Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психология экспрессивного невербального общения: основные понятия и предмет




Введение

Как известно, сегодня наблюдается повышенный ин­терес к различным сторонам невербального обще­ния, но больше всего внимание людей обращено к не­вербальному, экспрессивному «языку» как показателю индивидно-личностных характеристик человека, его от­ношений и взаимоотношений, как средству влияния на другого человека. Открываются центры физиогноми­ческой диагностики, работают различные тренинговые группы, цель которых обучить «читать человека как книгу». Становится плохим тоном, если в проспектах различных психологических семинаров, школ отсут­ствуют обещания научить владеть «языком тела» и по­нимать его. Поток услуг, направленных на быстрое обучение учителей, врачей, менеджеров, специалистов таможенных, рекламных служб и многих других про­фессионалов овладению невербальным общением, про­должает нарастать. Данный факт был бы отрадным, если бы в большинстве предлагаемых программ обуче­ния не упрощались представления о связи невербаль­ного поведения и речи, о роли невербальных средств в формировании образа (модная имиджелогия), в дости­жении определенного воздействия или формировании эмоционального отклика определенной модальности, не преувеличивались или, наоборот, не преуменьшались диагностические, коммуникативные, регулятивные воз­можности невербального общения.

Вместе с этим нельзя отнести интерес психологов к социально-психологическим аспектам экспрессивного невербального общения к сиюминутным, прагматичес­ким интересам, возникшим в последнее время. Данная область психологии всегда привлекала внимание как теоретиков, так и практиков. Но, к сожалению, глубо­кие теоретические разработки проблем невербального общения, огромное количество экспериментальных исследований, практические рекомендации не всегда доступны широкому кругу психологов, специалистов из других профессиональных сфер. Поэтому основную массу сведений об особенностях невербального обще­ния, о его феноменах, черпают заинтересованные в них специалисты из учебных пособий «по языку тела». В них, как правило, приводятся описания невербальных кодов состояний, отношений, свойств личности и на­страивается читатель на то, что достаточно заучить при­веденные невербальные коды, чтобы их можно было использовать в качестве системы знаков-индикаторов внутреннего мира человека. Современное состояние психологии невербального общения не позволяет отно­ситься с детским оптимизмом к идее «научности и прак­тичности» такого рода рекомендаций. Назрела необхо­димость в систематизации исследовательских данных в области психологии экспрессивного невербального об­щения, сформировалась потребность в теоретическом и экспериментальном анализе тех форм поведения лич­ности, которые оказывают непосредственное влияние на групповые процессы, общение, совместную деятель­ность (например экспрессивное, невербальное поведе­ние лидера, политического деятеля или невербальное поведение этнической группы, толпы, невербальные интеракции в семье и т. д.).

Необходимость анализа и обобщения эксперимен­тальных данных в области психологии невербального общения предопределена самой спецификой как прак­тической психологии, так и феномена «экспрессия че­ловека». Каждый психолог — это не только професси­онал, решающий те или иные задачи, но и человек, который, как и все люди, живущие на нашей планете, с момента рождения и до последних дней погружен в мир противоречивых, а порой драматических связей между экспрессивным поведением и психологическими характеристиками партнера по общению. Обыден­ный опыт интерпретации экспрессии положил начало формированию практической психологии экспрессив­ного невербального общения. На протяжении веков статус «психолога» приобретал именно тот, кто умел интерпретировать экспрессивное поведение и исполь­зовать его для воздействия на других людей. В этой связи психолог-практик оказывается в весьма непрос­той для него ситуации. Он должен в своей работе по­стоянно демонстрировать способности, которые прису­щи каждому человеку, и в то же время обладать таким уровнем развития этих способностей, который бы обес­печивал эффективность его деятельности, свидетель­ствовал бы о его профессиональном статусе, страхую­щем от ошибок обыденной интерпретации экспрессии, и вместе с этим, делающем его открытым в отношении спонтанно накопленного опыта. Проблема социальных способностей психолога актуализируется в связи с рас­смотрением взаимосвязей между экспрессией и психо­логическими характеристиками личности.

Особенно актуальными становятся выводы психологии невербального общения в связи с развитием социальной психотерапии, социально-психологического тренинга. Работая в этих областях, отечественные психологи-прак­тики столкнулись с фундаментальной ошибкой, сфор­мировавшейся в результате полного игнорирования тех идей психологии невербального общения, которые име­ли отношения к «вечной» проблеме взаимосвязи «души и тела», экспрессии и психологических особенностей человека. На протяжении длительного этапа развития советской психологии многими исследователями недо­оценивалась экспрессия как в плане коммуникации, так и в плане психодиагностического средства, способа управления общением, влияния на его модальность, на появление затрудненного и незатрудненного общения. Преодоление этих заблуждений отечественной психо­логии предполагает обращение к психологии экспрес­сивного невербального общения с определенных теоретических и методологических позиций. Но создать стройную концепцию психологии экспрессивного не­вербального общения на данном этапе ее развития, учи­тывая существенный разрыв между ее теоретическими и практическими ветвями, чрезвычайно сложно. Кро­ме этого, поскольку психология невербального общения является частью психологической науки, постольку ей присущи все те особенности, которые характерны для всей психологии, и в первую очередь столкновение подходов, сформировавшихся в рамках естественно­научного и гуманитарного знания, конфликт идей праг­матического и гуманистического направлений, дефицит адекватных исследовательских методов и практических технологий. Поэтому одна из главных задач отечествен­ной психологии экспрессивного невербального обще­ния заключается в том, чтобы составить современное представление об этой области психологии, включая и те противоречия, которые названы выше, и попытки их преодолеть, опираясь на ряд теоретических схем.

В данной монографии, рекомендованной к изданию в качестве учебного пособия, представлен личностно-динамический подход к феномену «экспрессия челове­ка», структурно-функциональный подход к анализу эк­спрессивного, невербального общения, подход к интерпретации как к творческому процессу. Экспрессив­ное невербальное общение и его особенности рассмат­риваются в пространстве социокультурных, социально-психологических и индивидно-личностных координат. Особое место отводится в монографии рассмотрению таких явлений, как экспрессивное Я личности, кинеси-ко-проксемические паттерны отношений и взаимоотно­шений личности, феномены общения и межличностно­го познания, порожденные экспрессией человека.

Экспрессивное поведение и невербальная интерак­ция рассматриваются в качестве предметных областей психологии экспрессивного невербального общения, и как «объекты» социального познания, социально-пер­цептивной деятельности субъектов общения, и как инструменты практической деятельности широкого круга специалистов, в том числе психологов-исследователей и психологов-практиков. Рассмотрение феноменов эксп­рессивного невербального общения сопряжено с при­влечением работ, выполненных в контексте коммуни­кативного, социально-перцептивного и интерактивного подходов. Такая позиция автора определена не только тем, что порой весьма трудно отнести исследования к тому или иному ракурсу изучения экспрессивного не­вербального общения, но, главным образом, тем, что в общении образы, понятия, интерпретации неотделимы от отношений и обращений, что они являются теми образованиями, которые сами выполняют коммуника­тивные и регулятивные функции.

Автор надеется на то, что содержание книги будет способствовать изменению стратегии и тактики прак­тической работы в области психологии экспрессивно­го невербального общения особенно тогда, когда ста­вится задача обучить адекватному распознанию экспрессии личности, или тогда, когда психолог рас­сматривает динамику невербального общения, измене­ния феноменов, сопровождающих его в качестве показателей эффективности коррекции личности, вза­имоотношений в группе. В то же время автор книги не претендует на то, чтобы удовлетворить все потребнос­ти практической психологии в знаниях об экспрессив­ном, невербальном общении или, как принято говорить, о «языке тела», а правильнее сказать, о «невербальном, экспрессивном языке души». Решить такую задачу до­статочно сложно в силу объемности и многогранности самого феномена «экспрессия человека», а также соци­ального взаимодействия и познания. Основное внима­ние в монографии направлено на те проблемы, которые в первую очередь требуют самоопределения психоло­га. Если для психолога остается неясной его позиция в отношении того, что есть экспрессивное невербальное общение, что такое невербальная коммуникация или невербальная интеракция, каковы связи между ними, какие факторы предопределяют результаты социально­го познания невербального поведения, как взаимосвя­заны экспрессия и структуры личности, то его теоре­тическая и практическая деятельность будет сопряжена с достаточным количеством трудностей. Поэтому содер­жание книги нацелено прежде всего на поиск ответов на данный круг вопросов

Итак, одна из главных целей заключается в том, что­бы привлечь внимание как студентов, аспирантов, пре­подавателей гуманитарных наук, так и теоретиков, ис­следователей, психологов-практиков и представителей других видов деятельности к проблеме экспрессивного невербального общения, проникновение в суть которой находится на пересечении определенного уровня про­фессионализма и специфического психологического творчества в сфере социального взаимодействия и по­знания, приравнивающего процессы интерпретации экспрессии и установления связей между ней и пси­хологическими особенностями личности, группы к ис­кусству.

Глава 1

Психология экспрессивного невербального общения: основные понятия и предмет










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 281.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...