![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Игра ребенка перерастает в фантазию подростка ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
воображение подростка порывает связь с действительными предметами опора воображения остается конкретной, но менее наглядной отмечается прогрессирующая абстрактность воображения фантазия подростка более творческая по сравнению с ребенком фантазия более продуктивная по сравнению с взрослым человеком абстрактное мышление и воображение не связаны друг с другом наличие внутренней зависимости воображения от мышления в понятиях мышление с помощью метафор подростки создают творческие образы для себя воображение подростка начинает опираться на понятия фантазии подростка впервые обращаются в интимную сферу возникает новый сложный мир влечений, интересов и побуждений
Основные закономерности развития личности: Закон перехода от непосредственных, природных, естественных форм и способов поведения к опосредованным, искусственным, возникшим в процессе культурного развития психическим функциям (пример: переход от непроизвольного запоминания к произвольному). Отношение между высшими психическими функциями было некогда реальным отношением между людьми; коллективные, социальные формы поведения в процессе развития становятся способом индивидуального приспособления, формами поведения и мышления личности (все высшие психические функции возникают из коллективных форм поведения).
Переход функции извне вовнутрь Личность: самосознание человека, возникающее именно в эту пору: новое поведение человека становится поведением для себя, человек сам осознает себя как известное единство. ^ Образование личности – конечный результат переходного возраста.
Проблема возраста Проблема возрастной периодизации детского развития
периодизации на основе ступенчатообразного построения других процессов, так или иначе связанных с детским развитием. выделение какого-нибудь одного признака детского развития как условного критерия для его членения на периоды. связана со стремлением перейти от чисто симптоматического и описательного принципа к выделению существенных особенностей самого детского развития.
Кризис новорожденности. Младенческий возраст (2 мес — 1 год). Кризис одного года. Раннее детство (1 год — 3 года). Кризис 3 лет Дошкольный возраст (3 года—7 лет). Кризис 7 лет. Школьный возраст (8 лет—12 лет). Кризис 13 лет Пубертатный возраст (14 лет—18 лет). Кризис 17 лет
Месяц – 1 год Кризис новорожденности (с рождения до конца1ого месяца жизни) Социальная ситуация развития: ребенок физически отделяется от матери, но не биологически ^ Противоречия возраста: Ребенок уже обладает рядом двигательных реакций на внешние и внутренние раздражители Он еще лишен самостоятельности передвижения в пространстве ^ Основные психические новообразования: Хотя жизнь у ребенка появляется еще до рождения, новым является то, что эта жизнь становится индивидуальным существованием, отделенной от организма матери и включенной в социальную жизнь людей. Жизнь новорожденного стала не только индивидуальной, но и психической Младенчество (с месяца до 1 года) Социальная ситуация развития: Ребенок является максимально социальным существом Ребенок лишен основного средства общения - речи ^ Основные психические новообразования: «комплекс оживления»: Улыбки (появляются на первой неделе второго месяца) Вокализация (агу – агу, гули – гули) Двигательные реакции (поворот головы; скашивание глаз на взрослого и т.д.) ^ Общий принцип развития: Сенсорное развитие опережает моторное Возникает акт хватания (около 5 месяцев) Ведущий вид деятельности: непосредственное эмоциональное общение ребенка с матерью
Рефлексологическая теория: Младенец = существо безусловных рефлексов Развитие личности младенца = процесс образования условных рефлексов, их дифференцировка Теория трех ступеней Видоизмененная и дополненная рефлексологическая теория. К безусловным рефлексам и образованию условных рефлексов добавилась еще одна ступень – стадия интеллекта, которая качественная отличается от простого образования навыка (формирования условного рефлекса). Теория, понимающая младенческий возраст как субъективистскую стадию развития. Новорожденные = замкнутое в себе существо, погруженное в собственную субъективность, постепенно обращающееся к объективному миру Первый год жизни – это и есть даны переход от субъективного мира к объективному (переход от Я к внешнему миру). Теория солипсизма, свойственного младенческому возрасту Младенец, согласно этой теории, также живет как бы в сновидении. 3. Фрейд говорит о нарциссизме младенца так, словно он не имеет интереса ни к чему другому, кроме самого себя. Дальнейшее развитие ребенка заключается в постепенном убывании солипсизма и социализации мышления и сознания ребенка, обращающегося к внешней действительности. Эгоцентризм, свойственный ребенку более позднего возраста, является компромиссом между изначальным солипсизмом и постепенной социализацией мысли.
К 9 месяцам ребенок начинает ходить, отделяясь таким образом от взрослого и расширяя свое пространство. ^ Основные психические новообразования: Манипулятивные действия с предметами Ходьба Первые слова, которые носят характер указательных жестов Появляется специфическая речь, которую узнают только близкие Социальная ситуация развития: общение ребенка и матери происходит по поводу предметной деятельности
Года Социальная ситуация развития: Ребенок и взрослый автономны Появляется совместная деятельность ребенка и взрослого ^ Противоречия возраста: Предпосылки перехода на качественно новую ступень развития – переход автономной речи на речь «для других» Основные психические новообразования: Формирования и развитие речи, которая понятна другим и используется как средство общения Развитие самостоятельной ходьбы Возникновение наглядно – действенного мышления Возникновение сознания, выступающего для других в виде собственного Я 3 линии развития в период раннего детства: Возникновение прямохождения Предметная деятельность Развитие речи
Кризис протекает по оси перестройки социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей.
Негативизм Упрямство основные симптомы Строптивость
Протест второстепенные Обесценивание требований взрослого симтомы Деспотизм и ревность Так называемое семизвездие симптомов кризиса обнаруживает: новые черты всегда связаны с тем, что ребенок начинает мотивировать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с другими людьми. Кризис 7 лет Особенности кризиса 7 лет: Переживания приобретают смысл (сердящийся ребенок понимает, что он сердит), благодаря этому у ребенка возникают такие новые отношения к себе, которые были невозможны до обобщения переживаний. К кризису семи лет впервые возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств ^ Симптомы кризиса 7 лет: Потеря непосредственности между желанием и действием Манерничанье Симптом «горькой конфеты» Данный кризис требует перехода к новой социальной ситуации развития, к новым отношениям с взрослым, стремление выполнять общественно – полезную деятельность. ^ Разрешение кризиса: ребенок переходит в школу, тем самым удовлетворяет потребность в выполнении общественно – полезной деятельности.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 467. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |