Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема «Рыбы» (обучение составлению рассказа-описания щуки)




ЦЕЛИ

• Обучать составлению рас­сказа-описания щуки с ис-


пользованием графического плана.

• Учить отбирать содержа­
ние, определять последова­
тельность изложения, ис­
пользуя в качестве плана
модели-картинки.

• Учить образовывать родствен­
ные слова к слову «рыба».

• Учить согласовывать числи­
тельные с существительны­
ми.

• Развивать внимание, па­
мять, мышление.

ОБОРУДОВАНИЕ

Игры: «Загадки золотой рыбки», «Дерево родственных слов», «Рыболов»; «Копилка слов»; карточки с цифрами от 1 до 5; игрушка кот; схемы для составления описательно­го рассказа.










Введение в тему занятия

Дети входят в кабинет логопеда. На столе лежат «чешуйки» с тек­стами загадок. Дети берут по одной «чешуйке», логопед зачитывает за­гадку и предлагает запомнить от­гадку. Отгадавший загадку ребенок прикрепляет «чешуйку» к рыбке и садится на место.

Логопед. Дети, вы дога­дались, о чем мы сегодня бу­дем говорить?

Дети отвечают.



Выполнение лексико-грамматических упражнений

1. Игра «Дерево родствен­ных слов»

Логопед. В нашей реке живет не простая рыбка. Она волшебная, золотая. А на бе­регу реки растет дерево. Но это дерево тоже не простое. На нем растут не листья, а сло­ва. И все эти слова похожи на слово «рыба».

Есть слово маленькое, лас­ковое — рыбка.

Есть слово большое — ры­бища.

Есть слово красивое, слово-признак — рыбный.

Есть слово-действие — ры­бачить.

Есть слово, которое говорят, когда кого-то или чего-то мно­го, — рыбы.

Есть слово-человек — ры­бак или рыболов.

Подул вдруг ветерок и все слова-листики упали на зем­лю. Давайте вернем их обрат­но на дерево.

Дети называют слова и прикреп­ляют листики на дерево.

Работа с мнемотабли-цей на слово «рыболов»

Логопед. Как называет­ся человек, который ловит рыбу?

Дети. Рыболов.

Логопед. Внимательно рассмотрите таблицу (рис. 13) и запомните, что где на­ходится.

8-9111


Рис. 13. Мнемотаблица на слово «рыболов»

5 — человек-рыболов;

8 первый звук в слове
«рыболов» [р];

1 — букву р можно сло­
жить из двух палочек, слово
«рыболов» составлено из двух
слов;

2 — рыба; 3 — ловить
(удочка);

7 — рыбу ловят на лодке; 4 в реке;

6 кота тоже можно на­
звать рыболовом;

9 — есть птицы, которые
питаются рыбой.

Дети называют, что и где находится в таблице, логопед зарисовывает на доске.









Динамическая пауза

Координация речи с движением

Утром рано мы проснулись: Потянулись, потянулись. Взяли удочку. С утра На рыбалку нам пора. Вот крутой бережок: Раз — шажок, два —

шажок.

Мы до вечера удили: Много рыбы наловили.



КРУГЛЫЙ СТОЛ


КГ4',"2008)


(Ж4,2008





КРУГЛЫЙ СТОЛ


 




Игра «Рыболов»

Дети ловят по одной рыбке с по­мощью удочки. Логопед показыва­ет детям цифры от 1 до 5.

Логопед. Лиза, сколько рыб ты поймала?

Л и з а. Я поймала две рыбы.

3. Развитие мелкой мото­
рики

Собирались мы домой С карпом, сомом и плотвой. А еще в ведре линёк, Ершик, щука, окунек. Мама рада: «Ха-ха-ха, Будет вкусная уха!»

Дети соединяют одноименные пальцы левой и правой руки на каж­дый ударный слог.


Составление рассказа-описания щуки

1. Составление плана вы­сказывания

Логопед. Посмотрите, пока мы ходили на речку, кто-то поймал нашу золотую рыб­ку на крючок. Кто бы это мог быть?

Появляется Кот.

Кот. Здравствуйте, ребят­ки! Меня зовут кот-рыболов!

Дети. Кот, отпусти нашу рыбку.

Кот. Хорошо, только под­скажите мне, как называется рыбка, которую я поймал вче­ра. Я ее положил в ведро и сварил из нее уху. Что это за рыбка?


Дети. Мы не можем ска­зать, что это за рыбка.

Кот. Почему?

Дети. Потому что ты не­правильно о ней рассказывал. Мы с ребятами научим тебя правильно рассказывать. По­кажи, какую рыбку ты пой­мал вчера.

Кот. Вот эту. (Показыва­ет щуку.)

Дети. О чем нужно ска­зать сначала?

Кот. Назвать рыбу.

Дети. Давайте ее назовем.

На фланелеграф помещается изображение щуки.

Это щука.

К о т. О чем скажем потом? Дети. О том, где она жи­вет.

На фланелеграф помещается изображение реки.

Она живет в реке.

Кот. Чем она питается? Назовите части тела щуки. Что человек может пригото­вить из щуки?

Дети отвечают.


Образец описания щуки логопедом

Логопед. Я поняла, как надо рассказывать о щуке. Послушайте, ребята, ничего я не пропущу?

Это щука. Она живет в реке. Она питается мелкими рыбешками. У нее есть голо­ва, плавники, хвост, острые зубы. Ее тело покрыто чешу-


ей. Люди готовят из щуки кот­леты и уху.

3. Составление рассказов детьми


Итогзанятия

Логопед. О какой рыбке мы научились рассказывать сегодня на занятии?

Дети отвечают.

А теперь положите в «Копил­ку слов» отгадки и другие сло­ва, которые вы запомнили на занятии.

Список использованной

И рекомендуемой литературы

Болъшова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мне­мотехники. СПб., 2005.

Волковская Т Л., Юсупова ГХ. Психологическая помощь дош-


кольникам с общим недоразви­тием речи. М., 2004.

Гурьева НА. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тет­радь упражнений по мнемотех­нике. СПб., 2000.

Малетина Н.С., Пономаре­ва Л.В. Моделирование в опи­сательной речи детей с ОНР // Дошкольное воспитание. 2004. № 6. С. 64—68.

Соломенникова Л. Об исполь­зовании наглядности для форми­рования связной монологической речи // Дошкольное воспитание. 1999. № 4. С. 54—59.

Ткаченко ТА. Использование схем в составлении описатель­ных рассказов // Дошкольное воспитание. 1990. № 10. С. 16—21.

Широких Т Д. Учим стихи — развиваем память // Ребенок в детском саду. 2004. № 2. С. 59— 62.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 269.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...