Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Само мышление в этот период не имеет существенного и определяющего значения для процессов развития подростка в целом




Конспект труда Л.С. Выготского «Детская психология (том 4)»


Часть 1: Педология подростка


Развитие интересов в переходном возрасте

Проблема интереса в подростковом возрасте ярко выражена, так как все психологические функции человека на каждой ступени развития действуют в определенной системе, направляемые определенными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами.

^ Как соотносятся интерес и влечение?

Динамическая психология


Торндайк:врожденные (влечения)

Интересы

приобретенные (интересы)

НО:отношения между влечением и интересом

=

отношение между врожденными и приобретенными реакциями


механизм приобретения интересов сводится к простому механизму дрессуры и тренировки


В. Мак-Дауголл: интересы НЕ МОГУТ приобретаться и возникать так же, как и навыки. Навыки не содержат в себе особо присущего им стремления, они определяют, как мы должны выполнять наши задачи, но не являются движущими силами процесса и не поддерживают его.

НО:все интересы, все побуждающие силы нашей деятельности врожденны и в последнем счете обусловлены биологической природой инстинктов.


Проблема соотношения интересов и влечений в данных двух теориях не решена.


^ Структурная теория интересов

Интересы - целостные динамические тенденции, определяющие структуру направленности наших реакций.

Интересы рассматриваются новой психологией как жизненные, органические процессы, глубоко укорененные в органической, биологической основе личности, но развивающиеся вместе с развитием всей личности.

 


^ Фазы в развитии интересов = фазами биологического созревания подростка.


развитие интересов находится в теснейшей и прямой зависимости от процессов биологического созревания и что ритм органического созревания определяет ритм в развитии интересов.


^ Две основные фазы переходного возраста (по Петерсу):

Фаза влечений: появление новых влечений, создающих органическую основу для новой системы интересов.

^ Фаза интересов: созревания этой новой системы, надстраивающейся над новым влечением.


Подростковый период характеризуется двумя основными чертами:

это есть период ломки и отмирания старых интересов

период вызревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы.


Различные исследователи, несмотря на расхождение в отдельных определениях, согласно устанавливают наличие негативной фазы в начале переходного возраста:

неустойчивость

беспокойство

понижение настроения

пониженная успеваемость и работоспособность

нарушение дисциплины

негативизм

НО:негативная фаза - нормальный и необходимый период, через который должен пройти подросток. Отсутствие этой фазы наблюдается только тогда, когда развитие подростка отклоняется от нормы в том или ином отношении или когда наступает преждевременно ранняя зрелость.


Залкинд: процессы, из которых складывается критический период в развитии подростка:

нарастающие стабилизационные процессы

процессы действительно критические

 

процессы, приводящие к оформлению зарождающихся элементов взрослого человека


^ Положительная фаза: фаза культурных интересов (по Тумлирцу):

Основные интересы стадии:

эгоцентрическая установка подростка

доминанта дали

тягу к сопротивлению

преодолению,

к волевым напряжениям

хулиганство

борьба против воспитательского авторитета

протест

Таким образом, выделяют две фазы в периоде подросткового возраста: негативную фазу и положительную фазу. Ребенок должен пройти через обе стадии для полноценного психического развития, формирования интересов и преодолению задач данного возрастного периода.













Развитие мышления подростка и образование понятий


Отрицание существенных изменений, происходящих в интеллектуальном развитии подростка, неизбежно приводит к признанию простого роста интеллекта в годы созревания и его большей независимости от чувственного материала.

Ш. Бюлер, О. Кро:


само мышление в этот период не имеет существенного и определяющего значения для процессов развития подростка в целом

^ НО:нельзя сводить развитие подростков к эмоциональным изменениям и «откидывать» интеллектуальное.

Рубинштейн: вся разница между мышлением ребенка и подростка сводится к тому, что те же самые формы мышления заполняются у ребенка и подростка различным содержанием.

 

 


У ребенка: У подростка:

Формы мышления заполнены Возникает тенденция заполнять

Несущественными признаками их признаками существенными

 


Все авторы сходятся в том, что, отрицая новообразования в области интеллектуальных форм, они неизбежно должны признать полное обновление всего содержания мышления в переходном возрасте.

^ ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЙ:

Исследователи говорят о кардинальных изменениях в содержании мышления в подростковом возрасте, но отрицают всякий сдвиг в развитии интеллектуальных операций.


Л. С. Выготский:

В подростковом возрасте ребенок впервые овладевает процессов образования понятий – это центральное изменение всего переходного возраста.


Разрешается проблема соотношения форм и содержания мышления, т.к. есть определенное содержание мыслей, которые могут быть адекватно поняты, усвоены, восприняты только в определенных формах интеллектуальной деятельности.


^ Мышление подростка переходит от конкретного к понятийному.


Следствия:

Содержание мышления обновляется и перестраивается

Содержание и форма находятся во взаимной обусловленности

Мышление подростка интериоризируется

Появляются новые формы деятельности, формы мышления

Раскрывается мир объективного общественного сознания

Возрастает активность участия в культурно – общественной жизни

Подростки требуют доказательств

Появляется тяга к искусству

Тенденция к понимаю других, себя, окружающего мира

Переход к более абстрактному мышлению, но полностью оно не сформировано, т.к. подросток еще недостаточно осознает собственные мыслительные операции и не может в полной мере овладеть ими

 


Развитие высших психических функций в переходном возрасте


Развитие высших психических функций в переходном возрасте обнаруживает чрезвычайно ясно и отчетливо основные закономерности, характеризующие процессы развития нервной системы и поведения.

^ Основные закономерности, наблюдающиеся в развитии нервной системы:

сохранение в виде отдельных ступеней низших центров

переход функций вверх

эмансипация низших центров при заболевании — полностью находят соответствие и в истории развития психических функций.

ВОСПРИЯТИЕ:

самая ранняя в истории развития психических функций ребенка

существенного развития в этом возрасте не наблюдается, так как восприятие сформировано значительно раньше 12 лет

на каждой возрастной ступени восприятие качественно изменяется

в подростковом возрасте происходит сближение восприятия с мышлением и связь с речью

происходит слияние наглядного впечатления и мышления, т.е. появляется «наглядное мышление»

наглядное мышление подростка включает в себяабстрактное мышление и мышление в понятиях

подросток осмысливает всю действительность в понятиях


ПАМЯТЬ:

нет единого мнения о том, развивается ли память в период переходного возраста

примитивное мышление опирается на мышление, память – на мышление

у подростка за внешней видимостью образов памяти скрываются истинные понятия

основное развитие заключается в сближении функции памяти и интеллекта

тенденция к переходу к внутренней памяти (т.к. развивается внутренняя речь)

память подростка освобождается от эйдетических наглядных образов

вербальная память, запоминание в понятиях, непосредственно связанные с осмысливанием, анализом и систематизацией материала, выдвигаются на первый план

 

ВНИМАНИЕ:

внимание интеллектуализируется (подчиняется интеллекту)

внимание становится произвольным

становится более длительным и активным

большая концентрация внимания

увеличение устойчивость

расширение диапазона внимания

носит опосредованный характер


^ ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Речь и действие сближаются, и это имеет решающее значение и для действия, и для речи

речь приобретает известные логические формы, интеллектуализируется только в силу того, что она отражает и сопровождает практические интеллектуальные операции ребенка

Речевое мышление сперва должно возникнуть объективно и лишь потом субъективно. Сперва оно возникает в себе, а потом для себя.

практическое мышление, приведя к интеллектуализации речи, само становится речевым. Оно вербализуется. Благодаря этому бесконечно расширяются его возможности.

Двоякая опосредованность: с одной стороны, практическая деятельность опосредована орудиями в прямом смысле слова, с другой – в переносном: орудиями мышления, средствами, с помощью которых совершается интеллектуальная операция.

отношения, существующие между памятью и интеллектом, сменяются на обратные. Воспринимать — значит мыслить видимое в понятиях, синтезировать конкретное и общее. Восприятие становится функцией мышления

происходит окончательное разделение и развитие личности и мировоззрения ребенка

 


Воображение и творчество подростка

воображение и творчество, связанные со свободной переработкой элементов опыта, с их свободным сочетанием, требуют непременно в качестве предпосылки той внутренней свободы мышления, действия и познания, которой достигает только тот, кто уже овладел образованием понятий.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 167.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...