Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Влияние изобразительного искусства на становление личности




Юношеский возраст и что влияет на формирование личности

· В психологических периодизациях А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконинапри рассмотрении юношества акцент делается на смене ведущего типа деятельности, которой в данном возрасте становится учебно-профессиональная деятельность. Л. И. Божович определяет старший школьный возраст в соответствии с развитием мотивационной сферы: юношество она связывает с определением своего места в жизни и внутренней позиции, формированием мировоззрения, моральным сознанием и самосознанием.

· В одной из самых знаменитых книг по юности – книге Л. Коула и Дж. Холла «Психология юности» перечислены проблемы, которые должно решить юношество, прежде чем попадет в «рай взрослого бытия». Речь идет о следующих девяти пунктах: 1) общая эмоциональная зрелость; 2) пробуждение гетеросексуального интереса; 3) общая социальная зрелость; 4) эмансипация от родительского дома; 5) интеллектуальная зрелость; 6) выбор профессии; 7) навыки обращения со свободным временем; 8) построение психологии жизни, основанной на поведении, базирующемся на совести и сознании долга; 9) идентификация «Я» (перцепция «Я»). Достижение взрослого бытия и является конечной целью юности.

· Сталкивая личность с множеством новых, противоречивых жизненных ситуаций, переходный возраст стимулирует и актуализирует ее творческие потенции. Важнейший интеллектуальный компонент творчества – преобладание дивергентного мышления, с которым связывают то, что на один вопрос может быть дано множество одинаково правильных и равноправных ответов (в отличие от конвергентного мышления, предполагающего однозначное решение, снимающее проблему как таковую). Юность психологически склонна к поливариантности, неоднозначности в интеллектуальной деятельности, готова освободиться от обыденных и традиционных представлений, искать новые ассоциации, строить новые связи.

· Юношеский возраст связан с формированием активной жизненной позиции, самоопределением, осознанием собственной значимости, формированием убеждений и ценностей.

Центральное психологическое новообразование юношеского возраста – становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я». Это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, с новой стадией развития интеллекта, с открытием своего внутреннего мира и его эмансипацией от взрослых. Юноши особенно чувствительны к своим внутренним психологическим проблемам, склонны переоценивать их значимость.

Сапогова Е. Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001.- 460 с.

«Для младшего поколения именно война стала временем личностного становления, главным фактором, формировавшим его гражданскую зрелость. И именно их, молодых людей, вступивших в войну 18–20-летними, относят к фронтовому поколению в узком смысле этого понятия. Безусловно, война в той или иной степени «отметила» всех, кому пришлось ее пережить. Но именно «мальчишки – хребет победы», как писал о них В.Кондратьев, составили ядро фронтового поколения с его особой психологией.

Юношеская психика отличается повышенной эмоциональностью, поступки – импульсивностью, взгляды и суждения – категоричностью, максимализмом. Романтичность, поиски идеала и подражание ему, обостренное чувство справедливости; пренебрежение к опасности; стремление к самоутверждению – все эти качества, присущие определенному возрасту, в большей или меньшей степени были характерны для молодых людей 1940-х годов. Сыграла свою роль и система агитации и пропаганды, воспитание в духе «героических традиций революции и гражданской войны», на символах и идеях жертвенности во имя «светлого будущего». Молодые люди, в начале своей сознательной жизни попавшие на фронт, были всецело преданы не просто Отечеству, но Отечеству социалистическому, точнее - они не разделяли в своем сознании два этих понятия. Это было поколение, родившееся и выросшее при новом общественном строе, воспитанное в духе присущей ему идеологии и в минуту опасности вставшее на его защиту.

Не случайно из всех возрастных категорий именно на долю «мальчишек» пришлось наибольшее число потерь. Так, среди молодых людей 1923 г. рождения уцелело всего 3% [7]. По нашим подсчетам, среди известных героев, закрывших своим телом огневую точку врага, 82,5% составляли молодые люди до 30 лет и 65,3% – до 25 лет [8]. Возраст большинства полных кавалеров ордена Славы - от 20 до 24 лет [9].

Но, чтобы осознать в полной мере феномен поколения, на плечи которого всей тяжестью обрушилась война, необходимо помнить, что общественное сознание советских людей, формировавшееся в обстановке 1930-х годов, было разноплановым и противоречивым явлением. В нем причудливо сплетались искренняя вера в социалистические идеи и психология страха, трудовой энтузиазм и порожденные репрессиями подозрительность и пассивность, вполне реальный советский патриотизм, верность государству и негативные черты тоталитарного мировосприятия, благородные идеалы и деформация извечных норм морали «классовыми принципами», жертвенность во имя высоких целей и наивное доверие к пропагандистским штампам». 

(Сенявская Елена Спартаковна – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, действительный член Академии военных наук.

http://www.perspektivy.info/print.php?ID=35842).

Влияние изобразительного искусства на становление личности

Через освоение изобразительного искусства происходит передача духовного опыта человечества, сохранение культурных традиций, уважение к историческому и культурному наследию народов мира.

Разенков И. В. Влияние изобразительного искусства на развитие личности ребенка в системе дополнительного образования [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 171-173. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5358/ (дата обращения: 04.03.2018).

В период ранней юности, когда близится завершение процесса становления личности, формирование ценностных ориентации, эстетическое отношение к искусству приобретает особое значение и смысл. Их влияние распространяется не только на духовную сферу, но также воздействует на физиологическое и психическое совершенствование подростков. Об этом свидетельствуют исследования, показывающие, что эмоционально-эстетическая активность личности связана с функционированием тех образований человеческого мозга, которые имеют непосредственное отношение к регуляции всех важнейших функций. Так, занятия искусством влияют на сердечно-сосудистую, нервную, дыхательную системы подростка, способствуют хорошему самочувствию, плодотворному выполнению самых разнообразные действий. Мнение о том, что «успех воспитания во многом определяется развитием эмоционально-чувственной сферы», разделял и ВА.Сухомлинский. (155, 107) Особое значение он придавал живописи: «...Произведения изобразительного искусства утверждают в юной душе чувства величия и красоты человека, поднимают личность в ее собственных глазах», - писал он. (154, 595), Психика подростка в значительной мере развивается под влиянием сопереживания художественных образов, осмысления ценностей художественной культуры.

Искусство никогда не стояло в стороне от процессов преобразования жизни, активно участвовало в становлении общества, в формировании и развитии исторически нового социального типа личности. (58,29) Известно, что искусство вдохновляет человека на творческое преобразование мира в соответствии с гуманистическими идеалами, «активно формирует его духовный мир гражданскую позицию, идейно-нравственные убеждения, определяет индивидуальную для каждого систему человеческих ценностей», (147,218)

Дарчиева Алена Тимофеевна. Формирование художественных интересов подростков в процессе изобразительно-творческой деятельности : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 Владикавказ, 2007 141 с., Библиогр.: с. 130-141 РГБ ОД, 61:07-13/2501

Советское искусство “с первых дней годины горькой” явилось не только свидетелем — летописцем, но и активным участником Великой Отечественной войны. Оно играло важную роль в мобилизации духовных сил людей для отпора врагу.

Всюду, на фронте, в тылу живописцы создавали художественную летопись Великой Отечественной войны, писали по горячим следам сражений. Эскизы, наброски, графические листы, сделанные на полях сражений, нередко воплощались в монументальные батальные полотна.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 262.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...