Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Распределение материала по теме «Осень» в старшей логопедической группе (1-й год обучения)




4,20108

наиболее эффективно такое обучение, которое несколько опережает развитие ребенка, однако не превышает его воз­можностей. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосно­вано использование ориги­нальных, творческих мето­дик, эффективность которых очевидна.

Коррекционное воздей­ствие должно основываться на максимальном использовании возможностей аномального ре­бенка и постепенной активи­зации нарушенных функций. Эффективным коррекцион-ным средством при обучении связной речи дошкольников с ОНР служат приемы мнемо­техники в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают фак­ты, предметы, явления, собы­тия, близкие их жизненному опыту. Исследования мнести-ческой функции у детей с ОНР показали, что объем их зрительной памяти практи­чески не отличается от нор­мы, остаются относительно сохранными и возможности смыслового, логического запо­минания. Однако заметно снижены их слуховая память и продуктивность запомина­ния по сравнению с нормаль­но говорящими детьми.

Мнемоника, или мнемо­техника, — система различ­ных приемов, облегчающих


запоминание и увеличиваю­щих объем памяти путем об­разования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошколь­ников, так как мыслительные задачи у них решаются с пре­обладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербально­го. Использование мнемотаб-лиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленны­ми учебными задачами. Одна­ко для развития связной речи применение одних искусст­венных приемов мало, по­скольку основной опорой за­поминания являются не ис­кусственные, а логически оправданные, осмысленные связи, устанавливаемые как внутри того, что запоминается, так и между запоминаемым материалом и чем-либо уже хорошо известным. Особен­ность методики — примене­ние не изображения предме­тов, а символов для опосредо­ванного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально при­ближены к речевому матери­алу, например, для обозначе­ния диких (лесных) животных используется елка, а для обо­значения домашних — дом.




КРУГЛЫЙ СТОЛ


"№4,2008])


(Ж4/2008





КРУГЛЫЙ СТОЛ


 



На рис. 1 приведена мне-мотаблица на словосочетание «детский сад».


Традиционно работа по раз­витию связной речи детей с ОНР ведется по следующим направлениям: обогащение сло­варного запаса, обучение состав­лению пересказа и придумы­ванию рассказов, разучивание стихотворений, отгадывание за­гадок.

Дидактическим материа­лом служат мнемотаблицы — схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

— развитие основных пси­
хических процессов — памя­
ти, внимания, образного мыш­
ления;

— перекодирование инфор­
мации, т.е. преобразование
абстрактных символов в обра­
зы;

— развитие мелкой мотори­
ки рук при частичном или
полном графическом воспроиз­
ведении.

Для обогащения словарно­го запаса нами были исполь­зованы следующие игры.

«Копилка слов»,в которую можно собирать слова (рисо­вать, обозначать при помощи символов) сразу после их об­разования или истолкования и с отсрочкой (после других уп­ражнений, в конце занятия, через день). Периодически мы обращались к этому сло­варику, вспоминая слова и


выражения, услышанные не­делю, месяц назад.

«Зашифруем слова».Взрос­лый просит ребенка нарисовать картинки к каждому назван­ному им слову. Зрительный образ, напрямую соответству­ющий слову, возникает легко, а вот в случае косвенного со­ответствия ребенку необходи­мы усилия и, помимо памяти, еще и воображение. Например, слова для картинок могут быть следующими: грузовик, умная кошка, дерево, хорошая пого­да, сладость, слезы, темный лес, осень, сила и др.

«Фокусники».Разложив перед ребенком несколько карточек с изображением от­дельных предметов (напри­мер, яблоко, чайник, самолет, ручка и др.), ему говорят: «Я сейчас назову тебе несколько слов. Посмотри на эти картин­ки, выбери из них ту, кото­рая поможет тебе запомнить каждое слово, и отложи ее в сторону». Выполнив задание, ребенок должен воспроизвес­ти предъявленные слова. Для этого ему нужно взять по оче­реди отложенные в сторону картинки и с их помощью припомнить слова, которые ему были названы. Это упраж­нение помогает развивать ло­гические связи между пред­метами.

«Что еще?».Цель — побу­дить детей к ассоциативному мышлению. Для этого им предлагается несколько слов


и общими усилиями фикси­руются все ассоциации, кото­рые придут детям на ум. Пос­ле усвоения этого упражнения можно попросить детей при­думать ассоциации самостоя­тельно.

«Заколдуем слова».Сначала логопед знакомит детей с сим­воликой (например, елка — дикое животное, дом — домаш­нее). На листах тетради нари­сованы пять клеток, в которых нужно «заколдовать» названия. Логопед последовательно мед­ленно произносит слова, а дети изображают нужный символ: волк, лиса, кошка, еж, собака. В тетрадях появляются симво­лы: елка, елка, дом, елка, дом.

Особое внимание следует уделить приему, который слу­жит не только для расшире­ния ассоциативного словаря, развития логического мышле­ния и памяти детей, но и спо­собствует развитию связной речи, так как детям необхо­димо объяснить, почему тот или иной предмет нарисован в данной клеточке; развитию мелкой моторики, так как необходимо быстро схематичес­ки изобразить его. На началь­ных этапах работы логопед на доске, а дети в тетрадях запол­няют таблицу. Позднее дети самостоятельно могут запол­нять таблицу. Когда это зада­ние освоено, можно предло­жить составить мнемотаблицу на одно из слов по лексичес­кой теме самостоятельно.


Рис. 1. Мнемотаблица на словосочетание «детский сад»

5 — дом детский сад наш второй дом;

1 в детский сад ходят
дети
девочки и мальчики;

3 дети любят ходить в
детский сад;

7 — дети идут в детский
сад утром;

9 уходят вечером.

8 детском саду дети:

4 — играют;

2 — рисуют;

5 читают;

8 занимаются.

При обучении составлению рассказов-описаний на началь­ном этапе можно использовать сенсорно-графическую схему В.К. Воробьевой*, отражающую сенсорные каналы получения информации о признаках пред­метов (зрительный, обонятель­ный, тактильный, вкусовой) и

* Схема представлена в статье Н.С. Малетиной и Л.В. Пономаревой в журнале «Дошкольное воспитание». 2004. № 6.






















КРУГЛЫЙ СТОЛ


(^№4,2008




КРУГЛЫЙ СТОЛ


 





сами признаки. Эта схема по­могает определить способы сен­сорного обследования предме­та и закрепить результаты об­следования в наглядном виде. Схема составлялась в ходе об­следования, поэтому дети име­ли возможность закрепить дей­ствия замещения. Например, при рассматривании яблока детям предлагались следующие вопросы:

— Что нам поможет уви­деть яблоко — его форму, цвет, величину? Правильно, глаза. (На табло помещает­ся карточка с изображением глаза.) Мы посмотрели на яб­локо и увидели, что оно ... красное (на табло помещает­ся карточка, обозначающая красный цвет), круглое (кар­точка с изображением круга).

Таким же образом на схе­ме размещаются соответству­ющие символы величины, вку­са и т.д. (рис. 2).


Рис. 2. Сенсорно-графическая схема


На более поздних этапах обучения составлению расска­зов-описаний детям предлага­ется готовый план-мнемотаб-лица.


На логопедических заняти­ях мы учим не только расска­зывать по картинному плану, но и обозначать его графичес­ки. Логопед на доске по од­ному полю заполняет пустые клетки мнемотаблицы. Каж­дый ребенок заполняет свою собственную мнемотаблицу на листах, разделенных на не­сколько клеток, с помощью которой он имеет возможность составить рассказ-описание о любом предмете по данной лексической теме.

Наглядная схема выступа­ет в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его за­вершить. Это достигается ис­пользованием определенных символов, обозначающих раз­личные признаки предметов (рис. 3). Например:

— цвет — дети рисуют цве­
товые пятна;

— форма — называют, ка­
кую форму имеет сам предмет
или его части;

— величина — рисуют два
предмета контрастной величи­
ны;

— человек — для чего объект
нужен человеку и каким обра­
зом человек о нем заботится
(если это живое существо или
растение) или как человек ис­
пользует его (если это неодушев­
ленный предмет);


 

— контур из деталей пред­
мета — обозначаются детали
предмета, ребенок должен на­
звать, из каких деталей состо­
ит предмет;

— рука — какие действия
совершают с этим предметом,
что можно приготовить, на­
пример, из яблок сварить яб­
лочный компот, варенье, ис­
печь пирог;

— знак вопроса — назва­
ние предмета или объекта;

— восклицательный знак —
эмоции и чувства, которые вы­
зывает этот предмет.

Рис. 3. Мнемотаблица для описания игрушек

На начальных этапах обуче­ния пересказу использовались иллюстрированные панно и опорные картинки, затем ил­люстрации были заменены ус­ловными схемами, которые помогают детям учиться состав­лять план пересказа (рис. 4, 5). На более поздних этапах дети сами составляют простые рисунки-схемы.

При заучивании стихотворе­ний применяются следующие методы запоминания: опорные картинки, рисование («коди­рование ») стихотворения.


Рис. 4. Мнемотаблица к рассказу «Тома и Толя»

Это Толя. Это Тома. У Томы — кукла Ната. У Толи — торт. Тома моет куклу Нату. Толя ест торт.

Рис. 5. Мнемотаблица

к сказке «Петушок

и бобовое зернышко»




































КРУГЛЫЙ СТОЛ



Ко4,200Г)


(Ж 4^' 2008




КРУГЛЫЙСТОЛ


 


Использование опорных рисунков для обучения заучи­ванию стихотворений увлека­ет детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для дошкольников с речевой патологией. Как уже было отмечено, в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запомина­ние носит в основном непро­извольный характер. Зритель­ный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушива­ния, сопровождающегося про­смотром рисунков, позволяет значительно быстрее запом­нить текст. Сначала следует подбирать и опорные картин­ки к выбранному стихотворе­нию (желательно на каждую строчку). Картинки должны быть яркими и узнаваемыми. При чтении стихотворения картинки выставляются на фланелеграф. После прочте­ния дети воспроизводят сти­хотворение по опорным кар­тинкам.

При заучивании стихотво­рений на более поздних эта­пах логопед подбирает стихо­творение, кодирует его при по­мощи символов, выразительно прочитывает и по ходу чтения изображает текст. Затем текст воспроизводится логопедом и детьми с опорой на рисунки, далее дети читают стихотворе­ние хором, группами, по од­ному, по желанию. Таблица-рисунок висит на видном ме­сте в групповой комнате в


течение дня, чтобы дети мог­ли по желанию рассказывать текст друг другу. Дети второ­го года обучения придумыва­ют рисунки-символы («шиф­руют») к стихотворению вме­сте с логопедом (рис. 6, 7).

Рис. 6. Опорные картинки

к стихотворению «Шла по улице машина»

Шла по улице машина, Шла машина без бензина, Шла машина без шофера, Без сигнала светофора, Шла сама, куда не зная, Шла машина заводная.

При отгадывании загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи зна­ков, определять объект. На начальных этапах обучения логопед подробно комментиру­ет каждый рисунок. На сле­дующем этапе детям предла-


Рис. 7. Мнемотаблица к стихотворению «Мишка»

Бедный мишка заболел. Видно, много меда съел. Мишка плачет и кричит: У него живот болит.

Рис. 8. Мнемозагадка «Машинка»

Это игрушка. Она бывает разного цвета. Она похожа на прямоугольник. Она бывает большая и маленькая. Эта иг­рушка твердая. У нее есть кабина, кузов, колеса.


гается рассмотреть зашифро­ванные письма, догадаться, какой предмет там спрятан, и объяснить, как они угадали объект. Дети второго года обу­чения составляют свои мнемо-загадки (рис. 8) и загадыва­ют их другим детям.

Приемы мнемотехники ис­пользуются нами при обуче­нии связной речи дошкольни­ков с ОНР в течение учебного года. Наблюдения показали: введение моделей облегчает процесс овладения детьми со­держанием, структурой опи­сательных и повествователь­ных текстов, их связностью. Анализ рассказов выявил улучшение почти всех пока­зателей: большинство детей к концу обучения самостоятель­но, без наводящих вопросов описывали игрушки, живот­ных, плоды, пересказывали тексты.






Распределение материала по теме «Осень» в старшей логопедической группе (1-й год обучения)

Й день










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 223.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...