Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Опыт России оказал существенное влияние на формирование основных социальных мировых тенденций и развитие социальной политики.




Социалистическая Россия выступила мощным катализатором развития государства благосостояния, дала стимул для расширения социальных программ в развитых капиталистических странах.

В определенном смысле формирование государства благосостояния в его современном виде стало ответом капитализма на появление социализма как альтернативного социального порядка.

При этом именно под его влиянием происходила социализация капитализма, которая позволила сформулировать идею конвергенции.

Более того, при формировании российской модели государственной социальной политики органам государственной власти невозможно было не учитывать советский опыт и современные мировые достижения в области реализации социальных стандартов, в том числе поддержания социального консенсуса.

Система институтов и механизмов социального консенсуса включает разнообразные формы социального партнерства на различных уровнях национальной экономики и общества:

- участие работников предприятий в управлении и акционерном капитале,

- производственное и местное самоуправление,

- деловое партнерство компаний,

- отраслевые и региональные сети сотрудничества и др.

В ряде стран (Австрия, Швеция, Япония, Германия, Швейцария, Голландия) особую роль играет корпоративизм, который призван с помощью специальных институтов и процедур согласовывать при посредничестве государства действия основных социальных партнеров: профсоюзов и союзов предпринимателей.

В 1950–1960-е гг. в результате проведения в экономически развитых странах кейнсианской политики государственного стимулирования общественного спроса, инвестиционной активности, создания новых форм и пропорций в распределении национального дохода между прибылью и зарплатой, формирования системы социальных гарантий и защиты сложился либерально-реформистский тип социального консенсуса.

Это послужило решающим фактором быстрого экономического роста и повышения уровня жизни населения этих стран.

Переход с середины 1970-х гг. к неоконсервативной модели экономической политики предполагал создание и нового типа социального консенсуса.

Сохраняя элементы социального «трансфертного» государства, новые хозяйственные механизмы позволили включить в консенсус социальные группы, выразителями интересов которых являются консерваторы:высококвалифицированные рабочие, интеллигенция, мелкие и средние предприниматели.

Произошла модернизация социального консенсуса, способствующая повышению динамической устойчивости социально-экономической системы.

Тем не менее, несмотря на успехи социальной политики, развитые страны сталкиваются со многими социальными противоречиями. Эти факты свидетельствуют о том, что не существует универсальной модели социальной политики.

Современный этап социального регулирования характеризуется также перемещением его акцентов на новые методы и инструменты: наряду с диверсификацией социальных программ, совершенствованием системы пособий по безработице и бедности, упор делается на создание новых рабочих мест, развитие новых форм занятости и переобучения.

 

Социальная политика государства в России

В развитии государственной социальной политики России выделены два этапа, которые принципиально различаются типами хозяйства:

1. социалистический (советский);

Современный (переходный).

К началу 1970-х гг. социальная политика советского государства представляла собой систему организационных мероприятий, направленных на преобразования в социальной сфере.

В это время была создана социалистическая модель, которая опиралась на эгалитарную концепцию и предполагала осуществление масштабных всеобщих государственных социальных программ.

Развитие социальной политики в постсоветский период характеризовалось сменой эгалитарной концепции на либеральную, сосуществованием старых советских и новых рыночных форм, методов и инструментов.

Это свидетельствует о сохраняющемся переходном характере современной социальной политики. До настоящего времени социальная политика российского государства не приобрела черты системности, и не создан гибкий механизм обратной связи по следующим причинам:

1) социально-политические реформы так и не стали приоритетными в деятельности государства.

2) полномочия в сфере социальной политики и ее финансового обеспечения между различными уровнями государственной власти и местным самоуправлением до сих пор четко не разграничены.

3)институты гражданского общества (неправительственные организации, профсоюзы, объединения работодателей, экспертное сообщество) недостаточно развиты и пока не готовы к формированию конструктивных, эффективных предложений в сфере социальной политики.

Определены следующие особенности развития российской социальной политики:

· наличие советской эгалитарной концепции социальной политики с соответствующими методами и инструментами;

· изменение концептуальных основ социальной политики в процессе рыночных реформ, переход от широкой трактовки содержания социальной политики, составлявшей основу советской модели, к его узкому пониманию (расходы на социальную помощь и социальное обеспечение);

· расширение круга субъектов социальной политики за счет вовлечения негосударственных, некоммерческих организаций в решение социальных проблем;

· децентрализация социальной деятельности и перенос ответственности за решение социальных проблем на уровень местных органов власти и лично граждан.

Анализ современного этапа развития отечественной социальной политики показал, что наблюдающийся в последниегоды (с 2008 г.)рост доли государственных социальных расходов в ВВП не только не обеспечивает повышение уровня жизни населения страны, улучшение его экономического положения и социального обслуживания, но и вызывает серьезные социальные проблемы.

В то же время суммы, выделяемые на социальные нужды, вполне достаточны для того, чтобы эффективно бороться с бедностью.

Базовые составляющие социальной сферы: здравоохранение, образование, культура, системы социального обеспечения и социальной защиты населения, жилищно-коммунальное хозяйство.

Представляются возможными в среднесрочной перспективе несколько вариантов (сценариев) дальнейшего развития государственной социальной политики в современной России.

К оптимистическим вариантам можно отнести:

Либеральный англо-саксонский,










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 174.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...