Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сенокоса чистого по суходолу 71 десятин 1560 сажен,




История деревни

Происхождение деревни Старокульчубаево связано с процессом формирования восточномарийской группы на территории Башкирии, который является одним из позднейших этапов этнической истории марийского народа. Восточномарийская группа сложилась за пределами коренной этнической территории марийцев хронологически в более позднее время в результате переселения отдельных ее представителей в Прикамье и Приуралье.

Переселение марийцев из Среднего Поволжья в Прикамье и Приуралье происходило главным образом со II половины XVI века до середины XVIII века.1

Миграция являлась своеобразной формой протеста, ответной реакцией марийского населения на правительственную политику социального, национального и религиозного угнетения. Переселение марийцев в Башкирию было вызвано и местными условиями. Во-первых, природные условия края были схожи с природой Поволжья. Это способствовало занятию теми же видами хозяйственной деятельности, что на исторической родине. Во-вторых, у башкирских общин имелось достаточное количество свободных земель, которые могли сдаваться в аренду. В-третьих, правительство почти до середины XVIII века не имело возможности активно вмешиваться и контролировать внутреннюю жизнь башкирских общин, а поэтому и препятствовать расселению беглецов на их землях. В-четвертых, коренное мусульманское население Прикамья и Приуралья более терпимо относилось к пришлому языческому населению, в отличие от политики Русского государства по насильственной христианизации.

В Башкирии с момента добровольного вхождения в состав Русского государства все земли, занимаемые коренными жителями края, были отданы ими в вотчинное пользование. В силу этого башкирское население являлось собственником огромных площадей земельных угодий, которыми оно владело на началах вотчинного права и общинной собственности. Башкиры использовали часть своих земель для поселения переселенцев, разрешая заселиться на своей территории, заводить хозяйство и пользоваться в хозяйственных целях вотчинными угодьями. Это разрешение принимало форму аренды земли. Башкирам было выгодно сдавать землю в аренду, т.к. за это они получали с переселенцев определенную плату, чаще всего выраженную в натуральном виде.

Аренда земельных угодий для ведения хозяйства у башкир-вотчинников на более или менее длительное время в исторической литературе получило наименование «припуска», а арендаторы называются припущенниками.

Припускная запись жителей деревни Старокульчубаево с башкирами-вотчинниками не сохранилась[1]или же, возможно, припуск носил устный характер, т.е. первые жители деревни устно договорились с башкирами-вотчинниками об аренде их земель.   

В Центральном государственном историческом архиве Республики Башкортостан сохранилась жалоба жителей деревни Кульчубаево на помещицу Никифорову, которая при Генеральном межевании вымежевала их земли, на которых их предки поселились по договору с башкирами ещё в 1630 годы.[2] А мы знаем, что рядом с землями жителей деревни Старокульчубаево находились владения помещиков Никифоровых.

Деревня Старокульчубаево (Колчюбаева) упоминается в Записи башкир Казанской дороги Шемшадинской волости Енаберды Мустаева с товарищами мари Осинской дороги Василью Аламбиеву с товарищами о возобновлении припуска их в свою вотчину согласно старой записи от1735г. марта 12. Границы арендованных земель жителей Большесухоязово проходили «минуя деревни Колчюбаевой, которая останется влеве, да по речке, на которой деревня Колчюбаева, вверх до вершины, а от тех вершин полями на деревню Изиморину» [3] 

В Указе Уфимской провинциальной кан­целярии мари Осинской дороги Тойке Усманову с товарищами о переселении их на новые места жительства 1757 г. июня 9 пишется, что 9 дворов деревни Колчюбевой во главе с Ивачаем «вышед сами сабою … за Белою реку, и поселились деревнями, и за тем де вашим выездом оставшим обывателям, яко на большей порозжей дороге, чинитца от проезжающих всякого знания людей немалое отягощение».[4]

Интересные сведения содержатся в материале «Чорай ялын историйже» («История села Чураево»), записанном из уст Сагадеевой (Айгузиной) Алимы 1893 года рождения, жительницы с. Чураево. [5] В этом материале содержится легенда о происхождении деревень Курманаево и Чураево. Также упоминается, что вместе с братьями Чорай и Курманай в эти края пришли и братья Кучывай и Пючывай. Кучывай и Пючывай поселились там, где сейчас находится деревня Старокульчубаево. Там же упоминается о том, что житель деревни Бахтыбаево Лукьян, отслуживший в армии 25 лет, в 1752 году отправился в город Оренбург для документального оформления земель жителей деревень Бахтыбаево, Новокульчубаево, Тынбаево, Старокульчубаево и Изимарино. Но документальных исторических сведений по этой информации мы не имеем и о их достоверности ничего не можем сказать. 

Также Андреев Михаил Андреевич рассказал нам легенду, услышанную от своей бабушки в детстве. Первые жители здешних мест образовали два поселения. Основателем первого был человек по имени Кульчумбай, поселение находилось на местности Кульчумбай тайыл (низина Кульчумбай). Второе поселение находилось на местности Чокмар корем (овраг Чокмар) на холме по дороге в Новониколаевку. Старожилы рассказывают, что там раньше были следы от домов. Эти два поселения объединились и образовали деревню на месте нынешнего Старокульчубаево. [6]   

Мы не можем назвать первых жителей деревни, так как нет никаких сведений о припускной записи, и в те времена не велась перепись населения Российского государства. Первая перепись населения России была проведена при Петре I с начала XVII века. Все население Российского государства записывалось в книги, называемые ревизскими сказками, с целью наложения податью крестьянского населения страны.

Всего в XVII в. - I половине XIX в. было проведено 10 подушных ревизий (переписей). Материалы I-IV ревизий 1722-1782 гг. хранятся в Российском государственном архиве древних актов в Москве, поэтому у нас нет сведений о жителях деревни Старокульчубаево по первым четырем ревизиям. Материалы последующих V-IX (1795-1850гг.) ревизий находятся в Центральном государственном историческом архиве Республики Башкортостан.

Пятая Ревизская сказка 1795 года[7] несет в себе сведения о поименном составе мужского и женского населения деревни за 1782 год и за 1795 год. Есть данные о том, уроженцами каких деревень были женщины и куда были выданы замуж девушки, сведения о мужчинах, взятых на службу в казаки и др. По четвертой ревизии 1782 года в деревне Кульчубаевой проживало 56 мужчин и 40 женщин, а уже в 1795 году было 14 дворов, где проживало 83 души мужского пола и 73 женщины. За период между IV и V ревизиями умерло 6 мужчин и 9 женщин. 10 девушек вышли замуж в деревни Курманаево, Сухоязово, Бахтыбаево, Чабыково, Сикияз, Баймурзино, Окудибаш, Тепереш и Осанаево. Сын Микиорора Кучумова Григорий в 1790 г. в возрасте 33лет был отдан в казаки.

Большие семьи были у Айдара Кучумова, Урусмета Вашина Баиша Байбактина и Пимурзы Янбаршева (около 20 человек). Основная часть марийских семей были моногамными, т.е. мужчина имел одну жену. Но встречаются семьи, где у мужчин было по две жены. Так у Урусмета Вашина было две жены Алтышева Алтынай и Тимербаева Уналчи. Также Султамрат Башиев женился на сестрах Тойгалчи и Тойби Ишмурзиных. 

Материалы VI ревизии 1811 года в период работы над этим трудом находились на реставрации и были не доступны, а материалы VII ревизии 1816 года не удалось обнаружить.

Данные VIII ревизии 1834 года[8] сохранились и позволяют нам увидеть дальнейший прирост населения деревни Старокульчубаево. Так, в деревне к этому времени было 33 двора, где проживало 103души мужского пола и 89 – женского. Сын Мратая Янсыбаева Мрадаш был отдан в казаки в 1827 г., когда ему было 18 лет. Сын Изибая Урусметова Имай также стал казаком в 1829г.

В первой трети XIX века семьи жителей Кульчубаевой были не такими большими, как в конце XVIII в.( не более 16 членов, некоторые по 3-5 человек). Также встречались полигамные семьи, так у Балтаса Балтаева и Шанея Ишбулатова было по две жены.

IX ревизия была проведена в 1850 году[9], и материалы ревизии полностью сохранились. По ним мы можем узнать о том, что во второй половине XIX века количество дворов в деревне Кульчубаево уменьшилось с 33 до 19, а населения стало больше: 141 душа мужского пола и 137 - женского. Это объясняется тем, что многие родственники стали проживать под одной крышей. Например, братья Мратая Янсыбаева Янбай Янсыбаев и Янбахта Янсыбаев с семьями стали жить у своего старшего брата. Также в доме Саматбая Ишатбаева жили его братья, два дяди и двоюродный брат со своими семьями, всего в семье было 25 мужчин и 19 женщин. Шакай Ишбулатов и Балтас Балтаев продолжали жить с двумя женами. Между VIII и XIX ревизиями умерло 20 мужчин и родилось 52 мальчика, рождаемость превысила смертность в 2.6 раза.

По материалам ревизий мы знаем, что сын Мратая Янсыбаева Мрадыш продолжал служить уже 23 года. Также на службу были отправлены сын Акболата Уразметева Аплай и сын Сапая Султамратова Михельсон. Второй сын Аптюша Итикеева Каныбек принял христианскую веру и при крещении принял имя Дмитрий Петров. Его женой также была христианка Евфросиния Тимофеева. Детей тоже нарекли христианскими именами Степан и Неонина. Вопрос открытый, где Каныбек нашел себе жену христианку, но известно, что рядом с деревней Старокульчубаево находились земли помещиков Никифоровых с крепостными крестьянами.  

Во II половине XIX века практика подушных переписей постоянно уходит в прошлое. После отмены крепостного права 1861 г. и проведения земской реформы 1864 г. учет численности населения и его хозяйственного состояния переходит в ведение земских органов. Из имеющихся у нас в распоряжении земских отчетов и других данных мы можем привести ряд данных о численности населения деревни. В 1877 г. в деревне Старая Кульчубаева было 57 дворов, где жили 174 представителей мужского пола и 169 – женского. Деревня находилась в 21 верстах от уездного города Бирска, на проселочной дороге из Бирска в город Осу.[10]

После образования в Уфимской губернии в 1895 году статистического отделения при губернской земской управе в крае начались регулярные исследования. Первым был реализован широкомасштабный проект – проведение сплошного обследования всех сельских населенных пунктов. В летние месяцы 1897 году была исследована территория Бирского уезда, в частности и местность вокруг деревни Старокульчубаево. [11]

«С-ние Старо-Кальчубаево — расположено в низине, у В края надела, в 25 вер. от г. Бирска. При селении р. Уряш. Населе­ние — черемисы-припущенники, бывшие военного звания, в чис­ле 156 рев. душ. Надел в одном участке, получен по специаль­ному плану 1885 года- Пашня — одно поле по ровному низкому месту, другие 2 по склонам возвышенности, спускающиеся к р. Уряш к 3 и В. Распахана давно. Почва - 683 дес. красный суглинок и 100 дес. в низинах суглинистого чернозёма; почва плотная, красного цвета, глуб. 5-12 вершк. Подпочва - красная глина с песком. Удобрять начали лет 10 тому назад. В селении 4 веялки. Огороды разводятся. Выгон присельный, по склонам. Водопой в реке Уряш. Сенокос поёмный и суходольный, место­положение низменное. Сена своего хватает. Лес по суглинку. Пользуются без дележа, рубят — кому сколько нужно. Избы то­пят дровами, валежником, покупным у башкир. В селении 1 лав­ка отдельного хозяина».

В фондах Центрального государственного исторического архива Республики Башкортостан сохранился План Уфимской губернии Бирского уезда под названием деревни Старой Кульчубаевой вымежеванный из дачи Шамшадинской волости деревни Ястриовым, а меже утверждена в 1820 году июля 3 дня старшим землемером титулярным советником Поповым, специально межевана а с назначением ситуации _______________ листов башкирских чертежников частью снята вновь и план сей сочинял с отклонением магнитной стрелки от ходу генерального межевания с правую сторону на в 1881 году марта 16 дня.[12] (См. Приложение

В даче жителей деревни Старой Кульчубаевой состояли земли:

«Пашни 467 десятин[13] 1200 сажен,[14]

сенокоса чистого по суходолу 71 десятин 1560 сажен,










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 141.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...