Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Финансирование инновационной деятельности




Государственное регулирование инновационной деятельности

Другой существенной движущей силой инновационных процессов помимо конкуренции во многих странах является государственное регулирование.

Правительственная политика, законодательство могут значительно активизировать инновационные процессы, стимулировать организации различных форм собственности в различных отраслях сферах вкладывать средства в разработку инновационных продуктов и технологий. Например, государство может вести новые стандарты, которые должны регулировать промышленные выбросы в реки и атмосферу или средства безопасности на транспорте, что приведет к инновациям в производственных технологиях, инновационных продуктах. Изменения в экономической политике также могут вызвать необходимость поиска более эффективных инновационных технологий, могут инициировать поиск альтернативных ресурсов, разработку инновационных продуктов и т.д.

Государство, осуществляя регулирование, создает необходимые условия для инновационной деятельности. Для реализации этих условий необходимо принять ряд мер экономического, финансового, организационного и нормативно-правового регулирования инновационной деятельности. Разнесение мер государственного регулирования по отдельным группам, проведенное ниже, осуществлено с определенной условностью. В большинстве случаев для решения тех или иных задач регулирования инновационной деятельности одновременно используются меры различного содержания.

Экономические меры государственного регулирования, способствующие созданию, освоению и распространению инноваций:

• развитие рыночных отношений;

• проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложения на рынке инноваций;

• создание выгодных налоговых условий для ведения инновационной деятельности всеми ее субъектами;

• расширение спроса на инновации;

• предоставление финансовой поддержки и налоговых льгот российским и зарубежным предприятиям, разрабатывающим, осваивающим и распространяющим инновации;

• содействие модернизации техники;

• развитие лизинга наукоемкой продукции;

• поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке;

• развитие внешнеэкономических связей инновационной сфере;

• внешнеэкономическая поддержка, включая предоставление таможенных льгот для российских инновационных проектов.

Финансовые меры государственного регулирования инновационной деятельности:

• проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности;

• направление в инновационную сферу государственных ресурсов и повышение эффективности их использования;

• выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но не привлекательных для частных инвесторов;

• создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере;

• предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности;

• снижение отчислений субъектами РФ налогов в федеральный бюджет в случае использования ими своих бюджетных средств для финансирования федеральных инновационных программ и проектов.

Управленческие меры государственного регулирования инновационной деятельности:

• содействие развитию инновационной инфраструктуры;

• содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность;

• моральное стимулирование инновационной деятельности (например, присвоение звания Заслуженный новатор РФ указом Президента РФ);

• информационная поддержка инновационной деятельности (обеспечение свободы доступа к информации о приоритетах государственной политики в инновационной сфере, к сведениям о завершенных научно-технических исследованиях, которые могут стать основой для инновационной деятельности, к данным о выполняемых и завершенных инновационных проектах и программах и т.п.);

Нормативно-правовые меры государственного регулирования инновационной деятельности:

• установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности;

• гарантирование охраны прав и интересов субъектов инновационной деятельности, в частности прав интеллектуальной собственности;

• пресечение недобросовестной конкуренции;

• обеспечение недобросовестной конкуренции;

• обеспечение условий использования ускоренной амортизации;

• защита интересов российских субъектов инновационной деятельности в международных организациях.

Кроме тог, нормативно-правовое регулирование взаимоотношений между субъектами инновационной деятельности, а также между ними и другими участниками инновационного процесса осуществляется на основе договоров, а именно:

• договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

• договоров на выполнение проектных и изыскательских работ;

• договоров строительного подряда;

• договоров по оказанию услуг для осуществления инновационной деятельности;

• договоров страхования инновационных рисков;

• договор (контрактов) с инвесторами;

• иных договор, предусмотренных законодательством РФ.

Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности осуществляется на базе Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, а также международных договоров РФ, относящихся, относящихся к инновационной деятельности.

Стратегические ориентиры государственной инновационной политики отражаются в концепции социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу, в программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, в федеральных целевых комплексных программах.

 

 

Финансирование инновационной деятельности

 

Обеспеченность инновационной деятельности и в первую очередь инновационных проектов финансами является необходимым условием их успешной реализации. Элементами системы финансирования инновационной деятельности являются:

• источники инвестиционных ресурсов;

• механизмы накопления финансовых средств и их инвестирования в инновационные проекты;

• механизм управления инвестиционными ресурсами для обеспечения их эффективного использования и возвратности заемного капитала.

Источниками финансирования инновационных проектов являются:

• собственные средства предприятия (реинвестируемая часть прибыли, амортизационные отчисления, страховые суммы по возмещению убытков, средств от реализации нематериальных активов);

• привлеченные средства (выпуск акций и других ценных бумаг, взносы, пожертвования, средства, предоставляемые на безвозвратной основе);

• заемные средства (бюджетные, коммерческие, банковские кредиты).

Существуют следующие основные формы финансирования инновационной деятельности:

• государственное финансирование;

• акционерное финансирование;

• банковские кредиты;

• венчурное финансирование;

• финансовый лизинг;

• форфейтинг;

• смешенное финансирование.

Государственное финансирование. Из средств госбюджетов различных уровней и специализированных государственных фондов финансируются направления инновационной деятельности, имеющие приоритетное значение. Представление бюджетных средств осуществляется в формах:

1. финансирование федеральных целевых инновационных программ;

2. финансового обеспечения перспективных инновационных проектов на конкурсной основе.

Акционерное финансирование. Данная форма доступна для предприятий, организованных в форме акционерного общества, позволяет аккумулировать крупные финансовые ресурсы путем размещения акций среди большого круга инвесторов (покупателей акций) для осуществления перспективных инновационных проектов. Посредством эмиссии ценных бумаг производится замена инвестиционного кредита рыночными долговыми обязательствами, что способствует оптимизации структуры финансовых ресурсов, инвестируемых в инновационный проект.

