Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Распределение материала по теме «Осень» в старшей логопедической группе (1-й год обучения)Стр 1 из 3Следующая ⇒
4,20108 наиболее эффективно такое обучение, которое несколько опережает развитие ребенка, однако не превышает его возможностей. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Коррекционное воздействие должно основываться на максимальном использовании возможностей аномального ребенка и постепенной активизации нарушенных функций. Эффективным коррекцион-ным средством при обучении связной речи дошкольников с ОНР служат приемы мнемотехники в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту. Исследования мнести-ческой функции у детей с ОНР показали, что объем их зрительной памяти практически не отличается от нормы, остаются относительно сохранными и возможности смыслового, логического запоминания. Однако заметно снижены их слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Мнемоника, или мнемотехника, — система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотаб-лиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными учебными задачами. Однако для развития связной речи применение одних искусственных приемов мало, поскольку основной опорой запоминания являются не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи, устанавливаемые как внутри того, что запоминается, так и между запоминаемым материалом и чем-либо уже хорошо известным. Особенность методики — применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких (лесных) животных используется елка, а для обозначения домашних — дом. КРУГЛЫЙ СТОЛ "№4,2008]) (Ж4/2008 КРУГЛЫЙ СТОЛ
Традиционно работа по развитию связной речи детей с ОНР ведется по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов, разучивание стихотворений, отгадывание загадок. Дидактическим материалом служат мнемотаблицы — схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: — развитие основных пси — перекодирование инфор — развитие мелкой мотори Для обогащения словарного запаса нами были использованы следующие игры. «Копилка слов»,в которую можно собирать слова (рисовать, обозначать при помощи символов) сразу после их образования или истолкования и с отсрочкой (после других упражнений, в конце занятия, через день). Периодически мы обращались к этому словарику, вспоминая слова и выражения, услышанные неделю, месяц назад. «Зашифруем слова».Взрослый просит ребенка нарисовать картинки к каждому названному им слову. Зрительный образ, напрямую соответствующий слову, возникает легко, а вот в случае косвенного соответствия ребенку необходимы усилия и, помимо памяти, еще и воображение. Например, слова для картинок могут быть следующими: грузовик, умная кошка, дерево, хорошая погода, сладость, слезы, темный лес, осень, сила и др. «Фокусники».Разложив перед ребенком несколько карточек с изображением отдельных предметов (например, яблоко, чайник, самолет, ручка и др.), ему говорят: «Я сейчас назову тебе несколько слов. Посмотри на эти картинки, выбери из них ту, которая поможет тебе запомнить каждое слово, и отложи ее в сторону». Выполнив задание, ребенок должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого ему нужно взять по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припомнить слова, которые ему были названы. Это упражнение помогает развивать логические связи между предметами. «Что еще?».Цель — побудить детей к ассоциативному мышлению. Для этого им предлагается несколько слов и общими усилиями фиксируются все ассоциации, которые придут детям на ум. После усвоения этого упражнения можно попросить детей придумать ассоциации самостоятельно. «Заколдуем слова».Сначала логопед знакомит детей с символикой (например, елка — дикое животное, дом — домашнее). На листах тетради нарисованы пять клеток, в которых нужно «заколдовать» названия. Логопед последовательно медленно произносит слова, а дети изображают нужный символ: волк, лиса, кошка, еж, собака. В тетрадях появляются символы: елка, елка, дом, елка, дом. Особое внимание следует уделить приему, который служит не только для расширения ассоциативного словаря, развития логического мышления и памяти детей, но и способствует развитию связной речи, так как детям необходимо объяснить, почему тот или иной предмет нарисован в данной клеточке; развитию мелкой моторики, так как необходимо быстро схематически изобразить его. На начальных этапах работы логопед на доске, а дети в тетрадях заполняют таблицу. Позднее дети самостоятельно могут заполнять таблицу. Когда это задание освоено, можно предложить составить мнемотаблицу на одно из слов по лексической теме самостоятельно. Рис. 1. Мнемотаблица на словосочетание «детский сад» 5 — дом — детский сад наш второй дом; 1 — в детский сад ходят 3 — дети любят ходить в 7 — дети идут в детский 9 — уходят вечером. 8 детском саду дети: 4 — играют; 2 — рисуют; 5 — читают; 8 — занимаются. При обучении составлению рассказов-описаний на начальном этапе можно использовать сенсорно-графическую схему В.К. Воробьевой*, отражающую сенсорные каналы получения информации о признаках предметов (зрительный, обонятельный, тактильный, вкусовой) и * Схема представлена в статье Н.С. Малетиной и Л.В. Пономаревой в журнале «Дошкольное воспитание». 2004. № 6. КРУГЛЫЙ СТОЛ (^№4,2008 КРУГЛЫЙ СТОЛ
сами признаки. Эта схема помогает определить способы сенсорного обследования предмета и закрепить результаты обследования в наглядном виде. Схема составлялась в ходе обследования, поэтому дети имели возможность закрепить действия замещения. Например, при рассматривании яблока детям предлагались следующие вопросы: — Что нам поможет увидеть яблоко — его форму, цвет, величину? Правильно, глаза. (На табло помещается карточка с изображением глаза.) Мы посмотрели на яблоко и увидели, что оно ... красное (на табло помещается карточка, обозначающая красный цвет), круглое (карточка с изображением круга). Таким же образом на схеме размещаются соответствующие символы величины, вкуса и т.д. (рис. 2).
На более поздних этапах обучения составлению рассказов-описаний детям предлагается готовый план-мнемотаб-лица. На логопедических занятиях мы учим не только рассказывать по картинному плану, но и обозначать его графически. Логопед на доске по одному полю заполняет пустые клетки мнемотаблицы. Каждый ребенок заполняет свою собственную мнемотаблицу на листах, разделенных на несколько клеток, с помощью которой он имеет возможность составить рассказ-описание о любом предмете по данной лексической теме. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определенных символов, обозначающих различные признаки предметов (рис. 3). Например: — цвет — дети рисуют цве — форма — называют, ка — величина — рисуют два — человек — для чего объект
— контур из деталей пред — рука — какие действия — знак вопроса — назва — восклицательный знак — Рис. 3. Мнемотаблица для описания игрушек На начальных этапах обучения пересказу использовались иллюстрированные панно и опорные картинки, затем иллюстрации были заменены условными схемами, которые помогают детям учиться составлять план пересказа (рис. 4, 5). На более поздних этапах дети сами составляют простые рисунки-схемы. При заучивании стихотворений применяются следующие методы запоминания: опорные картинки, рисование («кодирование ») стихотворения. Рис. 4. Мнемотаблица к рассказу «Тома и Толя» Это Толя. Это Тома. У Томы — кукла Ната. У Толи — торт. Тома моет куклу Нату. Толя ест торт. Рис. 5. Мнемотаблица к сказке «Петушок и бобовое зернышко» КРУГЛЫЙ СТОЛ Ко4,200Г) (Ж 4^' 2008 КРУГЛЫЙСТОЛ
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для дошкольников с речевой патологией. Как уже было отмечено, в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Сначала следует подбирать и опорные картинки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку). Картинки должны быть яркими и узнаваемыми. При чтении стихотворения картинки выставляются на фланелеграф. После прочтения дети воспроизводят стихотворение по опорным картинкам. При заучивании стихотворений на более поздних этапах логопед подбирает стихотворение, кодирует его при помощи символов, выразительно прочитывает и по ходу чтения изображает текст. Затем текст воспроизводится логопедом и детьми с опорой на рисунки, далее дети читают стихотворение хором, группами, по одному, по желанию. Таблица-рисунок висит на видном месте в групповой комнате в течение дня, чтобы дети могли по желанию рассказывать текст друг другу. Дети второго года обучения придумывают рисунки-символы («шифруют») к стихотворению вместе с логопедом (рис. 6, 7). Рис. 6. Опорные картинки к стихотворению «Шла по улице машина» Шла по улице машина, Шла машина без бензина, Шла машина без шофера, Без сигнала светофора, Шла сама, куда не зная, Шла машина заводная. При отгадывании загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определять объект. На начальных этапах обучения логопед подробно комментирует каждый рисунок. На следующем этапе детям предла- Рис. 7. Мнемотаблица к стихотворению «Мишка» Бедный мишка заболел. Видно, много меда съел. Мишка плачет и кричит: У него живот болит. Рис. 8. Мнемозагадка «Машинка» Это игрушка. Она бывает разного цвета. Она похожа на прямоугольник. Она бывает большая и маленькая. Эта игрушка твердая. У нее есть кабина, кузов, колеса. гается рассмотреть зашифрованные письма, догадаться, какой предмет там спрятан, и объяснить, как они угадали объект. Дети второго года обучения составляют свои мнемо-загадки (рис. 8) и загадывают их другим детям. Приемы мнемотехники используются нами при обучении связной речи дошкольников с ОНР в течение учебного года. Наблюдения показали: введение моделей облегчает процесс овладения детьми содержанием, структурой описательных и повествовательных текстов, их связностью. Анализ рассказов выявил улучшение почти всех показателей: большинство детей к концу обучения самостоятельно, без наводящих вопросов описывали игрушки, животных, плоды, пересказывали тексты. Распределение материала по теме «Осень» в старшей логопедической группе (1-й год обучения) Й день |
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 223. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |