Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структура слова. Способы словообразования.




Словообразова́ние(словопроизво́дство) – 1) раздел языкознания, изучающий структуру слов и законы их образования; 2) образование новых слов путем соединения друг с другом корневых и аффиксальных морфем либо безаффиксальным способом по определенным моделям, существующим в данном языке.

В русском языке различают две группы С. – неморфологические и морфологические способы С.

Неморфологические способы:

а) лексико-семантический способ – образование нового слова в результате изменения значения без изменения звучания, т.е. распадение слова на омонимы: долг (обязанность) – долг (задолжность), корень (часть растения, находящееся под землей, осуществляющее его питание, необходимое для жизни организма) – корень (в лингвистике основное, вещественное значение слова), реакция (ответ организма на раздражение; химическое взаимодействие между веществами) – реакция (политика подавления общественного прогресса);

б) лексико-синтаксический способ – образование нового слова в результате сращения в одну лексическую единицу целого сочетания слов: сошедший с умасумасшедший, сей чассейчас; густонаселенный, легкорастворимый; сначала, вперед, назад; одиннадцать, пятьдесят;

в) морфолого-синтаксический способ – образование новых слов в результате перехода лексических единиц из одной части речи в другую и связанной с этим лексикализации грамматической формы или переоформления целой парадигмы: мороженое мясо – сливочное мороженое, столовая посуда – столовая студенческая (лексико-грамматическое переоформление всей парадигмы); все время сидит дома, встал ранним утром, проснулся рано утром (лексикализация грамматической формы).

Морфологические способы:

а) аффиксация – способ образования новых слов путем присоединения аффикса (приставки или суффикса) либо к производящему слову, либо к производящей основе:

вода – вод-ян-ой – вод-ян-ист-ый – вод-ян-ист-ость (суффиксальный способ); 

ехать – о-бъехать – за-ехать – вы-ехать – на-ехать – пере-ехать (префиксальный способ); 

раз-гулять-ся, бес-плат-н-о, пере-пис-ыва-ть, по-дорож-н-ик, при-мор-ск-ий (префиксально-суффиксальный способ);

б) безаффиксный способ – нулевая суффиксация: образование новых слов (имен существительных) от производящей основы (глагола или имени прилагательного) без добавления аффиксов (образующая основа становится основой существительного): зелень, темень, выход, залив, тишь, сушь, взрыв, прогул, разбег;

в) сложение – образование новых слов путем объединения в одно целое двух или более основ: диван-кровать, вездеход, чернозем, студсовет, медработник;

г) аббревиация: ликбез, вуз, загс и т.д.

Морфология языка.

Термин морфология, как и термин грамматика, двузначен:

1) совокупность и система частей речи (морфология языка, морфологический строй);

2) наука о морфологии языка.

Морфология языка — это совокуп­ность и система присущих языку грамматических, категорий слов и словесных форм, т.е. М.я. – это прежде всего его части речи. Они могут осознаваться как предельно широкие грамматические категории языка. Научное описание и классификация частей речи требуют опоры прежде всего на их грамматические значения и формальные показатели.

Наиболее общими и необходимыми в грамматике любого языка категориями являются части речи.

Части речи– классы (лексико-грамматические разряды) слов, характеризующиеся:

1) единством обобщенного значения (например, предметности у существительного, процесса у глагола), отвлеченного от лексических значений всех слов данного класса;

2) общностью грамматических категорий и словоизменения (например, грамматическая категория падежа и склонение существительных);

3) тождественностью синтаксических функций (например, прилагательное выступает в предложении в качестве определения).










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 316.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...