Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Res                res                          array                      Array




Лабораторная работа № 1

Тема: Введение в программирование на С++

Цель: получить основы программирования на С++; ознакомится с созданием простейшей программы в консольном режиме; понять что такое переменная и её назначение, научится выводить информацию на экран.

Теоретический материал

Алфавит и лексемы языка С++. В алфавит входят:

1 Прописные и строчные буквы латинского алфавита A-Z, a-z
2 Цифры: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0
3 Специальные знаки: “ { } , | [ ] ( ) + - / % \ ; ‘ : ? < = > _ ! & # ~ ^ . *

Переменная. Переменная — это место в памяти компьютера, где можно размещать хранимое значение, а затем извлекать его. Значение, которое хранится в переменной, можно изменять, перезаписывать.

Синтаксис объявления переменной. Для объявления переменной необходимо соблюдать следующий синтаксис:

Тип_ переменной Имя_Переменной;

Пример:

int x;

double fon;

или

Тип_переменной Имя_Переменной_1, Имя_Переменной_2, Имя_Переменной_3;

Пример:

int z,p,r;

При объявлении переменной можно её инициализировать, то есть записать данные в нашу переменную:

Тип_ переменной              Имя_Переменной=значение;

Пример:

double pi=3,14;

или

Тип_переменной               Имя_Переменной_1=значение_1,

                                           Имя_Переменной_2=значение_2,

                                           Имя_Переменной_3=значение_3;

Пример:

int A=90,B=-89;C=0;

Правило задания написания имён переменных.

В задании имени переменной можно использовать:

  • буквы латинского алфавита;
  • десятичные цифры;
  • символы подчёркивания.

Примеры правильного задания имен переменных:

Res                res                          array                      Array

_res               _Res                       _array                    _Array

_res01           _Res01                   _array_119            __Array_029

В задании имени переменной нельзя использовать:

  • буквы русского языка (кириллицу);
  • начинать имя с цифры;
  • использовать пробелы в именах переменных;
  • следующие знаки (“ { } , | [ ] ( ) + - / % \ ; ‘ : ? < = > _ ! & # ~ ^ . *)

Примеры неправильного задания имен переменных:

23Res            re$                          int                           Massиv

_r es              double                    _arr@y                  переменная

_re$01           include                   _array 119            _#_Array_029

Замечание 1.1: идентификаторы (имена переменных), включающие два подряд символа подчёркивания (_ _), резервируются для реализаций С++ и стандартных библиотек. А идентификаторы, начинающиеся с символа подчёркивания (_), используются в реализациях языка С. Поэтому начинать выбираемые пользователем идентификаторы (имена переменных) с символа подчёркивания и двойного подчёркивания не рекомендуется, но не запрещается.

Замечание 1.2: переменные, которые имеют одинаковый синтаксис написания, например Res и res, array и Array, array и ARRAY,норазличаются лишь верхним и нижним регистром, будут разными переменными, так как С/С++ чувствителен к регистру.

Комментарии. Очень часто программист, написавший программу, открыв код через некоторое время (неделю, месяц, год…) для внесения в него изменений сам не может его понять, узнать и у него может создаться такое впечатление, что этот код писал вовсе не он сам, а другой человек. Для того чтобы этого не происходило необходимо пользоваться комментариями и делать заметки в коде, чтобы код можно было в последствии быстро понять. Кроме того, код, который закомментирован, компилятор пропускает, при компоновке они также не учитываются.

В языке С++ есть два способа задания комментариев: первый способ определяет комментарий как последовательность символов, которые слева ограничены символами — /*, а справа — */. Этот тип комментария можно использовать при комментировании одновременно более одной строки.

/* означают, что это начало комментария);

*/ — конец комментария.

Пример использования многострочного комментария показан на рис.1.1

Рис.1.1: Пример использования многострочного комментария

Второй способ предназначен для комментирования только одной строки. Начало комментария считаются два «слэша» без пробелов — //. Концом комментария будет считаться конец строки.

Пример использования однострочного комментария показан на рис.1.2

Рис.1.2: Пример использования однострочного комментария

Служебные слова. В С++ есть служебные (или ключевые) слова. Это зарезервированные слова в языке С++ для специального использования. Эти слова необходимо запомнить и ни в коем случае нельзя использовать в качестве произвольных имен переменных и функций. Ниже перечислены ключевые слова С++:

asm double new switch
auto else operator template
break enum private this
case extern protected throw
catch float public try
char for register typedef
class friend return typeid
const goto short union
continue if signed unsigned
default inline sizeof virtual
delete int static void
do long struct volatile
      while

Замечание 1.3: Перечисленные выше служебные слова нельзя использовать в качестве произвольно выбираемых имен переменных, поэтому важно знать эти слова, чтобы не допускать ошибок.

Главная функция программы. Функция main() — это главная функция программы, присутствие этой функции в программе обязательно. Практически весь основной код программы должен быть описан в этой функции. Функцию нужно писать только малыми латинскими буквами, после слова main обязательно должны присутствовать круглые скобки — (). Основной код программы должен размещаться внутри фигурных скобок {}, которые пишутся сразу после main(). Всё, что находится внутри фигурных скобок называется «телом функции».

Если перед именем главной функции программы будет написано слово int, то это означает, что функция, по завершению работы, должна вернуть целое число, то есть целочисленный результат. Для возврата результата обязательно должно присутствовать зарезервированное слово return, после которого нужно написать переменную типа int или целое число.

Если перед именем главной функции программы будет написано слово void, то это означает, что функция ничего возвращать не будет. На рисунке 1.3 приведены примеры написания главной функции программы.

Рис.1.3: Примеры написания главной функции программы

Однако допускаются следующие записи главной функции (рис.1.4):

Рис.1.4: Примеры написания главной функции программы 2-й вариант

Если при написании функции явно не указывают, что это функция будет возвращать целое число, и при этом написано слово return, то компилятор автоматически определяет эту функцию как int main(), которая возвращает целое число. При этом ни ошибок, ни предупреждений не будет.

Если же слово return не присутствует и тип возвращаемой функции явно не указан, то функция определяется как void main(). При этом ошибок не будет, а будет предупреждение следующего содержания: «warning C4508: 'main' : function should return a value; 'void' return type assumed».










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 235.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...