Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные требования к формированию дел




Основные требования к составлению номенклатуры дел. Упорядочение документов.

В процессе деятельности любой организации, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности образуются документы, которые составляют документальный фонд.

С момента заведения и до передачи в архив дела хранятся по месту их формирования. Руководители структурных подразделений и сотрудники, отвечающие за делопроизводство, обязаны обеспечивать сохранность документов и дел.

Основой оперативного хране­ния документов является правильная организация их в делопроизводстве.

Организация документов в делопроизводстве представляет собой совокупность работ, обеспечивающих сохранность, учет, оформление, классификацию документов, формирование и оформление дел, передачу их в ведомственный архив в соответствии с требованиями ГОСТОв, нормативно-методическими документами Росархива, а также ведомственными нормативно-методическими документами по архивному делу и делопроизводству.

  Основными видами работ, обеспечивающими организацию документов в делопроизводстве, являются составление номенклатуры дел и формирование дел.

 

ГОСТ Р 51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения"

Дело– это документ или совокупность документов, относящихся к одному вопросу или участку деятельности, помещенных в отдельную обложку

Номенклатура делсистемати­зированный перечень заголовков (наименований) дел, заводимых в организации в определенном году, с указанием сроков их хране­ния, оформленный в установленном порядке.

Виды номенклатур дел.

Номенклатуры дел бывают типовые, примерные и конкретные (индивидуальные).

Типовая номенклатура делустанавливает состав дел, заво­димых в делопроизводстве однотипных организаций, и является нормативным документом (Типовая номенклатура дел для педагогических училищ, Типовая номенклатура дел для районных и городских государственных налоговых инспекций и др.).

Примерная номенклатура делноменклатура дел, образующихся в делопроизводстве опре­деленных видов организаций с однородными функциями и одно­типным составом образующихся в их деятельности документов. Примерная номенклатура дел носит рекомендательный характер.

Независимо от наличия типовой или примерной номенклатуры дел, организация должна разработать индивидуальную номенклатуру дел.

Заголовки дел,  предусмотренные типовой или примерной номенклатурой переносятся в номенклатуру дел организации, конкретизи­рованные с учетом ее специфики.

Организации независимо от сферы деятельности, формы собст­венности и иных особенностей имеют аналогичные типовые управ­ленческие функции и соответственно следующие типовые управ­ленческие системы документации:

· организационно-распорядительная документация, включаю-щая комплекс кадровых документов;

• документы по долгосрочному и краткосрочному планированию;

• документы по административно-хозяйственному обслуживанию;

• финансовая, учетная и отчетная бухгалтерская документа­ция;

• отчетно-статистическая документация;

• документация по труду;

• документация Пенсионного фонда Российской Федерации и др.;

                                                                          

      Сроки хранения типовых документов устанавливаются в со­ответствии с перечнями:

- Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, 2010 г.;

- Перечнем типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения, 2007 г.;

- ведомственными перечнями (Минздрава СССР, 1974 г., Министерства просвещения СССР, 1980 г., Министерства культуры СССР, 1983 г., Минсоцобеспечения РСФСР, 1967 г., Госкомитета лесного хозяйства, 1969 г. и др.) и иными действующими нормативными документами, устанавливающими сроки хране­ния.

 

Номенклатура дел предназначена:

  • закрепляет индексацию дел, в соответствии с этим номенклатура дел может использоваться при регистрации документов – индекс дела по номенклатуре часто является составной частью регистрационного номера документа;
  • предназначена для систематизации документов;
  • содержит информацию о сроках хранения документов;
  • является основой для составления описей дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения и основным учетным документом в делопроизводстве;
  • используется для учета дел временного (до 10 лет включительно) хранения.

 

Ответственность за составление номенклатуры дел организации возлагается на службу делопроизводства или лицо, ответственное за делопроизводство.

Специалисты ГКУ «Республиканская служба формирования Архивного фонда Республики Марий Эл» или архива организации оказывают методическую помощь при составлении номенклатуры дел.

Номенклатура дел должна включать все документы, образую­щиеся в деятельности организации (в том числе и не предусмот­ренные примерной номенклатурой дел, т.е. документы, отражающие особенности работы отдельной организации, не свой­ственные другим аналогичным организациям).

Номенклатура дел организациисоставляется на осно­ве номенклатур дел структурных подразделений и утверждается руководителем организации.        

При составлении номенклатуры дел следует руководствовать­ся:

  • уставом или положением об организации;
  • положениями о ее структурных подразделениях;
  • штатным расписанием;
  • номенкла­турой дел организации за прошлый год;
  • описями дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения;
  • ведомственными и типовыми перечнями документов с указа­нием сроков их хранения;
  • типовыми и примерными номенклату­рами дел.

                                                                                                                        

Номенклатура дел составляется по унифицированной форме. В номенклатуре предусматриваются заголовки дел, отражающие все документируемые участки и вопросы деятельности организации.

В номенклатуру включаются дела времен­но действующих органов, документы которых служат правовым основанием для подтверждения полномочий организации или прекращения ее деятельности (например, дела ликвидационной комиссии организации включаются в номенклатуру дел ликвиди­руемой организации).

Основой для определения структуры номенклатуры дел яв­ляется структура (штатное расписание) организации. Разделами и подразделами номенклатуры дел являются названия подразделений (например, организационный отдел, планово-экономический отдел, отдел труда и заработной платы, отдел сбыта, отдел снабжения и комплектации, бухгалтерия, отдел кадров). В номенклатуре дел организации, построенной по функцио­нально-производственному принципу, разделами служат основ­ные ее функции или направления деятельности, которые распо­лагаются в порядке их значимости. Например, могут быть опреде­лены следующие разделы: руководство; планирование; кадровая работа и трудовые отношения; финансирование, бухгалтерский учет и отчетность; профильные направления деятельности (наука, производство, строительство); административно-хозяйствен­ные вопросы, материально-техническое обеспечение, вопросы охраны труда и др.

Номенклатура дел имеет 5 граф. Графы номенклатуры дел организации, ее структурных подразделений заполняются следующим образом.

В графе 1 номенклатуры дел проставляются индексы каж­дого дела, включенного в номенклатуру. Индекс дела состоит из установленного в организации цифрового обозначения структур­ного подразделения и порядкового номера заголовка дела по но­менклатуре в пределах структурного подразделения. Индексы дел обозначаются арабскими цифрами.

Например: 01-02, где 01 – индекс структурного подразделения, 02 – порядковый номер заголовка дела по номенклатуре дел.

В конце каждого раздела номенклатуры дел оставляются два свободных индекса.

В г р а ф у 2номенклатуры дел включаются заголовки дел (то­мов, частей).

 

Порядок расположения заголовков дел внутри разделов и под­разделов определяется степенью важности до­кументов, составляющих дела, и их взаимосвязью.

Вначале располагаются дела, содержащие органи­зационно-распорядительную документацию. При этом постановления и приказы вышестоящих opганизаций, располагаются перед приказами руководителя организации.

Далее располагаются документы коллегиальных органов (протоколы заседаний коллегии, производственных совещаний), плановые и отчетные документы, акты, справки, информации о работе, переписку, журналы регистрации.

Заголовки дел могут уточняться в процессе формирования и оформления дел.

Если в деле, сформированы документы по одно­му вопросу, но не связанные последовательностью делопроизвод­ства, в качестве вида дела употребляется термин «документы», а в конце заголовка в скобках указываются основные разновидности документов, которые должны быть в деле.

Например: «Документы о проведении совещаний и конференций (планы, списки, докла­ды)», «Документы о проведении соревнований по художественной гимнастике (положение, протоколы, заявки)».

Термин «документы» применяется также в заголовках дел, содержащих документы — приложения к какому-либо документу.

Например: «Документы к протоколам заседания коллегии мини­стерства».

Если в деле формируются однотипные документы, эта группа документов указывается во множественном числе.

Например: «Протоколы заседания конкурсной комиссии по замещению вакантных должностей», «Приказы по личному составу».

При включении в номенклатуру переписки, указывается, с кем и по какому вопросу она ведется.

Например: «Переписка с Министерством финансов Республики Марий Эл по вопросам финансирования капитального строительства», «Переписка с правоохранительными органами по вопросам координации деятельности органов прокуратуры», «Переписка с налогоплательщиками по вопросам налогообложения»

Если переписка ведется с разнородными корреспондентами не перечисляется с кем она ведется.

При включении в номенклатуру отчетной документации, указывается период (год, квартал) на (за) который составлены планы или отчеты.

Например: «Годовой план работы министерства», «Полугодовые планы работы прокуратуры», «Годовой отчет комиссии по занятости».

Дела по вопросам, не разрешенным в течение одного года, являются «переходящими» и вносятся в номенклатуру дел организации следующего года с тем же индексом.

В г р а ф е 3 номенклатуры дел указывается количество дел (то­мов, частей). Она заполняется по окончании календарного года.

В г р а ф е 4 указываются срок хранения дела, номера статей по перечню (типовому, ведомственному), а при его отсутствии — по типовой или примерной номенклатуре дел.

Сроки хранения дел, предусмотренных типовой или при­мерной номенклатурой дел, переносятся в индивидуальную номенклатуру дел без изменений.

При включении в номенклатуру документов, срок хранения которых не предусмотрен типовым или ведомственным перечнями документов, срок их хранения устанавливается ЭПК Комархива по представлению архи­ва и ЭК (ЦЭК) организации.

Сроки хранения электронных документов и баз данных соответствуют сроку хранения аналогичных видов документов на традиционных носителях, и определяются по типовому перечню.

В г р а ф е 5 «Примечание» в течение всего срока действия номенклатуры проставляются отметки о заведении дел, о пере­ходящих делах, о выделении дел к уничтожению, о передаче дел в другую организацию для продолжения и др. В этой же графе на дела, состоящие из электронных документов и баз данных, проставляется соответствующая отметка «в электронном виде».

 

Номенклатура дел организации визируется руководителем архива или лицом, от­ветственным за архив, подписывается руководителем службы ДОУ или лицом, ответственным за делопроизводство, и после одобрения ЦЭК (ЭК) организации направляется на согласование с ЭПК Комархива, после чего утверждается руководителем организации.

Сводная номенклатура дел печатается в 4-х экземплярах. Первый утвержденный экземпляр является документом постоянного срока хранения и включается в раздел службы ДОУ (общий отдел, организационный отдел). Второй используется в службе ДОУ в качестве рабочего. Третий применяется в архиве организации. Четвертый - в ГКУ «Республиканская служба формирования Архивного фонда Республики Марий Эл». После утверждения номенклатуры дел организации структур­ные подразделения получают выписки соответствующих ее разде­лов для использования в работе.

Номенклатура дел организации на предстоящий кален­дарный год составляется в последнем квартале текущего года. Согласованная с Комархивом Республики Марий Эл номенклатура дел в кон­це каждого года уточняется, перепечатывается, утверждается руководителем органи­зации и вводится в действие с 1 января следующего календарного года. Если в течение года в организации возникают новые доку­ментированные участки работы, то на них заводятся новые дела, которые дополнительно включаются в номенклатуру дел.

При большом количестве разделов в конце номенклатуры дел целесообразно сделать оглавление, при наличии сокращенных слов – список сокращенных слов.

Номенклатура дел согласовывается с ЭПК Комархива не реже одного раза в пять лет. В случае коренного изменения функций и структуры организации разрабатывается новая но­менклатура дел.

 

Упорядочение документов

 

Упорядочение и отбор документов на государственное хранение – это комплекс работ, направленных на качественную подготовку документов к передаче на государственное хранение, включающих в себя проведение экспертизы ценности документов, формирование и оформление дел, составление научно-справочного аппарата к ним, выделение дел к уничтожению.

Федеральный закон «Об архивном деле в РФ» № 125-ФЗ обязывает государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации обеспечивать отбор, подготовку и передачу в упорядоченном состоянии документов Архивного фонда Российской Федерации на постоянное хранение в государственные и муниципальные архивы. Все работы, связанные с отбором, подготовкой и передачей архивных документов на постоянное хранение, в том числе с их упорядочением должны выполняться за счет средств органов и организаций, передающих документы.

   Экспертиза ценности документов – это изучение документов на основе критериев их ценности в целях определения сроков хранения документов и отбора их на постоянное хранение.

Экспертиза ценности документов осуществляется непосредственно лицами, ответственными за ведение делопроизводства совместно с постоянно действующей экспертной комиссией (ЭК) или центральной экспертной комиссии (ЦЭК).

При проведении экспертизы ценности документов осуществляется отбор документов постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения, временного (до 10 лет) хранения; выделение к уничтожению дел, сроки хранения которых истекли. При этом одновременно проверяется правильность определения сроков хранения дел, заведенных в соответствии с номенклатурой, соблюдение установленного порядка оформления документов и формирования дел.

    Отбор документов постоянного хранения проводится на основании Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, 2010 г., Перечня типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения, 2007 г., ведомственных перечней документов (при наличии) с указанием сроков хранения, номенклатуры дел организации, описей дел предыдущих обработок путем полистного просмотра дел.

Отметка «ЭПК», поставленная в перечнях к некоторым видам документов, означает, что часть таких документов может иметь научно-историческое значение и в установленном порядке должна передаваться в государственные, муниципальные архивы или храниться в организациях. Дела с отметкой «ЭПК» подвергаются также полистному просмотру с целью определения и выделения из их состава документов постоянного хранения и подлежат переформированию.

Основные требования к формированию дел

Формирование дел - группировка исполненных в делопроизводстве документов в дела в соответствии с номенклатурой дел и систематизация документов внутри дела.

При формировании дел необходимо соблюдать следующие общие правила:

- раздельно группировать в дела документы постоянного и временного хранения;

- помещать в дело только исполненные документы, в соответствии с заголовками дел по номенклатуре;

- группировать в дело документы одного календарного года, за исключением судебных дел, личных дел; документов учебных заведений, которые формируются за учебный год, переходящих дел (книга учета рубок, расхода леса, лесных культур в лесничествах) и др.;

- в дело не должны помещаться документы, подлежащие возврату, лишние экземпляры, черновики, копии документов;

- по объему дело не должно превышать 250 листов, при толщине не более 4 сантиметров.

- документы внутри дела располагаются в хронологической, вопросно-логической последовательности или их сочетании.

 

Постоянному хранению подлежат Уставы, Положения об организации, документы о создании, реорганизации, переименовании, ликвидации организации или ее структурных подразделений.

Распорядительные документы формируются в дела по видам (приказы, распоряжения) и хронологии с относящимися к ним приложениями.

Положения, инструкции, утвержденные распорядительными документами, являющиеся приложениями к ним, формируются вместе с указанными документами.

 Протоколы в деле располагаются в хронологической последовательности по номерам. Документы к протоколам, сгруппированные в отдельные дела, систематизируются по номерам протоколов.

Утвержденные программы, прогнозы (перспективные планы), планы, бизнес-планы, отчеты, сметы, лимиты, титульные списки и другие документы формируются отдельно от проектов.

Планы на постоянное хранение отбирают годовые и с большей периодичностью (3 - 5 лет). При отсутствии годовых планов на постоянное хранение берут полугодовые (2), квартальные (4) или месячные планы.

Отчеты организаций на постоянное хранение отбирают годовые и сводные годовые о выполнении перспективных (долговременных), целевых и текущих программ, планов, бизнес-планов; анализы отчетов; финансовые, бухгалтерские отчеты, ликвидационные балансы (в ликвидируемых организациях), а также статистические - годовые, разовые (составляются 1 раз в несколько лет), единовременные (составляются на определенную календарную дату).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 316.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...