Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Эксперимент в системном моделированииСтр 1 из 2Следующая ⇒
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ»
Введение (в дисциплину)
Понятие и общая характеристика систем
1.1. Понятие системы, её основные свойства. 1.1.1. Целостность (когерентность) и делимость на элементы. 1.1.2. Существенные устойчивые связи между элементами или (и) их свойствами. Сила связей и ее значение. 1.1.3. Организация и энтропия системы. 1.1.4. Эмерджентность (интегративное свойство) системы. 1.2. Ключевые положения теории систем. 1.2.1. Единство частей системы. 1.2.2. Открытые и закрытые системы. 1.2.3. Границы системы. 1.2.4. Особенности и баланс систем. 1.2.5. Динамическое равновесие в открытой системе. 1.2.6. Обратные связи и их значение. 1.2.7. Иерархичность систем. 1.2.8. Тенденции развития открытых систем. 1.2.9. Эквифинальность и пути ее достижения. 1.3. Структуры и функции системы. Действующие на систему факторы. 1.3.1. Структура системы. Типы структур. 1.3.2. Функции (и дисфункции) системы и ее элементов. Основные характеристики функций. 1.3.3. Системосоздающие и системоразрушающие факторы.
Классификация систем.
Физические и абстрактные, простые и сложные ( основные признаки), естественные, идеальные и искусственные, управляемые, непрерывные и дискретные, казуальные и целенаправленные, активные и пассивные, специализированные, многофункциональные и универсальные, стабильные и развивающиеся системы.
Системный подход и системный анализ
3.1. Понятие, принципы и практическое значение системного подхода. Системность. Основные принципы (методологические положения) системного подхода. Эффективность. Изменение «накопление» качества системы. Иерархичность структуры. Декомпозиция системы. Замена связей реакциями (откликами). Условия для динамического равновесия. Причина изменения и синергии свойств элементов. Самостоятельность частей системы. Изменение системы. Управление в системе. Самоорганизуемость и степени свободы. Трехуровневое изучение системы. Направленность системного подхода (анализа). 3.2 Основные понятия и определение системного анализа (СА). 3.2.1. Понятие и особенности СА. Объект и предмет системного анализа. Сферы применения СА. Значение математических моделей в СА. 3.2.2. Основные определения и термины в СА. Элемент и его функциональная модель( «чёрный ящик»). Среда, суперсистема, подсистема, характеристика, параметры, свойства системы. Внешние и внутренние характеристики. Поведение элемента (системы). Цель, показатели качества. Внешние и внутренние связи, алгоритм функционирования системы. Состояние системы. Качество. Состояние системы. Эффективность. Критерий эффективности, решающее правило. 3.3 Задачи и методы СА Декомпозиция. Анализ. Агрегирование. Синтез. Методы СА (математическое программирование, эвристическое моделирование; методы семиотического подхода, аналогий, аналитические; имитационное моделирование). 3.4 Алгоритм ликвидации проблемы. Неформализуемые этапы СА Общий подход к решению проблем. Алгоритм ликвидации проблемы. Неформализуемые этапы СА. «Растворение» проблемы. Способы обращения с любой проблемой. Альтернативность направлений решения проблемы. Критерии оценки вариантов, альтернатив. Множественность и приоритетность критериев. Особенности оценки альтернатив и применения системного анализа.
Моделирование систем – неотъемлемый этап СА
4.1. Определение и классификация моделей, их свойства. Понятие и определение модели и моделирования. Типы моделей. Классификация моделей по целевому признаку. Классификация по типу задач моделирования. Классификация по форме реализации. Классификация по форме математического описания. 4.2 Основные требования к моделям (моделированию). Этапы моделирования. Принципы (общие требования) моделирования. Общая схема (этапы) моделирования.
Декомпозиция и агрегирование – процедуры СА
5.1. Стратегии, функции и смыслы декомпозиции. 5.2. Основные виды и свойства агрегирования. Суть агрегирования. Синтез. Агрегаты и их основные свойства. Виды агрегатов. Назначение и пример декомпозиции/агрегирования.
Информационные аспекты изучения систем 6.1. Понятие и определение информации и случайного процесса. Информация, ее основные свойства и определения (сообщение, сигнал, реализация). Понятие случайного (и детерминированного) процесса и величины. 6.2. Неопределенность, энтропия и ее свойства. Количество (измерение) информации. Энтропия как мера неопределенности системы (объекта) и ее основные свойства. Определение количества информации через энтропию и его смысл. Обработки и потери информации.
Эксперимент в системном моделировании 7.1. Понятие, основные положения и системная сущность эксперимента. Детерминистский и стохастический подход в исследовании проблем (систем). Назначение и особенности экспериментального исследования, его системный характер. 7.2. Виды эксперимента. Задачи, особенности и значение активного (планового) эксперимента. Пассивный и активный эксперимент, их особенности. Понятие плана эксперимента. Задачи, решаемые экспериментально. Управляемость объекта и виды эксперимента. 7.3. Общая схема и типовые этапы эксперимента. Типичная схема и особенности этапов эксперимента. 7.4. Некоторые особенности системных исследований, связанных с производством. 7.5. План – основа активного эксперимента. Суть планирования эксперимента. Критерии оптимальности планов, их назначение. Параллельные опыты. Основные понятия и термины эксперимента. Рандомизированный и последовательный планы эксперимента, их особенности. Понятие плана полного факторного эксперимента (ПФЭ), его свойства. Пример план – матрицы ПФЭ типа и соответствующая ему эмпирическая модель. 7.6. Свойства экспериментальной информации и ее анализ. Три вида ошибок измерений, их проявление и причины возникновения. Основные характеристики для представления и описания экспериментальных данных (выборочные характеристики). 0Закон сложения дисперсий и его назначение. Нормальное распределение (Гаусса) и его основные свойства. Понятие выборочной статистики (распределение), числа степеней свободы. Основные характеристики выборки. Выборка малого объема и t –распределение (Стьюдента), его отличие от нормального распределения и применение. Понятие и применение распределения Пирсона ( -распределение) и F – распределение (Фишера).
Оценка сложных систем 8.1. Цель и эффективность системы. Понятие целевого назначения (цели) и управления системы. Задачи, показатели (критерии) и оценка эффективной системы. 8.2. Критерии оценки эффективности систем. Назначение и особенности критерия качества. Требования к критерию. Два типа критериев эффективности систем управления. Виды классификации критериев. 8.3. Оценка многокритериальных систем. Понятие вектора критериев для сложных систем. Подходы к проблеме многокритериальности, их характеристика.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 152. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |