Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Виды и структура государственного долга Российской Федерации




 

За последнее время проблемы внешней задолженности стран все больше стали вызывать интерес экономистов. Внешний государственный долг является неотъемлемой частью денежно-кредитной политики любого государства. Практически все страны прибегают к внешним заимствованиям для решения социально-экономических проблем.

Внешний долг – это нормальное явление в финансовом хозяйстве любого государства. Но ограниченность собственных финансовых ресурсов, не всегда рациональное использование заемных средств, нарушение сроков погашения займов обусловили значительный рост внешних заимствований во многих странах.

Государственный долг – это результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Внешний долг – это задолженность правительства гражданам и организациям других стран.

Внутренний долг – это долговые обязательства правительственных органов перед юридическими и физическими лицами своей страны. Причинами возникновения государственного долга являются, прежде всего, трудные периоды для экономики: военные действия, глубокие и длительные экономические спады (кризис).

Также в последнее время к причинам возникновения государственного долга относят банковские проблемы.

Как правило, рост государственного долга влечет за собой негативные экономические последствия, подрывает экономическую стабильность страны. Это можно объяснить тем, что:

1. При выплате процентов по государственному внутреннему долгу увеличивается неравенство в доходах населения.

2. Государство использует повышение налоговых ставок, что усиливает социальную напряженность в обществе.

3. При наличии внешнего долга часть созданного продукта внутри страны передается за рубеж.

4. Происходит рост ставки процента на капитал.

Важнейшими мерами по управлению государственным долгом являются конверсия и консолидация. Конверсия – изменение доходности займа.

Для того чтобы снизить расходы по выплатам долга, государство обычно снижает размер процентов по займам. Конверсия предполагает изменение ставки процента или срока выплаты долга.

Правительство государства обычно стремится отложить срок погашения долга, что превращает государственный долг из краткосрочного в среднесрочный или долгосрочный.

Существует три вида конверсии: добровольная, принудительная и факультативная. Добровольная конверсия – ситуация, когда кредитор может согласиться с новыми условиями погашения займа или же может оставить прежние условия выплаты. В ситуации принудительной конверсии кредитор обязан согласиться с новыми условиями погашения займа.

При факультативной конверсии кредитор имеет право выбора новых условий выплаты.[5]

Консолидация государственного долга предполагает продление срока выплат краткосрочных и среднесрочных займов, а затем превращая все займы в один большой долгосрочный долг.

Другие меры по управлению государственным долгом:

1. Аннуляция – полная отмена выплаты долга. Аннуляция применяется только в том случае, когда государство признает себя банкротом в качестве должника.

2. Пролонгация – продление срока выплаты долга, но с погашением процентов.

3. Секьюритизация – перепродажа государственных облигаций на фондовой бирже.

4. Капитализация – перевод государственных облигаций в частные акции для продажи на бирже.

5. Новация – представляет собой соглашение кредитора и заемщика о прекращении долговых обязательств или заменой их другими обязательствами, предусматривающие иные условия погашения долгов.

6. Унификация – представляет собой процесс принятия решения государством об объединении нескольких выпущенных ранее займов, превращение их в новые займы.

7. Отсрочка платежа – происходит в ситуациях, когда государство не может вовремя погасить долг, но при этом выпуск новых займов не эффективен.

8. Обмен по регрессивному соглашению является самым нежелательным методом, т.к. предполагает отказ государства от части своих долгов.

Любое государство устанавливает предельные объемы внешнего и внутреннего долга на очередной финансовый год.

В целом, предельный объем государственного долга не должен превышать объем расходов бюджета государства[6].

Своевременная невыплата займов, невыполнение своих обязательств создает государствам такую угрозу как дефолт. Дефолт это – своевременная невыплата займов, невыполнение своих долговых обязательств.

Дефолт имеет множество отрицательных последствий, сред и них можно выделить следующие:

1. Репутация государства как заемщика снижается;

2. Подрывается доверие к правительству государства, к его политике;

3. Правительство отказывается от своих обязательств, что может повлечь за собой изоляцию государства на международной арене;

4. Кредиторы оказывают политическое давление на должника;

5. Арест имущества должника, которое находится за рубежом[7].

Рост величины государственного долга негативно сказывается на экономике страны, подрывает экономическую стабильность. В виду этого важно разумное управление внешним государственным долгом[8].

В нынешней же ситуации принятие новых обязательств по предоставлению кредитов иностранным заемщикам сопряжено с повышенными рисками, в том числе с рисками неисполнения данных обязательств.

На протяжении многих десятилетий для большинства стран мира остается актуальной проблема суверенных долгов. Почти у всех стран мира наблюдается долговая экономическая система. Возникает государственный долг по многим причинам, а самыми главными из них являются проблемы бюджетного дефицита, наличие свободных денежных средств у населения и прочие государственные заимствования, связанные с решением социально-экономических проблем.

На основе государственных задолженностей различных стран функционирует международный рынок суверенных долгов, который представляет собой совокупность экономических отношений между участниками мирового финансового рынка по поводу заимствования финансовых ресурсов и предоставлении их в кредит.

Внутренний государственный долг возникает путем выпуска и продажи государственных ценных бумаг на внутреннем рынке. Внешний государственный долг возникает при предоставлении финансовых ресурсов со стороны правительственных учреждений, банков, организаций, находящихся за границей. Основными держателями внешнего долга являются компании, государственные учреждения различных стран, банки, а также финансовые международные организации.

На сегодняшний день существуют несколько широко известных методов и способов управления государственным долгом, осуществляемого государством, к ним относят:

1) рефинансирование государственного долга, под которым понимается система погашения первоначальной государственной задолженности путем выпуска новых займов. Государство с помощью Центрального банка страны использует данный метод в случаях дефицита бюджета или увеличения государственной задолженности.

2) конверсия, представляющая собой изменение доходности займов, при котором государство снижает расходы по управлению государственным долгом путем снижения размера выплачиваемых процентов по займам;

3) консолидация государственного долга представляет собой изменение условий займов с целью удлинения, реже сокращения, его срока. Консолидация проводится через обмен облигаций предыдущего займа на новый.

4) унификация займов является методом, упрощающим управление государственным долгом и сокращающим расходы по его обслуживанию, поскольку при объединении несколько займов в один, происходит уменьшение количества ценных бумаг;

5) новация, как метод замены исходной договоренности между сторонами другой договоренностью между этими же сторонами, предусматривающей другой способ исполнения;

6) аннулирование государственного долга – полный отказ государства от обязательств по выпущенному займу. При этом данный метод является менее предпочтительным, так как может подорвать авторитет государства, который зависит от признания им своих долгов и обеспечения их полного погашения в установленные сроки. Также существует способ обмена по регрессивному соотношению облигаций предыдущих займов на новые. Такой метод проводится с целью сокращения государственного долга, но также как и аннулирование является одним из нежелательных, так как представляет собой частичный отказ государства от своих долгов.

Выбирая методы управления государственным долгом, необходимо помнить о том, что основная задача заключается в изменении долговой стратегии с отсрочки платежей на сокращение долга.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 193.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...