Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формирование концепции экологического менеджмента




Исторические истоки природопользования

Становление современной системы управления использованием и охраной природных ресурсов происходило через ряд качественных превращений как культуры природопользования, так и форм управления коллективами людей. В эволюции культуры природопользования выделяют такие этапы ее становления, как культура первобытного человека (охота и собирательство), сельскохозяйственная культура – земледелие и скотоводство, техническая культураповсеместное использование машин и автоматов и экологическая культура, формирование которой происходит и в настоящее время.

Теперь остановимся на некоторых моментах формирования этих этапов поподробнее. Достижением культуры первобытного человека явилось то, что около 8 тыс.лет назад численность населения земного шара после тысячелетий медленного роста достигла гигантской по тем временам цифрам – порядка 10 млн. человек. Эти люди вели кочевой образ деятельности – охотников-собирателей.На определенном этапе своего развития люди разделились на кочевников и оседло ведущих свою деятельность. Кочевники покинули родину предков – Ближний Восток и Африку и стали осваивать территорию, еще более богатую продуктами пропитания. Другие племена стали одомашнивать животных, выращивать растения, при этом занимая определенную территорию.С этого момента стали формироваться качественно новые отношения человека к природе – сельскохозяйственная культура.

Это был абсолютно новый образ мысли, поведения и в целом жизни. Впервые стало целесообразным иметь собственный надел земли. Зародилась система накопления, а вместе с тем и понятия о богатстве, наследстве, деньгах, торговле и власти.Часть людей могла жить за счет избытка пищи, производимой другими людьми, и превратились в ремесленников – гончаров, кузнецов, музыкантов, писцов, солдат и т.д. Так появились города, различные специалисты, артисты, армия и бюрократы. Оседлые земледельцы получали больше продуктов питания с гектара земли, чем охотники-собиратели, но их пища была менее питательной и разнообразной, также для ее производства затрачивалось намного больше труда. Труд земледельца гораздо больше зависел от погоды, нашествий насекомых-вредителей, вторжения иноплеменников и угнетения со стороны зарождавшегося правящего класса. Поскольку оседлые племена не уходили от производимых ими отходов, они впервые в истории человечества испытали на себе, ставшее хроническим – загрязнение окружающей среды. Такой образ жизни способствовал избежать истощения ресурсов дикой природы и, наоборот, привел к зависимости от состояния плодородия земли и нехватки энергии. Возникли предпосылки к следующей революции.

Промышленная революция началась в Англии с заменыистощающихся запасов древесины углем, имевшимся в огромных количествах. Использование угля немедленно породило проблемы удаления пустой породы, строительства шахт, откачки воды, его транспортировки и контролируемого сжигания. Потребовалась значительная концентрация трудовых ресурсов вокруг шахт и обогатительных фабрик, возникла необходимость развития науки, технологийна ведущие позиции в обществе. Использование угля привело к изобретению парового двигателя. Механизмы, а не земля стали основным средством производства. Повсюду появились дороги, фабрики и заводы. Идеи капитализма обусловили образ мышления, где в основу был положены выгоды, прибыль. Все вокруг рассматривалось как товар – земля, природные и трудовые ресурсы – потенциальный источник получения прибыли. Природная среда воспринималась в качестве инструмента потребления. Возникновение обширнейшего рынка способствовало эксплуатации природы повсюду и привело это к истощению не только популяций диких животных, земли, запасов топлива и руды, но и способности окружающей среды поглощать загрязнения.

На этой стадии возникает следующий этап природопользования - экологической культуры человечества, отличительной чертой которой является обеспечение его устойчивого развития. Конечно, никто не знает, как осуществить такую революцию. Она не будет следовать директивам правительства и для ее полного завершения могут потребоваться столетия, хотя она уже и идет. Основная цель будущего поведения людей заключается в том, чтобы произошла именно революционная экологизация производственных технологий, а человечество научилось грамотно вести себя с окружающей средой.

Основные этапы менеджмента

Первая управленческая революция  имела места около семи тысяч лет назад. Для этого времени характерно появление письменности в древнем Шумере. Это привело к образованию особого слоя жрецов-бизнесменов, осуществляющих торговые операции, деловую переписку и коммерческие расчеты. Первая управленческая революция характеризуется как «религиозно-коммерческая».Если раньше боги требовали человеческих жертв, то позднее, по мнению жрецов, им стала нужна жертва символическая. Верующие ограничивались сбором денег, скота, масла, ремесленных изделий и т.д. Собираемая подобным образом с населения дань собиралась, накапливалась и подвергалась обмену и хозяйственному использованию. При этом жрецы Шумера вели юридические, исторические и деловые записи. Таким образом, наиболее грамотный слой людей, обладающий знаниями и умениями, осуществляли управление движением сырьевых, трудовых и финансовых ресурсов. В результате чего можно наблюдать зарождение менеджмента, где в роли управленцев были жрецы, инструментами – дань, или же налоги в различных интерпретациях.Во время первой революции в управлении менеджмент сформировался как инструмент коммерческой и религиозной деятельности, постепенно превращаясь в особый социальный институт и новое профессиональное занятие.

Вторая управленческая революция произошла во время правления вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), разработавшего свод законов управления государством. По этим законам был веден светский стиль правления, усилился контроль, возросла ответственность за выполнение работ на уровне всей страны. Поэтому вторую управленческую революцию называют «светско-административной». Огромное значение придавалось выработанному лидерскому стилю, когда управленец воспринимался как опекун и защитник людей. Отличительной чертой этой манеры управления оказалось появление первой формальной системы организации и регулирования человеческих отношений, зарождение первых ростков лидерского стиля и новых методов мотивации поведения.

Третья управленческая революция известна в менеджменте как «производственно-строительная», поскольку она была направлена на соединение государственных методов управления с контролем в сфере строительства и производства. Во времени правления другого вавилонского царя Новохудоносора (605-562 гг. до н.э.) была разработана и внедрена система производственного контроля на текстильных фабриках и зернохранилищах. С помощью цветных ярлыков, введенных на текстильных фабриках, определялось качество пряжи, поступавшей на производство еженедельно. Немало управленческих нововведений было внедрено в Древнем Риме, когда административная организация католической церкви использовала принципы функционализма: управление персоналом, организация системы власти и формирование авторитета, специализация функций.

Четвертая управленческая революция связана с зарождением капитализма и индустриализацией европейской цивилизации. Если ранее определенные решения в системе управления происходили спонтанно, то индустриальная революция и связанные с ней новые общественные отношения оказали гораздо более высокое воздействие на теорию и практику управления, чем все предыдущие. По мере того, как промышленность прогрессировала, формировалась новая система акционерного капитала, происходило «зарождение профессионального управления». Место руководителя-собственника постепенно было занято сотнями акционеров, что и привело к превращению администрации и менеджмента в самостоятельное экономическое явление. Администрирование стало трактоваться как процесс формирования общих целей и политики компании. Под менеджментом стали понимать контроль за реализацией политики компании. С ростом объема производства ускорялись темпы вовлечения в производство природных ресурсов и оборота капитала, расширялся объем и содержание банковских операций. Прогрессировала сфера сбыта продукции, появился и стал неотъемлемой частью менеджмента маркетинг.Управление уже не могло быть эффективным только на основе одного здравого смысла, потребовалось немало специальных знаний, навыков и умения специалистов. В рамки менеджмента стали входить планирование, делопроизводство, сбыт, закупки, статистический анализ производства. Появилась и развилась система бюджетирования. Острейшая потребность в качественном профессиональном управлении привела к формированию нового типа наемного управляющего – менеджера.

Появление класса профессиональных менеджеров привела к возникновению пятой управленческой революции, которая произошла в конце 19-го начале 20-го веков и известна под названием «бюрократической». Для нее характерны формирование крупных структур, разделение управленческого труда, внедрение норм и стандартов. Несмотря на ужесточение ответственности за воздействие на природную среду предприятия и в этот период рассматривали окружающую природную среду как источник природного сырья, трудовых, финансовых ресурсов и рынок сбыта.

Формирование концепции экологического менеджмента

 

Все современные школы менеджмента и его методы явились результатом длительного развития. Используя успехи технических (математики, инженерии и т.д.) и гуманитарных (социологии, психологии и др.) наук, теоретики в области управления столкнулись с влиянием «отходов производства» - их ущербом и воздействием на объемы прибыли предприятий и общую деятельность организации. Необходимость возмещать ущерб, нанесенный окружающей среде, а значит, включать экологические налоги и платежи в себестоимость продукции распространила интересы менеджмента за пределы предприятия. С этого времени в задачу менеджмента наряду с повышением рентабельности предприятия стала входить его экологизация. Эта ситуация в управлении предприятием явилась побудительной причиной формирования теории и практики экологического менеджмента. В конце 19-го начале 20-го веков появились первые серьезные работы, в которых сделана попытка научного обобщения накопленного опыта. Предприятия-гиганты остро нуждались в рационализации организации производства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами. В компетенцию экологического менеджмента входит учет «жизненного цикла» как товара, так и отходов предприятий и экологические проблемы.

Основателем школы научного менеджмента стал Ф.У.Тейлор – инженер–практик и менеджер, который в своей работе решал проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности.Он рассматривал трудовые ресурсы как элемент предприятия и сформулировал четыре основополагающих принципа управления индивидуальным трудом рабочих:

1. научный подход к выполнению каждого элемента работы;

2. системный подход в подбору, обучению и тренировке рабочего;

3. кооперация менеджеров с рабочими;

4. разделение ответственности за результаты между менеджером и рабочими.

Главной его задачей было увеличить производительность работника путем научной организации труда. Важная задача менеджера при этом заключается в том, чтобы объединить способности рабочих наиболее эффективными методами посредством их специальной подготовки. Тем самым, Тейлор стремился максимально снизить трудовые издержки и повысить производительность труда.

Много для утверждения научного менеджмента сделал Г.Гантг. Он сформулировал постулаты планирования и распределения задач, также ратовал за способы поощрения.В связи с его нововведениями принципы Тейлора модернизированы были следующим образом:

1. важность применения научного анализа для определения наилучших способов достижения целей;

2. целесообразность отбора и использования работников, наиболее подходящих для выполнения конкретных заданий, обеспечение их последовательного обучения и переобучения;

3. необходимость снабжения работников всеми ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения поставленных перед ними задач;










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 153.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...