Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос 4.Основные направления современной позитивистской философии.
Позитивизм— направление философии, зародившееся в 30-е — 40-е годы XIX в. и выступающее за то, чтобы философия была освобождена от научных черт и опиралась только на достоверное научное знание.По мнению позитивистов, философия должна исследовать лишь факты (а не их внутреннюю сущность), освободиться от любой оценочной роли, руководствоваться в исследованиях именно научным арсеналом средств (как и любая другая наука), опираться на научный метод. Основателем позитивизма считается Огюст Конт(1798 — 1857) - французский философ, ученик Сен-Симона. Также большой вклад в становление и развитие позитивизма внесли Джон Милль (1806 - 1873) и Герберт Спенсер (1820 - 1903). По мнению Конта, философский спор между материализмом и идеализмом не имеет серьезных оснований и бессмыслен. Философия должна отказаться как от материализма, так и от идеализма и основываться на позитивном (научном) знании.Это значит, что: • философское знание должно быть абсолютно точным и достоверным; • для его достижения философия должна использовать научный метод при познании и опираться на достижения других наук; • основной путь для получения научного знания в философии — эмпирическое наблюдение; • философия должна исследовать лишь факты, а не их причины, "внутреннюю сущность" окружающего мира и другие далекие от науки проблемы; • философия должна освободиться от ценностного подхода и от оценочного характера при исследовании; • философия не должна стремиться стать "царицей наук", сверхнаукой, особым общетеоретическим мировоззрением — она должна стать конкретной наукой, опирающейся на арсенал именно научных (а не каких-либо иных) средств, и занять свое место среди других наук. Конт также выдвинул закон двойственной эволюции — интеллектуальнойи технической.Вэтой связи философом были выделены: • три стадии интеллектуального развития; • три стадии технического развития. К стадии интеллектуального развитияотносятся: • теологическая (мировоззрение основано на религии); • метафизическая (мировоззрение, интеллектуальное развитие основано на несистематическом, вероятностном знании); • позитивная (основана на науке). К стадии технического развития относятся: •традиционное общество; • доиндустриальное общество; • индустриальное общество. Стадии интеллектуального и технического развития в целом соответствуют друг другу: • теологическая — традиционному обществу; • метафизическая - доиндустриальному обществу; • позитивная (научная) — индустриальному обществу. Философия Конта лишь заложила основы позитивизма. В дальнейшем (вплоть до сегодняшних дней) позитивистская философия дополнялась и совершенствовалась рядом других философов. В своем развитии позитивизм прошел четыре основные стадии: • классический позитивизм (О. Конта и Г. Спенсера); • махизм; • неопозитивизм; • постпозитивизм. Классический позитивизм О. Конта рассмотрен в вопросе 43 "Философия позитивизма Огюста Конта". Махизмнередко называют "второй формой позитивизма". Его создателями считаются Э. Мах(1836 — 1916) и Р. Авенариус. Основная идея махизма— в основе философии должен лежать критический опыт (в связи с этим данное направление имеет и еще одно название — эмпириокритицизм). Эмпириокритицизм выступает с субъективно-идеаллистических позиций: все предметы, явления окружающего мира представляются человеку в виде "комплекса ощущений". Следовательно, изучение окружающего мира возможно только как опытное исследование человеческих ощущений. А поскольку человеческие ощущения имеют место во всех науках, философия должна стать: • во-первых, интегративной, "всеобщей" наукой; • во-вторых, достоверной наукой об ощущениях человека, перевести абстрактные научные понятия на язык ощущений (например, масса, размер существуют не сами по себе, а есть то, что человек ощущает массой, размером). Ввиду своего субъективного идеализма эмпириокритицизм частично расходился с самими принципами позитивизма, в силу чего не получил широкого распространения. Наоборот, очень популярным и распространенным в первой половине и середине XX в. направлением философии был неопозитивизм. Основными представителями неопозитивизма были: • философы "Венского-кружка"(М. Шлик - основатель; его последователи - Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Рейехенбах); • представители Львовско-Варшавской школы(А. Тарский, Я. Лукасевич); • Б. Рассел(1872 - 1970); • Л. Витгенштейн(1889 - 1951). Главная идея неопозитивизма— философия должна заниматься логическим анализом языка науки, поскольку язык, как и язык науки, — главное средство, через которое человек позитивно (достоверно, научно) воспринимает окружающий мир. Философия должна заниматься логическим анализом текста, знаков, понятий, связей внутри знаковых систем, семантикой (смыслом), заключенной в знаках (этим неопозитивизм сближается с герменевтикой). Основной принцип неопозитивизма — принцип верификации— сравнения всех положений науки с фактами опыта. Лишь тогда положение, понятие имеет смысл, представляет интерес для науки, когда его можно верифицировать — подвергнуть опытной проверке фактами. Большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, идея, Бог) — верификации не подлежат, а следовательно, эти проблемы являются псевдопроблемами, не имеющими достоверного научного разрешения. Они должны быть исключены из философии. Другой основной целью неопозитивизма (помимо логического анализа языка науки) является освобождение философии от метафизических (не имеющих достоверного научного решения) проблем. Новейшим вариантом позитивизма явился постпозитивизм(вторая половина — конец XX в.). Его главными представителями считаются К. Поппер (1902 — 1994), Т. Кун (р. 1992). Постпозитивизм отходит от приоритетности логического исследования символов (языка, научного аппарата) и обращается к истории науки.Главная цель постпозитивизма— исследование не структуры (подобно неопозитивистам) научного знания (языка, понятий), а развития научного знания. Основные вопросы, интересующие постпозитивистов: • как возникает новая теория? • как она добивается признания? • каковы критерии сравнения научных теорий, как родствен; ных, так и конкурирующих? • возможно ли понимание между сторонниками альтернативных теорий? Постпозитивизм смягчает свое отношение к философии в целом, к проблемам познания. По мнению постпозитивистов, нет обязательной взаимозависимости между истинностью теории и ее верифицируемостью (возможностью проверки на фактах опыта), как и нет жесткого противоречия между общим смыслом науки и языком науки, а также не обязательно исключать неверифицируемые (метафизические, ненаучные) проблемы из философии. Что касается проблемы развития науки, то, по мнению постпозитивистов, наука развивается не строго линейно, а скачкообразно, имеет взлеты и падения, но общая тенденция направлена к росту и совершенствованию научного знания. Можно выделить основные проблемы современного постпозитивизма: •проблема фальсификации (следует ли отказываться от научной теории в целом при обнаружении в ней одного или нескольких ложных, оказавшихся неистинными фактов); • проблема правдоподобия научных теорий (по каким критериям проверить правдоподобность научных теорий); • проблема рациональности (что такое рациональность в науке); • проблема соизмеримости научных теорий (по каким критериям следует выяснить родственность, соизмеримость научных теорий); • проблема понимания, нахождения общих точек зрения между представителями антагонистических теории |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 201. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |