Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

П.1. Укрепление и распространение христианства.




И Классического Средневековья.

 

 

 


Крупный исторический период, именуемый «Средними веками», не имеет
общепринятых хронологических рамок. Во многом это определяется различи­ем взглядов на своеобразие и место данной эпохи в истории западноевропей­ских стран, культуру их народов. Так, до настоящего времени еще сохраняется
взгляд на Средние века как период некоего провала в культурном развитии
между античностью и Новым временем. Этот взгляд был сформирован еще в
эпоху Возрождения и получил более полное обоснование в творчестве просветителей. Лишь в условиях кризисных явлений, поразивших западную цивилизацию на рубеже XIX—XX сто­летий, ученые-купьтурологи стали постепенно отходить от господствовавшей в науке (впрочем, как и в обыденном сознании) оценки на основе более всесто­роннего изучения несомненно противоречивой и многообразной культуры Средневекового мира.  

Во всяком случае, сегодня можно с известной долей вероятности считать, что период культуры Раннего и Классического Средневековья охватывает по меньшей мере десять веков, с V в. по конец XIV в., т. е. с момента падения Западной Римской империи до момента активного формирования культуры Возрождения. Период Раннего Средневековья занимает период V в. — XI вв., а Классического — XII — XIV вв.

 

План.

§ 1. Общая характеристика Раннего Средневековья.

П.1. Укрепление и распространение христианства.

П.2.  Влияние религии на культурную жизнь.

П.3.  Богословие. Еретизм.

§ 2. Философия.

§ 3. Институт монашества. Первые университеты. 

§ 4. Искусство и архитектура.

П.1. Романский стиль.

П.2. Готический стиль.

§ 5. Литература.

§ 6. Городская культура.

П.1. Рождение театра.

П.2. Виды средневекового театра.

П.3. Жанры драматической литературы.

 

 

     

 

 

Мон Сен-Мишель – один из немногих средневековых монастырей, построенных в готическом стиле. Обитель возведена на скале у северного побережья Франции. Попасть в монастырь по суше можно было только в часы отлива, во время прилива скалу со всех сторон окружало море.






Общая характеристика Раннего Средневековья.

Основными чертами Раннего Средневековья являются:

- процесс форми­рования европейской общности народов;

- складывание феномена западно­европейского христианского типа культуры

на основе повсеместного рас­пространения христианства.

П.1. Укрепление и распространение христианства.

Христианство возникло в условиях тяжелого социально-экономического кризиса, охватившего рабовладельческие устои Римской империи и на ее из­лете в IV в. становится государственной религией в Риме.

Первоначально в I в. н. э. христианство еще не знало церковной орга­низации. Институт священства заменяли пророки, учителя, апостолы, пропо­ведники, которые выходили из числа рядовых верующих и отличались в об­щей их массе харизмой.  (Под харизмой (милость, божественный дар) понималась способность, даро­ванная духом, к пророчеству, учительству, совершению чудес, исцелению и т.п.).

По мере сосредоточения руководства в христианских общинах в руках пре­свитеров, диаконов, а затем епископов формируется институт священства. Епископы становятся блюстителями веры, пастырями, надзирающими за при­хожанами, а также начинают бесконтрольно распоряжаться имуществом хри­стианской общины. По мере роста отдельных общин епископы окружали себя должностными лицами, в круг обязанностей которых входила проповедни­ческая деятельность наряду с финансовой, судебной и пр.

На фоне упадка городского самоуправления, ослабления института светской власти епископы становятся первыми лицами в городах и городских округах. Столица дряхлею­щей Римской империи тем не менее оставалась центром христианства, а ее христианская община стремилась придать римскому епископу особое значе­ние. Так, получает распространение версия о том, что основателем римской общины и первым ее епископом был сам апостол Петр, а начиная с IV в. римский епископ стал именоваться папой римским.

Укреплению и распространению христианства и формирующейся церкви спо­собствовали Никейский (325 г.) и Константинопольский (381 г.) Вселенские соборы, на которых были приняты основополагающие положения христиан­ского вероучения, сформулированные в 12 пунктах «Символа веры». Они-то и становятся обязательными для всех христиан. Никейский собор принял дог­мат о троичности Бога: «Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотво­рен, и единосущен с Богом Отцом». Константинопольский собор утвердил догмат о равенстве и «единосущности» Божественной Троицы. Вера в воскресение Христа, в воскресение мертвых, в Божественную Троицу стала основой христианского учения. Вместе с тем христианство учило, что человек является земным воплоще­нием Бога, любовь которого к человеку всеобъемлюща, зло же — результат пер­вородного греха и нарушения заповедей. Слабый и склонный к греху человек может получить спасение с помощью церкви. Христианство все более становится универсальным учением, охватывая огромные массы людей, занимавших различное социальное положение. Этому способствовал прежде всего его мировоззренческий аспект, трактующий человека вне за­висимости от социального статуса как земное воплощение Творца, призванного стремиться к совершенству тернистым путем отказа от бренного, земного и беско­нечной любви к Создателю и любви к ближнему по примеру Иисуса Христа. Одно­временно христианство вовсе не отбрасывало, а на первоначальном этапе скорее синтезировало культурные достижения предшествовавших эпох, что облегчало об­ращение в него различных народов.

Кроме того, идея единого происхождения рода человеческого как нельзя лучше отвечала тенденции к образованию крупных раннефеодальных государств, получив воплощение в Вестготском королевстве, королев­ствах бургундов, франков и наиболее ярко — в империи Карла Великого (конец VIII - первая треть IX вв.).

 

Однако столь однозначно позитивная оценка новой религии не отвечает на вопрос о том, почему на протяжении всего существования христианство было вы­нуждено бороться с многочисленными враждебными ему доктринами, и более того, претерпевать под воздействием этой борьбы изменения, модер­низации как в отношении содер­жательной части вероучения, так и организационных его форм. По всей видимости следует обратить внимание на то, что христианство, как и любой тип культуры, претендующий на господство, по-своему сформулировало главное противоречие, лежащее в основе мира. Это противоречие между земным и небесным, телом и ду­хом бескомпромиссно решалось христианством в пользу последне­го.

Христиане были призваны та­ким образом отрицать про­явления земной жизни, что вело напрактике к жесткой регламентации извне всех видов культурной деятельности человека со стороны церкви. Отсюда берут корни многочисленные ереси и прочие виды сопротивления, столь жестоко подавлявшиеся церковью в рассматриваемый период.

В последую­щий период Классического Средневековья (XII—XIII вв.) влияние Католической церкви и папства на все сферы общественной жизни значительно возросло. Доста­точно упомянуть о самом могущественном главе католической церкви папе Инно­кентии /// (1198—1216). Если его предшественнику Григорию VII (1073—1085) пришлось бороться за разграничение власти духовной от светской, то спустя сто лет Иннокентию III уже удалось не только получить практическую независимость от светской власти, но и заставить отдельных монархов признать вассальную зави­симость от Ватикана.

Преемник Григория VII имел уже полное основание сравни­вать власть духовную и светскую с солнцем и луной: подобно тому, как луна получает свой свет от солнца, так и королевская власть получала при Иннокентии III свой блеск и величие от власти папской. Соответственно активизировалось вмешательство церкви в международные дела, расширилась миссионерская дея­тельность, возросло ее экономическое могущество.

В значительной степени росту влияния католической церкви, а вместе с этим
и утверждению западноевропейского типа культуры способствовал окончательный разрыв между западной и восточной христианскими церквами. Разногласия между блюстителями веры приобрели форму теологического спора о филиокве. (Филиокве (и от сына) — добавление, сделанное в VII в. западнохристианской (католической) церковью к христианскому «Символу веры» IV в. в догмате Троицы: об исхождении святого духа не только от Бога-Отца, но и от Сына. Православная церковь не приняла филиокве),
т. е. о том, исходит ли Дух Святой только от Бога-Отца (как утвержда­ли византийские теологи) или от Бога-Отца и Бога-Сына (на чем настаивал Рим).
В течение столетия разногласия приобретали все более непримиримый характер, и
в 1054 г. обе церкви (православная и католическая) провозгласили полную независимость друг от друга.

Этот разрыв способствовал в известной мере закреплению различий и некоторых особенностей в культурном развитии Западной Европы и народов, оказавшихся в орбите православия.     

 

 Реликварий в виде фигуры дьякона предназначена для хранения мощей. Выполнена в технике набивки золочёного листового серебра на деревянную основу и украшена филигранью и полудрагоценными камнями.

XII в. Франция.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 237.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...