Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Игра ребенка перерастает в фантазию подростка





Отличия воображения ребенка и подростка:

воображение подростка порывает связь с действительными предметами

опора воображения остается конкретной, но менее наглядной

отмечается прогрессирующая абстрактность воображения

фантазия подростка более творческая по сравнению с ребенком

фантазия более продуктивная по сравнению с взрослым человеком

абстрактное мышление и воображение не связаны друг с другом

наличие внутренней зависимости воображения от мышления в понятиях

мышление с помощью метафор

подростки создают творческие образы для себя

воображение подростка начинает опираться на понятия

фантазии подростка впервые обращаются в интимную сферу

возникает новый сложный мир влечений, интересов и побуждений


Динамика и структура личности подростка

Основные закономерности развития личности:

Закон перехода от непосредственных, природных, естественных форм и способов поведения к опосредованным, искусственным, возникшим в процессе культурного развития психическим функциям (пример: переход от непроизвольного запоминания к произвольному).

Отношение между высшими психическими функциями было некогда реальным отношением между людьми; коллективные, социальные формы поведения в процессе развития становятся способом индивидуального

приспособления, формами поведения и мышления личности (все высшие психические функции возникают из коллективных форм поведения).


структуры высших психических функций представляют собой слепок коллективных социальных отношений между людьми

 


В процессе своего развития человек интериоризирует культурные ценности и нормы.


^ Происходит выработка детской морали

Переход функции извне вовнутрь

Личность: самосознание человека, возникающее именно в эту пору: новое поведение человека становится поведением для себя, человек сам осознает себя как известное единство.

^ Образование личности – конечный результат переходного возраста.

 


Часть 2: Вопросы детской (возрастной) психологии







Проблема возраста

Проблема возрастной периодизации детского развития


группы периодизации в психологии:

периодизации на основе ступенчатообразного построения других процессов, так или иначе связанных с детским развитием.

выделение какого-нибудь одного признака детского развития как условного критерия для его членения на периоды.

связана со стремлением перейти от чисто симптоматического и описательного принципа к выделению существенных особенностей самого детского развития.


^ Возрастная периодизация во Л.С. Выготскому:

Кризис новорожденности.

Младенческий возраст (2 мес — 1 год).

Кризис одного года.

Раннее детство (1 год — 3 года).

Кризис 3 лет

Дошкольный возраст (3 года—7 лет).

Кризис 7 лет.

Школьный возраст (8 лет—12 лет).

Кризис 13 лет

Пубертатный возраст (14 лет—18 лет).

Кризис 17 лет


Основной закон динамики возрастов: силы, движущие развитие ребенка в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к отрицанию и разрушению самой основы развития всего возраста, с внутренней необходимостью определяя аннулирование социальной ситуации развития, окончание данной эпохи развития и переход к следующей, или высшей, возрастной ступени

 


^ МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ





Месяц – 1 год

Кризис новорожденности (с рождения до конца1ого месяца жизни)

Социальная ситуация развития:

ребенок физически отделяется от матери, но не биологически

^ Противоречия возраста:

Ребенок уже обладает рядом двигательных реакций на внешние и внутренние раздражители

Он еще лишен самостоятельности передвижения в пространстве

^ Основные психические новообразования:

Хотя жизнь у ребенка появляется еще до рождения, новым является то, что эта жизнь становится индивидуальным существованием, отделенной от организма матери и включенной в социальную жизнь людей.

Жизнь новорожденного стала не только индивидуальной, но и психической

Младенчество (с месяца до 1 года)

Социальная ситуация развития:

Ребенок является максимально социальным существом

Ребенок лишен основного средства общения - речи

^ Основные психические новообразования:

«комплекс оживления»:

Улыбки (появляются на первой неделе второго месяца)

Вокализация (агу – агу, гули – гули)

Двигательные реакции (поворот головы; скашивание глаз на взрослого и т.д.)

^ Общий принцип развития:

Сенсорное развитие опережает моторное

Возникает акт хватания (около 5 месяцев)

Ведущий вид деятельности:

непосредственное эмоциональное общение ребенка с матерью


^ Основные теории младенческого возраста:

Рефлексологическая теория:

Младенец = существо безусловных рефлексов

Развитие личности младенца = процесс образования условных рефлексов, их дифференцировка

Теория трех ступеней

Видоизмененная и дополненная рефлексологическая теория.

К безусловным рефлексам и образованию условных рефлексов добавилась еще одна ступень – стадия интеллекта, которая качественная отличается от простого образования навыка (формирования условного рефлекса).

Теория, понимающая младенческий возраст как субъективистскую стадию развития.

Новорожденные = замкнутое в себе существо, погруженное в собственную субъективность, постепенно обращающееся к объективному миру

Первый год жизни – это и есть даны переход от субъективного мира к объективному (переход от Я к внешнему миру).

Теория солипсизма, свойственного младенческому возрасту

Младенец, согласно этой теории, также живет как бы в сновидении. 3. Фрейд говорит о нарциссизме младенца так, словно он не имеет интереса ни к чему другому, кроме самого себя. Дальнейшее развитие ребенка заключается в постепенном убывании солипсизма и социализации мышления и сознания ребенка, обращающегося к внешней действительности. Эгоцентризм, свойственный ребенку более позднего возраста, является компромиссом между изначальным солипсизмом и по­степенной социализацией мысли.


Кризис первого года

К 9 месяцам ребенок начинает ходить, отделяясь таким образом от взрослого и расширяя свое пространство.

^ Основные психические новообразования:

Манипулятивные действия с предметами

Ходьба

Первые слова, которые носят характер указательных жестов

Появляется специфическая речь, которую узнают только близкие

Социальная ситуация развития:

общение ребенка и матери происходит по поводу предметной деятельности


^ РАННЕЕ ДЕТСТВО




Года

Социальная ситуация развития:

Ребенок и взрослый автономны

Появляется совместная деятельность ребенка и взрослого

^ Противоречия возраста:

Предпосылки перехода на качественно новую ступень развития – переход автономной речи на речь «для других»

Основные психические новообразования:

Формирования и развитие речи, которая понятна другим и используется как средство общения

Развитие самостоятельной ходьбы

Возникновение наглядно – действенного мышления

Возникновение сознания, выступающего для других в виде собственного Я

3 линии развития в период раннего детства:

Возникновение прямохождения

Предметная деятельность

Развитие речи

 


Кризис 3 лет

Кризис протекает по оси перестройки социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей.


^ Симптомы кризиса 3 лет:

Негативизм

Упрямство основные симптомы

Строптивость


Своеволие и своенравие

Протест второстепенные

Обесценивание требований взрослого симтомы

Деспотизм и ревность

Так называемое семизвездие симптомов кризиса обнаруживает: новые черты всегда связаны с тем, что ребенок начинает мотивировать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с другими людьми.




Кризис 7 лет

Особенности кризиса 7 лет:

Переживания приобретают смысл (сердящийся ребенок понимает, что он сердит), благодаря этому у ребенка возникают такие новые отношения к себе, которые были невозможны до обобщения переживаний.

К кризису семи лет впервые возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств

^ Симптомы кризиса 7 лет:

Потеря непосредственности между желанием и действием

Манерничанье

Симптом «горькой конфеты»

Данный кризис требует перехода к новой социальной ситуации развития, к новым отношениям с взрослым, стремление выполнять общественно – полезную деятельность.

^ Разрешение кризиса: ребенок переходит в школу, тем самым удовлетворяет потребность в выполнении общественно – полезной деятельности.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 406.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...