Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Государственное воздействие на систему социального страхования.




  Одна из важнейших особенностей рынка социального страхования сводится к необходимости государственного воздействия на систему предоставления пособий и социальных услуг застрахованным. Исключительно рыночные механизмы регулирования здесь не могут быть достаточно эффективными. Такие экономические свойства страховых услуг как цена, прибыль, рентабельность в системе социального страхования носят подчиненный характер по отношению к их общественной значимости. На первом плане стоят не стоимостные показатели результативности, а социальные, и в первую очередь – улучшение страховой защиты населения.

Специфика регулирования системы социального страхования  исходит из необходимости сочетания рыночных механизмов саморегулирования этой сферы с развитой системой государственного воздействия на нее. Задачи эффективного регулирования государственных процессов, складывающихся в сфере социального страхования  включают решение трех основных вопросов:

· разработка четкой нормативно-правовой базы социального страхования,

· разработка и реализация стройной политики финансирования системы и страховых взносов на услуги социального страхования,

·  определение принципов и методов осуществления действенного контроля за функционированием и развитием системы социального страхования в целом.

Переход к рыночной экономике принципиально меняет роль субъектов, участвующих в организации социальной защиты. Особое значение в организации обязательного социального страхования  имеет государство, как выразитель интересов общества в целом.

В первую очередь, государство призвано быть гарантом социальной защиты граждан с помощью органов законодательной и исполнительной власти, гарантом соблюдения нормативно-законодательных актов по социальному страхованию.

 Наряду с этим, государственные структуры определяют важнейшие приоритеты, социальные нормативы и программы социального страхования , разрабатывают соответствующую законодательную базу и создают правовую среду для оказания услуг по основным программам социального страхования .

Принципиальная роль государства состоит в выработке экономических и организационно-правовых механизмов согласования интересов субъектов социального страхования на основе социального партнерства. Решение других задач остается за рыночными механизмами саморегулирования.

 

 

ТЕМА 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФОНДОВ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ.

3.1.Специфические чертыфондов социального страхования.

3.2.Источники формирования фондов социального страхования.

  3.3. Направления расходования средств фондов социального страхования

Специфические черты фондов социального страхования.

  Система социального страхования состоит из двух частей:

· первая призвана обеспечивать профилактику, восстановление и сохранение трудоспособности работников, включая проведение оздоровительных мероприятий и переподготовку

· вторая гарантирует материальное обеспечение лиц, утративших трудоспособность или не имевших ее. 

 

Материальной основой данных частей социального страхования  выступают соответствующие фонды с характерными для них направлениями использования.

 Отношения, связанные с формированием и использованием фондов социального страхования, являются составной частью общественных финансов и опосредствуют их аккумуляцию в целевых внебюджетных фондах (централизованных и децентрализованных), предназначенных для финансирования потребностей нетрудоспособных и лиц, не участвующих в труде.

В то же время эти фонды имеют специфические черты, отражающие функциональное назначение социального страхования :

· во-первых, через формирование и использование фондов социального страхования соответствующая часть национального дохода превращается в личные доходы, конкретные блага и услуги;

· во-вторых, в социальном страховании   четко прослеживается граница первичного и вторичного распределения.

Первичное распределение характерно для фазы образования фондов за счет специальных взносов с доходов предприятий, организаций и работников. Привлечение же средств Государственного бюджета, населения и последующее расходование  средств фондов социального страхования на принципах общественной солидарности относится к области перераспределения доходов.

· В-третьих, данная сфера финансовых отношений активно регулируется государством.

Перечень страховых фондов, их назначение, область применения, источники формирования и направления расходов определяются государственными нормативными актами, действие которых распространяется на различные формы собственности. Вместе с тем, функционирование фондов социального страхования осуществляется при активном участии социальных партнеров и общественных организаций – профсоюзов, ассоциаций предпринимателей, ветеранских организаций, объединений инвалидов, органов общественного попечительства и др.

· В-четвертых, фонды социального страхования образуются страховым методом, т.е. за счет страховых взносов предприятий, организаций и граждан.

Фонды социального страхования формируются на случай наступления определенного события (болезнь, несчастный случай, потеря работы и др.), следствием которого является временное или постоянное неучастие человека в трудовом процессе.

· В-пятых, фонды социального страхования аккумулируют сбережения граждан и предприятий и обеспечивают их частичное инвестирование в экономику.

Рост численности лиц наемного труда в результате развития рыночной экономики, рост жизненных стандартов и минимальных государственных гарантий объективно привели к необходимости увеличения фондов социального страхования. В последние десятилетия объем этих фондов в развитых странах возрос в абсолютных суммах в 5-8 раз. Рост их величины дает возможность повысить уровень социальных выплат.

Общественно значимый характер фондов социального страхования и принцип солидарного участия работников и работодателей в их формировании определяет специфику управления ими. Эти фонды функционируют на принципах самоуправления и некоммерческого хозяйствования.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 220.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...