Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

VII. Психология развития: предмет, методы, факторы и механизмы психического развития.




I. Роль психологических знаний в работе врача. Предмет и методы психологии

1. Роль и значение психологической подготовки врача для его профессиональной деятельности.

2. Место психологии в системе наук. Психологическая структура человека. Понятие об индивиде, личности, субъекте деятельности и индивидуальности.

3. Предмет психологии. Понятие о психике и свойствах психического отражения: идеальность, субъективность, вынесенность, активный регулирующий характер.

4. Структура психики: бессознательное, сознание, самосознание. Измененные состояния сознания. Классификация психических явлений: психические процессы, психические состояния и психические свойства. Объективные (активация, функциональная асимметрия, психомоторика, мимика, характеристики поведения) и субъективные (аффекты, чувства, переживания) проявления психических состояний. Классификация психических состояний. Динамика и структура психических состояний.

5. Системная организация психики и головного мозга.

6. Методы психологии: эмпирические и экспериментальные. Наблюдение и самонаблюдение.

 

 

II. Познавательные процессы.

1. Общая характеристика познавательных процессов. Специфические (ощущение, восприятие, мышление) и универсальные (память, внимание) познавательные процессы.

2. Понятие ощущения. Классификация ощущений: интероцептивные, проприоцептивные, экстероцептивные. Свойства ощущений. Количественные характеристики ощущений: нижний абсолютный порог, верхний порог ощущений. Основной психофизический закон Вебера-Фехнера. Нарушения процессов ощущений.

3. Понятие восприятия. Процесс формирования образа восприятия. Образ как переход от действия к мысли. Активность восприятия. Свойства восприятия: константность, предметность, целостность, обобщенность. Сравнительная характеристика ощущений и восприятия.

4. Ощущения и восприятие в лечебно-диагностическом процессе. Внутренняя картина болезни. Адекватность восприятия – необходимая предпосылка профессиональной деятельности врача.

5. Понятие памяти. Физиологические основы процессов памяти. Виды памяти: двигательная, эмоциональная, образная, символическая. Непроизвольная и произвольная память, Мгновенная, кратковременная, оперативная и долговременная память. Мнемические процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание и реминесценция.

6. Память в работе врача. Факторы, влияющие на эффективность запоминания (контекст, привычность материала, мотивация, установки, уровень понимания и др.). Факторы, влияющие на забывание (возраст, не использование материала, интерференция, подавление и др.). Нарушения памяти.

7. Понятие внимания. Анатомо-физиологические основы внимания. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, постпроизвольное. Свойства внимания: объем, концентрация, устойчивость, распределение, переключение, избирательность. Условия улучшения внимания врача. Внимательность как свойство личности врача.

8. Представление: понятие, свойства и функции. Приемы развития представлений.

9. Воображение: понятие, виды функции. Приемы развития воображения.

10. Понятие мышления. Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, вербально-логическое. Операции мышления. Единицы мыслительной деятельности: образ, понятие, суждение, умозаключение. Психология понимания. Творческое мышление и его роль в работе врача. Творческое мышление и креативные способности. Особенности интеллектуальной деятельности врача. Клиническое мышление врача. Диагностический процесс и интеллектуальная деятельность врача. Особенности интеллектуальной деятельности врача.

 

III. Эмоции и чувства.

1. Понятие эмоции. Классификация эмоциональных проявлений.

2. Условия возникновения эмоций. Эмоции и познавательные процессы. Эмоции и мотивы. Основные критерии классификации и виды эмоций.

3. Структура эмоций. Нейрофизиологический компонент эмоции. Мозговая организация эмоций. Экспрессивный (выразительный) компонент эмоций: мимика, жесты, позы тела, акустические характеристики речи, интонационная структура речи. Внутренний компонент эмоций – субъективное переживание эмоций.

4. Функции эмоций. Формы переживания эмоций: эмоциональный тон ощущений, собственно эмоции, аффекты, настроение, чувства.

5. Фундаментальные эмоции по К. Изарду: интерес–возбуждение, удивление, горе-страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Дифференциальные теории эмоций.

6. Эмоции в работе врача. Изменение и нарушения эмоций. Эмоции и стресс. Стресс и особенности его переживания. Длительные деформации психологического пространства и «стресс жизни». Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников. Регуляция эмоционального состояния человека в условиях стресса.

 

IV. Индивидные и личностные свойства. Потребности и мотивы.

1. Возрастно-половые и индивидуально-типические (конституциональные и нейродинамические) свойства индивида. Связь между строением тела и соматическими и психическими заболеваниями.

2. Темперамент и его природа. Типы и свойства темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

3. Потребности личности. Основные определения потребностей. Классификация и виды потребностей. Потребности и научение.

4. Мотивы личности. Структура, характеристики и функции мотивов. Осознанные и неосознанные мотивы. Мотивационные образования и мотивационные черты (свойства) личности: уровень притязаний, мотивы достижения, аффиляции и власти. Иерархия потребностей мотивов личности. Направленность личности.

5. Мотивация и здоровье. Мотивация и болезнь. Психологический смысл болезни (позитивный, условно-желательный, конфликтный, негативный).

