Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Очной и заочной форм обучения




Методические рекомендации для студентов

 

Кемерово

2003

Курсовая работа по педагогике (психологии) выполняется студентами 2-го или 3-го курса.

Цель работы – углубить теоретические знания студентов в области педагогики и психологии, овладеть умениями, навыками научно-педагогического исследования.

Целью любого научного исследования является решение определенной проблемы. Цель подразделяется на ряд более конкретных задач исследования. Задачи ставятся исследователем на основе теоретического анализа возникшей проблемы и оценки состояния ее решения в практике. Без анализа «сущего» нельзя переходить к проектированию «должного», то есть к постановке конкретных исследовательских задач. К сожалению, подобный недостаток часто встречается в студенческих исследованиях. Именно он приводит к неконкретному формулированию их задач.

Анализ состояния теории и практики решения той или иной проблемы предполагает в первую очередь широкое ознакомление с литературой по данному вопросу, причем не только с книгами по теории проблемы, но и с публикацией об опыте работы в данном направлении. При изучении литературных источников, как показывает опыт, должно быть выявлено следующее:

- основная идея автора, его позиция по исследуемой проблеме;

- что особенно удалось автору в ее изучении;

- чем отличается его позиция от традиционной, что нового внес он в изучение этой проблемы;

- в чем автор полемизирует с другими исследователями;

- какие идеи автора особенно удачно аргументированы, а какие не имеют должной аргументации;

- какие идеи, выводы, рекомендации вызывают возражения и почему;

- какие основные вопросы проблемы не нашли отражения в его работе;

- какие в связи с этим встают задачи дальнейшего изучения данной проблемы;

- какие затруднения он испытывает в решении ее;

- какие типичные недостатки отмечаются по данному вопросу;

- каковы основные причины затруднений и недостатков.

Такой предварительный анализ литературы позволяет сформулировать проект задач своего исследования. Задачи исследования могут включать в себя следующие элементы (они изменяются в зависимости от самого характера научной проблемы):

1. Решение определенных теоретических вопросов, входящих в общую проблему (например, выявление сущности исследуемого дидактического понятия, явления, дальнейшее совершенствование его определения, разработка признаков, уровней функционирования, критериев эффективности, принципов и условий применений и т.п.);

2. Экспериментальное изучение практики решения данной проблемы, выявление ее типичного состояния, типичных недостатков и затруднений, их причин, типичных черт передового опыта и пр. (такое экспериментальное исследование позволяет уточнить, проверить имеющиеся в литературе данные, поднять их с уровня мнений отдельных авторов на уровень научных факторов, доказанных в ходе специального исследования практики работы в данном направлении);

3. Обоснование необходимой системы мер для решения поставленной дидактической задачи (это обоснование, с одной стороны, опирается на теоретические данные, полученные автором в ходе решения первой задачи своего исследования, а с другой – на материалы анализа практики работы, т.е. на данные решения второй задачи исследования. Обоснование системы мер практически совпадает с конкретизацией гипотезы исследования;

4. Экспериментальную проверку предложенной системы мер с точки зрения соответствия ее критериям оптимальности, т.е. достижения максимально возможных в соответствующих условиях результатов в решении этой задачи при определенных затратах времени и усилий;

5. Разработку методических рекомендаций для тех, кто будет использовать результаты исследования на практике.

 

Задачи исследования должны быть относительно соизмеримы по своей весомости. Надо преодолеть еще нередко встречающееся расположение рядом очень крупных и весьма частных задач, которые порой вообще являются элементом предыдущей задачи.

Цель и задачи исследования – понятия относительные. Задача одного из исследований может стать целью другого исследования, подразделяясь уже на ряд более конкретных задач. Непременным требованием к каждому исследованию (которое нередко еще нарушается) мы считаем логическое соответствие наименования темы исследования, его объекта, предмета, проблемы, целей задач его структуре. Совокупность выдвинутых задач призвана целостно отражать цель исследования. Цель работы должна строго соответствовать проблеме исследования. Нарушение такой логики делает исследование хаотичным, не позволяющим видеть полноту решения поставленных задач.

Изложение новизны исследования важно раскрывать в логике цели и решения задач исследования.

После формулировки задач конструируется начальный вариант гипотезы исследования в ее самом общем виде, который будет конкретизирован на последующих этапах научной работы.

Возможны два типа гипотез:

Первый тип – описательные гипотезы, в которых описываются причины и возможные следствия.

Второй тип – объяснительные: в них дается объяснение возможным следствиям из определенных причин, а также характеризуются условия, при которых эти следствия обязательно последуют, т.е. объясняется, в силу каких факторов и условий будет данное следствие. Описательные гипотезы не обладают предвидением. Закон описывает причины, следствия и условия, в силу которых причина вызовет это следствие. Поэтому объяснительные гипотезы выводят исследователей на предположения о существовании определенных закономерных связей между явлениями, факторами и условиями.

Конкретнее говоря, гипотезы в психолого-педагогических исследованиях могут предполагать, что одно из средств (или группа их) будет более эффективным, чем другие средства. Здесь гипотетически высказывается предположение о сравнительной эффективности средств, способов, методов, форм обучения и пр. Однако при этом часто не дается объяснения такого явления, а просто предполагается, что эксперимент докажет эту большую эффективность. Более обоснованная формулировка гипотезы о сравнительной эффективности предполагает, что исследователь даст объяснение гипотетической закономерности, которая обязательно обеспечит большую эффективность и организует проверку не только результата, но и самого функционирования этой закономерной связи в процессе обучения.

Более высокий уровень гипотетического предсказания состоит в том, что автор исследования высказывает гипотезу о том, что какая-то система мер будет не только лучше другой, но и из ряда возможных систем она окажется оптимальной с точки зрения определенных критериев, и не только результативности, но и экономного расходования времени, усилий, средств и пр. Такая гипотеза нуждается в еще более строгом и оттого более развернутом доказательстве. Мы полагаем, что гипотезам по выявлению оптимальных вариантов должно быть отдано предпочтение по сравнению с первым видом гипотез. Это будет способствовать значительному росту ценности исследований.

Еще более значимы гипотезы, которые связаны с предположением закономерного характера доказываемого в ходе исследования положения. Такая гипотеза требует целой серии процедур, подтверждающих, что существующая связь между факторами, условиями носит именно закономерный характер, т.е. является педагогическим законом. О том, как выявить закономерные связи, мы специально скажем несколько позже. Таким гипотезам принадлежит большое будущее в развитии педагогики, так как накоплен достаточный эмпирический материал, чтобы переходить к теоретическим обобщениям закономерного характера.

Мы, конечно, не в полной мере отразили все возможные подходы к формулированию гипотез исследования, так как они во многом будут зависеть от самого предмета решаемой проблемы, цели и задачи научной работы.

В ходе изучения теории студент составляет план курсовой работы (первый его вариант) и утверждает его у преподавателя кафедры педагогики и психологии – научного руководителя.

Курсовая работа начинается с оглавления, раскрывающего основное содержание работы.

1. В оглавлении выделяются узловые вопросы, которые будут раскрыты в теме.

2. Количество вопросов не должно перегружать оглавление.

3. Оглавление должно быть логически выдержанным. Оно содержит «Введение», в котором обосновывается избранная тема, дается краткий анализ состояния дела на практике, формулируется гипотеза, цели, задачи, предмет и объект. Определяются методы и база исследования.

Каждая часть плана должна быть четко сформулирована.

За «Введением» следует I глава, где дается теоретический анализ литературных источников.

Анализ конкретного педагогического опыта (II глава), данных, полученных автором курсовой работы с использованием методов научного психолого-педагогического исследования, а также результаты исследования могут быть представлены в таблицах, схемах, рисунках и других наглядных средствах.

В данной части работы следует описать методы, используемые в работе.

Каждая глава заканчивается выводами.

Оглавление заканчивается «Заключением», которое содержит результаты исследования в сжатом виде и рекомендации для практики.

В конце курсовой работы прилагается список используемой литературы и приложения.

Используя литературные источники, студенту нужно обязательно ссылаться на их авторов, а не излагать материал компилятивно.

После того как первый вариант работы написан, необходимо дать ему «отлежаться», т.е. не читать его в течение одной-двух недель. При повторном чтении следует сделать следующее:

1) убрать тот материал, который не имеет прямого отношения к теме;

2) убрать повторения;

3) убрать слова и фразы, без которых смысл остается понятным (например, в фразе «убрать все повторения» вполне можно убрать слово «все»);

4) длинные предложения разбить на более короткие, чтобы облегчить понимание;

5) постараться избавиться от деепричастных оборотов;

6) уточнить правильность использования терминов, обращаясь к различным словарям;

7) уточнить правильность написания слов и пунктуации;

8) проверить цитаты и правильность ссылок;

9) привести к единообразному употреблению терминов, сокращений, единиц измерения;

10) проверить нумерацию страниц, таблиц, рисунков;

11) заново переписать работу.

Выполненная курсовая работа сдается на кафедру в апреле. Проверенная и положительно оцененная работа допускается к защите.

Примерная структура оглавления:

 

Введение

Гл. I (теоретический анализ)

1.1.

1.2.

Выводы

Гл. II. (анализ конкретного педагогического опыта).

2.1.

2.2.

Выводы

Заключение

Список литературы

 

 

Оформление курсовой работы в известной мере характеризует общую культуру студента.

Курсовая работа студента выполняется в печатном виде на стандартной бумаге А4 на одной стороне листа с оставлением полей.

Все страницы должны быть пронумерованы.

В тексте курсовой выделяются заголовки (название глав, параграфов). Приложение к курсовой работе подается для аргументации фактов, изложенных в работе. Объем не ограничивается, в него могут войти таблицы, фотографии, рисунки, фрагменту партитур и т.п.

Образцы обложки, титульного листа и оглавления даны в приложениях 1, 2, 3.

 

 

Образец оформления обложки










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 124.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...