Банковские кредиты. Коммерческие банки финансируют инновационные проекты, обладающие реальными сроками окупаемости, имеющими источники возврата предоставляемых финансовых средств, обеспечивающие значительный прирост инвестируемого капитала. Банковский кредит предоставляется на определенный срок под проценты, размер которых зависит от срока займа, величины риска по проекту, характеристик заемщика и пр.

Венчурное финансирование. Венчурное финансирование осуществляется фондом «риско-капитала» путем предоставления денежных ресурсов на беспроцентной основе без гарантий их возврата. Деятельность венчурных фондов по финансированию инновационных проектов обладает рядом характерных особенностей, что отличает их от традиционных инвестиционных фондов:

• риско-инвесторы готовы к потере своего капитала (не требуют залоговых гарантий возврата предоставленных средств);

• «риско-капитал» предоставляется на длительный срок (5 – 7 лет)без права его изъятья;

• «риско-капитал» размещается только в форме акционерного капитала.

Риск венчурных инвесторов велик, однако в случае удачи он компенсируется сверхприбылью. Статистика показывает, что в 15% случаев венчурный капитал полностью теряется, в 25% – риско-фирмы терпят убытки в течение большого срока, чем планировалось, в 30% – получают умеренные прибыли и в 30% – сверхприбыли (превышение «риско-капитала в 30 – 200 раз). Снижение рисков при осуществлении венчурного финансирования удается достичь при тщательном отборе проектов, а также за счет одновременного вложения средств в несколько инновационных проектов, находящихся на разных стадиях реализации.

Финансовый лизинг – процедура привлечения заемных средств в виде долгосрочного кредита, предоставляемого в натуральной форме и погашаемого в рассрочку. При осуществлении финансового лизинга лизингодатель обязуется приобрести указанное лизингополучателем имущество у определенного продавца и передать его лизингополучателю на определенный срок во временное владение и пользование. Срок действия договора по финансовому лизингу больше или равен сроку полной амортизации предмета лизинга. После завершения срока действия договора предмет лизинга может быть передан в собственность лизингополучателю при условии полной выплаты сумм по договору лизинга. Данная продукция позволяет, с одной стороны, осуществлять реализацию дорогостоящего оборудования большему количеству пользователей, с другой – сократить единовременные затраты арендополучателей, связанных с приобретением капиталоемкой продукции.

Форфейтинг является операцией по трансформации коммерческого кредита в банковский. Суть операции заключается в следующем. Покупатель, не располагающий на момент заключения сделки требуемой суммой финансовых результатов, выписывает продавцу комплект векселей на сумму, равную стоимости объекта сделки и процентов за отсрочку платежа, т. е. за предоставление коммерческого кредита. Продавец учитывает полученные векселя в банке с формулировкой «без права оборота на себя», что освобождает его от имущественной ответственности в случае неплатежеспособности векселедателя. По учтенным платежам продавец получает деньги в банке. В результате коммерческий кредит предоставляет не продавец, а банк, согласившийся учесть векселя и принявший на себя кредитный риск, т.е. коммерческий кредит трансформируется в банковский. Величина кредитного риска, зависящая от надежности векселя банком. Кредитование по схеме форфейтинга является среднедолгосрочным (от 1 года до 7 лет).

Смешанное финансирование осуществляется путем привлечения финансовых средств, необходимых для реализации инновационных проектов, из различных источников. В таблицы 1 приводится пример покрытия затрат на инновационной деятельности в ряде сфер экономики РФ.

 

 

Таблица 1. Затраты на технологические инновации в РФ по добывающим, обрабатывающим производствам, производству и распределению электроэнергии, газа и воды (по состоянию на 2007г.)

 

Источник финансирования

Затраты на технологические инновации

млн руб. %
Всего, в том числе: 207 499,2 100,00
собственные средства организации 165 216,1 79,62
средства федерального бюджета 7888,5 3,80
средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов 744,9 0,36
средства внебюджетных фондов 212,9 0,10
иностранные инвестиции 86,1 0,04
венчурные фонды 76,2 0,04
прочие средства 32 732,4 15,77

 

По подсчетом экономистов, России помимо существующих источников финансирования инновационной деятельности нужно найти дополнительно 7-8 трлн руб. ежегодных инвестиций к существующим 9 трлн руб. Где их достать? На внешние инвестиции при существующих долговых проблемах многих стран рассчитывать нечего. На резервы страховых фондов, пенсионные накопления и инвестиционные фонды надеяться тоже не стоит. По мнению экспертов, у нас сегодня один источник рыночных средств для инвестиций - банки. Но в банках доля долговременных пассивом низкая, они обеспечивают только около 10% инвестиций страны. У нас сегодня 70% денег в обновление вкладывают сами предприятия. В мире, как правило, сами компании инвестируют только 20-30% собственных средств, остальные привлекается с рынка. Только одна четверть российских банков способна выдать хотя бы один кредит свыше 10 млн долл. Средний российский банк 7-8 раз меньше, чем чешский и польский, в 40 раз меньше среднего английского банка и примерно в 35 раз меньше среднего корейского банка.

Для того чтобы обеспечить спрос экономики на долго срочный кредит, в перспективе ближайших лет российскому банковскому сектору потребуется существенно расширить базу "длинных" кредитов. Это можно сделать, распечатав резервы ЦБ, за счет, на пример, использования взаймы значительной части золото валютных резервов, которые сейчас или обесцениваются, или приносят доход не более 3% годовых. В то же время использование их в качестве инвестиционных для коммерческих банков страны могло бы давать 4-6% годовых.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 139.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...