![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Само мышление в этот период не имеет существенного и определяющего значения для процессов развития подростка в целомСтр 1 из 2Следующая ⇒
Конспект труда Л.С. Выготского «Детская психология (том 4)»
Развитие интересов в переходном возрасте Проблема интереса в подростковом возрасте ярко выражена, так как все психологические функции человека на каждой ступени развития действуют в определенной системе, направляемые определенными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами. ^ Как соотносятся интерес и влечение?
Интересы приобретенные (интересы) НО:отношения между влечением и интересом = отношение между врожденными и приобретенными реакциями
НО:все интересы, все побуждающие силы нашей деятельности врожденны и в последнем счете обусловлены биологической природой инстинктов.
Интересы - целостные динамические тенденции, определяющие структуру направленности наших реакций. Интересы рассматриваются новой психологией как жизненные, органические процессы, глубоко укорененные в органической, биологической основе личности, но развивающиеся вместе с развитием всей личности.
Фаза влечений: появление новых влечений, создающих органическую основу для новой системы интересов. ^ Фаза интересов: созревания этой новой системы, надстраивающейся над новым влечением.
это есть период ломки и отмирания старых интересов период вызревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы.
неустойчивость беспокойство понижение настроения пониженная успеваемость и работоспособность нарушение дисциплины негативизм НО:негативная фаза - нормальный и необходимый период, через который должен пройти подросток. Отсутствие этой фазы наблюдается только тогда, когда развитие подростка отклоняется от нормы в том или ином отношении или когда наступает преждевременно ранняя зрелость.
нарастающие стабилизационные процессы процессы действительно критические
процессы, приводящие к оформлению зарождающихся элементов взрослого человека
Основные интересы стадии: эгоцентрическая установка подростка доминанта дали тягу к сопротивлению преодолению, к волевым напряжениям хулиганство борьба против воспитательского авторитета протест Таким образом, выделяют две фазы в периоде подросткового возраста: негативную фазу и положительную фазу. Ребенок должен пройти через обе стадии для полноценного психического развития, формирования интересов и преодолению задач данного возрастного периода. Развитие мышления подростка и образование понятий
Ш. Бюлер, О. Кро: само мышление в этот период не имеет существенного и определяющего значения для процессов развития подростка в целом ^ НО:нельзя сводить развитие подростков к эмоциональным изменениям и «откидывать» интеллектуальное. Рубинштейн: вся разница между мышлением ребенка и подростка сводится к тому, что те же самые формы мышления заполняются у ребенка и подростка различным содержанием.
Формы мышления заполнены Возникает тенденция заполнять Несущественными признаками их признаками существенными
^ ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЙ: Исследователи говорят о кардинальных изменениях в содержании мышления в подростковом возрасте, но отрицают всякий сдвиг в развитии интеллектуальных операций.
В подростковом возрасте ребенок впервые овладевает процессов образования понятий – это центральное изменение всего переходного возраста.
Содержание мышления обновляется и перестраивается Содержание и форма находятся во взаимной обусловленности Мышление подростка интериоризируется Появляются новые формы деятельности, формы мышления Раскрывается мир объективного общественного сознания Возрастает активность участия в культурно – общественной жизни Подростки требуют доказательств Появляется тяга к искусству Тенденция к понимаю других, себя, окружающего мира Переход к более абстрактному мышлению, но полностью оно не сформировано, т.к. подросток еще недостаточно осознает собственные мыслительные операции и не может в полной мере овладеть ими
^ Основные закономерности, наблюдающиеся в развитии нервной системы: сохранение в виде отдельных ступеней низших центров переход функций вверх эмансипация низших центров при заболевании — полностью находят соответствие и в истории развития психических функций. ВОСПРИЯТИЕ: самая ранняя в истории развития психических функций ребенка существенного развития в этом возрасте не наблюдается, так как восприятие сформировано значительно раньше 12 лет на каждой возрастной ступени восприятие качественно изменяется в подростковом возрасте происходит сближение восприятия с мышлением и связь с речью происходит слияние наглядного впечатления и мышления, т.е. появляется «наглядное мышление» наглядное мышление подростка включает в себяабстрактное мышление и мышление в понятиях подросток осмысливает всю действительность в понятиях
нет единого мнения о том, развивается ли память в период переходного возраста примитивное мышление опирается на мышление, память – на мышление у подростка за внешней видимостью образов памяти скрываются истинные понятия основное развитие заключается в сближении функции памяти и интеллекта тенденция к переходу к внутренней памяти (т.к. развивается внутренняя речь) память подростка освобождается от эйдетических наглядных образов вербальная память, запоминание в понятиях, непосредственно связанные с осмысливанием, анализом и систематизацией материала, выдвигаются на первый план
ВНИМАНИЕ: внимание интеллектуализируется (подчиняется интеллекту) внимание становится произвольным становится более длительным и активным большая концентрация внимания увеличение устойчивость расширение диапазона внимания носит опосредованный характер
Речь и действие сближаются, и это имеет решающее значение и для действия, и для речи речь приобретает известные логические формы, интеллектуализируется только в силу того, что она отражает и сопровождает практические интеллектуальные операции ребенка Речевое мышление сперва должно возникнуть объективно и лишь потом субъективно. Сперва оно возникает в себе, а потом для себя. практическое мышление, приведя к интеллектуализации речи, само становится речевым. Оно вербализуется. Благодаря этому бесконечно расширяются его возможности. Двоякая опосредованность: с одной стороны, практическая деятельность опосредована орудиями в прямом смысле слова, с другой – в переносном: орудиями мышления, средствами, с помощью которых совершается интеллектуальная операция. отношения, существующие между памятью и интеллектом, сменяются на обратные. Воспринимать — значит мыслить видимое в понятиях, синтезировать конкретное и общее. Восприятие становится функцией мышления происходит окончательное разделение и развитие личности и мировоззрения ребенка
воображение и творчество, связанные со свободной переработкой элементов опыта, с их свободным сочетанием, требуют непременно в качестве предпосылки той внутренней свободы мышления, действия и познания, которой достигает только тот, кто уже овладел образованием понятий. |
|||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 209. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |