Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

П.3.   Богословие. Еретизм.




 

Неудивительно, что в иерархии сфер средневековой культуры бесспорное лидерство имело богословие (теология), в рамках которого осуществлялись распространение идеи христианства, воспитание священнослужителей, разработка эффективных методов воздействия на человека. Остальные сферы культуры так или иначе призваны были служить богословию, существовать в рамках выдвигаемых теологией доктрин и постулатов. Теология сыграла не последнюю роль в защите официальной церковной доктрины в области догматики и культа от многочисленных ересей (от греч. особое вероучение), возникновение которых относится ко времени Раннего Средневековья и без учета которых нельзя представить социокультурную ситуацию этого времени.

Среди наиболее распространенных ранних ересей можно выделить монофизитство (отрицало учение о двойственной, богочеловеческой природе Христа), нестроианство (доказывало положение о «самостоятельно существующей» чело­веческой природе Христа) адопцианскую ересь, в основе которой лежала идея об усыновлении Богом человеческого сына Христа и многие другие.

  Если в период Раннего Средневековья ереси отражали во многом процесс становления института церкви, ее иерархического строя, а во главе еретических движений часто стояли представители епископата, то во времена расцвета Средневеко­вья ереси были направлены уже против института церкви, значительной части клира, погрязшего в алчности и разврате, против всепроникающей церковной регламентации жизни. Таковыми были весьма распространенные в странах Запад­ной Европы ереси катаров (Италия, Фландрия, Франция XI—XII вв.), вальденсов (Франция, конец XII в.), лоллардов (Антверпен, особое распространение получила в Англии), альбигойцев (Франция XII—XIII вв.) и др.

Еретические движения Клас­сического Средневековья носили достаточно ярко выраженный сословный характер, отра­жали интересы в основном малоимущих со­словий, выступали против церковного зем­левладения, церковной десятины и т. п., про­поведовали философию аскетизма. Одновре­менно они выдвигали постулаты, направлен­ные против отдельных догматов церкви. Римско-католическая церковь с момента своего оформления активно боролась с рас­пространением ересей. Среди различных ме­тодов борьбы с ними в период Классическо­го Средневековья наибольшее распростране­ние получила инквизиция (от лат. — розыск), действовавшая с XIII в. как регу­лярный церковный суд.

Террор инквизиции был   направлен не только

против еретиков, но и против различных

 проявлений вольно­думства, колдовства, знахарства и т.п.  Ито­гом тайного  дознания с применением пыток в застенках инквизиции стали не менее устрешающие публичные казни, сожжения ере­тиков (так называемые аутодафе, буквально, - акт веры). Наибольшая активизация деятельнос­ти

инквизиции пришлась на период Рефор­мации.

Небезынтересно отметить, что расходы по

содержанию этого репрессивного органа церкви

покрывались из сумм, конфискованных у

еретиков.

Наряду с традиционными источниками пополнения церковной казны, широкой коммерческой, общеэкономической деятельностью, доходами по линии инквизиции и пр. значительное распространение получает продажа индульгенций (от лат.- милость). Схоластика разработала целое учение об индульгенциях — грамотах об отпущении грехов как уже совершенных, так и предполагаемых. Цена индульгенции зависела от тяжести совершенного преступления, цена же индульгенции, отпускающей будущее преступление, зависела также и от срока действия индульгенции. По сути церковь, призванная стоять на страже хрис­тианской морали и законности, в действительности поощряла преступления, что не могло не вызывать роста возмущения, в частности, распространения еретических движений.

 

§ 2. Философия.

   Заметное место в иерархии сфер средневековой культуры занимала философия. Она являлась первой «служанкой» бо­гословия. Главной ее задачей относительно религии было предоставлять доказательства истинности христианской веры. Особенно преуспе­ли в решении данной задачи схоласты, многими положениями которых пользу­ются и современные теологи. Самое веское доказательство существования Бога представил Томас Аквинат (1225—1274), доминиканский монах, объявленный ка­толической церковью во второй половине XIX в. непререкаемым авторитетом в области богословия, философии, истории, политики и права.

