Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Структура слова. Способы словообразования.
Словообразова́ние(словопроизво́дство) – 1) раздел языкознания, изучающий структуру слов и законы их образования; 2) образование новых слов путем соединения друг с другом корневых и аффиксальных морфем либо безаффиксальным способом по определенным моделям, существующим в данном языке. В русском языке различают две группы С. – неморфологические и морфологические способы С. Неморфологические способы: а) лексико-семантический способ – образование нового слова в результате изменения значения без изменения звучания, т.е. распадение слова на омонимы: долг (обязанность) – долг (задолжность), корень (часть растения, находящееся под землей, осуществляющее его питание, необходимое для жизни организма) – корень (в лингвистике основное, вещественное значение слова), реакция (ответ организма на раздражение; химическое взаимодействие между веществами) – реакция (политика подавления общественного прогресса); б) лексико-синтаксический способ – образование нового слова в результате сращения в одну лексическую единицу целого сочетания слов: сошедший с ума → сумасшедший, сей час → сейчас; густонаселенный, легкорастворимый; сначала, вперед, назад; одиннадцать, пятьдесят; в) морфолого-синтаксический способ – образование новых слов в результате перехода лексических единиц из одной части речи в другую и связанной с этим лексикализации грамматической формы или переоформления целой парадигмы: мороженое мясо – сливочное мороженое, столовая посуда – столовая студенческая (лексико-грамматическое переоформление всей парадигмы); все время сидит дома, встал ранним утром, проснулся рано утром (лексикализация грамматической формы). Морфологические способы: а) аффиксация – способ образования новых слов путем присоединения аффикса (приставки или суффикса) либо к производящему слову, либо к производящей основе: вода – вод-ян-ой – вод-ян-ист-ый – вод-ян-ист-ость (суффиксальный способ); ехать – о-бъехать – за-ехать – вы-ехать – на-ехать – пере-ехать (префиксальный способ); раз-гулять-ся, бес-плат-н-о, пере-пис-ыва-ть, по-дорож-н-ик, при-мор-ск-ий (префиксально-суффиксальный способ); б) безаффиксный способ – нулевая суффиксация: образование новых слов (имен существительных) от производящей основы (глагола или имени прилагательного) без добавления аффиксов (образующая основа становится основой существительного): зелень, темень, выход, залив, тишь, сушь, взрыв, прогул, разбег; в) сложение – образование новых слов путем объединения в одно целое двух или более основ: диван-кровать, вездеход, чернозем, студсовет, медработник; г) аббревиация: ликбез, вуз, загс и т.д. Морфология языка. Термин морфология, как и термин грамматика, двузначен: 1) совокупность и система частей речи (морфология языка, морфологический строй); 2) наука о морфологии языка. Морфология языка — это совокупность и система присущих языку грамматических, категорий слов и словесных форм, т.е. М.я. – это прежде всего его части речи. Они могут осознаваться как предельно широкие грамматические категории языка. Научное описание и классификация частей речи требуют опоры прежде всего на их грамматические значения и формальные показатели. Наиболее общими и необходимыми в грамматике любого языка категориями являются части речи. Части речи– классы (лексико-грамматические разряды) слов, характеризующиеся: 1) единством обобщенного значения (например, предметности у существительного, процесса у глагола), отвлеченного от лексических значений всех слов данного класса; 2) общностью грамматических категорий и словоизменения (например, грамматическая категория падежа и склонение существительных); 3) тождественностью синтаксических функций (например, прилагательное выступает в предложении в качестве определения). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 316. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |