Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 16. Проблемы реализации права и толкования нормативных правовых актов




 

Понятие реализации права многими теоретиками справедливо связывается с механизмом действия права вообще, а социальная и собственно правовая обусловленность действия права составляют его системообразующее начало.

Известно, что еще Монтескье в книге «О духе законов» обращал на это внимание. Сегодня реализация права и его действие рассматриваются как близкие понятия, ибо реализация права есть одновременно его действие.

Так называемый деятельностный подход при изучении реализа­ции права сегодня весьма важен и актуален. Реализацию права можно трактовать как процесс претворения положений норм права в жизнь посредством правомерной деятельности субъектов общест­венных отношений (органов государства, должностных, юридиче­ских, физических лиц и т.д.) с целью достижения социально полез­ных результатов. И в этом смысле задача реализации права состоит в том, чтобы эффективно, без «сбоев» (без нарушений норм права) перевести предписания данных норм в правомерное поведение, а также наиболее полно и четко претворить в жизнь возможности, предоставленные правом.

Содержательным элементом механизма действия права в этом случае становится само правовое регулирование общественных от­ношений, которое отражает динамическую сущность права. Право с помощью содержащейся в нем информации и иных ценностных качеств организует поведение субъектов общественных отношений, активно, в соответствии с возложенными на них обязанностями. Право стимулирует поведение субъектов, фиксируя у своих адреса­тов субъектные права. Функционирование права проявляется, в ча­стности, в действии конкретных нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц)[134].

Несмотря на слабую теоретическую разработанность проблемы времени в праве, ее можно рассматривать в практическом аспекте. При исследовании действия нормативных правовых актов во вре­мени можно, в частности, выделить ряд вариантов вступления ак­тов в действие. Наиболее распространенным моментом начала дей­ствия тех или иных нормативных правовых актов являются истече­ние определенного срока после их официального опубликования. Так, федеральные законы и нормативные акты федеральных госу­дарственных органов вступают в силу на территории России по ис­течении 10 дней после их опубликования, а акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, — по истечении 7 дней после их первого официального опубликования. По истечении 7 дней после опубликования вступают в силу и акты Правительства РФ, затраги­вающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, ус­танавливающие правовой статус федеральных органов исполнитель­ной власти, а также организаций. Иные акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

Начало действия некоторых нормативных правовых актов опре­деляется моментом их принятия или официального опубликования. Так, акты президентов республик, входящих в состав России, всту­пают в силу с момента их опубликования, если иное не определено самим актом. Или время вступления нормативного правового акта в действие может быть указано в нем самом в специально принятом по этому поводу акте. Так, УК РФ вступил в силу с 1 января 1997 г.

Те нормативные акты, которые не публикуются, а рассылаются в соответствующие органы и организации, вступают в действие с мо­мента их получения этими органами, организациями, если в самих актах не указан иной срок введения их в действие.

Что касается прекращения действия нормативных правовых актов, то этот процесс обычно связывается со следующими обстоятельст­вами: истечением срока действия, на который был принят тот или иной акт; в связи с прямой отменой нормативного акта уполномо­ченным на то органом; в связи с фактической заменой нормативного правового акта иным актом, регулирующим ту же группу общест­венных отношений. Этот вариант прекращения действия норматив­ного правового акта менее желателен, так как зачастую порождает на практике противоречивые ситуации, возникновение пробелов и коллизий правовых норм.

Вновь принятый нормативный правовой акт, как правило, рас­пространяет свое действие на те общественные отношения, которые возникли после его принятия. Действует аксиома: закон обратной силы не имеет. Однако из этого правила есть исключение: когда в са­мом нормативном акте указано, что его предписания распростра­няются на общественные отношения, возникшие до его принятия; когда нормативный правовой акт смягчает уголовную ответствен­ность; когда нормативный правовой акт отменяет уголовную от­ветственность.

Исключение составляет и «переживание» старого нормативного правового акта, при котором утративший юридическую силу норма­тивный акт по специальному указанию правотворческого органа продолжает регулировать некоторые отношения, возникшие или су­ществовавшие во время действия этого акта.

Известно, что действие нормативных правовых актов в про­странстве осуществляется на основе территориального и экстерри­ториального принципов. Территориальный принцип предполагает действие нормативного правового акта в пределах государственных или административных территориальных границ деятельности пра­вотворческого органа. Под государственной территорией понимает­ся часть земной поверхности в пределах государственных границ, ее недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ними, территории посольств, военных и иных кораблей в от­крытом море, летательные аппараты.

В федеративных государствах правовое регулирование отноше­ний осуществляется на основе приоритета общефедерального зако­нодательства. Акты общефедеральных органов действуют в пределах территориальных границ федерации. Акты субъектов федерации ре­гулируют отношения в рамках их территориальных границ. Норма­тивные акты органов местного самоуправления действуют в преде­лах административных границ каждого из этих органов.

Экстерриториальность действия нормативных правовых актов — распространение правовых актов данного субъекта правотворчест­ва за пределы территории его юрисдикции. Так, при рассмотрении судом определенных внешнеторговых сделок, по некоторым делам о наследстве допускается использование зарубежного законодатель­ства. Кроме того, при рассмотрении вещных гражданских споров суд или иной орган, управомоченный на разрешение возникшего конфликта, должны применять правовые акты тех государственных органов, на территории которых находится оспариваемое имущество.

Действие нормативных правовых актов по кругу лиц тесно свя­зано с территориальными пределами действия актов. Существует общее правило, в соответствии с которым нормативные правовые акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан данного го­сударства, так и на иностранцев и лиц без гражданства).

Однако из этого правила есть исключения. Уголовный закон распространяется не только на лиц, находящихся на территории

России, но и на ее граждан за границей. Адресность нормативных правовых актов производна от их содержания и назначения. Так, некоторые акты могут иметь значение для всех индивидуальных и коллективных субъектов, находящихся на территории юрисдик­ции правотворческого органа (Конституция РФ или УК РФ). Иные нормативные правовые акты могут иметь ограниченную значимость и адресоваться лишь конкретной категории лиц (студентам, пен­сионерам, военнослужащим, депутатам и т.д.).

Свои особенности имеет действие нормативных правовых актов в отношении иностранцев и лиц без гражданства. Им, в частности, не предоставляются некоторые права и на них не возлагаются опре­деленные обязанности (право избирать и быть избранными в госу­дарственные органы, обязанность службы в Вооруженных Силах РФ и т.д.). Представители иностранных государств (главы государств и правительство, дипломатический персонал посольств, другие ино­странные граждане) наделяются правом дипломатического иммуни­тета (экстерриториальности). Вопрос об их уголовной и админист­ративной ответственности за правонарушения, совершенные на территории России, решается дипломатическим путем.

Таким образом, право, выступая в виде некой абстракции — во­ли, возведенной в закон, отраженной в нормативных правовых ак­тах и др., в процессе действия превращается в механизм воздействия на общественные отношения и в итоге с пользой для общества реа­лизуется на практике. В ходе действия актов реализуются права и обязанности соответствующих субъектов (Президента РФ, Прави­тельства РФ, граждан, лиц без гражданства) и достигаются идеи спра­ведливости. Право (нормативные правовые акты) в результате прояв­ляют себя с информационной и ценностно-мотивационной стороны.

Действие права (нормативных правовых актов) имеет внутрен­ний (реализация права, актов внутри государства) и внешний ас­пект (действие права, актов вне территории государства). Внутренний аспект действия права может также связываться с его восприятием. Специфика действия права заключается в том, чтобы вызвать у субъ­ектов «формирование мотивов правомерного поведения и подав­ления у них мотивов к неправомерным действиям». А «внешняя сторона действия права тогда будет включать в себя социально- правовое действие, т.е. реальное функционирование права вовне»1. Реализация права характеризуется следующими особенностями: • в реализации права участвуют субъекты, обладающие субъек­тивными правами. Субъектами являются те лица, на которых распространяется действие права, т.е. субъекты права;

• объектом реализации выступает система законодательства, наличный массив нормативных правовых актов;

• реализация права связана только с правомерным поведением. Это могут быть и активные, и пассивные действия, но право­мерного свойства. Только правомерное поведение субъектов реализует норму (нормы) права, неправомерное — нарушает;

• реализация права осуществляется в строго определенных формах, что обусловлено разнообразием регулируемых с по­мощью норм права общественных отношений. К этим фор­мам обычно в юридической науке относят: соблюдение, ис­полнение, использование и применение норм права, законов, нормативных актов и т.д.;

• своего рода формой реализации права является толкование нормативных правовых актов соответствующим субъектом права. Акты толкования к нормам ничего не добавляют, но они реализуют свободу субъектов права на интерпретацию воли, выраженной в нормативных актах.

Все, связанное с различием права и закона, имеет практическое значение скорее для нормативной деятельности. Более широкую сферу юридической практики имеет деление форм реализации за­кона и иных нормативных актов государства. Именно о реализации права в объективном смысле и принято чаще всего говорить, хотя не исключается анализ реализации субъективных прав и юридиче­ских обязанностей участников фактических правовых отношений.

Итак, реализация права — это регулятивная деятельность, соот­ветствующая воле, выраженной в законе. Ее можно рассматривать как процесс и как конечный результат. Как конечный результат реализация права означает достижение полного соответствия между требованиями норм совершить или воздержаться от совершения оп­ределенных поступков и суммой фактически последовавших дейст­вий. Так, согласно нормам, регулирующим индивидуальную пред­принимательскую деятельность, граждане до начала занятия ею должны получить разрешение, уплатить государственную пошлину за выдачу документа на разрешение, получить регистрационное удостоверение.

Реализация права как процесс может быть охарактеризована с объ­ективной и субъективной сторон. С объективной стороны она пред­ставляет собой совершенствование определенными методами и сред­ствами в конкретной последовательности, в сроки и месте, преду­смотренных нормами права правомерных действий. С субъективной стороны реализация права характеризуется отношением субъекта к реализуемым правовым требованиям, его установками и волей в момент совершения предписываемых действий. Субъект может быть заинтересован в реализации права, осуществлять право­вые предписания из сознания общественного долга или из страха неблагоприятных последствий. Но главное в этом процессе — точ­ное следование праву, характеру действий, условиям места и време­ни их совершения. Реализации не будет, если одно какое-либо из обязательных условий будет проигнорировано.

С точки зрения характера правореализующих действий, обу­словленных содержанием правовой нормы, следует выделить четыре формы: 1) соблюдение; 2) исполнение; 3) использование; 4) приме­нение права.

Соблюдением реализуются запрещающие нормы. Суть этой формы заключается в пассивном воздержании субъекта от совер­шения действий, находящихся под запретом. Исполнение требует от субъекта активных действий, связанных с претворением в жизнь обязывающих предписаний. Использование права направлено на осуществление правомочий субъекта, и по его усмотрению может иметь место как активное, так и пассивное поведение. Особое ме­сто занимает применение права как властная деятельность по реа­лизации правовых норм, сочетающая в себе одновременно разные поведенческие акты.

Успех или неуспех перевода требований права в реальное пове­дение связан в конечном счете с созданием надлежащей материаль­ной базы, научно-техническим и ресурсным обеспечением, уста­новлением оптимального образа жизни, созданием благоприятного морально-политического климата, организационными мерами и т.п. Вместе с тем большое значение имеют субъективная сторона про­цесса осуществления права и средства прямого воздействия на волю и сознание людей.

Если люди решительно отказываются повиноваться нормам права, то последняя идея права никогда не будет осуществлена в их поведении. Государство использует ряд методов для того, чтобы сформировать у субъектов права потребность, желание или необхо­димость совершать предусмотренные в нормах права действия. Прак­тике известны два основных средства понуждения воли людей к реа­лизации государственных велений (норм права): обещание награды и угроза физическим принуждением или лишением каких-то благ.

В правовом государстве значительно меняются сфера и объем принудительных мер, открывается возможность обеспечения право­вых предписаний. Право призвано удовлетворить жизненные по­требности людей. Должно устанавливаться соответствие государст­венной воли с волей субъектов права.

В целях обеспечения процесса реализации правовых норм ши­роко используются государственные (например, средства государст­венного воздействия) и идеологические (со стороны разных партий) методы. Несмотря на департизацию государственного аппарата, большое значение они имеют в воздействии на должностных лиц и представителей власти. Но решающее значение имеет другое. За надлежащее исполнение ими своих юридических обязанностей го­сударство платит государственным служащим заработную плату. Неисполнение обязанностей влечет применение дисциплинарных взысканий, вплоть до увольнения с должности. Нарушение запре­тов образует состав должностного преступления или проступка и наказывается в соответствии с законом.

Многие ученые и практики говорят о такой форме реализации, как применение права, а отдельные — больше всего о ней. И наи­более интересные суждения высказал в свое время Г.В. Шершеневич. «Применение права есть не что иное, как подведение конкретных бы­товых отношений под абстрактные нормы права. Применяются нор­мы права всеми, кто стремится сообразовать свои действия с указа­ниями права, так как для достижения юридического результата или для уклонения от юридических последствий необходимо произвести примерку фактического состава в данном или предполагаемом слу­чае к норме права. Применение права производится всеми субъек­тами государственной власти, которые выполняют задачу управле­ния на основании действующего права. Но с наибольшей яркостью процесс применения права раскрывается в деятельности суда»1.

Под применением права понимается активная, властная дея­тельность государства в лице его компетентных органов по разре­шению конкретного юридического дела. В результате такого при­менения вносится индивидуальный акт. Применение — это точное, неуклонное строжайшее соблюдение законов, т.е. режим законно­сти. Задачей применения права является полная реализация зако­нов и иных нормативных правовых актов в точном соответствии с их смыслом, без малейшего отступления от закона. Применение права носит властный характер, так как применяют право только уполномо­ченные органы. Осуществляется оно через ряд стадий в процессуаль­ной форме и связано с применением соответствующего индивиду­ального правоприменительного акта.

Формы применения права различны. Основная форма приме­нения права — точное исполнение норм права субъектами (граж­данами, должностными лицами, органами власти). Нормы права, будучи общеобязательными правилами поведения, применяются та­ким образом, чтобы граждане в своем абсолютном большинстве добровольно подчинялись этим нормам, действовали так, как это предписывали нормы права, воздерживались от действий, которые нормами права запрещены. Аналогично должны поступать и долж­ностные лица, и органы власти государства, действуя в соответст­вии с законом и не допуская его нарушения.

Следующая форма применения права — совершение уполномо­ченными на то государственными органами или должностными ли­цами особых актов, реализующих норму права в отдельном, кон­кретном случае. Государственные органы или должностные лица, в пределах своей компетенции рассматривающие и разрешающие ка­кой-либо конкретный вопрос, применяют соответствующую норму права к обстоятельствам данного случая и определяют юридические следствия, вытекающие из нормы права для этого случая.

По мнению Г.Ф. Шершеневича, задача субъекта, лица, приме­няющего право, состоит в том, чтобы подготовить возможность умозаключения раскрытием фактического состава, соответствующе­го некоему «среднему» термину. Случай, подводимый под норму права, представляет собой сумму фактов. И здесь необходимо произ­вести двойную операцию: 1) обособить факты, составляющие в сово­купности рассматриваемый случай, от фактов, произошедших в пре­делах того же времени и пространства; 2) обособить в совокупности фактов, составляющих данный бытовой случай, факты, имеющие существенное значение с юридической точки зрения. Этот мысли­тельный процесс «вылущения» стоит в зависимости от таланта и на­выка лица, применяющего нормы права. Здесь и именно здесь обна­руживается способность юриста быстро охватить сумму представ­ленных его вниманию фактов, отбросить все юридически несуще­ственное и найти в сокращенном таким образом фактическом со­ставе элементы, способные дать средний термин. Юрист-практик оказывается гораздо выше человека, не получившего юридической подготовки и не обладающего юридическим опытом, даже может оказаться сильнее юриста-теоретика, имеющего большие знания, но не обладающего навыком1.

Правовые коллизии — это противоречия, возникающие между отдельными субъектами, которые нуждаются в устранении для их нормальной жизни. Можно выделить нормативно-юридические и по­веденческие коллизии.

Нормативно-юридические коллизии возникают в результате противоречий, возникающих, например, при уяснении и интерпре­тации текстов разных норм права, направленных на регулирование одних и тех же общественных отношений. Эти коллизии возникают на первично-информационной стадии правовой регулятивной дея­тельности. Поведенческие коллизии возникают в результате факти­ческой невозможности осуществлять «деятельностные» акты, высту­пающие в форме субъективных юридических прав и юридических обязанностей, или ненадлежащее их осуществление. Такие колли­зии возникают на «деятельностной», процедурной стадии правового регулирования. Таким образом, правовые коллизии представляют собой разновидность помех, возникающих в ходе правоприменения.

Путей разрешения правовых коллизий (путем восстановления нужного положения) достаточно много, но определенного рода по­веденческие правовые коллизии могут быть устранены только путем властной, легитимной правовой деятельности соответствующих ор­ганов государства. Так, гражданин, достигший определенного воз­раста, может реализовать свою обязанность на службу в армии после призыва его соответствующим государственным органом. Супруги, имеющие права на раздел совместно нажитого при разводе, в слу­чае спора могут реализовать свое право только по решению суда. Гражданин, нарушивший правила дорожного движения при перехо­де улицы, подвергается административному штрафу. Во всех этих случаях имеет место применение права, которое и выступает как особая форма его реализации[135].

Проблема стадий применения права в юридической науке трак­туется по-разному и очень сложно[136]. Всякое применение права (и не имеет большого значения, сколько при этом выделяется стадий) должно основываться на принципах законности, справедливости, целесообразности и разума.

Принцип законности — применение норм права по точному их смыслу, невзирая на результаты применения в тех или иных кон­кретных случаях. Он и составляет необходимое условие правового порядка. Существует, однако, другая точка зрения. Норма права мо­жет быть применяема в точном ее значении лишь до тех пор, пока не приводит к результатам, оскорбляющим чувство справедливости. Справедливая норма способна привести к последствиям, которые не были ее целью. Несправедливо действие нормы, в конкретном случае способное оказать психическое впечатление, подрывающее все значение нормы. Если норма справедлива и целесообразна, ей следует придавать в конкретном случае такое применение, чтобы она не приводила к несправедливым и нецелесообразным последст­виям. Если норма несправедлива и нецелесообразна, ей следует придавать во всех случаях такое применение, которое сопровожда­лось бы наименее несправедливыми и нецелесообразными послед­ствиями. Применение нормы права с приспособлением ее смысла к конкретным случаям для устранения нежелательных последствий составляет принцип справедливости или целесообразности.

Очевидно, что эти два принципа находятся в резком противоре­чии. Один принцип протестует против нормы с точки зрения ре­альных индивидуальных интересов под влиянием чувства, поражае­мого конкретным действием нормы, или во имя активной политики, требующей согласования с запросами данного момента. Второй принцип отстаивает норму с точки зрения абстрактных обществен­ных интересов во имя разума, способного постичь многочисленные индивидуальные интересы вне непосредственного соприкосновения с ними в конкретных условиях1.

Процесс применения норм права (при разрешении тех или иных дел, вопросов и т.д.) можно представить как:

• осмысление конкретных фактических обстоятельств дела, сути вопроса. На этом этапе субъект уясняет, какие события, фак­ты и явления привели к юридической коллизии. В необходимых случаях для этого собираются документы, показания свидете­лей, заключения экспертов, орудия преступления и т.д. Воз­можность применения права обусловлена тем, что события, факты и явления должны находиться в сфере правового регу­лирования, т.е. являются юридическими фактами, предусмот­ренными нормами права как основания для возникновения, изменения или прекращения правовых отношений. Необхо­димо также исследовать все обстоятельства, имеющие значе­ние для разрешения правовой коллизии;

• правовую экспертизу. На этом этапе дается правовая оценка фактических и юридических обстоятельств, имевших место. Для этого субъект ищет правовую норму, которая должна ре­гулировать рассматриваемую ситуацию. Происходит сравне­ние юридических фактов, предусмотренных правовой нормой, и фактических обстоятельств дела, спора и т.д. Для этого правовую норму необходимо правильно уяснить, т.е. понять ее смысл, обратившись к официальному текстуальному ис­точнику, в том числе определить пределы ее действия во вре­мени, в пространстве и по кругу лиц. В случае отсутствия не­обходимой правовой нормы, но при наличии необходимости правового регулирования коллизии субъект должен решить вопрос о возможности использования аналогии или закона для разрешения дела, спора, конфликта;

• подготовку и принятие решения по разрешению правовой коллизии. Субъект соотносит фактические обстоятельства коллизии с их юридической квалификацией и готовит решение, устанавливающее, изменяющее, конкретизирующее, отменяю­щее права и обязанности участников правовой коллизии.

Вынесение решения заканчивается принятием индивидуального правового акта, который называется правоприменительным актом, или актом применения права. Далее важно осуществить необходи­мый контроль за исполнением принятого решения. Применение права не заканчивается вынесением обязательного для исполнения правоприменительного акта. Акт применения права — основание для принудительно-властного регулирования поведения участников правовой коллизии. Только исполнение принятого решения устра­няет правовую коллизию и позволяет правовому субъекту добиться справедливости. Контроль за исполнением правоприменительного акта может осуществляться как самим органом (должностным ли­цом), принявшим акт, так и иными государственными органами (должностными лицами), наделенными соответствующими власт­ными полномочиями.

Однако в ходе применения норм права может оказаться, что от­сутствует необходимая норма, регулирующая обстоятельства дела, спора, конфликта и т.д. Такая ситуация может означать либо слу­чайное появление пробела в действующем праве, либо сознательное нежелание законодателя регулировать эти обстоятельства. Во вто­ром случае соответствующие фактические обстоятельства не имеют юридического значения. По таким обстоятельствам не следует воз­буждать юридическое дело, рассматривать ситуацию и т.д., а по уже возбужденному делу, определившейся ситуации и т.д. необходимо вынести соответствующее решение с учетом выявленной их юриди­ческой незначимости.

Под пробелом в праве имеется в виду отсутствие такой нормы права, которая по смыслу и характеру регулируемых им обществен­ных отношений необходима для регулирования данных конкретных обстоятельств, находящихся в сфере сложившейся правовой регуля­ции. Пробелы в праве могут быть следствием отставания законода­тельства от более динамично развивающихся общественных отно­шений либо результатом ошибок и упущений самого законодателя, низкого уровня его законотворческой культуры и т.д. Выявленные пробелы в праве могут быть восполнены лишь самим законодате­лем, соответствующим компетентным государственным органом. Но они не вправе ввиду пробела отказаться от рассмотрения и ре­шения соответствующего правового дела (ситуации). Такой отказ означал бы отказ в правосудии, что противоречит общему смыслу права как действующего регулятора общественных отношений.

В процессе применения норм права для преодоления пробелов используются такие специальные правоприменительные приемы, как аналогия закона и аналогия права. Аналогия закона — это при­менение к неурегулированному отношению нормы закона (дейст­вующего права), регулирующей сходные (аналогичные) отношения.

Применение аналогии закона в сфере гражданских и предпринима­тельских отношений, защиты неотчуждаемых прав и свобод челове­ка и других нематериальных благ предусмотрено законодательством.

При использовании аналогии закона для юридической квали­фикации соответствующих отношений и решения дела (спора) нужную норму, регулирующую сходные отношения, следует искать прежде всего в родственной отрасли, а при ненахождении ее — продолжать поиск в иных отраслях законодательства и в законода­тельстве. При отсутствии искомой нормы законодательства, регули­рующей сходные отношения, т.е. невозможности использования аналогии закона, используется аналогия права.

Аналогия права — это применение к неурегулированному зако­нодательством отношению общих начал и смысла права. Под общи­ми началами и смыслом права имеются в виду общеправовые и от­раслевые принципы права и правовой регуляции. Эти принципы права разрабатываются и обосновываются в юридической теории, в общей теории государства и права. Ряд концептуальных положений об общих началах и принципах права получил закрепление в самом законодательстве — принцип равенства сторон, справедливости, добросовестности и др.

Использование аналогии закона и аналогии права в правопри­менительном процессе имеет одно принципиальное исключение: аналогию закона и аналогию права нельзя использовать в сфере от­ношений уголовно-правового наказания и административных взы­сканий. Для субъекта отсутствие нормы, характеризующей рассмат­риваемые обязательства в качестве уголовного преступления или ад­министративного проступка, означает следующее: нет преступления — нет наказания, если это не установлено в законе; не пробел в праве, а отказ законодателя от правовой регуляции этих обстоятельств, их юридическую незначимость, «юридическую ничтожность».

Законодатель, обнаружив отсутствие нормы, может рассматри­вать это либо как правомерный отказ от регуляции соответствую­щих обстоятельств и все оставить по-прежнему, либо расценить от­сутствие такой нормы как пробел и восполнить его принятием со­ответствующей нормы.

Толкование права — это тоже компонент, причем весьма суще­ственный, всякого правоприменения. Толкование норм права — своего рода форма его реализации. Сущность процесса толкования в ходе правоприменения заключается в уяснении содержания нор­мы права, т.е. в совокупности приемов, направленных к раскрытию тех элементов, качеств и свойств, которые соединял законодатель, т.е. норму с внешними законами выражения своих мысли и воли.

Истолковать норму права — значит разложить ее на ряд элементов, качеств и свойств, в ней выраженных и соответствующих тем пред­ставлениям, какие имелись у законодателя.

Неверно рассматривать процесс толкования норм права как не­кую научную деятельность. Толковать законы, иные нормативные акты могут и должны все, обязанные согласовывать, увязывать свое поведение с велениями норм права, но это не значит, чтобы это уяс­нение мысли закона носило научный характер. Субъект в процессе толкования норм выделяется не какой-то особой логикой, не науч­ным изучением явлений особого рода, а просто опытом и приема­ми, которые в совокупности дают основание для искусства толко­вания, но не для науки.

Неверно также утверждать, что толкование не поддается ника­ким научным правилам, что оно свободно от творчества. Неудиви­тельно, что юристы, которым приходится затрачивать так много усилий на толкование норм права, издавна стремились выработать технику толкования под названием юридической герменевтики. Этот вид искусства, который вследствие своего смысла и оттенка потерял в XIX в. свой престиж, но это не говорит против его воз­можности и целесообразности сегодня1.

Искусство герменевтики особенно наглядно проявляется в на­чальной стадии толкования, когда поставлена задача: выяснить и уяс­нить, какая норма права или нормативный правовой акт подлежит применению. Так, прежде чем приступить к толкованию закона, применяющий правовую норму субъект должен установить наличие закона и его подлинный текст. Наличие закона и его подлинный текст должны быть установлены субъектом, применяющим норму, по официальному изданию отдельного закона или кодекса, а не по перепечатке закона в какой-нибудь статье, учебнике или неофици­альном сборнике. Далее необходимо удостовериться, что этот закон действует именно в таком виде, что он не был отменен или изме­нен последующим законом.

После того как наличие закона и его текст определены, необхо­димо установить, что содержащаяся в законе правовая норма имеет силу, является обязательной. При применении нормы необходимо удостовериться в том, что норма имеет действительную юридиче­скую силу, что она издана органом власти, имеющим по закону право издавать такие нормы. Так, при применении федерального закона, указа Президента РФ или постановления Правительства РФ такого вопроса не возникнет: порядок издания этих актов и компе­тенция этих органов установлены Конституцией РФ.

При применении же закона и иных актов республик и других субъектов Федерации вопрос о силе, обязательности этого закона или акта может возникнуть в связи с тем, что в случае расхождения федерального закона и субъекта Федерации действует федеральный закон. Если Конституционный Суд РФ обнаружит противоречие между двумя такими законами, он дает соответствующее заключе­ние и таким образом устраняет существующее противоречие.

При применении правовых норм, содержащихся в иных актах органов государства — приказах и инструкциях министерств и др., иногда возникает необходимость удостовериться в том, издана ли эта норма уполномоченным на то органом и действовал ли этот ор­ган в пределах своей компетенции. То же самое относится к прика­зам и инструкциям министерств и иным ведомственным админист­ративным актам.

После того как установлены наличие закона или иного акта, его подлинный текст и его юридическая сила, применяющий закон го­сударственный орган производит толкование закона в собственном смысле слова, т.е. устанавливает содержание и смысл выраженной законом правовой нормы. При этом используются следующие виды и приемы толкования законов. Известно, что в зависимости от ор­гана и лица, осуществляющего толкование закона, различают три вида толкования: 1) легальное; 2) судебное; 3) доктринальное.

Легальное толкование — это толкование, данное уполномочен­ным на то органом государственной власти и обязательное при вся­ком применении закона к предусмотренным им случаям. Так, Кон­ституционный Суд РФ дает официальные разъяснения основного закона страны. В судебной деятельности большую роль играют разъяснения Верховного Суда РФ по вопросам применения законо­дательства. Особым видом легального толкования закона служит аутентичное, каковым является толкование закона, данное самим законодательным органом, издавшим этот закон (Государственной Думой, иногда Президентом РФ).

Судебное толкование — это толкование закона, данное судом, при разрешении конкретного судебного дела, по которому этот за­кон применяется. Судебное толкование содержится в приговоре или решении суда и обязательно по тому делу, по которому дано. Аналогичное толкование закона дает и любой другой орган, приме­няющий закон, но самостоятельным видом толкования является именно судебное толкование, так как приговор и решение суда, вступившие в силу, получают для данного дела силу закона, т.е. та­кую же обязательность, как и закон, поэтому судебное толкование закона не может быть отождествляемо с толкованием, которое дает любой административный орган или должностное лицо всякий раз, когда они руководствуются законом, применяют закон.

Доктринальное толкование — это толкование, основанное на на­учном исследовании действующего права. Для правильного уясне­ния смысла содержания закона огромное значение имеет научная разработка права. В истории известны случаи, когда научным рабо­там наиболее видных юристов придавалось официальное значение, когда устанавливаемые в этих работах положения приобретали обя­зательную юридическую силу для судов. Такие работы юристов представляли собой не только толкование законов, но и самостоя­тельный источник права.

В период Рима (V в.) сочинениям пяти крупнейших юристов была придана обязательная сила. В Средние века при применении правовых норм признавалось обязательным «общее мнение уче­ных». Но в современных государствах этого положения не придер­живаются и мнению ученых обязательного, юридического значения не придают.

По приемам, применяемым при толковании, различают толко­вание историческое, грамматическое, логическое, систематическое. Историческое толкование состоит в уяснении смысла нормы права путем изучения исторических обстоятельств, в связи с которыми норма была принята (доклад законопроекта и прения по нему в за­конодательном органе в конкретном году, обсуждение в печати пред­ложений нового закона и т.д.). Применяется также сравнение данной нормы с текстом прежней, отмененной нормы по этому же вопросу.

Грамматическое толкование заключается в установлении со­держания правовой нормы путем анализа ее словесного выражения в законе, путем анализа самого изложения закона, содержащихся в нем выражений на основании правил грамматики. Производится грамматическое толкование путем разбора расположения и связи слов закона или иного нормативного правового акта, знаков пре­пинания в нем, членов предложения (подлежащее, сказуемое) и т.д.

Логическое толкование состоит в установлении содержания правовой нормы исходя из смысла выражений, в которых сформу­лирована данная норма в законе, из мысли, содержащейся в законе. Следовательно, при логическом толковании закон подвергается разбору по существу: устанавливаются субъект, гипотеза, диспози­ция и санкция нормы. Все элементы сопоставляются друг с другом, выясняются характер содержащегося в законе правила поведения, пределы его применения. Систематическое толкование состоит в уяс­нении смысла правовой нормы путем ее сопоставления с другими нормами права, в установлении связи данной нормы с другими нормами, места этой нормы в системе норм данной отрасли права.

В теории государства и права выделяют телеологическое (в за­висимости от цели издания нормативного акта) и специально- юридическое толкование (с помощью раскрытия специальных юри­дических терминов). Эти виды толкования не следует рассматривать как самостоятельные и независимые друг от друга. Это различные приемы толкования, к которым часто приходится прибегать одновре­менно, в одном и том же случае, чтобы правильно истолковать закон.

По объему толкования различают следующие его виды: бук­вальное, ограничительное, распространительное. В ходе буквально­го толкования содержание нормы устанавливается точно в таком виде, в каком оно прямо выражено в тексте. Как правило, приме­няется именно буквальное толкование, т.е. толкование в соответст­вии с точным текстом закона. Буквальное толкование не следует смешивать с грамматическим толкованием, приемом толкования, за­ключающимся в том, что содержание правовой нормы устанавлива­ется на основании анализа ее грамматического выражения в законе. Буквальное толкование производится при помощи любого способа толкования (грамматического, логического, систематического, исто­рического) и характеризуется тем, что устанавливаемая в результате толкования правовая норма точно соответствует тексту закона. Оно по своему содержанию не уже и не шире ее выражения в законе.

Ограничительное толкование — это такое толкование, в ходе которого содержание правовой нормы оказывается уже, чем выра­жено в тексте закона. Такое толкование применяется, когда форму­лировка закона шире, чем сама его мысль, и поэтому для того чтобы правильно понять мысль закона, следует ограничить ее выражение по сравнению с текстом закона. Так, согласно ст. 59 Конституции РФ защита Отечества является делом и обязанностью гражданина России. Из буквального текста закона может быть понято, что речь идет об обязанности всех граждан, независимо от их возраста, со­стояния здоровья, деятельности, но в действительности по смыслу закона имеются в виду только граждане, достигшие возраста 18 лет и не старше 60 лет, дееспособные, а не малолетние и недееспособ­ные, так что текст закона шире в его мысли.

Распространительное толкование есть такое толкование, в ре­зультате которого содержание правовой нормы оказывается шире, чем выражено в тексте закона. Так, в УК РФ перечислены обстоя­тельства, которые признаются смягчающими при определении су­дом меры наказания за совершенное преступление: совершение преступления впервые, отсутствие корыстных мотивов и иных низ­менных побуждений, совершение преступления под влиянием силь­ного душевного волнения и др. По смыслу закона перечень смяг­чающих обстоятельств не является исчерпывающим, и суд может учесть и иные обстоятельства, если признает их смягчающими. Та­ким образом, УК РФ может быть истолкован распространительно.

Нельзя применять ограничительное и распространительное тол­кования как средство обхода закона в нарушение его. Ограничи­тельное и распространительное толкования закона допускаются только в точном соответствии со смыслом закона, его точным со­держанием и являются средством не обхода в нарушение закона, а его правильного и точного применения. Они могут иметь место только тогда, когда именно такое толкование закона вытекает из самого закона, правильно выражает его мысль и обеспечивает пра­вильное понимание смысла закона и правильное его применение.

Толкованию должны подвергаться все законы и иные норма­тивные правовые акты, иначе трудно уяснить «содержание» всего того, что подлежит реализации. Право есть только то, что содер­жится в нормах права, в частности, в законах и иных нормативных правовых актах. Толковать нужно только те мысли и волю, которые изложены в законе или иных нормативных правовых актах.

Более древнее по времени воззрение признавало, что выяснению при толковании подлежит воля законодателя, выраженная в законе. В Новое время выдвинулось другое воззрение, которое стало силь­но оттеснять первое. С новой точки зрения, выяснению при толко­вании подлежит воля закона, оторванная от первоначальной воли законодателя.

Наше мышление не только индивидуально, но и социально. То, что мы думаем, — не только наша работа. Это нечто бесконечное, произведение работы мысли в течение столетий и тысячелетий. За­коны должны быть толкуемы не по мысли и воле законодателя, они должны быть толкуемы с позиции общественной, т.е. должны быть изъясняемы прежде всего как продукты всего народа, органом ко­торого является законодатель.

 

 

Источник: М.М. Рассолов, В.П. Малахов, А.А. Иванов. Актуальные проблемы теории государства и права: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специально­сти «Юриспруденция» — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ- ДАНА: Закон и право, — 447 с.. 2011

 


 


ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА

 

Применением права называется особая форма его реализации - рассмотрение и решение дел управомоченными на то государственными органами или должностными лицами и принятие решений, определяющих юридическое значение установленных обстоятельств дела. Акт применения права (индивидуальный правовой акт, решение по конкретному делу) является юридическим фактом, ведущим к возникновению, изменению, прекращению правоотношений.

 

Ряд правовых норм не может быть реализован без применения права. Эта форма (способ) реализации правовых норм определяется законом и подзаконными нормативными актами в тех сферах общественных отношений, где особенно необходимы точная определенность прав и обязанностей сторон, государственный контроль за развитием отношений, внесение в это развитие элементов устойчивости, стабильности, определенности, доказуемости. Для этого, во-первых, нужно точное определение момента возникновения правоотношения, его содержания и субъектов (кто из абитуриентов зачислен в студенты? на какой факультет, на какое отделение, на какой курс? назначена ли стипендия, предоставлено ли общежитие?).

 

Во-вторых, принятию решения (вывода, имеющего юридическое значение) должна предшествовать строгая проверка фактических обстоятельств дела, определение их юридических последствий, фиксация этого в специально оформленном акте, допускающем последующую проверку обоснованности и законности решения. В-третьих, если государство считает необходимым осуществлять систематический контроль за возникновением и развитием определенных видов правоотношений, необходимо точно определить процессуальные (процедурные) формы рассмотрения и решения соответствующих дел, готовить достаточно квалифицированные кадры государственных служащих, в компетенцию которых входит применение норм этой отрасли права, обеспечивая возможность проверки правильности этих решений и, соответственно, степени квалификации этих служащих.

 

Высказывалось мнение, что правоприменение не следует рассматривать как способ (форму) реализации права в одном ряду с использованием права, исполнением обязанности, соблюдением запретов, поскольку оно сводится к одной из этих форм или к их сочетанию. С этим мнением трудно согласиться по следующим причинам:

1. Ряд правовых норм вообще не может быть реализован без актов применения права. Таковы нормы о юридической ответственности за правонарушения, многие нормы о передаче имущества, все нормы о регистрации или расторжении брака, о приеме на работу в государственные учреждения, об увольнении, о назначении пенсий и др. Исключив правоприменение из способов реализации права, невозможно представить себе систему этой реализации в целом.

2. Если использование, исполнение и соблюдение типичны для деятельности граждан и частных юридических лиц в сфере гражданского общества, то применение права типично для субъектов публичного права (осуществление власти, управления, правосудия). Ряд государственных органов (например, суды) существует только для правоприменения. Полное рассмотрение проблемы реализации права требует исследования на всех уровнях его осуществления.

3. Именно правоприменение породило процессуальное право - комплексы правовых норм, определяющих порядок, процедуру реализации и охраны материально-правовых норм. Как отмечено выше, под юридическим процессом в последние годы понимается не только деятельность органов правосудия, но и других государственных органов, которая всегда подчинена определенной процедуре. Без рассмотрения места процессуального права в системе правового регулирования характеристика последнего будет неполной.

4. На материалах правоприменительного процесса как наиболее формализованного способа реализации права теоретически разработаны стадии правореализации, приемы толкования правовых норм, типичные способы решения юридических ситуаций - то, что (в свернутом виде) присуще любой форме реализации права. По существу, это именно та тематика, которая составляет основное содержание обучения в юридических учебных заведениях. Исследуя проблемы правоприменения, мы изучаем наиболее распространенные в юридической практике стадии и приемы реализации права вообще.

 

Различают следующие стадии реализации права.

Оно начинается с исследования обстоятельств дела и выбора правовой нормы, регулирующей данный случай и отношение. То и другое по существу сводится к состыковке юридических фактов и гипотезы правовой нормы. Выбор правовой нормы, подлежащей применению к данному делу, иногда называют "юридическая квалификация".

 

При исследовании обстоятельств дела может оказаться, что среди этих обстоятельств нет юридических фактов или юридический состав неполон (например, еще не достигнут возраст, необходимый для назначения пенсии), либо отсутствуют доказательства, подтверждающие необходимый для полноты состава юридический факт (нет документов о полном стаже работы). В первых двух случаях выносится мотивированное решение об отказе в применении права (об отдельных исключениях см. далее); в последнем случае дело может быть отложено до (и для) представления необходимых документов или иных доказательств.

 

Форма некоторых доказательств определена законом (для сделок свыше определенной суммы - письменные доказательства, для некоторых сделок - свидетельство, выданное нотариальной конторой, трудовой стаж доказывается записями в трудовой книжке или справками с места работы, брачные отношения - свидетельством о браке, возраст - свидетельством о рождении или записью в паспорте и т.п.); несоблюдение этой формы может препятствовать решению дела. При подготовке к ведению и решению наиболее сложных дел (об оформлении юридического лица, споры о домовладении, о наследстве и т.п., все уголовные дела и др.) гражданам рекомендуется воспользоваться консультацией и помощью опытных юристов.

 

При выборе нормы, подлежащей применению к данному случаю, необходимо пользоваться официальным изданием текста нормативного акта. В последние годы в продаже появились коммерческие издания, содержащие тексты не законов РФ, а проектов этих законов либо тексты отмененных или измененных нормативных актов. Прежде чем пользоваться текстами таких изданий, следует убедиться в том, что закон вступил в силу и в его текст не внесены изменения и дополнения. При расхождении текстов нормативных актов действуют правила: во всех случаях противоречий текстов нормативных актов должен применяться акт более высокой юридической силы; последующий нормативно-правовой акт отменяет или изменяет предыдущий акт равной юридической силы.

 

При применении правовой нормы может возникнуть проблема "обратной силы" закона, под которой понимается распространение действия юридической нормы на обстоятельства и факты, существовавшие до ее установления (т.е. изменение юридической оценки, квалификации фактов и обстоятельств прошлого). Поскольку правовая норма - это не только правило должного, обращенное в будущее, но и обещание государства решать определенную категорию дел только обозначенным в норме способом, придание закону обратной силы крайне нежелательно, если это ухудшает правовое положение какой-либо категории граждан, и, наоборот, допустимо, а иногда обязательно, если это меняет их правовое положение к лучшему. На этом основана обратная сила уголовного закона, устраняющего наказуемость деяния или смягчающего наказание (ст. 10 УК РФ) и запрет придания обратной силы закону, устанавливающему или отягчающему ответственность лица (ст. 54 Конституции РФ).

 

Следующая стадия - толкование текста нормативного акта. Под толкованием понимается прежде всего уяснение смысла текста закона, конструирование правовой нормы, подлежащей применению к данному случаю, со всеми ее элементами (гипотеза, диспозиция, санкция). Неразрывная связь и согласованность правовых норм, составные части которых содержатся в различных нормативных актах (статьях, разделах, частях текстов), требует при применении той или иной нормы права тщательно изучить все положения нормативных актов, содержащие применяемую норму. Применение правовых норм осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами; каждому из правоприменителей законом обозначена строго определенная категория дел, относящихся к его компетенции (трудовые споры, регистрация актов гражданского состояния, рассмотрение кассационных жалоб, взимание налогов, назначение пенсий и т.п.). Соответственно, работники этих органов и учреждений должны хорошо знать отрасли права, по которым они готовят и принимают решения. Практическое значение структуры правовой нормы (гипотеза - диспозиция - санкция) в том и состоит, что она ориентирует лиц, применяющих правовые нормы, на тщательный и всесторонний анализ нормативно-правового материала, сопоставление неразрывно связанных между собой статей законов и других нормативных актов, выявление элементов, образующих одну норму, определение условий ее применения, содержания, последствий нарушения (кто к чему обязан, на что имеет право, каково содержание запретов и последствия их нарушения). Этот основной прием толкования может быть назван логико-юридическим (конструирование правовой нормы).

 

К приемам уяснения текста нормативного акта относится грамматическое толкование, состоящее в уяснении смысла терминов, их связей, предлогов (и/или), иногда даже знаков препинания (наличие или отсутствие разделительной запятой). Используется также систематическое толкование текста закона, определение места статьи закона в его структуре, самого закона - в системе законодательства, связей общей и особенной частей нормативных актов и т.д.

 

Важное место среди приемов уяснения принадлежит логическому толкованию, состоящему в уяснении понятий, выраженных словами и терминами, содержащимися в нормативных актах. При логическом толковании применяются все законы формальной логики (тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания). С помощью логических операций (анализ и синтез, построение силлогизма и т.д.) определяются признаки и объем понятия. Особенность логического толкования нормативно-правового текста состоит в том, что приходится учитывать специфику изложения мысли законодателя в тексте закона, содержащем и образные выражения, адресованные массовому правосознанию, и специальные термины, понятные квалифицированным юристам, применяющим право. Поэтому тексты нередко подлежат логическому преобразованию или уяснению с позиций так называемого здравого смысла. Из того, что в тексте закона сказано, что никто не может быть произвольно лишен жизни, отнюдь не следует, что любое лишение жизни, в том числе убийство, является непроизвольным, а тем самым - законным; если "молодому специалисту" далеко за 25 лет, которые медицина считает рубежом молодости, то он имеет право на льготы, определенные для лиц, обозначенных этим термином, но, конечно, не имеет прав на сокращенный рабочий день и другие льготы, предназначенные для собственно молодежи. С логическим толкованием связано "телеологическое" (целевое) толкование, под которым разумеется уяснение смысла закона в связи с его целевым назначением. Так, исходя из смысла конституционной гарантии судебной защиты прав и свобод граждан, а также их прав на юридическую помощь суды обязаны принимать и рассматривать жалобы граждан на все затрагивающие их права решения и действия должностных лиц, государственных органов и общественных организаций, а не только лишь те, которые действительно (а не по ошибочному мнению граждан) нарушают, как сказано в законе, их права и свободы (цель закона - определить судебный контроль за законностью актов, касающихся прав и свобод граждан).

 

Среди видов толкования иногда называют "историческое", означающее изучение условий, при которых принят нормативный акт, причины его принятия, последующего изменения, сопоставление текста закона с его проектом, изучение прений по стенограмме заседания государственного органа, принявшего акт, и т.п. В целом это - сфера научной деятельности, а не практики работы государственного органа, применяющего право, а потому относится к выработке доктринальных толкований (см. далее). На практике историческое толкование может применяться разве только по свежим следам замены одного нормативного акта другим. Так, в ст. 13 Основ законодательства РФ о культуре определено право каждого человека "без ограничения возраста" на гуманитарное и художественное образование, на выбор его форм и способов. Сопоставление этого текста с ранее действовавшими нормативными актами показывает, что слова "без ограничения возраста" означают не распространение этого права на младенцев и малолетних, а снимают существовавшие до того ограничения предельного возраста ("до 35 лет", "до 45 лет").

 

При уяснении смысла правовой нормы используются ее официальные нормативные разъяснения, если такие имеются.

 

Разъяснения-толкования делятся на виды по источнику (а тем самым - по юридической силе) и по объему применения.

 

Официальные толкования законов и других нормативных актов предоставляются издавшими их ("аутентическое толкование") или специально на то уполномоченными органами (Конституционный Суд РФ по запросам указанных в ст.. 125 Конституции государственных органов дает толкование Конституции Российской Федерации). Оно неразрывно связано с текстом истолкованного нормативного акта, носит нормативный характер и обязательно при его применении.

 

По объему применения от нормативных толкований-разъяснений отличаются "казуальные", т.е. относящиеся к тому делу, по которому вынесено решение, вступившее в законную силу. Среди них особое место всегда принадлежало и принадлежит судебным толкованиям, из которых складывается судебная практика. Толкование закона, содержащееся в решении (приговоре, определении) суда, относится к официальным казуальным толкованиям; оно обязательно только для данного дела. Однако толкование законов, содержащееся в решениях высших судебных инстанций, особенно верховных судов, всегда оказывало влияние на текущую судебную практику. По существу они имели не только силу авторитета, но и авторитет силы, так как кассационная и надзорная практика этих инстанций направляли деятельность нижестоящих судов в сторону именно такого, а не иного толкования законов. Кроме того, Верховный Суд, а также Верховный арбитражный суд наделены правом давать "разъяснения по вопросам судебной практики", обязательные для судов и всех государственных органов и должностных лиц, применяющих истолкованный закон.

 

Неофициальное толкование законов и иных нормативных актов дается любым лицом, высказывающим свое мнение о смысле текста закона; оно необязательно для лиц и органов, применяющих право. Таково толкование закона истцом, ответчиком, адвокатом, подсудимым, прокурором - в процессе, лектором - в аудитории, журналистом - в газете и т.п.

 

Особым видом неофициального толкования является доктринальное (научное), т.е. толкование закона учеными-правоведами и их коллективами (например, комментированный кодекс). Неофициальное толкование помогает уяснить смысл закона, но необязательно при его применении.

 

Результатом использования различных приемов уяснения смысла текста нормативных актов является конструирование правовой нормы, вывод об объеме ее применения к данному случаю.

 

При идеальной системе законодательства как источника права, точно выражающего намерения и мысли законодателя, текст закона подлежит буквальному толкованию и применению. В странах, где нормативные акты являются главным источником права, предполагается, что "дух закона" выражен в его "букве"; "догма права" является основой основ правоприменения. Это правило применяется и в нашей стране. Однако и у нас, и в других странах все же различаются "дух" и "буква" закона, поскольку мысль законодателя не всегда получает в тексте нормативного акта адекватное воплощение (либо текст устаревает в связи с развитием и изменением общественных отношений). Поэтому кроме буквального (общее правило) иногда, как исключение, применяются ограничительный и распространительный виды толкования. Эти виды толкований, как правило, не могут применяться, если это приведет к ухудшению правового положения лица, в отношении которого выносится акт применения правовой нормы; так, судебной практикой твердо признана недопустимость расширительного толкования обстоятельств, отягчающих ответственность (ст. 63 УК РФ). И, наоборот, принцип гуманизма и другие нравственные нормы иногда оказывают влияние на официальное правосознание, стимулируя отход от буквального толкования некоторых норм. Так, в уголовном законе статьи, определяющие ответственность за отказ или уклонение свидетеля от дачи показаний или за ложные показания, толковались ограничительно в случаях, когда свидетелями оказывались родители, дети, супруг осужденного преступника (ныне основанием такого толкования стали ст. 51 Конституции РФ, а также примечание к ст. 308 УК РФ).

 

На тех же принципах (отступление от буквы закона не должно ухудшать правовое положение граждан) применяется расширительное толкование, если буквальный смысл, терминология текста закона уже содержания нормы. Так, в Основах законодательства РФ "О культуре" разрешено вывозить за границу результаты своей творческой деятельности с целью продажи. Этот текст толкуется расширительно, так как разрешение вывоза с целью продажи предполагает и разрешение вывоза (тех же предметов) с целью дарения, обмена и других способов распоряжения (кому разрешено большее, тому разрешено меньшее).

 

Исследование обстоятельств дела и их юридическая квалификация завершаются подготовкой и принятием акта применения права к данному случаю и отношению. Правоприменение в целом представляет собой процесс осуществления и охраны материально-правовых норм. Само правоприменение "формализовано" в том смысле, что правом (процессуальным) определен порядок исследования обстоятельств дела, подготовки и принятия решения, обеспечивающий законность и обоснованность правоприменительной деятельности. Принятое по делу решение должно быть обоснованным, т.е. полностью соответствовать обстоятельствам дела, основываться на исчерпывающем исследовании и объективной оценке собранных доказательств. Решение должно быть законным, т.е. оно должно соответствовать действующим нормам права и правилам их применения. Оно должно быть исполнимым в том смысле, что изложенный в нем юридический вывод должен быть ясно сформулирован с указанием конкретных лиц, точного объема их прав и обязанностей, с определением, в случае необходимости, качеств или видов имущества, размеров денежных сумм, сроков и т.п.

 

При подготовке решения нередко встает вопрос о его целесообразности, а тем самым о "свободе усмотрения" должностных лиц и государственных органов, применяющих правовые нормы.

 

Применение абсолютно определенных (императивных) норм исключает свободу выбора промежуточных (по сбору доказательств и т.п.) и окончательных решений правоприменителя. При назначении пенсии, например, нужно установить обстоятельства, дающие право на пенсию, собрать необходимые документы, подсчитать размер данной пенсии в соответствии с трудовым стажем, размером заработной платы и другими критериями, указанными в законе, и принять соответствующее решение. Применение относительно определенных норм включает выбор правоприменителем одного из вариантов решения в пределах диспозиции или санкции. Надо ли по данному делу вызывать и допрашивать таких-то и таких-то свидетелей, назначать экспертизу, затребовать справки и другие документы? Необходимо ли это для установления истины по делу, подготовки обоснованного решения или только приведет к затягиванию решения дела, к напрасному беспокойству людей и к лишним расходам? Какую конкретно меру наказания определить признанному виновным в преступлении, если в законе сказано: "от трех до семи лет лишения свободы"?

 

Необходимость выбора одного из возможных решений в пределах относительно определенной правовой нормы нередко называется "свободой усмотрения". Эта свобода поставлена законом в достаточно тесные рамки. Во-первых, свобода ограничена рамками применяемой нормы и процессуального права (решение должно быть законным). Во-вторых, решение должно опираться на достаточные доказательства, дающие основания для принятия мотивированного постановления (решение должно быть обоснованным). В-третьих, оно должно быть целесообразным, направленным на наиболее эффективную реализацию правовой нормы, решение дела без проволочек, затребование лишних документов без напрасного вызова и ненужного беспокойства людей. Определяя общие критерии обоснованности и целесообразности "свободы усмотрения" лиц, применяющих право, закон тем самым дает правовые основания для последующей проверки и оценки процесса и результата правоприменения.

 

Крайне редко в административной и судебной практике встречаются случаи, когда свобода усмотрения может состоять в создании правовой нормы для конкретного случая или отношения. Это так называемые "аналогия права" и "аналогия закона". То и другое имеет место при обнаружении пробела в праве (пробела в законодательстве) - когда факты или отношения законом не оцениваются, но профессиональное правосознание властно диктует необходимость их юридической квалификации. Такие случаи крайне редки; решаются они следующим образом: если в законодательстве есть нормы, регулирующие схожие отношения, дело решается на основании этих норм ("аналогия закона"); если даже и таких норм нет - дело решается на основе общих начал и смысла законодательства, "духа закона" данной правовой системы. Решение дел на основе аналогии права или аналогии закона подлежит дополнительным проверкам надзорными инстанциями и, главное, должно являться сигналом и стимулом к принятию нормативных актов, устраняющих обнаружившийся пробел в праве.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 309.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...