V.  Характер и самосознание личности. Психология индивидуальности

1. Природа характера. Социальный и индивидуальный характер. Характер как система отношений личности. Структура характера: коммуникативные, предметно-действенные и рефлексивные черты характера.

2. Самосознание и его место в психической организации человека. Структура и функции самосознания. Механизмы самосознания: «способность к осознанию психических явлений» и «феномены субъективного уподобления и дифференциации». Этапы становления самосознания. Уровень притязаний и самооценка. Защита Я-концепции. Защитные механизмы и их развитие у детей.

3.Психология индивидуальности. Индивидуальность как единство всех уровней организации человека. Понятие цельности как психологического эквивалента индивидуальности человека.

VI. Психология общения.

1. Понятие общения. Структура общения (коммуникация, интеракция, восприятие людьми друг друга). Коммуникация: структура коммуникативного процесса, коммуникативные барьеры, каналы коммуникации (вербальные и невербальные). Интеракция: виды взаимодействия (кооперация, конкуренция, согласованное взаимодействие, помогающее общение и др.). Перцептивная сторона общения: первое впечатление, взаимопонимание, приписывание, каузальная атрибуция, установки, предубеждения, эффекты, наблюдаемые при восприятии людьми друг друга (эффекты ореола, новизны и первичности, стереотипизации и др.).

2. Социально-ролевое общение. Профессиональное общение медика. Уровни общения. Деловое общение. Личностно ориентированное общение. Эмпатия и эмоциональная идентификация. Трансфер и контртрансфер.

3. Понятие и специфика социально-психологического механизма общения. Особенности взаимодействия между собой различных механизмов общения.

4. Психическое заражение: природа, формы проявления, функции. Внушение: роль суггестии. Установка и внушение. Эффекты внушения. Убеждение и его специфика. Подражание: природа, сущность, роль и функции.

5. Факторы успешного общения: общительность, контактность, коммуникативная совместимость, адаптивность. Стиль общения как фактор успешности общения. Полоролевые особенности стиля общения.

6. Стили слушания: нерефлексивное, рефлексивное и эмпатическое слушание. Стратегии и тактики влияния и манипулирования. Доверительное общение, стадии доверительного общения. Трудности и дефекты общения.

7. Техники аргументации и контраргументации.

VII. Психология развития: предмет, методы, факторы и механизмы психического развития.

1. Предмет психологии развития. Понятия «развитие», «созревание», «рост» и их соотношение. Формы и сферы психического развития. Цели развития. Факторы развития. Принципы и закономерности развития.

2. Механизм психического развития: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, кризис развития, психологическое новообразование. Гипотеза психического развития Д.Б. Эльконина. Психология развития: предмет, методы, факторы и механизмы психического развития.

3. Предмет психологии развития. Понятия «развитие», «созревание», «рост» и их соотношение. Формы и сферы психического развития. Цели развития. Факторы развития. Принципы и закономерности развития.

4. Механизм психического развития: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, кризис развития, психологическое новообразование. Гипотеза психического развития Д.Б. ЭльконинаПсихология развития: предмет, методы, факторы и механизмы психического развития.

5. Предмет психологии развития. Понятия «развитие», «созревание», «рост» и их соотношение. Формы и сферы психического развития. Цели развития. Факторы развития. Принципы и закономерности развития.

6. Механизм психического развития: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, кризис развития, психологическое новообразование. Гипотеза психического развития Д.Б. Эльконина

VIII. Роль перцептивных врожденных способностей ребенка в его психическом развитии. Непосредственно-эмоциональное общение – ведущая деятельность младенца. Динамика психического развития младенца. Начало развития языка и речи. Развитие эмоциональной сферы. Основные психологические новообразования младенчества.

1. Факторы становления предметно-манипулятивной деятельности. Роль ходьбы в общепсихическом развитии ребенка. Предметные действия и условия их развития. Развитие речи: доречевая стадия и стадия активной речи.

2. Эмоциональное развитие ребенка: дифференциация эмоций. Страхи детей в раннем детстве. Кризис 3-х лет и психологические новообразования.

3. Становление «Я»-концепции в раннем детстве. Родительские стили воспитания и их усвоение ребенком. Полоролевая идентификация. Педагогические аспекты взаимодействия врача с ребенком и его родителями.

4. Роль игры в психическом развитии дошкольника. Изобразительная деятельность как предпосылка становления письменной речи. Этапы развития воображения.

5. Психоэмоциональное развитие дошкольника. Умственное развитие ребенка. Развитие общения в дошкольном возрасте. Кризис 7-и лет и психологические новообразования. Готовность ребенка к школе.

6. Педагогические аспекты взаимодействия врача с дошкольником и его родителями.

7. Адаптация первоклассника к школе. Учеба – ведущая деятельность ребенка. Психологические новообразования и их влияние на познавательное развитие ребенка.

8. Концепция интеллектуального развития Ж.Пиаже. Психоэмоциональное развитие ребенка. Развитие личности младшего школьника. Школьная дезадаптация.

9.Педагогические аспекты взаимодействия врача с ребенком и его родителями.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 205.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...