективной коммуникации по телефону.

5. Если звонят вам.

6. Правила поведения в виртуальном мире.

 

 

ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ОЧНИКОВ

 

ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ

 

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. Лариненко В. Н. Психология и этика делового общения.-М: Юнити-Диана,2007.

2. Кибанов А.Я., Захаров Д.К, Коновалова В.Г. Этика деловых отношений:учебник.- Инфа-М, 2009.

3. ЦибриковаН. В. Этика делового общения. – М:Инстит. Экономики и антикризисного управления,2008.

4. Егоршин А. П., Распопов В. П., Шашкова Н. В. Этика деловых отношений:учебное пособие для вузов.- НИМБ:Н. Новгород,2008.

5. Руденко А. М., Самыгин С. И. Деловое общение. –М:Кронус,2010.

 

дополнительная литература:

1. Де Джордж Р.Т. Деловая этика. В 2-х томах. – М., 2001.

2. Основы этических знаний. – Спб., 1998.

3. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – М., 1998.

4. Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. – М., 2000.

5. PR сегодня: новые подходы, исследования, международная практика. (ч.У, раздел 13). – М., 2002.

16. Шихирев П.Н. Этические принципы ведения дел в России. – М., 1999.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

  1. http://www.philosophy.ru/library/library.html Электронная библиотека Института Философии РАН

2. http://grani.agni-age.net/ «Грани Эпохи» этико-философский журнал

3. http://ethics.iph.ras.ru/ Институт философии Ран .Сектор этики

4. http://www.hrm.ru/ Human Recourse Management

5. http://www.chinadata.ru/ Проект Абирус

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Самостоятельная работа студентов по освоению дисциплины состоит в изучении литературы по теоретическим разделам курса, в самоконтроле знаний с помощью контрольных вопросов и выполнении контрольной работы.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Общение как социально-психологическая проблема.

2. Предмет и основные понятия психологии делового общения.

3. Деловое общение, его виды и формы.

4. Деловая беседа как основная форма делового общения.

5. Тактика аргументации в процессе деловой беседы.

6. Основы психологического климата в коллективе.

7. Психологические аспекты переговорного процесса.

8. Конфликт как социально-психологический феномен профессиональной деятельности.

9. Психологические особенности публичного выступления.

10. Невербальные особенности в делового общения.

11. Спор. Дискуссия. Полемика.

12. Имидж делового человека.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 151.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...