Т. Аквинат, в част­ности, утверждал, что в поисках причин всех явлений человеческий разум, восхо­дя по лестнице причин, неизбежно должен прийти к идее верховной причины всех явлений и процессов, коей и является Бог. Впрочем, наряду с вопросами апологии религии философия Средневековья разрабатывала и собственную про­блематику: формальную логику, диалектику понятия, искусство спора и т. д.

Строго определенный иерархический порядок, соответствующий феодальной сословной лестнице, подчинял остальные «низшие» науки (астрономию, геомет­рию, историю и т. д.) философии, которая в свою очередь, как отмечалось, сама служила теологии. Но так же, как и философия, «низшие» науки решали свои внутренние задачи, постепенно накапливая опыт и знания, подготавливая следу­ющий этап культурного развития западноевропейского общества. Одним из при­меров такого накопления знаний под неусыпным оком теологии было создание энциклопедий или энциклопедических сводов («сумм») в форме ответов на вопро­сы, соединявшие богословие, рациональную методику, формально-логические проблемы. Энциклопедии не просто предоставляли читателю сумму знаний, а должны были, по замыслу составителей, доказывать единство мира как создания Творца. В них содержались сведения по различным отраслям знаний. Наряду с энциклопедиями были созданы учебники по медицине и математике.

 

§ 3. Институт монашества. Первые университеты.

Огромную роль в распространении религиозного мировоззрения как на Западе, так и Востоке, играл институт монашества. Максимально приближенная к христианскому идеалу аскетизма, самоотреченной любви к Всевышнему и ближ­нему, организация монастырской жизни позволила не только добиться значи­тельных успехов в области ведения хозяйства, о чем достаточно широко известно, но и превратить монастыри в подлинные центры средневековой культурной жизни, образования, воспитания, науки.

    Например, еще в период Раннего Средневе­ковья, в 529 г. Бенедикт Нурсийский основал католический монашеский орден в Монтекассино (Италия), по образцу монастырей на Востоке, поставив задачу на­копления знаний и развития науки.

  Монахи бенедиктинских монастырей вскоре стали известны как искусные врачеватели и фармацевты, научившиеся выращи­вать лекарственные растения и изготавливать лекарственные средства.

   На рубеже VII и VIII вв. англосаксонский летописец монах Беда Достопочтенный (672 — 755) произвел расчет церковного календаря, связанного с периодичностью астро­номических явлений.

  Известность получили энциклопедический сборник аббата Грабана Мавра (VIII в.), в котором были собраны сведения по различным наукам: «Книга о делении чисел», «Правила счета на абаке», а также трактат по геометрии французского монаха Герберта (X в.); «Записки о различных ремеслах» монаха Теофила (X в.) и т. д.

В период Классического Средневековья монастыри не потеряли своего значения как центры культурной жизни. В начале XIII в. воз­никли нищие монашествующие ордены, члены которых в поисках хлеба насущно­го бродили по городам и селам, оказывая влияние на народную культуру.

Главную роль в становлении системы образования сыграли школы, находив­шиеся в V—IX вв. в руках церкви. Целью школ была подготовка служителей церкви, которая составляла программы обучения и осуществляла отбор учащихся. Наряду с изучением богословских наук в церковных школах сохранились предметы, доставшиеся ей в наследство от античной системы светского образования: грамматика, риторика, диалектика с элементами логики, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Параллельно с этими школами церковь открывала «вне­шние» школы, где обучались юноши, не предназначенные для церковной карье­ры. Во второй половине XI в. в Европе стали появляться светские школы для обучения детей из знатных семей.

В 1088 г. на основе Болонской юридической школы был открыт первый уни­верситет (от лат.— совокупность, общность).

В XII—XIII вв. возникают университеты в других странах Западной Европы.

В Англии первым был университет в Оксфорде (1167), вторым — университет в Кембридже (1209).

Первый университет Франции был основан в Париже (1160). Это был типичный средневековый университет, где преподавание велось на ла­тинском языке, поэтому здесь могли обучаться студенты со всей Европы. В Па­рижском университете имелось четыре факультета: общеобразовательный (млад­ший, подготовительный, где преподавались семь свободных искусств) и богословский, медицинский, юридический (старшие факультеты, куда принимались студенты, окончившие общеобразовательный факультет).

Церковь достаточно ус­пешно осуществляла контроль за преподаванием в университетах. Так, по тре­бованию церкви из университетов изгонялись неугодные ей преподаватели, а богословы получали привилегированное положение среди коллег, как это про­изошло, например, в 1255 г. в Парижском университете на основе специаль­ной буллы папы Александра IV.

 

§ 4. Искусство и архитектура.

Художественное творчество Средневековья также ис­пытывало сильнейшее влияние церкви. Средневековый художник был призван отображать лишь совер­шенство миропорядка, строго следуя все более ужесточавшимся церковным ка­нонам.  

Характерно в этой связи распространенное на­звание художника — геометр, которое лишь в XIV в. было заменено на  аджест (худож­ник). И тем не менее уни­версальные каноны церкви накладывались на специфи­ку национальных культур, что выражалось в особенно­стях архитектурных форм, в разнообразии приемов изоб­разительного искусства и пр. Подтверждением этого может служить, в частности, нали­чие нескольких стилей, ха­рактеризующих архитектуру Средневековья.

П.1. Романский стиль.

 

Для Западной Европы периода Раннего Средневековья был характерен романский стиль, особенно получивший развитие с конца X в. Сам же термин «романский» был введен в научный оборот в начале XIX в. французскими архео­логами, которые увидели сходство обнаруженных построек с древнеримской ар­хитектурой, с ее  полукруглыми арками, элементами украшений и т.д.

        

   

         

 

 

     Западный фасад собора в Шпейере.

      1030 – между 1092 и 1106 гг. Германия.

 

                                                                                                                                                 

 Светские постройки романского стиля отличаются массивностью форм, узкими оконными проемами, значительной высотой башен, так как они выполняли функции фор­тификационных сооружений. Те же черты массивности характерны для храмовых сооружений, которые изнутри покрывали настенные росписи — фрески, а снару­жи — ярко раскрашенные рельефы.  

 

 


Резиденция архиепископа.

Тулуза. Франция.

                      

               

 

           Резиденция короля Филиппа Августа.

                                   1222 г. Тулуза. Франция.

 

Замок Лош. Конец XI- начало XII в.

Франция.      

                                                                             

 

                                                                        Ворота крепости Ормо. XIII в.                                                                           

                                                                    Франция.                                                       

 

                                                                

Этому стилю присуще стремление к целостности, строгости, простоте, отсутствию украшений и орнаментов. Её характерный элемент – арочная форма дверных и оконных проёмов. В период расцвета романской архитектуры, в конце XII века, входы соборов оформлялись в виде расположенных одна за другой, уменьшающихся полукруглых арок, опирающихся на пристенные колонны, так называемый перспективный портал. Стены романских зданий отличаются большой толщиной и создают впечатление массивности и мощи. Вместе с тем оконные и дверные проёмы очень узкие. В очертаниях форм преобладают вертикальные и горизонтальные линии. Главный строительный материал – камень.

Важнейшим типом культового здания стала монастырская церковь, в большей степени отразившая дух романской эпохи, её представления о модели мира. Церковь была не только главной идеологической силой средневековья, но и её культурным центром. Господствующим типом храма становится базилика. Вытянутая в плане, она отражала главную идею католической церкви – «крестный путь», путь страданий и искупления грехов.

По всей Западной Европе каменные храмы строили первоначально с плоскими деревянными потолками, позднее начали перекрывать внутренние помещения каменными полукруглыми сводами. Эти своды были массивными, и, чтобы они не обрушились, романские зодчие делали очень толстые стены. Изнутри романские церкви украшались настенными росписями – фресками, снаружи – рельефами, которые ярко раскрашивались.

И росписи, и произведения скульптуры были исполнены суровой строгости, порой наивны, но всегда назидательны. Они должны были поучать окрестное население, внушать ему страх перед богом. Церковники предписывали художнику, как он должен изображать тот или иной сюжет.

Человеческие фигуры делались плоскими, пропорции тела часто нарушались. Но мастера этой эпохи умели подметить и передать в росписи или скульптуре выразительный жест, занимательно рассказать о событии.

Стены храмов, а также парадных залов рыцарских замков, помимо росписей, были украшены ткаными коврами, порой рассказывающими о событиях и нерелигиозного характера.

 

 

 

Базилика Сан – Сесиль. XIII в. Франция.

                                                                          

 

                                                                                            Укреплённая церковь. XII в. Франция.                    

  Храм подобного типа должен был вмещать большое количество паломников, а поэтому перед архитекторами вставала задача расширения внутреннего пространства, его соотношения с объёмами здания. Решение этой задачи было в первую очередь связано с каменными перекрытиями.  В  храмах этого периода стали использовать цилиндрические (над центральным залом) и более сложные крестовые (над боковыми нефами) своды перекрытий. К числу новшеств следует отнести второй поперечный неф (т.е. трансепт) и увеличение восточной части храма (хора),  предназначенной для духовенства. Особенностью романского храма является расположенное под хором небольшое подземное помещение (крипта), служившее для хранения церковных реликвий, а также местом для погребения.

Для освещения центрального нефа стали использоваться высоко поднимающиеся своды с многочисленными окнами. Внешний облик храмов дополняли башни.     

Неф северной части церкви.

1060 – 1080 гг. Франция.

                                         

 Центральная нефа церкви                                                                                         

Св. Сесиль. XIII в. Франция.

 

  Рыцарский замок, монастырский ансамбль, церковь — основные виды романских сооружений, дошедшие до нашего времени.

 

Замок Людовика XIII. Начало строительства

в XI в. – закончен в XVв. Франция.          

 

 

 

Феодальный замок является неотъемлемой частью образа жизни. Здесь протекала жизнь, отвечавшая вкусам и потребностям эпохи. Средневековый замок – это не только жилище феодала, оборонительное сооружение, но и очаг культуры. Здесь проходили рыцарские турниры, устраивались состязания певцов и музыкантов, выступали бродячие актёры.

Простейший замок состоял из двухэтажной башни – донжона,- в верхнем этаже которой жил феодал, в нижнем размещались склады провианта, воды, конюшни, содержался скот.   Для строительства подобных цитаделей выбирались труднодоступные места: скалистые, обрывистые кручи, излучины рек, небольшие острова.

 

                                         Феодальный замок. XV в. Франция.

 

 

Архитектура замков была простой и незатейливой: в те времена больше заботились об их надёжности и безопасности, чем о роскошном оформлении. Из-за массивной толщины стен окна больше походили на амбразуры, используемые в военных целях. Да и сам хозяин замка стремился придать его внешнему облику устрашающий характер. Вот почему при строительстве часто использовался нетёсаный грубый камень, изредка покрытый простой резьбой. Запутанный план внутренних помещений изобиловал потайными ходами, которыми в случае необходимости можно было выбраться из здания.

Характерными образцами романской архитектуры являются собор Нотр-Дам в Пуатье, соборы в Тулузе, Орсинвале, Велезе, Арне (Франция), соборы в Оксфор­де, Винчестере, Нориче (Англия), в Станагере (Норвегия), в Лунде (Швеция), церковь монастыря Мария Лах (Германия) и др.

Центральное положение в средневековой романской архитектуре занимала Франция, где активным строителем выступил клюнийский монашеский орден.

Другими крупнейшими центрами стали Германия и Италия. Построенный в - XI – XII вв. Пизанский собор облицован белым и чёрным мрамором, фасад здания украшен четырьмя ярусами декоративных аркад на колонках. Шесть ярусов таких же аркад покрывают стоящую рядом беломраморную «Падающую башню», получившую такое название из-за сильно выраженного наклона (отклонение от вертикальной линии на 4,5 м).

 

 Собор и башня в Пизе. Начало строительства – 1063 г. Италия.

 

Для росписи и скульптуры романского типа характерно плоскостное двухмер­ное изображение, обобщенность форм, нарушение пропорций в изображении фи­гур, отсутствие портретного сходства с оригиналом, напряженная духовная выра­зительность. Изображения исполнены строгостью, зачастую крайне наивны.

 




П.2. Готический стиль.

К концу XII в. романский стиль сменяется готическим. (От итал.— готский, по названию германского племени готов.)

В готическом периоде развития архитектуры условно различают три этапа: ранняя готика (XII – XIII вв.), высокая готика (XIII в.) и поздняя, или «пламенеющая», готика (XIV – XVв., а в отдельных случаях XVI в. ).

Термин готический стиль возник в эпоху Возрождения.  Эпоха готики совпала со временем становления и развития городских центров в период Классического Средневеко­вья.

  Первые храмовые постройки готического стиля, ставшие образцом для более поздних сооружений, характеризуются уносящимися ввысь стройными колонна­ми, собранными как бы в пучки и раскрывающимися на каменном своде, огромными вытянутыми вверх окнами,

украшен­ными витражами и непременной «розой» над входом в храм.

 

 

Аркада из белого мрамора.

Восточная часть храма (хора).

   Собор Нотр- Дам.   Франция.                                                                              

 

В основе общего плана готи­ческого храма лежит форма латинского креста.

 

План собора в Реймсе.

1211 – 1311 гг. Франция.

 

 

Внешний вид готического собора с его острыми шпилями, богато украшенными порталами рождал в душе человека восторг и удивление перед подобным творением рук человеческих. Как величественный корабль на волнах житейского моря, он горделиво возвышался над городом.

Огромный по своим размерам Реймский собор поражает величественностью замысла и дерзновенной смелостью тех, кто этот замысел осуществил. В едином неудержимом порыве здание устремляется ввысь. Вверх тянутся стрельчатые арки порталов, высокие окна. Чем выше поднимается взгляд, тем более лёгким становится здание, тоньше и ажурней каменная резьба.

 

Конструкция готического собора:

1 – упорные арки (аркбутаны);

2 – опорные столбы (контрфорсы).

В основе готического собора – несколько упрощённая в плане романская базилика, претворённая в новые архитектурные формы и очертания. Для большей вместимости помещения и создания ощущения простора требовалось расширить его внутреннее пространство.

Сущность готической конструкции состояла в каркасном перекрытии здания, составляющем как бы его скелет.

Структура здания

складывается из

 прямоугольных ячеек (травей), ограниченных

 4 столбами и 4 арками, которые вместе с арками образуют остов крестового свода, заполненного облегчёнными небольшими сводами – распалубками.  

 В готическом соборе сочетались три главнейших архитектурных элемента: свод на нервюрах (арках) стрельчатой формы, система так называемых аркбутанов, т.е. связующих открытых полуарок, передающих распор свода на мощные контрфорсы – вертикальные, часто сужающиеся кверху выступы стен, увеличивающие устойчивость сооружения. Система аркбутанов, контрфорсов, вынесенная наружу, за стены собора, придавала ему ту ажурность, которая характеризует готический стиль.                                                                                       

Единственной массивной частью храмового готического здания является главный фасад, на котором располагаются две огромные башни, переходящие в тонкий шпиль. Готические соборы очень нарядны и богато декорированы: контрфорсы украшены остроконечными башенками (пинаклями), окна и перспективные порталы венчают остроугольные резные или ажурные вимперги.  Впечатление лёгкости, невесомости, ажурности обусловлено и своеобразной пластикой архитектурных форм: вертикальность, расчленённость, остроконечность, насыщенность пластикой, лёгкость и динамичность.

  По сравнению с романскими храмами, высота готических соборов вдвое больше. Подчёркнутая вертикальностью всех членений, она придаёт зданию впечатление устремлённости вверх, к небесному своду.

Собор мыслился своего рода сводом знаний (главным образом богословского), символом Вселенной, а его художественный строй, сочетавший торжественное величие со страстной динамикой, изобилие пластических мотивов со строгой иерархической системой их соподчинения, выражал не только идеи средневековой общественной иерархии и власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание горожан.                                                  

 

                                                                                                                                            Готический храм.                                                    

.                                                                                                                         

Церковь Святой Марии. Франция

 

                                             Пристрой (балдахин) собора

                                                        Святой Сессиль (XIII в.),

                                                                 пристроенный в XVI в.

                                                                                           Франция                                                                                                                       

 

 

      

 

                                            Витраж собора в Шартре.

                                            XII-   XIV вв. Франция.

 

                                          

 

     

 

                                                                                                  Готические

                                                                                                              окна.

                                                                                              XIII-XIV-XV в.

 











Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 251.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...