Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общее понятие визуальной культуры. Язык и элементы визуальной культуры. Визуальная коммуникация. Визуальные образы и формы.




(Слайд 1,2,3)

Сегодня средства вербального и невербального общения уступили место визуальным средствам общения культурного человека.

Культурное развитие имеет междисциплинарный характер. Наиболее важной составляющей такой аккультурации по праву является

визуальная культура. Термин «визуальная культура» далеко не однозначен. Прежде всего, оттого, что это частная область понятия «культура».

(Слайд 5,6)

«Культура» (лат. «cultura» — возделывание, земледелие, воспитание, почитание) — область человеческой деятельности связанная с самовыражением человека и проявлением его субъектности Именно поэтому всякая культура имеет дополнительные характеристики, так как связана с творчеством человека, так и повседневной практикой, коммуникацией, отражением, обобщением и его повседневной жизнью. Культура является маркером и основой цивилизаций и предметом изучения культурологии.

Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она не приобретаемая биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности и регулирование поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры. Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.

Культура - -это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь.

Главная общепризнанная функция культуры — поддерживать единство и целостность общества, интегрировать, сближать, примирять. Через трансляцию содержания культуры человек входит в социокультурное пространство. Ценности культуры в опыте конкретного человека передаются, во многом, через зрение. Информация поступает в головной мозг человека через визуальный канал. Здесь важное значение имеет визуальная культура человека, воспринимающего и творящего. Живопись, графика, архитектура, искусство книги, дизайн, — все пластические искусства требуют от тех, кто постигает их основы, наличия определенного уровня визуальной культуры.

Понимание культуры как поэтапного развития искусств и наук, как художественно-эстетической образованности личности, как области социальных взаимодействий, а также другие многочисленные осмысления «культуры как системы» дают нам право уточнить угол зрения на культуру «визуальную».

Искусство ХХ века ознаменовано сменой не просто очередного художественного стиля, но самой культурной фактуры. Впервые за тысячелетнюю эпоху христианства на первый план вновь, как и во времена античности, выдвинулись визуальные виды творчества. Печатный текст уступил свое место неписьменным формам освоения реальности, слово сменилось изображением, картина мира приобрела зримые черты своего художественного эквивалента. Визуализация культуры началась на рубеже настоящего столетия и явилась неотъемлемым сопровождением модернизма.

(Слайд 7)

Визуальная культура (англ. Visual culture) — это академическое поле исследования, которое обычно включает в себя некоторые комбинации культурологии, истории искусства, критической теории, философии, антропологии, и фокусируется на зрительных образах. Нужно отметить, что сама по себе визуальная культура постепенно становится доминирующий формой культуры как таковой.

«Визуальная культура» - это частная область понятия «культура», развивающая способности восприятия визуальных образов, умение их анализировать, интерпретировать, оценивать, сопоставлять, представлять, создавать на этой основе индивидуальные художественные образы. Визуальная культура сегодня охватывает такие объекты культуры, как кино, телевидение, фотография, концептуальное искусство, «public art», рисунок, фотография, живопись, театр, видео-арт, реклама, рекламные ролики, дизайн, web-дизайн, видеоигры, мода, граффити и т.д.

Визуальная культура не является герметической самодостаточной сферой, она постоянно вбирает в себя дополнительную информацию, происхождение которой может быть новым, связанным с развитием технического прогресса и постижением новых горизонтов человеческого познания, так и старым, введенным из невербализированного (неописанного) ряда в прошлом человеческой цивилизации.

Визуальная культура связывает воедино несколько реальностей: реальность видимую, виртуальную (мыслимую и визуализированную) и интуитивную, которая еще не нашла определенного образного выражения.

Визуальную культуру мы можем назвать наследуемой, но не генетически, а с помощью воспитания и пребывания в среде, насыщенной ее знаками.

По мнению антропологов, визуальная культура состоит из четырех

элементов:

1.Понятия. Они содержатся главным образом в языке. Благодаря им становится возможным упорядочить опыт людей (форма, цвет, вкус предметов).

2.Отношения. Визуальная культура не только выделяет те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляет, как эти составные части связаны между собой - в пространстве и времени, по значению, на основе причинной обусловленности.

3.Ценности. Ценности - это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов.

4.Правила. Эти элементы регулируют поведение людей в соответствии с ценностями визуальной культуры. Ценности не только сами нуждаются в обосновании, но и могут служить обоснованием .

(Слайд 8)

Таким образом, визуальная культура - новое междисциплинарное направление, возникшее на пересечении философии, теории культуры, социологии и искусствознания, центральной проблемой которого является исследование культурной логики «постмодернистского», «масс-медийного», «визуального» поворота. Визуальная культура сегодня становится доминирующей формой «культуры как таковой».

На особенности процесса развития визуальной культуры человека сегодня обращают особое внимание. Современные теоретики визуальности в искусстве говорят об обучающей и развивающей силе визуальных образов: «… точна та визуальность, которая делает видение сродни языку». Действительно, художник может выразить мысль без слов, одним лишь изображением или объектом, пользуясь языком своего искусства. Каждый язык базируется на определенных принципах, имеет уникальное строение системы и особенности.
При рассматривании произведения искусства человеческое восприятие строится во многом на внутренней эмоциональной реакции. Через зрение произведение вводится в систему имеющихся ценностей, в процессе рассматривания оно многократно усиливается ассоциативными связями. В итоге оказывается, что «изображения сами по себе гораздо менее сильны, нежели полученное впечатление от них». Таким образом, целью визуальной культуры является обогащение внутреннего мира человека визуальными образами, раскрытие способностей к созданию собственных зримых объектов.

Результатом освоения визуальной культуры можно считать развитую культуру восприятия визуальных образов, умение их анализировать, интерпретировать, оценивать, сопоставлять, представлять, создавать на этой основе индивидуальные художественные образы. Такое понимание визуальной культуры обусловливает высокий уровень общей культуры человека, то есть «качество и степень выраженности ценностного содержания личности» .

Говоря о визуальной культуре, формирующейся в процессе деятельности человечества, мы невольно затрагиваем два чрезвычайно важных и уже определенных явления: массовую культуру и визуальную среду, которая является совокупностью визуальных образов. Среди последних часть образов появилась независимо от человеческой деятельности, вторая же часть появилась уже в процессе цивилизационной деятельности человека. Что касается массовой культуры, то подчеркнем, что массовая культура включает в себя как визуальные (включая литературную и театральную), так и звуковые формы культуры. Но массовая культура противопоставляется высокой культуре, искусству.

Акцентируя внимание на визуальной культуре, следует остановиться на всей совокупности визуального опыта человечества определенной эпохи. Нижняя временная граница визуальной культуры определяется как середина XIX века, поскольку с этого времени начинается эскалация информационного обмена, в котором визуальная информация имеет доминирующее значение.

Относительно визуальной культуры более ранних эпох нам кажется справедливым суждение российского искусствоведа B.C. Турчина, приведенное им в одной из последних работ: «Визуальная среда человечества изменяется не более чем на 1% в столетие». Но уже для поколения людей, живущего на рубеже XIX - XX веков, визуальная среда, во-первых, стремительно расширяется географически, во-вторых, насыщается новыми знаками развития цивилизации: техническими изобретениями, постройками, средствами передвижения. В-третьих, рост городов приводит к сужению визуальной среды горожан; за счет этого сужения также происходит более стремительное изменение того, что большинство представителей человечества имеют возможность видеть. С конца XIX века визуальная среда претерпела гораздо большие изменения, чем за все предыдущие века. Этому свидетельство - искусство конца XIX и XX веков .

Искусство понимать художественный образ, видеть красоту, гармонию, открывает человеку возможность воспринять, проанализировать, вдохновиться — и создать собственные уникальные работы.

Развитие «чутья» в художественной культуре носит стихийный и неосознанный характер. Проблема неготовности освоить основы визуальной культуры приходит из детского и подросткового возраста. Она исходит из маленького количества часов, отведенных на изобразительное искусство в школе; агрессивной и неэстетичной визуальной среды повседневного мира ребенка; недостаточного художественного воспитания в семье. На языке искусства — с детьми, подростками, молодежью — не говорят; в разношерстном информационном визуальном потоке мало ориентиров, на которых учится глаз. А ведь «умение вглядываться, содержательно рассматривать мир, — сугубо важная задача при обучении искусству. Умение видеть — одна из главных составляющих процесса становления личностных качеств…», и основа визуальной культуры личности.
Современная культура в настоящий момент преимущественно описывается как визуальная. Визуальная культура, известная также как визуальные исследования, являются новым полем для изучения культурного конструирования визуального в искусстве, медиа и повседневной жизни. История искусств 20-го века показала, что искусство тесно связано с идеологией, социальными мифами и экономикой, а вовсе не является некой «автономной сферой художественного творчества». Таким образом, понадобилось выработать новый механизм анализа «классического искусства», а также появления новых видов визуального. Так появилась наука, известная нам как Визуальные исследования. Это область исследований, где в фокусе находятся те процессы, с помощью которых создается значение в культурном контексте. Междисциплинарной наукой визуальные исследования стали в конце 1980-х, когда классические дисциплины, такие как: история искусств, теория кино, антропология и др, столкнулись с постструктурализмом и культурными исследованиями.
В среде теоретиков, работающих в самых разных сферах современной культуры, визуальные исследования часто пересекается с киноведением, психоанализом, гендерными исследованиями и др. Они также могут включать в себя исследования видео игр, комиксов, рекламу, интернет и любую другую среду, которая содержит в себе визуальную составляющую. Гибкость и многогранность поля исследования начинается с ряда объектов, которые включают в себя термин «визуальной культуры», визуальное содержание которых само по себе стремится насытить зрителя, а также «визуальными технологиями», которые служат для того, чтобы увеличить потенциальные зрительные возможности. Визуальная культура как некая повседневная среда жизни современного человека характеризуется Николасом Мирзоеффым следующим образом:

• Глобализацией

• Высокой скоростью производства и потребления визуальных продуктов

• Экранностью

• Доминированием визуальных медиа во всех сферах повседневной жизни

• Ослабеванием критического мышления

 

«Визуальная культура» - это частная область понятия «культура», развивающая способности восприятия визуальных образов, умение их анализировать, интерпретировать, оценивать, сопоставлять, представлять, создавать на этой основе индивидуальные художественные образы. Визуальная культура сегодня охватывает такие объекты культуры, как кино, телевидение, фотография, концептуальное искусство, «public art», рисунок, фотография, живопись, театр, видео-арт, реклама, рекламные ролики, дизайн, web-дизайн, видеоигры, мода, граффити и т.д.

Визуальная культура не является герметической самодостаточной сферой, она постоянно вбирает в себя дополнительную информацию, происхождение которой может быть новым, связанным с развитием технического прогресса и постижением новых горизонтов человеческого познания, так и старым, введенным из невербализированного (неописанного) ряда в прошлом человеческой цивилизации.

Визуальная культура связывает воедино несколько реальностей: реальность видимую, виртуальную (мыслимую и визуализированную) и интуитивную, которая еще не нашла определенного образного выражения.

Визуальную культуру мы можем назвать наследуемой, но не генетически, а с помощью воспитания и пребывания в среде, насыщенной ее знаками.

Таким образом, визуальная культура - новое междисциплинарное направление, возникшее на пересечении философии, теории культуры, социологии и искусствознания, центральной проблемой которого является исследование культурной логики «постмодернистского», «масс-медийного», «визуального» поворота. Визуальная культура сегодня становится доминирующей формой «культуры как таковой».

На особенности процесса развития визуальной культуры человека сегодня обращают особое внимание. Современные теоретики визуальности в искусстве говорят об обучающей и развивающей силе визуальных образов: «… точна та визуальность, которая делает видение сродни языку». Действительно, художник может выразить мысль без слов, одним лишь изображением или объектом, пользуясь языком своего искусства. Каждый язык базируется на определенных принципах, имеет уникальное строение системы и особенности.

При рассматривании произведения искусства человеческое восприятие строится во многом на внутренней эмоциональной реакции. Через зрение произведение вводится в систему имеющихся ценностей, в процессе рассматривания оно многократно усиливается ассоциативными связями. В итоге оказывается, что «изображения сами по себе гораздо менее сильны, нежели полученное впечатление от них». Таким образом, целью визуальной культуры является обогащение внутреннего мира человека визуальными образами, раскрытие способностей к созданию собственных зримых объектов.

Результатом освоения визуальной культуры можно считать развитую культуру восприятия визуальных образов, умение их анализировать, интерпретировать, оценивать, сопоставлять, представлять, создавать на этой основе индивидуальные художественные образы. Такое понимание визуальной культуры обусловливает высокий уровень общей культуры человека, то есть «качество и степень выраженности ценностного содержания личности»

Поскольку открытия «нефигуративного» искусства XX в. во многом стерли границы между отдельными художественными жанрами - рисунком, живописью, скульптурой, более значимыми оказались объединяющие их основные элементы пластического языка и их композиционные соединения. Поэтому, говоря о художественном образовании, имеется в виду не какой-либо конкретный вид искусства, а единая культура в целом. Под современной визуальной культурой понимается совокупность наиболее заметных стилеобразующих направлений, художественных течений, творческих фигур, мировоззренческих парадигм современности. Их объединяет общая экспериментальность, отсутствие прямых отсылок к реальности, внимание к таким элементам художественного языка, как цвет, ритм, фактура и др., что дает возможность говорить о принципиальной визуальности, в отличие от направлений пластической культуры прошлого, отличающихся большей сюжетностью и изобразительностью. Развитие современной культуры формирует ее язык, называемый, в отличие от вербального, литературного - визуальным. Элементы пластического языка являются общими для произведений графического искусства и дизайна, искусства фотографии, живописи, скульптуры, предметного дизайна, архитектурных объектов и средовых комплексов, участвуют в формообразовании на плоскости, в объеме, и пространстве. Визуальный язык понимается как коммуникативная система, носитель определенной информации и компонент социокультуры. Его единица информации «знак» - чувственно-воспринимаемое материальное образование. Анализ визуального языка дает возможность выносить определенные суждения о породившей его пластической культуре. В свою очередь, язык является источником развития культуры, в его недрах рождаются ее новые формы и явления. В стилевых формах визуального языка кристаллизуется остающееся за пределами собственно языковой системы бесконечное множество элементов опыта, представлений и понятий (архетипических культурных смыслов).

Архети́п (др.-греч. ἀρχέτυπον «первообраз») — в аналитической психологии, основанной Карлом Юнгом, — универсальные базовые врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений. Те же структуры лежат в основе общечеловеческой символики мифов, волшебных сказок, сюжетов художественных произведений. Выделяется приблизительно около 30 архетипов, связанных с мифическими и сказочными образами, которые порождаются архетипами ситуативно, как правило, в течение веков, в соответствии с изменившимися обстоятельствами общего характера, требующими нового психологического представления и осмысления. Выделяется также неопределенное множество архетипов, выражающих ситуации. Особое место занимают те архетипы, которые выражают цель или цели развития личности.

Однако важной особенностью современного культурного процесса является то, что смысловые различия в пространствах традиционных художественных языков снимаются общемировым движением модернизма. Язык становится всеобщим, подобно архаическим «докультурным» языкам, оперирующим первоэлементами - геометрией и цветом, поэтому структура современного визуального языка может быть переведена в адекватную образовательную модель. Огромное количество формально-пространственных идей было заявлено в первой трети прошлого века. Изобразительное искусство стало первым полигоном конструирования нового языка. Дальнейшее развитие осуществлялось в направлении выхода из картинной плоскости, и в результате подобной тенденции «От изображения к конструкции» происходила трансляция принципов формообразования в другие виды искусств и, в конечном итоге, в архитектуру. Такие особенности форм архитектурного авангарда как динамизм, демонстрация преодоления гравитационных сил, визуальная дематериализация форм и виртуальная бесконечность, пространственная скульптурность, фрагментарность, использование гибких, способных к развитию композиционных, функциональных и конструктивных структур и сегодня не исчерпали возможности своего развития. Модернизм родился на волне неприятия художниками традиционно сложившейся реальности своего времени – академизма, романтизма и «салонности» искусства и архитектуры XIX в. В европейском и отечественном искусстве происходили процессы, связанные с формированием универсального художественного метаязыка. В центре внимания художников, архитекторов, дизайнеров и искусствоведов находились вопросы композиции, цвето- и формообразования; ими предпринимались многочисленные попытки выявить законы построения формы, расчленить художественные произведения на формальные элементы и найти правила их сочетания. Внутри искусства шла работа по сложению новых смыслов: в попытках понять, вскрыть строй художественного языка предлагались различные способы его описания, создавались новые представления и концепции. Картина основных тенденций развития визуальной культуры, рассматривает развитие стилеобразующих процессов на протяжении XX – начала XXI в., коснувшееся как содержания, так и в первую очередь формы произведений искусства, архитектуры, дизайна. Модернизм в искусстве первой половины XX в. развивается течениями и направлениями, которые переносят внимание художника с сюжетно-повествовательного, изобразительного уровня взаимодействия с окружающим миром на уровень изучения, расщепления его посредством элементов визуального языка, и оперирования ими для самостоятельного творческого созидания. К модернизму в искусстве относятся практически все течения начала XX в.: фовизм, кубизм, футуризм, супрематизм, неопластицизм и др., определяемые общим термином «нефигуративное искусство». «Нефигуративное искусство (абстрактное) опирается на одну из основных операций мышления, состоящую в том, что субъект, вычленяя какие-то признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных. При непосредственном чувственно-образном отражении окружающей среды абстрагирование выделяет одни свойства, становящиеся ориентирами для восприятия и действия, в то время как другие игнорируются. Абстрагирование является для художника естественным инструментом формирования обобщенных образов реальности, позволяющим выделить в ней значимые для деятельности связи и отношения объектов, отграничив их от других». Нефигуративные течения искусства были характерны принципиальной новизной и экспериментальностью, отсутствием прямых связей с натурной реальностью, переключением внимания художника на формообразующую материю – линию, пятно, плоскость, ритм, объем, тон, фактуру, свет, цвет, пространство. Предельное абстрагирование этих направлений было основано на «освобождении от сюжетной и технологической конкретности, так что в их стилеобразующем ядре остаются лишь такие элементы и закономерности их сочетания, которые лежат как бы на уровне праязыка пространственных видов искусства». Обращение к живописи опиралось на ту ее линию, которая выражала движение от изображения предмета к его конструированию. Абстрагирование как метод художественного творчества оформился в работах П. Сезанна. «Собрав энергию цвета в обобщенные геометрические формы, он соединил чувство и знание в едином творческом акте, угадывая актуальное в следующем веке проектное видение реальности. Сезанн открыл, что видимый мир организован, структурен, геометричен, непрерывен, пространственен». Можно констатировать, что именно в творчестве П. Сезанна, подведя итог живописному искусству прошлого, совершилось открытие «нового пластического языка». Кубизм, как форма художественного творчества, был открыт П. Пикассо, Ж. Браком, Х. Гри, ознаменовав начало развития иного формообразования и пространственно- временной концепции . Очевидно, что разрушение традиционного видения и последующее разложение формы на первоэлементы создали возможности для последующего нового синтеза. В их работах, связывая пространство и время, соединялись одновременно несколько различных ракурсов объекта, получала свое визуальное выражение новая картина мира, открываемая достижениями науки. Благодаря использованию, наряду с традиционными материалами, натуральных вырезок из газет, рекламных этикеток, уличных знаков, фанеры, стекла, металла, живописные работы приобретали трехмерность, открывая дорогу не только новому языку, но и новым формам искусства, современному миру медиа и компьютерных технологий.

 П. Сезанн. Гора Св. Виктория, около 1900 – 1902 гг.;

 Ж. Брак. Бокал, скрипка и ноты, 1912 г.

Фовизм связан с именами А. Матисса, А. Дерена, М. Вламинка, А. Марке, Р. Дюфи [4]. Открыв красоту чистого цвета, контрастных цветовых сочетаний, выразительности прозрачного или пастозного красочного покрытия, экспрессивности мазка и взаимодействия пятен, они инициировали появление немецкого экспрессионизма, композиций и импровизаций Кандинского, русского «Бубнового валета», И. Машкова, П. Кончаловского, М. Ларионова, А. Осьмеркина, А. Шевченко, наконец, супрематизма К. Малевича 5]. В. Кандинский в ряде своих теоретических трудов обосновал и зафиксировал элементы нового визуального языка начала XX в. и их особенности, рассмотрев возможности их взаимодействия и композиционного соединения. Его художественные работы явились не только живописной иллюстрацией теории нового языка, но и эталоном создания «свободных» линии и пятна и «свободной» организации пластической материи.

 М. Вламинк. Пейзаж с красными деревьями. 1906 – 1907 гг.;

 В. Кандинский. Композиция 4. 1911 г.

Супрематизм К. Малевича явился одной из основных формообразующих концепций начала XX в. Малевичем были предложены простые локально окрашенные геометрические плоскости в беспредельном пространстве, находящиеся в движении (композиционном динамическом напряжении), как исходный стилевой модуль для общих и конкретных процессов формообразования. Далее на всем протяжении XX в. он вдохновлял художников, скульпторов, дизайнеров и архитекторов, сориентированных в сторону динамично-пространственной организации пластической материи. Конструктивизм в России сложился в начале 1920-х годов как проявление общего модернистского «духа времени». Он явился итогом беспредметных абстрактно- геометрических художественных поисков, характерен очищенным от традиционных архитектурных метафор вниманием к качествам формообразующей материи. Конструктивизм связан, главным образом, с именами К. Мельникова, А. Родченко, А. Гана, В. Татлина, братьев Весниных, М. Гинзбурга, Л. Лисицкого.

 К. Малевич. Динамический супрематизм №57, 1916 г.;

 К. Мельников. Клуб имени Русакова

Исторические корни этого направления лежат в естественной конструктивности архитектурной архаики, а также проверенном веками народном опыте «умного делания», русской традиции деревянной архитектуры. Художники-конструктивисты совершили переворот в критериях художественной оценки предметно-пространственных объектов, также увидев потенциальные возможности формообразования в новых сферах – инженерно-технических конструкциях, «внеархитектурных», «протодизайнерских» объектах. Композиционное формообразование с использованием простой геометрии, подобных элементов, опора на рациональность, конструктивность, свойственные этому направлению, впоследствии оказали сильное влияние на мировую архитектуру. Неопластицизм также явился важным источником формирования визуального языка начала XX в., активно развивая структурный тип взаимоотношения с пластической материей. Художники голландской группы «Стиль» (П. Мондриан, Тео ван Дусбург, Г. Ритвельд и др.) противопоставили простоту, ясность, функциональность чистых геометрических форм и структурность их композиционной организации случайности, неопределенности и произволу природы и многосложности языка исторических стилей, заложив основы графического и мебельного дизайна XX в., создав произведения, которые и сегодня представляют высокие образцы дизайнерского искусства [6]. XX в. принес в пластический язык словарь архитектурного модернизма, включающий геометрические объемы, структуры и их пространственные сочетания. Он открыл возможности композиционного формообразования, свободного от стилевых традиций прошлого и включает такие направления как функционализм, рационализм, связанные, в первую очередь, с именами В. Гропиуса, Ле Корбюзье, Л. Мис ван дер Роэ. Архитектуру модернизма, наряду с чистотой геометрии и ясностью композиционного устройства отличала новаторская пространственность и скульптурность формы.

Г. Ритвельд. Кресло;

Ле Корбюзье. Дом в поселке Вайсенхоф

Во второй половине XX в., начале XXI в. архитекторы продолжают опираться на достоинства закономерного, конструктивного и структурного формообразования, развивая это направление, дополняя его элементами неоднозначности, парадоксальности, сложности. (П. Эйзенман, А. Сиза, С. Холл). Модернизм в искусстве второй половины XX в. характерен переносом внимания художника на сам материал творчества и его формообразующие свойства. Послевоенное поколение абстракционистов абсолютизировало эстетическую значимость цвета и формы, а также самого процесса создания произведения, в котором становятся чрезвычайно важными тонкости самой технологии творчества (Д. Поллок, Ф. Кляйн). “Живопись цвета, начавшись с французских импрессионистов, далее вдохновляла живописцев на протяжении всего XX в., реализуясь в диапазоне от локально окрашенных плоскостей и форм до многослойной живописной поверхности, эксплуатируя все возможные методы и способы нанесения красящего вещества на поверхность живописного полотна» (А. Бурри, Э. Тапиес, М. Ротко, Н. де Сталь). Создавая абстрактные произведения, художники обращаются к вдохновляющей многослойной живописной поверхности древней иконы и фрески (С. Поляков, Д. Никольсон)

 Н. де Сталь. Фигура на берегу моря. 1952 г.;

 Б. Никольсон. Февраль 1953 г.

Художники второй половины XX в., вооруженные инструментарием абстрактного искусства, формируют новый тип взаимоотношений с натурной реальностью. Сюжетом произведения становятся ее формализованные образы - от расчленения натуры тем или иным способом, через обобщенное моделирование натурных объектов (Дж. Моранди, Дж. де Кирико), к созданию абстрактных композиций с использованием разнохарактерно организованых фрагментов - от внешней геометрии натуры до выявленной сущности ее материи. (Э. Келли, Д. Никольсон). Можно констатировать, что современный творец занят не отображением жизни, а созданием новой реальности, и оно происходит в процессе рождения пластического решения. [1] Развивающийся в XX в. дизайн привлекает внимание художников к предметному окружению. Искусство поп-арта использует в произведениях как фрагменты или образы предметного мира, так и наиболее выразительные его образцы, создавая объемно- пространственные средовые объекты. (Р. Раушенберг, Д. Джонс, Э. Уорхолл, К. Олденбург). Фрагменты бывших вещей используются в искусстве коллажа и ассамбляжа. Составлением произведений из обрезков, обрывков, обломков, осколков, останков, фрагментов, да и целиком бывших вещей занимались многие художники XX в. (Ф. Арман, Л. Невельсон, Х. Арп, Ж. Тенгли, М. Ротелла, Д. Чемберлен).

 

Методы ассамбляжа широко используются в архитектуре постмодернизма, соединяющей в архитектурной композиции различные мотивы, и использующей архитектурные цитаты и метафоры.

Э. Уорхол. Суп «Кэмбелл». 1969 г.;

 

 Ж. Тенгли. Кинетический объект.

 Постмодернистская мировоззренческая установка, внося свой вклад в развитие пластического языка, меняет композиционный строй соединения его элементов. Традиционные для архитектуры модернизма структурная определенность, законченность реализуемого художественного принципа, ясность формообразования, тектоника, свойственные еще классической архитектуре, заменяются сложностью, рефлексивностью, цитированием исторических форм, отсутствием ясности формообразования и завершенности замысла, приводя к непредсказуемости пластических решений. (Ч. Дженкс, Р. Вентури, Ч. Мур) Деконструктивизм – еще одна, вслед за постмодернизмом, реакция на архитектуру модернизма. Опираясь на образы супрематизма и конструктивизма, деконструктивисты на смену идеалам архитектурной гармонии, цельности, ясности предлагают формальную дисгармонию в сочетании со смысловым разломом и тайной. Совершить акт «деконструкции» – значит обнаружить скрытую логику отношений между смыслом и его выражением с помощью смещения форм, пространств, материалов. (Ф. Гери, Д. Либескинд, К. Химмельблау, П. Эйзенманн).

 Ч. Мур. Площадь Италии. 1980 г.;

 П. Эйзенманн. Фрагмент интерьера

Глобальный экологический кризис и постиндустриальная революция конца XX, начала XXI в. вновь меняют социокультурный процесс, отразившись и в пластическом языке. Внимание проектировщика смещается от создания индивидуального объема в сторону организации архитектурной среды как целостного организма. Получает развитие экологическая ориентация в организации архитектурной материи. Процесс уточнения художественного языка и ограничения средств выразительности (искусство и архитектура минимализма), тесно связан с мировыми докультурными традициями, поскольку на пути поиска новых художественных средств мастера XX в. обращаются к архаическому народному искусству и архитектуре. (И. Ногучи, Т. Андо, Л. Кан, Д. Поусон) Другое направление развития пластических искусств отличают произвольная стилистическая игра и экстравагантность любыми средствами. Они проявляются в акцентировке творческой свободы дизайнера и архитектора, его личностной «поэтики», склонности к подчеркнутой алогичности и произвольности проектного языка, откровенным провозглашением эклектики в качестве ведущего стилевого принципа, охотным обращением к китчу, откровенной ориентацией на моду, вниманием к «саморекламному» образу вещи. Новые формы пространственного искусства, открытые художниками новейшего времени (перфоманс, хэппенинг, оп-арт, медиа-технологии) предполагают интерактивное участие зрителя. Современные пространственные и ландшафтные инсталляции стирают грань между архитектурной средой и произведением искусства. (Д. Джадд, К. Андре, Р. Моррис, Р. Смитсон) . Можно констатировать, что в конце XX – начале XXI в. синтез искусств, как явление, приобретает новое пространственное воплощение, а человек из созидателя произведения искусства становится не только его соучастником, но и частью, объектом, самопроизведением. Учебное обращение к модели существования современного архитектора-творца обнаруживает тесную связь между архитектурой и искусством. Многие авторские коллективы представляют собой тандемы архитекторов и художников (Ф. Гери и К. Олденбург, группа САЙТ и др.). Архитекторы обращаются к области живописных архитектурных фантазий, - таковы пуристские упражнения Ле Корбюзье, наброски промышленных сооружений Э. Мендельсона, «проуны» Л. Лисицкого, живописные листы А. Росси, коллажи М. Фукаса; к скульптурным моделям, проявляющим концептуальные принципы формообразования (Ф. Гери, З. Хадид, С. Холл, группа MWRDW, группа Морфозис и др). Можно зафиксировать, что процесс обучения проектированию неотделим от необходимости освоения современного пластического языка.

 Ф.О. Гери. Центр в Сиэтле, 2000 г.;

 Смитсон. Спираль, 1970 г.

 Визуальная среда - объект, которому присуща внутренняя кинетика. Реальным стержнем проектной модели среды выступает «метаболизм» взаимодействия людей в конкретных условиях, а создаваемый «образный конструкт» (в том числе и архитектурными средствами) заранее рассчитывается как меняющийся во времени, с «открытым», т. е. неопределенным и неопределимым будущим. Конечный продукт архитектурного проектирования, изобразительная модель архитектурного конструкта, оформляется канонизированным языком архитектурного чертежа или макета . В отличие от архитектурного конструкта, описание среды в архитектурной практике должно строиться с использованием значительно более широкой палитры визуально-вербальных средств, основанной на владении современным визуальным языком и его средствами. Разработка и экспериментальное опробование новых средств - важная задача образовательного процесса архитектора-дизайнера.

Задачи Визуальной культуры:




Уильям Митчелл интерпретировал наплыв изображений, присущий современности, как «изобразительный поворот» и отметил, что уклон в сторону визуального, есть некоторое возвращение к мифологии технологически развитых культур. Ролан Барт, в свою очередь, считал, что мифология создается человеком для того, чтобы придать окружающему миру значение. Из этого можно сделать вывод о том, что насыщая нашу жизнь визуальным, мы преследуем некие цели. Визуальные исследования своей задачей видят попытку расшифровать этот способ коммуникации. Таким образом, визуальные исследования во многом отталкиваются от психоанализа, семиотики, культурологии и постструктурализма.

Визуальный поворотпришел на смену лингвистическому повороту, благодаря переходу от вербального способа передачи информации в средствах массовой коммуникации к визуальным образам, и оказал мощнейшее влияние на формирование нового вида исследований и дал толчок к появлению нового междисциплинарного сообщества. Специалисты в сфере классического искусства, которые интерпретировали визуальные аспекты традиционно, отошли назад и вынуждены были дать возможность высказаться новым теоретикам, которые выстраивали свой анализ в ключе междисциплинарных исследований и пытались изучить и рассмотреть визуальные искусства со всех сторон. Чуть позже стало ясно, что ни историки искусства, столь долго владевшие правом анализа, ни эксперты в области масс-медиа, не могут обладать «визуальными искусствами» как собственностью, и никаких европейских «соглашений» на визуальную интерпретацию недостаточно. Киноведение, исследование тв-программ, массовой культуры и др. должны рассматриваться в контексте современных философских исследований и социальных теорий.

В связи с изменением технологических аспектов визуальной культуры, и желанием научного метода систематизировать то, что представляет собой «визуальное», множество аспектов визуальной культуры соединились вместе с научным методом и технологиями, включающими в себя цифровые медиа, когнитивную науку, неврологию, теорию образа и теорию мозга.

Визуáльная коммуникáция — вид общения, при котором передача информации происходит с помощью знаков, изображений, образов, инфографики и т. д. Данный вид коммуникации частично или целиком полагается на зрение.

Сегодня визуальные коммуникации чрезвычайно развиты и призваны выполнять сразу несколько задач. Общение с помощью визуальных образов прогрессирует благодаря развитию новых технологий. Визуальная коммуникация является одной из ключевых составляющих современных СМИ и социальных медиа. Визуальные коммуникации в современном социуме все больше отходят от роли пассивного посредника, «обрастая» кодами, и приобретают ярко выраженный манипулятивный характер (особенно в рекламных целях). Таким образом, восприятие информации при визуальной коммуникации является «считыванием» визуального кода.

Визуальная коммуникация берет своё начало ещё в древних временах, когда первобытные люди оставляли рисунки на стенах пещер. Позже стала развиваться письменность. Так появились египетские иероглифы, первые алфавиты и идеограммы. С развитием живописи визуальные коммуникации стали приобретать новый смысл: теперь они были призваны не только визуально сообщать информацию, но и следить за реакцией аудитории (тем самым контролируя её). Новый виток в истории визуального общения относится к появлению фотографии. Она стала носителем универсального кода, который считывался зрителем без особой подготовки или специальных знаний. Следующим этапом развития визуальных коммуникаций стали новейшие технологии. Компьютер полностью изменил процесс визуального общения. Интернет, социальные медиа и СМИ добавили визуальным коммуникациям ещё одну функцию — раскрытие потенциала личности через контент, которым он делится в Сети.

Ключевые фигуры[править | править HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%92%D0%B8%D0%B7%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F&action=edit&section=2" код]

Одним из наиболее видных исследователей визуальной коммуникации стал английский писатель Олдос Хаксли. В своем романе-антиутопии «О дивный новый мир» Хаксли исследовал антигуманные аспекты научно-технического прогресса. Так, он описывал «видение» как сумму таких слагаемых, как получение ощущения, отбор и восприятие.

Макс HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D1%81_%D0%92%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B3%D0%B5%D0%B9%D0%BC%D0%B5%D1%80"Вертгеймер, ставший основателем, гештальт-психологии, придавал особое значение простоте как основному свойству деления визуальных групп по признаку цвета, формы и т. д."Гештальт" в переводе с немецого означает «форму» или «фигуру». В своей единственной теоретической книге «Продуктивное мышление» Вертгеймер выводит принципы того, как объекты воспринимаются визуально. В 1910 году психолог, стоя на железнодорожной платформе, наблюдал за серией источников света на путях. Ряд лампочек то вспыхивал, то гас, но наблюдателям казалось, что свет «переходит» с одного уровня на другой. После этого случая Макс Вертгеймер решил заняться изучением визуального восприятия. Основным выводом проделанной им работы стала знаменитая фраза: «Целое есть нечто большее, чем сумма его частей». То есть, визуальное восприятие напрямую от реципиента. Сегодня принципы гештальт-психологии активно используются в графическом дизайне.

Лев HYPERLINK "http://manovich.net/"Манович, эксперт по теории новых медиа, проследил, как культурное развитие изменилось под влиянием новейших технологий. Визуальные коммуникации, по его мнению, сегодня чаще всего происходят в социальных медиа, что дает почву для изучения нового этапа культуры.

«… Я спрашивал, что такое Instagram: это окно в другую реальность, сообщение или медиа? Я бы сказал, что медиа не просто передают сообщение, а влияют на содержание. Ссылаясь на Маклюэна, я хотел задать вопрос: если Instagram — это визуальное окно в реальность, и миллионы людей фотографируют свою жизнь, позируя, подбирая фильтры, показывая какую-то версию своей жизни, насколько мы можем использовать это как инструмент визуальной антропологии? Насколько Instagram подходит для изучения культурной, экономической, социальной жизни в разных странах?»

Подробно влияние визуальных коммуникаций на современную жизнь описано Львом Мановичем в книгах «Язык новых медиа» и « HYPERLINK "http://manovich.net/"Instagram HYPERLINK "http://manovich.net/" и современный образ».

Анализ образа[править | править HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%92%D0%B8%D0%B7%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F&action=edit&section=3" код]

Визуальная коммуникация происходит после анализа зрителем предлагаемого образа. Интерпретация изображения всегда субъективна. Мартин HYPERLINK "https://en.wikipedia.org/wiki/Paul_Martin_Lester%7C%D0%9F%D0%BE%D0%BB"Лестер, профессор кафедры коммуникаций в Университете штата Калифорния, представил шесть основных точек зрения, с которых участники коммуникации (реципиенты) рассматривают визуальную информацию.

Индивидуальная точка зрения[править | править HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%92%D0%B8%D0%B7%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F&action=edit&section=4" код]

Личное восприятие происходит в том случае, если зритель воспринимает увиденное через призму собственных мыслей и соображений. Индивидуальная оценка формируется под влиянием личностных убеждений, ценностей, моральных ориентиров. Иногда образы могут быть восприняты неверно, и менять мнение реципиента очень тяжело.

Критическая точка зрения[править | править HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%92%D0%B8%D0%B7%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F&action=edit&section=5" код]

Эта перспектива отличается от личного восприятия тем, что образ воспринимается сразу группой реципиентов, будучи подвергнутым критике с нескольких сторон и точек зрения. Значение образа, его информационный посыл определяется в контексте диалога критиков, зрителей и создателя образа.

Историческая точка зрения[править | править HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%92%D0%B8%D0%B7%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F&action=edit&section=6" код]

Историческая точка зрения подразумевает под собой развитие и изменения, которые произошли с подачей образа при визуальной коммуникации. К примеру, изображения, созданные с помощью компьютерных технологий, будут разительно отличаться от тех, что были созданы вручную.

Техническая точка зрения[править | править HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%92%D0%B8%D0%B7%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F&action=edit&section=7" код]

Техническая перспектива обозначает, что на восприятие образа влияет использование света, позиция и презентация изображения. Правильное использование вышеперечисленных элементов помогает образу выглядеть в глазах зрителя привлекательней, чем он есть на самом деле.

Этическая точка зрения[править | править HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%92%D0%B8%D0%B7%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F&action=edit&section=8" код]

С этой точки зрения, создатель изображения, зритель и само по себе изображение должны вписываться в рамки принятой этики. Это утверждение неоднозначно, так как этика многогранна.

Культурная точка зрения[править | править HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%92%D0%B8%D0%B7%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F&action=edit&section=9" код]

В культурной перспективе образ должен быть символичным. Использование определенных слов, соотносящихся с изображением, использование уже знакомых героев и т. д. помогает образу раскрыться в культурном ключе.

Современный язык визуальных коммуникаций

Наше зрительное восприятие мира – визуальные коммуникации. Понятие визуальной коммуникации означает комплекс специальных указателей в виде вывесок, информационных стендов, рекламных щитов, которые помогают человеку ориентироваться в пространстве благодаря той информации, которую они содержат. Составляющие визуальной коммуникации – это визуальный язык (изображения, знаки, образы) и визуальное восприятие (органы зрения, психология восприятия) . Визуальная коммуникация объединяет в себе цвета, речь, письменный язык, образы, чтобы создать сообщения, которые будут эстетически приятны взгляду зрителя, будут наполнены понятной и необходимой информацией.

Объекты визуальных коммуникаций можно разделить на следующие виды:

-Визуальные коммуникации в городской среде;

-Визуальные коммуникации в рекламе;

-Визуальные коммуникации, отвечающие за безопасность граждан;

-Маркировка объектов. Светофоры.

Современная жизнь людей в современном городе зависима от количества и качества окружающей их информации. Знаки визуальной коммуникации помогают людям легко ориентироваться в городской среде. Нужно найти нужный адрес, определить, как войти в здание, установить его функциональное назначение, получить информацию об услугах и . п. Поэтому, знаки визуальной коммуникации должны быть понятными и хорошо различимыми.

Разработка визуальной коммуникации основывается на тех же функциях, что и другие виды коммуникаций:

-Информационные (передача информации);

-Экспрессивные (передача оценки информации);

-Прагматические (передача психологической установки, которая оказывает воздействие на потребителя).

Средства визуальной коммуникации можно разделить на группы:

-Печатные или полиграфические. Это яркие буклеты, пестрые плакаты, живописные листовки и брошюры и т.д.

-Электронные. Сюда относятся телевизионные программы, анимационные, графические видео и т.д.

-Средства наружной рекламы. Это рекламные щиты (биллборды), вывески на зданиях, транзитная реклама и т.д.

-Средства рекламы в интернете. Здесь можно выделить рекламные баннеры, flash-анимации и т.д.

Средства визуальной коммуникации используют множество приемов из различных дисциплин: изобразительного искусства, дизайна, фотографии, современных компьютерных технологий и др. Используя достижения этих отраслей науки искусства, создается дизайн визуальных коммуникаций. От того, насколько грамотно оформлена информация, зависит ее восприятие. Поэтому дизайн напрямую связан с психологией визуальной коммуникации. Например, цвета темно-зеленый, стальной и золотой ассоциируются у большинства людей с деньгами и надежностью. Поэтому банку лучше взять за основу логотипа сочетание именно этих оттенков рис. 32.

Рис. 32. цвета темно-зеленый, стальной и золотой ассоциируются у большинства людей с деньгами и надежностью. Поэтому банку лучше взять за основу логотипа сочетание именно этих оттенков.

Дизайн визуальных коммуникаций должен быть продуман до мелочей. От того, зачем он нужен и как будет использоваться, зависит дальнейшая работа дизайнера. Например, глядя на знаки дорожного движения, мы определяем их отношение к определенной группе: предупреждающие, запрещающие, информативные. Для каждой группы есть определенный формат. Дизайн предупреждающих знаков вписан в красный треугольник, а вот запрещающих – в круг. Синие прямоугольники и круги содержат информативные и предписывающие знаки. При мгновенном взгляде мы уже имеем примерное представление о том, чего ждать на дороге. Даже человек, не знающий правил дорожного движения, сможет понять смысл изображения на знаке. Поэтому, дизайн визуальных коммуникаций должен соответствовать поставленной задаче рис. 33.

Рис. 33.Дизайн дорожных знаков

Модели визуальной коммуникации должны характеризоваться быстротой восприятия и реагирования потребителя на коммуникационные сигналы, подобно реакции водителя на знаки дорожного движения.

Визуальные коммуникации служат средством общения. Это сила, которая стимулирует продажи любого потребительского продукта. Профессиональные дизайнеры, графики, полиграфисты знают, что цвет или форма являются ключевым фактором в процессе торговли, поскольку играют важную роль при принятии решения о покупке Рис .

Рис. 34. Визуальные коммуникации должны вызвать в покупателе интерес и эмоции.

Броская эмблема заставляет обратить на себя внимание благодаря кролику, Фрагменты фотографий, рисунков и даже скульптур сформировали образ, представляющий достижения человечества.

Визуальные коммуникации в городской среде совершенствуются и изменяются. Сегодня большие прописные буквы больше не в моде. Даже заглавные буквы логотипов заменились на строчные. Все чаще приходится наблюдать курсивное и наклонное начертание, которое символизирует динамичность и мобильность. Виды визуальных коммуникаций содержат светлые буквы, плавные и тонкие штрихи. Популярны открытые формы шрифтов, например, в промежутке между краями буквы "С". Легкость и изящество становятся основами визуальной коммуникации.

Современная коммуникация стремится включить в процессе восприятия зрителя. Она выступает в форме активной визуализация. В ее создании широко используются выразительные средства языка: метафора, аллегория, гипербола и т.п. приемы создания смыслов. Выход за рамки стандартных средств коммуникации реализуется через метафоры, аллегории, иронии, антифразисы, сарказм, парадокс, каламбур, сравнение, перифраза, гипербола и т.п.

Рис. 35. Редизайн городского логотипа

Современная система визуальной коммуникации характеризуется изменением логотипов, редизайном. Наше общество стремительно меняется, изменяя жизнь и запросы людей, а, следовательно, меняются и составляющие визуальной коммуникации. Люди сами создают для себя такую систему визуальной коммуникации, которая максимально удовлетворяет их нужды и помогает лучше ориентироваться в этом обществе[1].

Визуальная коммуникация

Представляя теорию визуальной коммуникации, А. Бергер опирается на модель Г. Лассвелла. Он рассматривает взаимосвязь между произведением искусства, аудиторией, которой он адресован, средствами, передают образ, автором произведения и обществом. А. Бергер называет эти составляющие ключевыми моментами в процессе коммуникации. Напомним, что модель Г. Лассвелла объясняет коммуникацию как процесс, в котором кто-то кому-то что-то сообщает, используя определенные средства и достигая при этом конкретного эффекта. Аналогию с этой моделью подано следующим образом:

Кто? - Художник

Что говорит? - Произведение искусства

По какому каналу? - Средства создания образа

Кому? - Аудитория

С каким эффектом? - Общественное влияние

Умение интерпретировать то, что человек видит вокруг себя, позволяет ей не задумываться над тем, как это происходит. Осмысление мира, который мы воспринимаем визуально, происходит такими путями:

1. Восприятие сходства (например, фотографии).

2. Причинно-следственные или логические связи (когда мы видим дым, то понимаем, что там должен быть и огонь).

3. Конвенция (согласованность для объектов, имеет символическое значение: крест как символ христианства).

4. Обозначение (как, например, улыбка означает удовлетворение). Семиотика - наука о знаках и знаковых системах - помогает понять процесс восприятия и осмысления визуальных явлений. С ее точки зрения, знаком может быть что угодно, что символизирует или обозначает что-то другое, то есть часть коммуникативного процесса осуществляется не прямо, а опосредованно, с использованием различных знаков. Ч. Пирс различает три типа знаков: изображение, указатели и знаки. Изображение - это знак, который полностью отражает предмет или имеет близкое сходство с ним. их легко интерпретировать, поэтому они используются как обозначение, например в аэропортах. Указатели логически связанные с объектом, на который они указывают (дым связан с огнем). Значение

символов имеет условный характер. То есть символ и его значение не связаны логически, их надо понять, как и значение креста - символа христианства. В таблице проиллюстрировано взаимосвязь между изображениями, указателями и знаками:

  Изображения Указатель Символ
Отражает сходство ситуативный связь условное значение
Примеры фотографии дым или огонь крест или флаг
Действие можно легко узнать можно определить логически надо понять

Соссюр утверждает, что знак состоит из двух частей: той, что обозначает, и той, что обозначается. Соответственно то, что обозначает (слово или изображение), вызывает в сознании человека определенное понятие или объект, которые означуються этим словом. Согласно теории де Соссюра, такая взаимосвязь не имеет природного логического характера, его надо понять. Определенное выражение лица, например подмигивание, в зависимости от ситуации может иметь разные значения. Знаки могут использоваться для того, чтобы сообщать правду и лгать. Соссюр отмечает еще на одном важном моменте: понятие само собой ничего не значит, оно всегда определяется своим отличием от других понятий. То есть они могут быть выяснены не из их положительное значение, а отрицательно, в соотношении с другими элементами общей системы понятий.

Эта идея приобретает особое значение в областях, относящихся к зрительной коммуникации. Человек использует знаки как средство получения информации, то есть через изображение характеризует объекты, говорит А. Бергер. Например, во время слушаний по делу Иран-контрас в 1987 году. Журналисты, комментировали процесс, сосредоточивали много внимания на выражении лица и языке тела участников, пытаясь понять, что они на самом деле думали и чувствовали. Однако при рассмотрении дела директора ЦРУ В. Кейси такие усилия оказались напрасными, поскольку он всегда отличался "каменным" выражением лица. Р. Рейган, наоборот, имел большой актерский опыт и умел управлять выражением своих чувств. Поэтому во время визуальной коммуникации всегда надо иметь в виду контекст, в котором происходят события.

Поскольку взаимосвязь между знаками и их значением условный, нам важно выяснить способы восприятия и понимания знаков. Для этого мы используем коды. Способы понимания знаков могут рассматриваться как система условностей и обычаев, предлагаемых нашей культурной традиции. То, что мы называем культурой, в общечеловеческом смысле можно охарактеризовать как некий набор кодов. Например, мы имеем устоявшиеся взгляды на блондинов, людей с "безвольным подбородком", по высоких и низких, худых или гладких, также знаем, что и когда нужно есть. Под фразой "культурный шок" мы понимаем ситуацию, когда человек сталкивается с необычными для нее культурными и социальными кодами.

Многие кодов непосредственно связанные с визуальным восприятием. Знания, которыми мы пользуемся при зрительного процесса, основанные на ассоциациях или определенных традициях восприятия символов и понимание их значения. Эти ассоциации называются метонимиями. Примером может быть реклама виски, где изображены люди, которые пьют его у хорошего дома. То есть это богатые люди, которые имеют хороший вкус. Итак, рекламируемая марка виски ассоциируется у зрителей с "сливками общества" и роскошной жизнью. Еще одно средство передать значение объекта - это использование аналогий, сравнения одних объектов с другими. Рассмотрим две формулировки:

1. Моя любовь - красная роза.

2. Моя любовь вроде красной розы.

В первом случае мы имеем дело с метафорой. Здесь объекты, сравниваются, кажутся почти равнозначными. Во втором случае тот, кто произносит фразу, настаивает на сравнении женщины и цветка. Но значение обоих примеров основывается на аналогии. В таблице видно разницу между метафорой и метонимией, а также между их разновидностями - сравнением и синекдоха.

  Метафора Метонимия
Буквальное значение Metaphora (греч.) - Перенос Metonymia (греч.) - Переименование
Определение Употребление слова в переносном смысле на основании определенной схожести двух предметов или явлений Употребление названия одного предмета вместо названия другого на основании внешнего или внутреннего связи между ними
Пример Любовь - это игра "Роллс-Ройс" (в значении состоянии)
Разновидность Сравнение - уподобление одного предмета или явления другому на основании общего для них обоих признаки Синекдоха - перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними: употребление названия целого вместо названия части, общего вместо частного и наоборот
Пример Любовь похоже на игру Пентагон (в значении "Вооруженные силы США")

Сочетание элементов различных символов, вследствие чего возникают новые символы и знаки, называется уплотнением. Другой, не менее важный процесс, известный как смещение, переносит значение одного символа на другой. Важность уплотнения и смещение также в том, что их используют для восприятия многих визуальных явлений. Зрительная коммуникация, как и сны, происходит при активном участии бессознательного. Уплотнения и смещение также связаны с очень важными процессами в психике человека, которые объясняют, почему многие зрительных явлений оказывают на нас такое сильное влияние. Символы содержат глубокое общекультурное и эмоциональное значение. Они могут вызывать мощную, часто неосознанную реакцию человека. Пример смещения - фаллические символы в толковании 3. Фрейда (ружья, зонтики и т.д.). Стиль сюрреализма через сочетание несочетаемых объектов применяет принцип уплотнения. Сюрреалистические мотивы часто можно наблюдать на MTV, они основываются на психологических ассоциациях, сопряженных с различными собранными вместе символами и знаками.

Важным понятием визуальной коммуникации образ. Его можно охарактеризовать как определенную комбинацию знаков и символов, которые мы видим на фотографиях, в кино, рекламе и т. Чаще всего они передаются через масс-медиа и связанные с информацией, ценностями, верой, установками и идеалами людей. Образ - это набор символов, каждый из которых имеет особое значение. В некоторых видах существует большое количество различных уровней значений и взаимодействий между ними. А. Бергер анализирует функционирования образов на основании элементов коммуникационной модели Г. Лассвелла:

1. Художник, тот, кто создал образ.

2. Аудитория, которая воспринимает образ.

3. Произведение искусства, считается образом как таковой.

4. Общество, где функционируют образы.

5. Средства, которые передают образ зрителю.

Образы действительно мощно влияют на эмоциональное состояние человека. Она сама мыслит образами. Например, самооценка человека влияет на то, как она выглядит в глазах своего окружения, а впечатление других людей влияют на формирование его отношение к себе. Свой "имидж" человек меняет течение жизни и создает "новый образ" после окончания какого-то определенного этапа. То есть удачно создан образ способен повлиять на нее через сознание и подсознание. Механизм визуальной коммуникации видно из таблицы:

Понятие

Пример

Основание  
изображения

фотография

сходство  
указатель

дым, идущий из окна

причина и следствие  
символ

распятие

условное значение  
то, что обозначает и обозначается

килт - характерный признак шотландца










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 643.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...